Камчатка 11 сентября: Тигильская крепость и лётчик Жигалов

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Нижнекамчатск, 1901 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и жилые дома
Фото: Фотография А. Сильницкого из фондов КГБУ ККОМ

Франц Рейнеке на Камчатке

11 сентября 1780 года на Камчатку прибывает новый главный командир, коллежский асессор Франц Рейнеке. Назначен он был по представлению другого Франца, иркутского губернатора Ф. Н. Клички. 

Рейнеке поручалось укрепить Петропавловскую гавань, обратить внимание на хлебопашество, огородничество и скотоводство. С хлебопашеством, как и у предшественников, вышла неудача, но огородничество поддерживалось и скотоводство развивалось. В 1781 году на Камчатке было сто тридцать восемь лошадей и двести семьдесят две головы крупного рогатого скота. 

Рейнеке поддерживал железоделательный завод, построив на нём две новые печи, но к этому времени привозное железо стало вдвое дешевле камчатского, и завод вскоре закрылся. В Мильковском селении устроили первую водяную мельницу, просуществовавшую почти пятьдесят лет. 

Деятельность Рейнеке во многом напоминает стиль работы М. К. Бема (командира Камчатки, премьер-майора, исследователя, статского советника). Он также собирался перевести управление в Тигиль, но, узнав, что в реке Тигиль наблюдается постоянный недолов рыбы, отказался от этой затеи. 

Энергичный труд Рейнеке прервался новой административной реформой 1783 года. Сначала было создано Иркутское наместничество, а затем Иркутскую губернию разделили на четыре области, в том числе Охотскую, в которую Камчатка вошла тремя уездами: Нижнекамчатским, Акланским и Гижигинским. 

Рейнеке пришлось заниматься обустройством центров уездов, названных городами. 27 февраля 1785 года. он перенёс управление из Большерецка в Нижнекамчатск. В том же году Рейнеке открыл управление в Гижигинске. А вот открытие третьего города задержало его на целый год. Акланский острог русские оставили ещё в 1746 году, а в 1748 году его сожгли коряки. 

Рейнеке решил поставить город на реке Палане, но место оказалось безрыбным и безлесным. Пришлось временно устроить Акланское управление в Тигильской крепости. Только в 1786 году нашли подходящее место на реке Аклан (Оклан), куда перевели управление из Тигиля, и Рейнеке смог покинуть Камчатку.


План Тигильской крепости XVIII века. www2.tigil.ru

Тигильская крепость

11 сентября 1780 года командиром Тигильской крепости назначен В. И. Шмалёв, который прослужил 10 лет.

Территория крепости была обнесена деревянным прямоугольным палисадом с заостренными углами — контрфорсами, защищавшимися пушками. Восточные и западные ворота крепости выходили к слободам, где жили "воинские служители" и разный люд, в том числе корякские семьи. Тигильскую крепость окружали леса.

В номере "Санкт-Петербургского журнала" за 1806 год о крепости написано: "Лежит выше Большерецка к северу на реке Тигиль, вытекающей из ключа при подошве очень высокой горы, Тигильским хребтом называемой. Крепость Тигильская есть единственная в тамошних местах: она служит оградою и пограничным укреплением против беспокойных чукчей, и застроена, в 1775 году для того, чтобы бунтующих, неподвижных коряк содержать в послушании и проложить от неё дорогу вокруг Пенженского моря до Охотска".


Дмитрий Степанович Жигалов. Из книги Евгения Бессмертного «Высокое дыхание»

Лётчик Жигалов

Дмитрий Степанович Жигалов родился на Мелитопольщине 10 ноября 1911 года. Очень скоро от голода и болезней умерли родители, он воспитывался в детском доме. В 1931 году окончил школу военных летчиков. Его направили работать в Главсевморпуть. Дмитрия Степановича лично знал прославленный исследователь Арктики Иван Дмитриевич Папанин, который неоднократно давал задания Жигалову.  Назначенный командиром эскадрильи Жигалов прокладывал новые воздушные трассы на Камчатке, в 1936 году освоил новую трассу Петропавловск — Анадырь. 

11 сентября 1936 года лётчик авиаотряда АКО Д. С. Жигалов совершил перелёт по маршруту Петропавловск — Ключи — Усть-Камчатск — остров Беринга. 17 сентября машина вернулась в Халактырку. Неоднократно он летал на Командорские острова. В 1936 году провел перепись Алеутского района. Награжден грамотой и премией.

Автор записок и воспоминаний о летчике "Высокое дыхание" Евгений Бессмертный пишет: "Митя как-то быстро породнился с Дальним Востоком, почувствовал себя здесь постоянным жителем и, наверно, поэтому задумывался над перспективами комплексного использования всех богатств этого сурового края. Как человек серьезный, основательный и дотошный, он очень скоро стал разбираться в экономике Камчатки, научился ставить точные прогнозы причин трудностей и неполадок в хозяйстве полуострова. Специфику же рыбных промыслов Митя изучил, как никто. Не прошли мимо его внимания неразбериха, связанная со снабжением промыслов солью, тарой, топливом и продуктами питания. И Жигалов выдвигает проект преобразования экономической жизни Камчатки. Но все планы прервала война".

Почти с самого начала Великой Отечественной войны Дмитрий Степанович находился на Карельском фронте. Летал на транспортном "Дугласе"", служил в 668 ближнебомбардировочном авиационном полку, а затем был назначен сначала командиром звена, чуть позже — командиром третьей авиаэскадрильи Краснознаменного Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка № 828, который базировался в поселке Летнереченский.

Жигалов участвовал во многих воздушных боях с врагом. В одном из таких боев его самолет был сбит. Дмитрий Степанович вместе с товарищем несколько дней выбирался по снегу, в мороз, из тыла врага. Они долго находились на излечении, после которого Жигалов был отправлен в Куйбышев, для освоения новых самолетов ИЛ. По представлению Военного Совета карельского фронта в апреле 1942 года Д.С. Жигалов за доблесть и мужество был награжден ордером Красной звезды.

По воспоминаниям Владимира Васильевича Козлова, председателя комитета ветеранов бывшего 828-го штурмового авиационного полка, героя Советского союза: 

"Беда пришла неожиданно. 6 января 1943 года. Раннее утро на аэродроме. Стоит сильный мороз. Самолет Жигалова вырулил на старт, сделал разбег, легко оторвался…

В 11 часов 25 минут, когда Дмитрий Степанович готовился уйти в зону для выполнения пилотажных фигур, его машина неожиданно "клюнула" на нос, затем стала валиться на крыло. Жигалов вполне смог бы покинуть самолет и спастись на парашюте, но он знал, что машина упадет на поселок, что самолетов не хватает в полку и каждый на вес золота, поэтому старался до последнего спасти ИЛ. Быстро терялась высота, тяжелая машина не слушалась летчика, круто вошла в пикирование…". Так погиб летчик Жигалов Дмитрий Степанович. Ему не было и 32 лет, жене Галине — 24, сыну всего 4 года.

Он мечтал долететь до Берлина. Эту мечту с честью выполнил его полк, его эскадрилья, прошедшие боевой путь от берегов Белого моря до Берлина.

Также в этот день

11 сентября 1953 года — решением Камчатского облисполкома № 332 ликвидированы артели промысловой кооперации "Дальневосточник" и "Горняк" Олюторского района. 

11 сентября 1954 года в Петропавловске на Озерновской Косе был организован судоремонтно-механический завод Камчатрыбпрома.

11 сентября 1970 года — решением Корякского окрисполкома № 193 закрыто с. Красное Кичигинского сельского Совета, а также в связи с переводом центральной усадьбы колхоза "Ударник" из с. Карага в с. Кострома образован Костромской сельский Совет, выделенный из Карагинского сельсовета, с изменением его границ.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость