27 сентября 1740 года на Камчатку прибыл член Академического отряда Г. В. Стеллер.
Стеллер Георг Вильгельм (1709–1746), немецкий натуралист, адъюнкт Петербургской академии наук, путешественник, первый исследователь Северо-Западной Америки. Родился в небольшом городке близ Нюрнберга (Германия) в семье дирижера церковного хора. В 1733 году окончил теологический факультет Галльского университета, параллельно посещал медицинский факультет и работал учителем ботаники в школе. Не получив место профессора ботаники в университете, Стеллер в ноябре 1734 года приехал в Петербург. Там работал врачом у сподвижника Петра I — архиепископа Ф. Прокоповича. По его ходатайству в феврале 1737 года был принят в Академию наук адъюнктом натуральной истории при Второй Камчатской экспедиции.
В январе 1738 года отправился в Сибирь, через год достиг Енисейска, Иркутска, летом собирал коллекции в Забайкалье. В мае 1740 года прибыл в Якутск, затем отправился в Охотск, а в сентябре перебрался на Камчатку и по май 1741 года проводил исследования полуострова, посетил вулкан Авача, мыс Лопатка, Северные Курилы и составил первое этнографическое описание камчадалов.
В 1741–1742 годах на судне "Святой Петр" Стеллер участвовал в экспедиции В. Беринга к берегам Америки и часто конфликтовал с ним, поскольку капитан не прислушивался к его советам. Например, натуралист заметил признаки близкой земли и предложил подойти к ней, но командор отказался. Это были Алеутские острова. Только в середине июля корабль достиг берегов Аляски, и Стеллер высадился на остров Каяк. За шесть часов стоянки он успел определить 163 вида растений и животных, в том числе Стеллерову хохлатую сойку.
На обратном пути ему удалось обследовать один из Шумагинских островов, описать несколько "доселе невиданных птиц" (к сожалению, без уточнения их особенностей) и впервые дать этнографическую характеристику алеутов.
Во время тяжелой зимовки на острове (Беринга) умерло 30 человек, в том числе и капитан-командор, а большая часть экипажа заболела цингой. Стеллер лечил всех и одновременно изучал географию, животный и растительный мир острова. Эти сведения легли в основу его книги "О морских зверях". Исследователь подробно описал биологию морской (Стеллеровой) коровы, большого очкового баклана (впоследствии оба вида были истреблены охотниками), сивуча, морского котика, морского бобра, голубого песца.
В августе 1742 года Стеллер вернулся в Петропавловск и два года провел на Камчатке. В основном пешком обошел большую часть полуострова, посетил почти все поселения. Эти походы позволили ученому сделать важное медицинское заключение о том, что цинга находится в прямой зависимости от недоедания.
Работа Стеллера "Описание земли Камчатки", опубликованная после его смерти, получила широкую известность. В ней, в частности, есть сведения о рельефе полуострова и впервые указано, что к западу от Главного (Срединного) хребта вдоль Охотского моря простирается неширокая низменность, пересекаемая множеством коротких рек. На востоке были выделены "другие большие горы [которые] тянутся с юго-запада на северо-восток, спускаются многочисленными длинными шпицами и мысами в море и образуют значительные изгибы" берега. Вне сомнения, речь шла о Восточном хребте и его отрогах.
В августе 1744 года Стеллер уехал с Камчатки и с 16 ящиками коллекций через Охотск и Якутск весной 1745 года прибыл в Иркутск. Там его обвинили в содействии камчадалам-бунтовщикам. Лишь в конце года сняли обвинения. В январе 1746 года ученый отправился в Красноярск, затем в Соликамск и Пермский край. Вскоре по ошибке его вновь задержали и направили в Иркутск для допроса, однако около Тары (ныне Омская область) отпустили. По пути в Петербург Стеллер простудился и умер в Тюмени.
По свидетельству современников, в частности И. Гмелина, Стеллер обладал блестящими способностями, обширными знаниями, редкой работоспособностью, ярким живым умом и веселым характером.
Именем Стеллера названы бухта одного из Алеутских островов и гора на Аляске.
Пристань Большерецка, мысок на Гольцовке с балаганами (1908/1909). Из статьи А. А. Смышляева «Камчатский край. Большерецкие веси»
27 сентября 1827 года бриг "Александр" разбился около Большерецкого устья.
"Александр" — парусный бриг 4-х пушечного ранга Российского императорского флота. Нёс службу на Дальнем Востоке России в составе Охотской флотилии. Выполнял разведывательные экспедиции, посыльные миссии, а также завоз продовольствия в Охотск, Петропавловский Порт, Гижигу, Тигиль, Большерецк и Нижнекамчатск, в том числе совершал транспортные рейсы в интересах Русско-американской Компании (РАК).
Бриг был заказан к постройке в связи с развитием и увеличением населения Охотска, Камчатки, Русской Америки и растущими потребностями региона в грузоперевозках. В это время корабли охотского порта продолжали нести основную роль по снабжению постов и в немалой степени способствовали деятельности РАК.
Чертеж для постройки брига для Охотского моря без названия был прислан из Адмиралтейств-коллегии. Его составил конструктор К. А. Глазырин. Облик брига "Александр" сходен бригу "Михаил", с увеличением длины корпуса и глубины трюма. На обороте копии написано: "Сей чертеж представлен при рапорте директора кораблестроения от 22.12.1825 г.".
По сведениям Ф. Ф. Веселаго, бриг "Александр" заложен 1 марта 1824 года на Охотской верфи. Заложил его и строил подпоручик корабельных инженеров И. С. Черногубов. Бриг спущен на воду 25 июня 1825 года, после чего вошел в состав Охотской Флотилии. 24 января 1826 года на чертёж наложена резолюция. "По сему чертежу велено построить в Охотском порте два брига „Николай“ и „Камчатка“, января 24 дня 1826 года. Утверждаю: Начальник МШ Моллер 2-й.".
Водоизмещение около 250 тонн. Длина 22,65 метра, ширина без обшивки 6,8 метра. Осадка носом 2,71 метра, кормой 3,02 метра, глубина интрюма 4,03 метра. Движителем являлись паруса, площадью 460,5 м². Вооружение составляли 4 пушки.
В кампании 1825-1826 годов бриг "Александр" доставлял пассажиров и грузы в порты Охотского моря.
9 сентября 1827 года "Александр" под командованием капитан-лейтенанта В. М. Захарова с грузом вышел из Охотска в Петропавловский Порт, но так как повредил управление рулём, спустился к Большерецку и вечером 22 сентября стал на якорь против устья реки Большая.
На следующий день поднявшийся сильный ветер начал относить бриг, в итоге отнёс на 30 миль южнее. Ветер переменился и погнал бриг в обратном направлении. В. М. Захаров намереваясь укрыться от ветра и волн в устье реки, в темноте проскочил вход в устье и стал на 4 мили севернее его.
Утром 27 сентября 1827 года ветер перешёл в шторм и в 4 часа пополудни погнал бриг в берег кормой вперёд. "Александр" был выброшен на берег приблизительно в километре от устья реки Большая. В момент столкновения с берегом, у брига отбило фальшкиль и выломало руль. Затем ветер развернул бриг левым бортом. В продолжавшийся отлив бриг опрокинулся на морскую сторону. Через четыре часа вода отошла, и команда перебралась на берег. Большую часть груза удалось спасти. Через несколько дней корпус был разбит волнами. В этом же году бриг "Александр" исключён из списков флота. По итогам расследования крушения командир брига "Александр" капитан-лейтенант В. М. Захаров был оправдан.
Село Корф. Из энциклопедии
27 сентября 1928 года на базе Корфского рыбокомбината было образовано село Корф. В 1930 г. создан Корфский сельский Совет.
Корф — село (до 1994 года — посёлок городского типа) в Олюторском районе Камчатского края (до 1 июля 2007 года в составе Корякского автономного округа Камчатской области). До разрушения имел население 1,2 тыс. чел. (2007 г).
Расположено на берегу Скрытой гавани и залива Корфа Берингова моря на длинной узкой песчаной косе напротив районного центра Тиличики. Посёлок получил название по бухте, которая в свою очередь названа в честь Андрея Николаевича Корфа, первого Приамурского генерал-губернатора.
С 1956 по 1958 годы в акватории залива близ Корфа действовал водный аэродром длиной 1500 метров, куда прибывали гидросамолёты с почтой и пассажирами. Впоследствии в этом месте был построен пирс, куда причаливали катера, плашкоуты и самоходные баржи.
В 1966 году в Корфе было создано государственное охотничье-промысловое хозяйство — Олюторский ГПХ, открылись цех по засолке рыбы-сырца и коптильный цех. Объектом промысла служили лососёвые, навага, корюшка, сельдь. Вместе со становлением рыбокомбината развитие получило животноводство — в центре посёлка до 1960 года действовала ферма КРС, впоследствии вынесенная за пределы Корфа.
В 1970-х гг. в посёлке был построен морской причал и рейд, а также аэропорт, принимающий грузовые (класса Ан-72) и пассажирские (класса Як-40) самолёты из Петропавловска-Камчатского и Паланы, стали осуществляться вертолётные рейсы в близлежащие посёлки района. Между Корфом и Тиличиками было налажено паромное сообщение. Через Корф стала завозится большая часть продовольствия, горючего и прочих товаров, поставляемых в этот район Камчатки.
В 1980-х гг. из-за особенности своего расположения на косе, когда некоторые улицы Корфа оказывались затопленными водой, поднимался вопрос о ликвидации населённого пункта.
В постсоветское время для Корфа наступили тяжёлые времена, многие жители покинули посёлок. В 1999 году был закрыт Олюторский госпромхоз. Обострились экологические проблемы.
21 апреля 2006 года Корф был разрушен сильным землетрясением магнитудой 7,8. Более 800 семей было эвакуировано. По однозначным оценкам экспертов Института физики Земли населённый пункт для проживания людей не пригоден, так как находится в цунами— и сейсмоопасной зоне, в том числе, в связи со снижением уровня корфской косы над уровнем моря более чем на 1 метр. Жителям стали предоставляться сертификаты для приобретения жилья. Сохранившиеся здания по мере выселения жителей стали специально разрушать.
10 ноября 2006 года Губернатор Корякского автономного округа выступил с инициативой упразднить село Корф. 20 декабря 2006 года был утвержден План мероприятий по закрытию села, однако выселить жителей сразу не удалось. По состоянию на 2008 год Корф был частично восстановлен и там проживало около 400 человек. В декабре 2012 года депутаты поселения приняли решение упразднить муниципальное образование "Село Корф", при этом в посёлке фактически проживало 18 человек. Предполагалось, что когда в селе не останется ни одного зарегистрированного жителя, Корф будет упразднён.
Теплоход «Ильич». Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
27 сентября 1934 года в восемь часов утра из порта вышел экспресс "Ильич". На нём находились пятьсот три пассажира и почти тонна почты. Судно двинулось к базе Авачинского рыбокомбината Моховая, чтобы забрать с неё продукцию. Затем оно отправилось во Владивосток. Отныне его плавания на Камчатку стали регулярными, а в газете появилась рубрика "Что привёз “Ильич”?".
Теплоход "Ильич" — трофейное германское судно, построенное на верфи "Блом и Фосс" в Гамбурге, однотипное с т/х "Русь". Вместимость, рег. т: 12931. Кол-во пассажиров, чел: 711. Длина, м: 159. Ширина,м: 20. Осадка, м: 7,45. Мощность и кол-во силовых установок, шт.хл.с.: 2х5500. Скорость, уз: 15.
Теплоход "Ильич" имел все удобства для пассажиров, комфортабельные каюты 1-го, 2-го и 3-го класса и даже бассейн. Теплоход мог принять 451 пассажира и около 5000 тонн груза. Однако у судна был один недостаток: его отопительная система в зимнее время не обеспечивала нормальной температуры в пассажирских помещениях. Обслуживал экспрессную линию Владивосток—Петропавловск-Камчатский.
В январе 1965 года, после 6-летнего ремонта на заводе "Дзянянь" в Шанхае (КНР), прошел переоборудование по образцу теплохода "Русь". Количество пассажирских мест было увеличено с 451 до 711, а грузоподъемность уменьшена с 5000 до 3850 тонн. Установлена новая система отопления, с учетом особенностей дальневосточного климата.
Евгений Андреевич Коптев. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
27 сентября 1928 года объявлен приём в учебно-показательную ремесленную мастерскую при школе-девятилетке. Туда брали молодых людей в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, окончивших первую ступень единой трудовой школы.
27 сентября 1935 года родился писатель и журналист Евгений Андреевич Коптев. На Камчатке вышли в свет его книги "Час большой тишины", "Рассветы нашего детства", сборник рассказов "Запахи дождя". Член Союза писателей СССР и России, лауреат премий — литературной им. Г.Г.Поротова, Камчатской краевой государственной, окружной им. С.Н.Стебницкого; его портрет и биография занесены в "Скрижали Камчатки".
27 сентября 1984 года — решением Корякского окрисполкома № 162 рассмотрен вопрос о мерах по улучшению изучения политической, художественной, детской и другой литературы на языках народностей Севера.