Камчатка 12 сентября: исследователь Гиллмард и село Ковран

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Виды Петропавловской гавани
Фото: Из сборника "Краеведческие записки". Выпуск 14

Френсис Генри Хилл Гиллмард

Френсис Генри Хилл Гиллмард родился 12 сентября 1852 года в Элтаме, графство Кент. Он был пятым ребёнком в семье доктора медицины Исаака Гиллмарда, потомка французских гугенотов, эмигрировавших в Англию. Френсис обучался в Кембридже, получил степени магистра гуманитарных наук и доктора медицины. Но влекла его не медицина, а путешествия. В 1873 г. он побывал в Лапландии, в 1877-1878 гг. во внутренних районах Южной Африки, на Мадейре и Канарских островах. 

Во время первой бурской войны 1881 г. снова посетил Южную Африку. Вернувшись в Англию, опубликовал свою первую книгу медицинское исследование. Затем Гиллмард отправляется в продолжительную зоологическую экспедицию на "Марчезе" (1882-1884), во время которой собрал огромную естественнонаучную коллекцию. К моменту публикации "Плавания Марчезы" (1886) Гиллмард являлся уже признанным учёным, членом обществ: Линнеевского, Королевского географического, Зоологического и многих других научных организаций. Он продолжил занятия зоологией, изучал животный мир на Кипре, стал инициатором создания "Фонда исследований острова Кипр". 

В 1890 г. публикует книгу "Жизнь Фердинанда Магеллана и первое кругосветное плавание, 1480-1521". В 1892 г. Гиллмард входит в состав официальной миссии ко двору султана Марокко. По окончании этого путешествия поселяется в Кембридже, некоторое время преподаёт в университете географию, редактирует серию географической литературы Cambridge University Press. Скончался 23 декабря 1933 г. в Трампингтоне, Кембридж.

В августе-сентябре 1882 г. на Камчатке побывала английская зоологическая экспедиция на паровой винтовой шхуне "Марчеза", совершавшей большое плавание на остров Цейлон, в Сингапур, на острова Рюкю, в Японию, Китай, на Филиппины, архипелаги Сулу, Молуккский и Малайский, в Батавию и Новую Гвинею. 

Одним из участников экспедиции был путешественник, писатель и натуралист Френсис Генри Хилл Гиллмард. По её итогам он написал книгу "Плавание Марчезы на Камчатку и в Новую Гвинею с заметками об островах Формоза, Лиу-Киу и некоторых островах Малайского архипелага", вышедшую в Лондоне в 1886 г. 

В то время как шхуна стояла в Петропавловске (она пришла сюда 13 августа 1882 г.), а затем совершала переход вдоль восточного побережья Камчатки, Гиллмард с несколькими товарищами и проводниками отправился в сплав на самодельном плоту по реке Камчатке от села Шаромы до самого устья. В течение месяца они посетили селения Старый Острог, Начики, Ганалы, Пущино, Шаромы, Верхнекамчатск, Мильково, Машуру, Щапино, Козыревское, Ушковское, Ключи, Камаковское, Нижнекамчатск и Усть-Камчатск. Затем путешественники благополучно встретились в устье реки Камчатки с ожидавшим их судном и отправились на остров Беринга, в Моржовую и Бечевинскую бухты, вернулись в Петропавловск и после этого окончательно покинули Камчатку. 

24 августа 1882 г. экипаж "Марчезы" принимал участие в установке памятника "Слава" на Косе Петропавловской гавани. Книга Ф. Гиллмарда один из немногих источников, рассказывающих о Камчатке 1880-х гг. На русский язык полностью она никогда не переводилась, да и в самой Англии была переиздана только в 2011 году. 


Газета «Безбожник». Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Борьба с религией в Советской России

Ставкой правительства в деле борьбы с религией явилось стремление разложить ее изнутри. В результате обсуждения в Политбюро этого вопроса было принято решение о создании при поддержке ГПУ направленного на раскол церкви обновленческого движения ("Живая церковь"). Первоначально оно поддерживалось государством. 

Закрывшиеся храмы передавали обновленческим священникам, их не подвергали репрессиям и т. д. Но, тем не менее, в докладах высших органов власти всегда подчеркивалось, что данные меры направлены не на создание лояльной церкви, а на ее скорейшее искоренение. 

На Камчатке обновленчество не имело успеха, но методы антирелигиозной работы оставались теми же. Циркуляром Дальневосточного бюро ЦК РКП(б) № 151 от 12 сентября 1923 года № 839 органам власти на местах предписывалось: 

1. "В плановой работе в первую очередь направлять усилия на поддержку соответствующих кадров, могущих вести антирелигиозную пропаганду, осуществляя это через организацию антирелигиозных кружков семинарий [при] Губкомах… 

3. Пропагандистов, могущих вести антирелигиозную пропаганду, взять на особый учет агитпропов… 

6. Молодежь, как объект в антирелигиозной пропаганде, должна занимать особое место перед прочими возрастами и группами населения. 

7. Содержание текущей работы должно быть направлено в сторону разоблачения всех существующих внутри церкви течений, не беря под свою защиту покровительство представителей живой церкви и других групп". 

Основными проводниками антирелигиозной пропаганды на Камчатке были: комсомольская организация, Союз безбожников и местная пресса. В 1923 г. антирелигиозной работой в Петропавловске руководил горрайком "через личное участие и свою инициативу". В 1923-1924 гг. он давал письменные указания ячейкам об антирелигиозной работе. В деревне антирелигиозной работой руководили учителя". 

В 1925-1926 гг. руководство со стороны окрбюро ВЛКСМ осуществлялось "только циркулярное, основное внимание которых уделялось устранению крикливости, имеющей место ранее". Самые значительные мероприятия в рамках антирелигиозной деятельности на Камчатке проводили комсомольцы. 

В 1927 г., подводя итоги своей работы, Камчатское окрбюро ВЛКСМ поделило ее на три периода. На первых порах (1923-1925 гг.) была развернута критика "религиозных обрядностей и церковнослужителей". Второй период (1926 г.) характеризовался как "затишье антирелигиозной работы в ячейках, вызванное тем, что неправильный метод антирелигиозной работы первого периода породил обострение отношений с населением, что заставило ячейки отказаться от антирелигиозной работы". Третий этап (с конца 1926 г.) расценивался как переходный к новым формам и методам антирелигиозной работы (создание естественно-научных кружков и ячеек безбожника). Основная деятельность сосредотачивалась в руках организованного на Камчатке "Союза безбожников".


Село Ковран. ковран.рф

Село Ковран

12 сентября 1961 года — Тигильский райисполком принял решение № 210 "Об объединении колхозов им. Жданова (с. Белоголовое) и "Красный Октябрь", колхозники переселены в село Ковран. 

Село Ковран находится в южной части района на береговой полосе Охотского моря, в 4 километрах от побережья в 12 метрах над уровнем моря на левом берегу одноименной реки. На начало 2007 года насчитывалось жителей 356 чел., в том числе 301 человек, представляющих коренные народности Севера. Первое упоминание Коврана содержится в книге "Описание земли Камчатки" С. Крашенинникова (1738). 

Существуют как минимум четыре версии происхождения названия Ковран: 

1 версия— "На зиму мыши много корней сараны и кимчиги (эмкен и лкл,м) собирают в свои магазины-антучи, которые расположены под небольшим слоем дерна. На том месте трава бывает чисто срезана. Так выгрызает траву полевая мышь(лэлькочъ), употребляющая траву на выстилку своего гнезда. Кроме того, над подобным мышиным "амбаром" имеется небольшое возвышение. Весной, когда мыши переходят на новую еду, остатки этих корней сараны и кимчиги начинают прорастать. Это обильное, очень красивое цветение называют каврвен. Поэтому считается что от этого слова и образовалось название села Ковран.

2 версия— название села связано с ительменским словом к,а,а,н, что значит корюшка. Это версия имеет право на существование, так как река Ковран издавна славится корюшкой, которую местные рыбаки вылавливали ранее до 200 тонн.

3 версия — Слово Ковран связывают с корякским словом кав,ъян, что значит поворот. Действительно, в районе бывшего Коврана есть крутой поворот, изгиб реки. Хотя многие сомневаются в этой точке зрения, так как кав,ъян — это поворот в обратном направлении, а такого нет.

4 версия — Населённый пункт получил название по расположению на берегу одноимённой реки — в 4-х километрах от устья.

В 1987 году в селе Ковран был возрождён древний национальный обрядовый праздник ительменов "Алхалалалай" (знаменует завершение хозяйственного цикла), в 2012 — праздник "Каврал" (день реки Ковран и бога Нузавуча).

Неподалёку располагаются священные для местных жителей (коряков и ительменов) места. Такие как гора Эльвель, мыс Зубчатый и остров Птичий. В этой местности археологами зафиксировано около 150 объектов культуры и истории живущих здесь народов. Большинство из них признаны археологическими памятниками всероссийского значения.

Также в этот день

12 сентября 1967 года изменено наименования конторы "Торгмортранс". Теперь она именовалась "Контора торговли и продовольственного снабжения “Торгмортранс” Камчатского морского пароходства ММФ СССР".

12 сентября 1968 года коллегия Министерства геологии СССР выработала документ, предусматривающий усиление разведки нефти и газа на Камчатке. Ученые считали, что на полуострове таятся крупные запасы жидкого топлива.

12 сентября 1992 года в Петропавловске прошла церемония перезахоронения останков капитан-командора Витуса Беринга и 5 членов экипажа пакетбота "Святой апостол Петр". 13 сентября 1992 года останки мореходов были преданы земле в бухте Командора (о. Беринга).

12 сентября 2013 года — в поселке Палана открыт обелиск в память погибших в авиакатастрофе 12 сентября 2012 года.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость