Камчатка 4 сентября: Первая Камчатская экспедиция и коммерческие банки

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Плавания Беринга и Чирикова на "Св. Гаврииле" в 1728 и 1729 годах
Фото: Из энциклопедии

Первая Камчатская экспедиция

4 сентября 1727 года в устье реки Большой вошли шхуна "Фортуна" и лодья "Восток" с грузом и участниками Первой Камчатской экспедиции (1725—1730 гг.). 

"Фортуна" — деревянный шитик с парусным вооружением галиота, построенный под руководством гардемарина П. А. Чаплина для экспедиции В. И. Беринга на Охотской верфи в 1727 году, участник Первой камчатской экспедиции, экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого и Великой северной экспедиции, выполнял грузовые и почтовые перевозки между Охотском и Камчаткой. Первый корабль под Андреевским флагом на Тихом океане.

В декабре 1724 года по указу Петра I в Главном Адмиралтействе началась подготовка экспедиции для исследования Камчатки и поиска пролива между Азией и Америкой. Начальником экспедиции был назначен капитан 1 ранга Витус Беринг.

В 1726 году первый отряд экспедиции под руководством гардемарина П. А. Чаплина прибыл в Охотск. В том же году на верфи был заложен шитик, строительством которого руководил Чаплин. 8 (19) июля 1727 года щитик был спущен на воду и был назван "Фортуна". Судно представляло собой парусный деревянный одномачтовый шитик с парусным вооружением галиота. Шитик был послан из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции. После доставки груза, 11 августа вернулся в Охотск. Шитик стал первым кораблём под Андреевским флагом на Тихом океане.

21 августа шитик, на борту которого были Беринг и капитан-лейтенант М. П. Шпанберг, а также лодья, построенная в 1720 году поморами в Охотске и отремонтированная Чаплиным, под командованием лейтенанта А. И. Чирикова, вышли с членами экспедиции в море. 4 сентября 1727 года суда прибыли в Большерецк, где и зазимовали. Далее члены экспедиции сухопутным и речными путями продвигалась к Нижнекамчатскому острогу, где решено было строить верфь и бот для морского похода.

6 (17) июня 1728 года из Большерецка в Нижнекамчатский острог прибыл шитик "Фортуна" под командованием морехода Кондратия Мошкова. Это было первое плавание мореходного судна вокруг Камчатского Носа (мыса Лопатка). К этому времени близ острога уже был построен и спущен на воду бот "Святой Гавриил" (спущен на воду 9 (20) июня 1728 года). Шитик доставивший остатки снаряжения экспедиции, планировался Берингом к совместному дальнему морскому плаванию с ботом, но в связи с необходимостью ремонта и недостатком времени для подготовки "Фортуны", решено было шитик в плавание не брать. В 1729 году шитик вернулся в Большерецк, а затем в Охотск.


Бриг «Аякс» задерживает английскую шхуну «Виксен» с контрабандным оружием, 1836 год. Из энциклопедии

Правила для иностранных судов, плавающих у берегов Дальнего Востока

В начале позапрошлого века командиры судов по возвращении из кругосветного плавания доводили до сведения правительства, что в последнее время иностранные суда весьма часто стали посещать наши колонии на Восточном океане, производя торговлю с туземцами разными мелочными товарами и хмельными напитками в ущерб торговле русских подданных. 

Чтобы положить предел подобным действиям иностранных судов, правительство нашло необходимым составить на этот предмет особые правила, которые 4 сентября 1821 года были Высочайше утверждены. Также по данному Правительственному Указу Петропавловск объявлялся закрытым для иностранцев портом, и по которому строжайше запрещалось заниматься не только "китоловством, но и торговлей у российских берегов Дальнего Востока".

Содержание этих правил в главных чертах заключалось в следующем: 

1) производство торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах, заливах и вообще по всему северо-западному берегу Америки, начиная от Берингова пролива до 51о N широты, также на островах Алеутских, по Восточному берегу Сибири и по островам Курильским, то есть начиная от того же Берингова пролива до южного мыса о-ва Урупу и именно до 45о 50" северной широты, предоставлено в пользование единственно российских подданных. 

2) Воспрещено всякому иностранному судну не только приставать к берегам и островам, подвластным России, в предыдущей статье означенным, но и приближаться к ним на расстояние менее 100 итальянских миль (итальянская миля равна 1 867 м. Ред.). Нарушающий это запрещение подвергается конфискации со всем грузом. 

3) Из этого правила исключаются суда: или бурею занесены, или пришедшие к берегам за недостатком съестных припасов и корабли дружественных держав, пришедшие для ученых целей, причем суда эти должны иметь паспорта от российского морского министерства. 

Для охранения же наших прибрежных жителей от грабительства и насилий команд китобойных судов и вообще для наблюдения за исполнением Высочайше утвержденных правил был послан в 1821 г. из Кронштадта военный шлюп "Аполлон" и вместе с ним для доставления грузов в Камчатку бриг "Аякс". Начальство над этим отрядом было вверено командиру шлюпа капитану 1-го ранга Тулубьеву, а командиром шлюпа был назначен лейтенант Филатов. 

28 сентября оба судна вышли из Кронштадта, но в Скагераке во время шторма разлучились. На пути к мысу Доброй Надежды Тулубьев умер, и команду над шлюпом принял лейтенант Хрущев. 15 августа 1822 г. шлюп прибыл в Камчатку, где, сдав отправленные на нем грузы из Кронштадта, ушел в колонии для занятия своего поста. Бриг же "Аякс" потерпел крушение у голландских берегов и в 1822 г., по исправлении, возвратился в Кронштадт.


Памятник героям Третьей батареи лейтенанта А. П. Максутова. pkgo.ru

Столетие Петропавловской обороны

4 и 5 сентября 1954 года состоялось празднование столетия Петропавловской обороны. Открыт памятник героям батареи № 3, которой командовал лейтенант А. П. Максутов.

Многим старожилам памятен сентябрьский день 1954 г. Город отме­чал 100-летие победы над англо-французскими захватчиками. Никольская сопка была заполнена людьми, пришедшими на торжественное открытие памятника. В урочный час заиграл духовой оркестр. Медленно сползло покрывало. Все увидели памятник, облицованный цветным бетоном и мра­мором. На верхней плоскости четырехгранного цоколя покоилось орудие, развернутое ко входу в Авачинскую губу. По углам массивного кубичес­кого основания памятника были установлены четыре тумбы, украшенные бронзовыми медальонами и соединенные якорными цепями. Монумент был сооружен военными моряками по проекту художника Ю. Анилова и старшего лейтенанта М. Толмачева. На четырехгранном постаменте, обли­цованном мраморными плитами, установлена пушка, отлитая по образцу одной из пушек, стоящих на Братской могиле, рабочими Петропавловской судоремонтной верфи. На врезанных в мраморный цоколь бронзовых щитах — барельефы с символами Победы и надписи: "Героям III батареи лейтенанта Максутова, жизни не пощадившим для разгрома врага. От моряков-тихоокеанцев в день столетия Петропавловской обороны. 1854 — 1954".

От памятника Героям третьей батареи Максутова идет узкая бетонная дорожка, ведущая к бухте и легендарному перешейку, где на краю обрыва стоит, как и в 1854 г., героическая "Смертельная" 3-я батарея лейтенанта Александра Максутова. Позиция батареи восстановлена судоремонтника­ми Петропавловска. Ее орудия отлиты на верфи в точном соответствии с пушкой времен обороны, хранящейся в Камчатском государственном объе­диненном музее.

Максутов Александр Петрович (30.01.1830–10.09.1854) — почетный гражданин Петропавловска-Камчатского (2010), князь, лейтенант, участник Петропавловской обороны 1854 года.

А. П. Максутов окончил Морской кадетский корпус и был оставлен при корпусе для занятий в офицерских классах. 19 июня 1854 года прибыл в Петропавловск в составе экипажа фрегата "Аврора".

В период обороны Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года Александр Петрович Максутов был назначен командиром батареи № 3, находившейся на перешейке между мысом Сигнальным и Никольской сопкой. Во время боя 24 августа 1854 года он проявил стойкость и героизм. Тяжело раненный, он продолжал управлять батареей.

Скончался А. П. Максутов от ран и воспаления легких. Похоронен в городе Петропавловске. Могила не сохранилась. В Петропавловске-Камчатском именем Александра Петровича Максутова названа улица. На доме № 44 улицы Максутова 17 октября 1987 года была установлена мемориальная доска.


Вход в парк на Никольской сопке. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

День поэзии

В воскресенье 4 сентября 1966 года городской отдел культуры организовал в летнем театре парка на сопке Любви (Никольской) День поэзии, пригласив Виктора Шевякова и Алексея Власова. Первый охарактеризовал творчество местных стихотворцев и прочёл северный цикл, второй ознакомил собравшихся со своими командорскими стихами. Оба поэта часто публиковались в прессе, в отличие от тогда ещё не признанных молодых поэтов, таких как Владимир Науменков. Несмотря на это одарённые литераторы интенсивно занимались  художественным творчеством. 

Первые коммерческие банки на Камчатке

Развитие банковского сектора Камчатского края происходило в несколько этапов. До начала 90-х годов на Камчатке действовала сеть государственных специализированных банков — Областные управления Госбанка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка и Областное управление инкассации.

В ходе перестройки экономики страны они начали переходить на принципы самоокупаемости и акционироваться. Одновременно стали активно регистрироваться новые кредитные организации.

Период с 1990 по 1994 годы был периодом становления банковской системы в регионе, в течение которого появилось абсолютное большинство камчатских банков, создавалась их инфраструктура и развивалась филиальная сеть иногородних коммерческих банков.

В 1990 году возникли сразу шесть местных банков — Акционерный коммерческий банк "Единение", Коммерческий банк "Камчаткомбанк", Камчатский коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса Камчатинбанк, Акционерный Камчатский Коммерческий Агропромбанк "Камчаткомагропромбанк" (созданный на базе Областного управления Агропромбанка), Акционерный Коммерческий банк "Камчатсоцбанк",  Открытое акционерное общество "Камчатпромбанк" (возникшее в результате акционирования управления Промстройбанка).

В 1991 году были созданы Закрытое акционерное общество Камчатский акционерный коммерческий банк содействия предпринимательству "Камчатбизнесбанк" (созданный в результате акционирования управления Жилсоцбанка) и Камчатский акционерный коммерческий банк рыбной промышленности и судоремонта "Камчатрыббанк", в начале 1992 года — Коммерческий акционерный банк "ПИКО-БАНК".

4 сентября 1992 года Главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по Камчатской области был зарегистрирован новый банк за №2103 с уставным фондом 10 млн. рублей (до деноминации) и названием "Камчатпрофитбанк".

К этому времени в Камчатской области уже функционировало 12 самостоятельных камчатских банков. Возникновение новой кредитной организации не осталось незамеченным. В прессе появились комментарии о том, что стартовала "серая лошадка". Старт действительно был непростым. Первоначально банк занимал только несколько кабинетов в здании по улице Ленинская, 18. В 1996 году по решению Общего собрания акционеров, состав которых к тому времени был расширен до 50, банк изменил название на: "Муниципальный Камчатпрофитбанк".

Также в этот день

4 сентября 1940 года — на основании приказа Наркомзёма СССР № 191 организована единая зоотехническая ветеринарная сеть в округе на базе существовавших 111 зоотехнических, ветеринарных и ветфельдшерских пунктов.

4 сентября 1966 году на трассе Петропавловск — Мильково прошли первые камчатские соревнования велосипедистов. Лучшее время — тридцать девять минут сорок семь секунд. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость