4 октября 1737 года по приказу Беринга из Охотска на Камчатку вышел бот "Фортуна" под командой подпоручика Ивана Свистунова и подштурмана Емельяна Родичева. Им предстояло описать Авачинскую губу, а также реки Большую, Камчатку, построить маяки в необходимых местах, составить карты. На этом же боте на Камчатку прибыл С. П. Крашенинников.
Осенью И. Свистунов и Е. Родичев начали работы по описанию Авачинской губы. Поскольку их судно разбилось в устье реки Большой, и они лишились необходимых приборов, описание Авачинской губы оказалось неполным.
В 1738 году на устье реки Авачи И. Свистуновым и Е. Родичевым начато строительство маяка, казарм, жилья для участников экспедиции В. Й. Беринга.
8 сентября 1739 года И. Свистунов вернулся с Камчатки в Охотск. Он доложил Берингу о результатах работы в Авачинской губе и представил её карту.
Сведения, доставленные Свистуновым, не удовлетворили Беринга. В рапорте 10 октября 1739 г. Беринг писал: "что оную де губу описывал и вымеривал он, Свистунов, собою один, в чём в государственную адмиралтейскую коллегию того же сентября 10-го дня и рапортовано, при котором рапорте и описание той губы приложено. Токмо на том утвердиться невозможно, ибо оной Свистунов имел описание с берега".
Иннокентий Вениаминов (Иван Евсеевич Попов). msdm.ru
Иннокентий Вениаминов (Иван Евсеевич Попов ) (8 сент. 1797-12 апр. 1879) — миссионер-ученый, исследователь Алеутских островов и Аляски, митрополит Московский.
Родился 8 сентября 1797 года в селе Анга Иркутской губернии в семье бедного пономаря. В 1807 году поступил в духовную семинарию. Окончив ее, занял место священника Благовещенской церкви — одного из лучших иркутских приходов. Однако отец Иоанн избрал более тернистый путь — миссионерский. В июле 1824 года отправился в Русскую Америку, попал на остров Уналашка Алеутской гряды. Ему все пришлось начинать с нуля — построить для семьи дом, возвести для службы храм, открыть для алеутов школы. Вениаминов считал, что проповедь православного вероучения должна осуществляться на языках коренных жителей. Изучив алеутский язык, он сам составил грамматику и букварь, сделал перевод молитв и основных богослужебных книг — Евангелия, Катехизиса.
Помимо миссионерской деятельности, занимался наукой. Его перу принадлежит трехтомный труд "Записки об островах Уналашкинского отдела" — одна из лучших книг об Аляске. В ней представлены первые точные сведения о южной половине узкого и длинного полуострова Аляска и его западном продолжении — 1740-километровой дуге Алеутских островов, приведены особенности составляющих эту гряду островных групп — Лисьих, Андреяновских, Крысьих, Ближних, охарактеризованы 26 наиболее значительных бухт, описаны 9 (из 25) действующих вулканов и все проливы между островами.
В 50-е годы XIX века Вениаминов деятельно участвовал в освоении Амура и Приморья, являлся одним из ближайших сподвижников Г. Невельского и генерал-губернатора края Н. Муравьева-Амурского. Он не только остро чувствовал политическую ситуацию того времени, когда за Дальний Восток шла борьба соседствующих государств, но и смотрел далеко вперед.
"Лишь только мы оставим Амур, — писал он, — то или американцы, или англичане немедленно завладеют и уже не будут так вежливы с соседями нашими: они как раз и самим айгунцам покажут место за горами (лежащими вдали от берегов Амура), а потом, пожалуй, и подалее".
Вениаминову принадлежит план использования естественных ресурсов Приморья, расселения в нем крестьян, разведения пашен и скота, устройства селений и городов, в том числе Благовещенска. Вениаминов известен и как ученый-лингвист. Благодаря составленным им алеутской грамматике и русско-алеутскому, алеутско-русскому словарям алеуты в то время были самыми грамотными среди других народов Российской Империи. Материалы Вениаминова об алеутах и тлинкитах поражают полнотой и разнообразием этнографических сведений и в наше время представляют научный интерес.
Помимо всего прочего, он был человеком разносторонних практических знаний: умелым мореходом, часовым мастером, столяром; хорошо знал лесное дело.
В 1840 году, после смерти жены, Вениаминов принял монашество и с именем Иннокентий был назначен правящим архиереем во вновь создаваемую Камчатско-Курильско-Алеутскую епархию. Святитель 28 лет совершал постоянные поездки по Дальнему Востоку, Якутии и Камчатке, просвещал местных жителей, которые называли его Хорошим отцом, открывал для них школы и мастерские. В 1850 году он основал Чукотскую миссию, а также миссии в Северной Америке. Благодаря его трудам была образована самостоятельная Якутская епархия, переведена на якутский язык богослужебная литература.
С 1868 года Иннокентий — митрополит Московский, первоиерарх Русской православной церкви. Он учредил Православное миссионерское общество, содействовавшее православным миссиям в деле обращения в православную веру нехристиан, по его инициативе в 1870 году в Северной Америке были открыты Алеутская и Аляскинская епархии.
Спустя столетие после кончины Иннокентий Вениаминов был причислен Русской православной церковью к лику святых. Его именем назван вулкан — вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 метров).
Общий вид шлюпа «Восток», однотипного со шлюпом «Открытие».. Из энциклопедии
8 сентября 1821 года шлюп "Открытие" во второй раз посетил Петропавловский порт. Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.
Шлюпы "Восток" и "Открытие" были построены на Охтинской верфи под руководством инженера-кораблестроителя Вениамина Фомича Стокке, англичанина на русской службе. "Открытие" был заложен в 1817 году, а 1 мая 1818 года спущен на воду.
Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель — северный проход — разумеется, и не могла быть достигнута.
Карл Дитмар. Из энциклопедии
Карл Дитмар (1822–1892) — российский геолог, исследователь Камчатки, родился 8 сентября 1822 года в Лифляндской губернии в Феннерн (сегодня Вяндра).
В 1851 году Карл Дитмар был прикомандирован к военному губернатору Камчатки в качестве чиновника для особых поручений по горному делу. В течение 1851–1855 годов он совершил многочисленные поездки по Камчатке, обследовал западное и восточное побережья полуострова, долину реки Камчатки и полуостров Тайгонос. В 1855–1856 годах на обратном пути он недолго вел геологические исследования Приамурья.
Еще в 1851 году, будучи на Камчатке, Карл Дитмар получил от матери письмо, в значительной степени определившее его дальнейшую судьбу. Мать сообщала, что купила сыну в Лифляндии, в приходе Феннерн усадьбу Керро (в настоящее время Кяру). Вероятно, именно поэтому после возвращения из экспедиции с Камчатки в 1856 году Карл Дитмар решил вернуться обратно в Лифляндию.
В феврале 1858 года он вступил в брак с В. Штакельберг. Жизнь помещика обеспечивала Дитмару доходы, но не оставляла времени, чтобы обработать и опубликовать путевые записки (статьи по геологии Камчатки и этнографии местных народов он написал еще во время путешествия). В своей усадьбе в Керро он активно занимался управлением своим лесным хозяйством, приобретал паровые машины, служил судьей в Перновском ландгерихте и школьным ревизором в Пернове. Известно, что Карл Дитмар заботился о работавших в усадьбе людях, создав для них в своем поместье школу и первый в Лифляндии интернат.
В начале 1880-х годов Карла Дитмара начало беспокоить сердце, и он все чаще зимою стал жить в Дерпте, проведя здесь в 1887–1892 годах большую часть времени. В эти годы словно заново воскресла его давняя любовь к науке, и, обработав собранный значительный географический, геологический, биологический и этнографический материал, Карл Дитмар наконец-то (через 35 лет после возвращения) опубликовал свой труд о путешествии по Камчатке "Поездки и пребывание в Камчатке в 1851–1855 годах", изданный Петербургской академией наук. Это было второе, после работ С. П. Крашенинникова, комплексное описание природы Камчатки, опубликованное на русском языке и явившееся важным вкладом в изучение этой части России.
Именем Дитмара назван вулкан на Камчатке, а также один из видов разноногих ракообразных Orchestia ditmari, широко распространенный на морском побережье и в прибрежье реликтовых озер на Камчатке, Южном Сахалине, Южных Курильских островах и Северной Японии (Хоккайдо).
Площадь Свободы. Петропавловск-Камчатский. 1945 год.. Из фондов КГУК ГАКК
8 сентября 1945 года в Петропавловске состоялась торжественная встреча воинов Курильского десанта.
Всего 13 километров в те далекие годы отделяли территорию советской земли — мыс Лопатку от острова Шумшу, где стояли, готовые к боевым действиям, войска японского государства. Около 1200 погибших воинов значится в списках безвозвратных потерь после проведения Курильской десантной операции, которую осуществлял Камчатский оборонительный район.
Курильская десантная операция, начавшаяся 18 августа 1945 года, — составная часть стратегической операции советских войск по разгрому вооруженных сил Японии на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии. Ее особенностью явилось проведение операции самостоятельно, без непосредственного взаимодействия с войсками 2-го Дальневосточного фронта, при подавляющей численности японцев на Курильских островах.
Для операции привлекались части Камчатского оборонительного района и Петропавловской военно-морской базы:138-й, 373-й, 302-й стрелковые полки, 428-й гаубично-артиллерийский полк, 279-й артиллерийский полк, 119-й отдельный саперный батальон, 169-й отдельный истребительно-противотанковый батальон, (всего 8824 человека, 205 орудий и минометов, тяжелые и легкие пулеметы), части 128-й авиационной дивизии (888-й и 410-й истребительные полки, 903-й бомбардировочный авиационный полк), 2 отдельный морской пограничный авиаполк, 726-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, подводные лодки Л-8, Щ-105, боевые корабли: минный заградитель "Охотск", сторожевые корабли "Киров", "Дзержинский", четыре тральщика. Отряд транспортов и высадочных средств — плавучая батарея "Север", гидрографические суда "Полярный" и "Лебедь", 14 транспортов, 15 десантных судов, 2 самоходные баржи, 4 высадочных судна типа "Кавасаки" (всего 64 единицы). С мыса Лопатка высадку десанта на о. Шумшу должна была поддержать 945-я отдельная береговая артиллерийская батарея (четыре 130-мм орудия).
Командование операцией было возложено на командующего Камчатским оборонительным районом генерал-майора Гнечко А. Р. Командовать десантом было поручено генерал-майору Дьякову П. И. — командиру 101-й горнострелковой дивизии. Все военно-морские вопросы и командование высадкой десанта были возложены на командира Петропавловской военно-морской базы капитана 1-го ранга Пономарева Д. Г.
Курильские о-ва, простираясь на 1200 км, включают в себя свыше 50 более или менее значительных островов. Глубины в проливах между островами достигают 500 м, а в проливах Бусоль и Крузенштерна — 1800 м.
Одна из важных военно-географических особенностей Курильских островов состоит в том, что они обеспечивают возможность контролировать пути из Охотского моря в Тихий океан и обратно.
Наиболее укрепленным из островов являлся Шумшу, расположенный в 6,5 мили от южного побережья Камчатки. Здесь японцы имели военно-морскую базу Катаока, приспособленную для базирования надводных сил вплоть до крейсеров. Они создали на острове сильную противодесантную оборону, состоявшую из противотанковых рвов и эскарпов, а также дотов и дзотов, связанных между собой глубокими и протяженными подземными галереями. Всего на острове насчитывалось 34 дота и 24 дзота, около 100 орудий калибром до 180 мм, более 300 пулеметных огневых точек.
Военные гарнизоны на этих двух островах (Шумшу и Парамушир) имели до 80 танков (60 — на Шумшу), на шести аэродромах могли базироваться до 500-600 самолетов. Гарнизон противника на о. Шумшу состоял из 73-й бригады 91-й пехотной дивизии, 31-го полка ПВО, Курильского крепостного артиллерийского полка, подразделения 11-го танкового полка, специальных частей и подразделений — всего 8500 человек. Группировку можно было быстро усилить, перебросив войска с о. Парамушир через узкий Второй Курильский пролив. Такое расположение войск позволяло противнику в случае высадки десанта на Шумшу создать группировку на острове численностью до 23 тыс. человек из свыше 50 тыс., имевшихся на Курильских о-вах.
К 5 сентября 1945 года все Курильские острова были заняты советскими войсками. Общая численность плененных японских гарнизонов на островах Курильской гряды достигала 50 442 человека.
После подписания капитуляции японцами А. Р. Гнечко докладывал: "Поставленная перед войсками Курильской десантной операции задача выполнена. На всех островах высажены и дислоцированы соединения и части Камчатского оборонительного района, Петропавловской военно-морской базы и погранокруга. Отныне земли Курильских островов воссоединены с территорией СССР и на них реют советские флаги".
Более четырех тысяч участников Курильской десантной операции были удостоены правительственных наград. Девять из них стали Героями Советского Союза: генерал А. Р. Гнечко, Н. Вилков, П. Ильичев, В. Сигов, П. Почтарев, Д. Пономарев, В. Кот, П. Шутов, С. Савушкин.
8 сентября 1917 года — в с. Гижига была учреждена уездная продовольственная управа, которая разработала прейскурант на все товары, запрещая обманывать население.
8 сентября 1943 года — решением Корякского окрисполкома № 190 рассмотрен вопрос о состоянии работы по ликвидации неграмотности и малограмотности.
8 сентября 1961 года Камчатским облисполкомом было принято решение об открытии кинотеатров в г. Петропавловске — "Родина" и "Победа", с. Тиличики — "Север" и пос. Козыревск — "Ракета". Самым большим из них был кинотеатр "Родина" по ул. Владивостокской — на 400 мест. Сейчас в этом здании находится епархиальный Духовно просветительский центр (открыт 5 сентября 2014 года)
8 сентября 1989 года на Камчатке ввели талонную систему продажи спиртных напитков. Всем взрослым гражданам выдали квартальный комплект талонов — на октябрь — декабрь. Один из талонов предназначался для приобретения вина, другой — для покупки крепких спиртных напитков.
8–13 сентября 1997 года в Петропавловске-Камчатском состоялись Третьи Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения. Чтения были посвящены 300-летию присоединения Камчатки к России и 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия.