20 сентября 1651 года — Михаил Стадухин у реки Гижиги поставил "острожек". Зимой совершал походы по берегам Гижиги, собирая сведения о реках, лежащих к югу.
Стадухин Михаил Васильевич — (?–1666), землепроходец и арктический мореход, казачий атаман, один из первооткрывателей Восточной Сибири.
Уроженец архангельского Севера. В юности перебрался в Сибирь и 10 лет прослужил казаком на берегах Енисея, затем на Лене. Зимой 1641 года отправился во главе отряда "проведывать новых земель". Совершив переход на конях через северную часть хребта Сунтар-Хаята, попал в бассейн Индигирки. В районе Оймякона собрал ясак с окрестных якутов, прошел на коче до устья Момы и обследовал ее низовья. Затем отряд спустился к устью Индигирки и летом 1643 года первым достиг морем дельты "большой реки Ковыми" (Колымы), открыв 500 километров побережья Северной Азии и Колымский залив.
Во время плавания, как показалось мореходу, наблюдал "огромную сушу". Так родилась легенда о великой земле на Ледовитом океане против берегов Восточной Сибири. Более 100 лет после плавания Стадухина служилые люди и промышленники верили в то, что найдут на этой "землице" ценную "мягкую рухлядь" (песцовый мех), "заморную кость" (бивни мамонтов), "корги" (косы) с богатейшими лежбищами "зверя-моржа", дающего не менее ценный "рыбий зуб" (моржовые клыки).
По Колыме Стадухин поднялся на ее среднее течение (открыв восточную окраину Колымской низменности), поставил к осени на берегу первое русское зимовье для сбора ясака, а весной 1644 года — второе, в низовьях реки, где жили юкагиры. Основанный землепроходцем Нижнеколымск стал отправным пунктом для дальнейшей колонизации северо-востока Сибири и побережья Ламского (Охотского) моря. За два года на Колыме Стадухин собрал "восемь сороков соболей" (320) и привез этот "государев ясачный сбор" в ноябре 1645 года в Якутск. Кроме пушнины он доставил первые вести о новооткрытой реке: "Колыма… велика, есть с Лену" (что было явным преувеличением). Но вместо благодарности и платы за службу по приказу воеводы у него отобрали его собственные "четыре сорока соболей".
Около двух лет первооткрыватель прожил в Якутске, готовясь к новому путешествию на север, чтобы разведать земли, о которых собрал сведения во время зимовки на Колыме. В 1647 году он прошел на коче вниз по Лене. В марте 1648 года, оставив часть спутников зимовать на реке Яна "в ясашном зимовье", Стадухин с несколькими служилыми людьми отправился на нартах на Индигирку. На реке они построили коч, спустились к устью и морем достигли Нижнеколымского острога.
Летом 1649 года землепроходец двинулся дальше на восток, чтобы достигнуть "Чукотского Носа". Но нехватка запасов продовольствия, отсутствие хороших промыслов и боязнь "поморить голодною смертью служилых и промышленных людей" вынудили его повернуть назад, по-видимому, от островов Диомида (в Беринговом проливе). На Колыму он вернулся в сентябре и стал готовиться к сухопутному походу на Анадырь. Это новое путешествие, растянувшееся на десятилетие, Стадухин предпринял не только на свой страх и риск, но и за собственный счет. На Анадыре он встретил С. Дежнева, с которым у него возник спор по поводу сбора ясака. Погромив на Анадыре юкагиров, отняв у них сколько мог соболей, Стадухин зимой перешел на лыжах и на нартах на реку Пенжина.
В ее устье землепроходцы "поделали кочи" и на близлежащих участках западного побережья Камчатки заготовили лес для строительства судов. Морем они перебрались на зимовку к устью Гижиги ("Изиги"). Опасаясь нападения коряков, Стадухин летом 1652 года направился на юго-запад вдоль скалистой приморской полосы Гижигинской губы и залива Шелихова. Осенью он прибыл к устью реки Тауй, построил там острог, собирал ясак и промышлял соболя.
Летом 1657 года Стадухин со спутниками дошли на кочах до острога в устье Охоты, летом 1659 года через Оймякон и Алдан вернулись в Якутск, замкнув гигантский кольцевой маршрут по Северо-Восточной Азии. Из поездки Стадухин привез не только большую "соболиную казну", но и чертеж своего пути по рекам и горам Якутии и Чукотки, а также плаваний у берегов Восточно-Сибирского и Охотского морей (этот важный картографический документ, видимо, не сохранился). В экспедиции им также были собраны сведения об островах в Северном Ледовитом океане и в Беринговом проливе.
Стадухину удалось первым побывать на Камчатке. За 12 лет он прошел свыше 13 тысяч километров — больше, чем какой-либо землепроходец XVII века. Общая длина открытых им северных берегов Охотского моря составила не менее 1500 километров. Его географические открытия нашли отражение на карте П. Годунова, составленной в 1667 году в Тобольске.
За свою службу Стадухин был поверстан в атаманы. В 1666 году якутские власти поручили ему предпринять новый поход, но в пути атаман был убит в схватке с "немирными" аборигенами. Погиб он не богачом, а должником.
Крест на реке Кануч, 2000 год. Из книги А. А. Смышляева «Популярная история Камчатки от древности до 1917 года».
В центре фотографии — губернатор Камчатки В. А. Бирюков. Остальные: Б. А. Невзоров, А. Г. Коваленков, Е. И. Атласов, Я. С. Левко, Н. В. Бянкин, Н. Колесников.
20 сентября 2000 года в устье реки Белой (так теперь по некоторым представлениям, называется река Кануч) появился новый, трехметровый крест из лиственницы. Предположительно на этом месте стоял крест, поставленный Владимиром Атласовым в 1697 году. Его поставили предприниматель и краевед Анатолий Георгиевич Коваленков, журналист Михаил Жилин при участии губернатора Камчатки Владимира Афанасьевича Бирюкова, потомка славного землепроходца геолога Евгения Ивановича Атласова. Освятил крест иерей Ярослав Стефанович Левко. В настоящее время крест совершенно зарос и не виден.
Камчатский краевед писатель М. Я. Жилин пишет: "Крест Владимира Атласова, землепроходца, присоединившего Камчатку к Российскому государству, восстановлен 20 сентября 2000 г. на его историческом месте у слияния реки Белой (Кануч, Крестовой) с рекой Камчаткой".
Также М. Я. Жилин раскрывает предысторию и причину установки этого аналога атласовского креста: "В 1959 г. краевед В. Воскобойников и Герой Советского Союза, вице-адмирал Г. Щедрин, командующий Камчатской флотилией, проявили инициативу по восстановлению памятного креста Атласова. 9 августа 1959 г. ими, при участии жителей посёлка Ключи и моряков Петропавловского гарнизона был установлен крест на левом берегу реки Белой. Такое название вместо Крестовой (Кануч) появилось на картах в конце XIX столетия по неизвестной причине, возможно, за белый цвет гальки. Крест простоял до мая 1988 г. и был заменён новым. Его поставили школьники города Ключи. По некоторым параметрам он не соответствовал первоначальному. Так, вместо восьмиконечного был установлен четырёхконечный крест. С отступлением от исторической была сделана и надпись. Со временем этот крест зарос тальником и совершенно не был виден не только с реки Камчатки, но и с реки Белой. По существу, он перестал соответствовать своему назначению".
Иван Фомич Елагин. kamlib.ru
Елагин Иван Фомич — офицер российского императорского флота. Мореплаватель. Капитан 1 ранга. Основатель города Петропавловск-Камчатский. Участник Второй Камчатской экспедиции.
Иван Елагин родился в 1708 году. Являлся представителем мелкопоместного дворянского рода Елагиных Псковского уезда. В 1721 году поступил в Академию морской гвардии в Санкт-Петербурге. С 1726 года проходил практику на гребном флоте, в качестве штурманского ученика плавал на кораблях Кронштадтской эскадры. С 1729 года служил в Астрахани, где 20 мая 1730 года произведен в подштурманы. В 1731 году вернулся в Петербург и продолжил службу на Кронштадтской эскадре.
По собственному желанию 17 апреля 1733 года Елагин назначен во Вторую Камчатскую экспедицию в отряд Алексея Чирикова. В том же году произведен в звание штурмана. По прибытии в Охотск производил опись рек и осуществлял проводку судов от реки Урак до Охотска. По приказу руководителя Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга 29 сентября 1739 года на купеческом судне вместе с мичманом Хметевским отправлен из Охотска в Большерецк.
Выполняя роль авангарда экспедиции Беринга, Иван Елагин получил приказ описать побережье Камчатки. Зимой 1740 года по берегу, а летом на боте выполнил съемку около семисот километров побережья полуострова Камчатка, от устья реки Большой до Авачинской губы включительно, произвел промеры глубины и определил возможность захода в губу пакетботов экспедиции, нанес на карту пять прибрежных вулканов, в том числе Авачинскую Сопку.
Обследовав обширную Авачинскую губу, где имелись три бухты, Елагин остановил свой выбор на наиболее удобной из них для стоянки кораблей, произвел ее опись и составил карту. Отряд под его командованием 10 июня приступил к строительству складских и жилых помещений на северном берегу Ниакиной бухты Авачинской губы у ительменского стойбища Аушина, основав тем самым новый русский поселок — будущий город Петропавловск-Камчатский.
20 сентября 1740 года в Ниакиной гавани И. Ф. Елагин составил рапорт Берингу, где сообщил, что построено "камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента".
Первые постройки были возведены на северном берегу гавани Ниакиной. Елагин доложил также о завершении промеров глубин Авачинской губы, составлении карт западного берега Камчатки от устья реки Большой до Лопатки и восточного берега от Лопатки до Авачинской губы, то есть предполагаемого пути следования кораблей экспедиции. Кроме того, Елагин начертил первую обстоятельную карту Авачинской губы с указаниями глубин, рельефа берегов, растительности, местных географических названий.
Осенью, 17 октября 1740 года в Авачинскую губу прибыли пакетботы "Святой апостол Павел" под командованием Алексея Чирикова и "Святой апостол Петр" под командованием Витуса Беринга. Этот день считается днем рождения города Петропавловска-Камчатского.
Произведен в мичманы 3 декабря 1741 года и под командой Чирикова плавал к берегам Северо-Западной Америки. Принимал участие в открытии около четырехсот километров западного побережья островов Александра, части хребта Святого Ильи и полуострова Кенай, островов Афогнак и Кадьяк, а также четырех островов Алеутской гряды. На обратном пути, несмотря на смерть от цинги двух лейтенантов и штурмана, тяжелую болезнь капитана Чирикова и собственное недомогание, благополучно довел судно к Камчатке.
В 1742 году Елагин снова плавал под командой Чирикова на восток. Во время этого плавания вторично после Беринга открыты Командорские острова. В конце года доставил в Санкт-Петербург рапорт президенту Адмиралтейств-коллегии Н. Ф. Головину — первое в истории описание побережья Северо-Западной Америки.
Иван Фомич Елагин 27 января 1743 года произведен в лейтенанты. В это же время при отсутствии свободной вакансии оставлен в Санкт-Петербурге и назначен в корабельную команду с предоставлением отпуска, в котором не был двадцать лет. Затем, с 6 мая служил на яхте "Елизабет".
По новому штату 5 сентября 1751 года Елагин записан тем же рангом, а 3 октября произведен в капитан-лейтенанты с назначением в галерный флот. До 1752 года служил на Балтике и в Архангельске. Затем 8 декабря назначен советником в Адмиралтейскую контору, но в связи с болезнью, с 1753 года обязанности советника выполнять не мог, находился на излечении.
Командирован в Саратов 20 декабря 1754 года, где до 1757 года занимался перевозками соли. Произведен в капитаны 2 ранга 18 февраля 1758 года и переведен в корабельный флот. С 12 декабря 1760 года заведовал штурманской ротой. Через два года 10 апреля 1762 года получил чин капитана 1 ранга и стал командиром Рижского порта. Оставался в этой должности до самой смерти. Умер Иван Фомич Елагин 21 марта 1766 года в Риге.
Таким увидели Петропавловск в 1841 г. моряки военного транспорта «Або».. Из книги С.В. Гаврилова «Три века Петропавловского порта»
С 20 сентября по 24 ноября 1841 года в Петропавловске пребывал военный транспорт "Або" под командой капитан-лейтенанта А. Л. Юнкера.
Это судно в 1840-1842 гг. совершило одно из кругосветных плаваний. Транспорт был построен в 1840 г. на верфи города Або в Финляндии. Он имел длину 39, ширину 10,3, осадку 5,2 м и водоизмещение 800 т, его экипаж включал 83 человека, из них 73 "нижних чина". "Цель экспедиции состояла собственно в отвозе материалов и разных вещей для Охотского и Петропавловского портов…". Транспорт вышел из Кронштадта 5 сентября 1840 г., а прибыл к воротам Авачинской губы 20 сентября 1841 г., то есть путь на Камчатку занял у него один год и шестнадцать дней, из них двести сорок восемь — под парусами.
На судне в числе офицеров находился Г. К. Блок, оставивший об этом плавании интересные воспоминания, вышедшие в 1854 г. в Петербурге под названием "Два года из жизни русского моряка. Описание кругосветного плавания, совершенного в 1840-1842 годах на российском транспорте "Або"". Воспользуемся этой работой, чтобы показать, каким в ту пору был наш Петропавловск и как здесь тогда принимали редко приходившие парусники, привозившие долгожданные новости с далекой родины.
"20-го сентября мы пришли на вид Авачинской губы; но ветер был решительно противный и к тому же такой тихий, что мы едва удерживали свое место лавировкою… На другой день, часу в три пополудни, нас подогнал хороший брамсельный зюйд-остовый ветерок, и мы весело понеслись ко входу в Авачинскую губу; но несколько позже спустился густой туман… Отдав якорь, мы салютовали семью пушечными выстрелами. Исправность, с которою последовал ответный салют, невольно бросалась в глаза и доказывала, что нас ожидали нетерпеливо…
Вечером, часу в одиннадцатом в исходе, нас посетили помощник начальника Камчатки и командир военного бота "Алеут", чтобы поздравить с благополучным прибытием в их отдаленный край. Свидание было радостное и оживленное неподдельным весельем.
Петропавловск построен при подошве двух гор, почти параллельных между собою, из которых западная называется Сигнальною, а восточная — Калахтырским хребтом. К северу от города из-за Никольской горы поднимается величественная Авачинская сопка, а к юго-западу виден гигантский Велюй; горы и примыкающие к ним возвышенности небрежно покрыты снежною пеленою, и вся окрестность дышит самою дикою прелестью. Из замечательных строений города, особенно бросающихся в глаза, можно назвать Собор Св. Петра и Павла, дом начальника Камчатки и два-три дома обывательских; остальные строения не более, как хижины.
Спустя немного, мы миновали риф, простирающийся от Сигнального мыса к SSO; капитан приказал спустить гичку, на которой отправился с рапортом к начальнику Камчатки, препоручив старшему офицеру по приходе в губу ошвартоваться.
Небольшая гавань Петропавловска очень спокойна; впрочем, не всегда. При сильных землетрясениях, нарушающих иногда, хотя и весьма редко, спокойствие здешних величественных берегов, в Петропавловской губе делается большой прилив и отлив, а в заключение сильный водоворот. Не помню, в котором именно году, одно охотское судно, стоявшее здесь во время землетрясения, было сорвано с четырех якорей и выброшено на берег; так силен был образовавшийся водоворот. Мне рассказывали также впоследствии о землетрясении, случившемся в Петропавловске месяца за четыре до нашего прихода. Оно было, как говорили, так велико, что размахи креста колокольни Петропавловского собора доходили до трех футов в каждую строну от вертикального положения шпица…".
Сдав груз, приняв воду, продовольствие, балласт, подправив рангоут и дав команде отдых, "Або" готовился к выходу в обратное плавание. 17 ноября 1841 г. моряки начали распиливать льдины в Ковше, для того, чтобы вывести транспорт на еще не замерзший внешний рейд. "20-го ноября отслужили у нас молебен, при котором присутствовали многие из жителей Петропавловска. С этого дня начались наши прощальные визиты, а через двое суток… мы перебрались на холодный транспорт. Морозы стояли в то время около 13 градусов…".
Талон на сахар Петропавловск-Камчатский, 1990 год. kamchatka-museum.ru
20 сентября 1990 года было принято решение горисполкома № 1554 "О введение талонов в г. Петропавловске-Камчатском на 1991 г.". В связи с недостаточностью запасов и для упорядочения торговли, равномерного распределения товаров среди населения, решено оставить в 1991 г. отоваривание сахара, чая, стирального порошка, мыла хозяйственного и мыла туалетного, алкогольных напитков по талонам.
Талон-заказ на всё перечисленное решено, как и прежде, выдавать населению через жилищно-коммунальные службы, комендантов общежитий, председателей кооперативных домов, отделы кадров баз флотов и других домовладельцев. Изготовить бланки талонов заказов в срок до 1 декабря 1990 г. поручено директору областной типографии. На эти цели, а также на организацию выдачи талонов из городского бюджета выделялось 76,8 тыс. руб.
Казалось, что нет ничего страшного, ещё год проживём с этими талонами. Тем более что люди к ним худо-бедно уже привыкли. Но обстановка менялась просто стремительно: сплошь и рядом нарушались сроки поставки продукции, товар стали прямо в дороге перекупать и перехватывать другие регионы. Если раньше это было исключением, то в конце 1990 г. превратилось в норму. Тем более что "центр" постоянно обрезал лимиты на некоторые виды продукции. Ведь во многих других регионах с ними было ещё сложнее, чем на Камчатке.
Однако, отвечая на вопросы газеты "Камчатский комсомолец" в середине октября, Г. Ильяшенко, начальник торгового отдела "Продтоваров" ещё бодрилась: "Мясо, преимущественно импортная баранина, под угрозу исчезновения не попадает. Фонды обеспечены. Поставки куриных яиц в магазине не уменьшились, а увеличились. В сентябре, в частности, на 51 %. Тем не менее, яиц не хватает, причина тому ажиотажный спрос. Крупы и макаронные изделия тоже стали жертвой неограниченной скупки про запас. Производство макарон не уменьшилось. Раньше мы продавали 45 тонн риса в месяц, теперь около 56 тонн. Сложнее с гречневой крупой: фонды ограничены, и мы пока в состоянии обеспечить только детские сады, больницы и прочие социально бытовые учреждения. Не исключено, что с 1 ноября придётся вводить макаронно-крупяные талоны. Примерно такая же ситуация с маслом сливочным и растительным. За ним уже выстраиваются очереди, хотя маслом мы не обездолены, запасов сливочного масла на шесть месяцев. А вот поставки сахара на последние месяцы года нам действительно урезали до двух килограммов на человека в квартал. Но есть надежда, что с нового года жизнь станет слаще, правда, неизвестно, насколько".
Слаще жизнь не стала, а некоторые прогнозы начальника торгового отдела сбылись буквально через две недели. В конце октября облисполком решил ввести талоны ещё на ряд продуктов масло-растительное и сливочное, муку высшего и первого сортов, макароны, крупы (рис, гречку, манку и пшено).
Казенное винокурие началось в Камчатке еще в 1732 г. при дворянине Добрынском, который успел понизить цену на вино с 40 до 18 р. Сенат, получив от Беринга уведомление, что вино — это вполне может заменить хлебное, указом своим от 20 сентября 1733 года предписал в Камчатке сделать все необходимые приспособления для винокурения и продавать вино от казны. На основании этого указа вино приготовлялось по мере его потребности.
Осенью 1922 г. "Камчатский листок" сообщал, что 20 сентября 1922 года с западного побережья в Петропавловск пришёл пароход Свенсона "Мазатлан" с начальником тигильского гарнизона есаулом Савичем и американским консулом г. Томасом.
20 сентября 1938 года на Камчатке были созданы контрольно-ревизионные органы министерства финансов, ныне — управление Росфиннадзора по Камчатскому краю.
20 сентября 1966 года местная студия телевидения показала горожанам спектакль "Комиссар из Мечигмента" с Вячеславом Лазарчуком (диктором и журналистом) в главной роли.
20 сентября 1988 года решением Корякского окрисполкома рассмотрен вопрос о мерах по дальнейшему улучшению изучения родных языков, воспитанию детей в духе интернационализма и на традициях своего народа в школах и дошкольных учреждениях Корякского автономного округа
20 сентября 1991 года — решением № 180 Корякского окрисполкома создано муниципальное предприятие "Корякстройсервис".
20 сентября 1994 года — постановлением главы администрации Корякского автономного округа организован штаб по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий в Корякском автономном округе.