4 сентября 1727 года в устье реки Большой вошли шхуна "Фортуна" и лодья "Восток" с грузом и участниками Первой Камчатской экспедиции (1725—1730 гг.).
"Фортуна" — деревянный шитик с парусным вооружением галиота, построенный под руководством гардемарина П. А. Чаплина для экспедиции В. И. Беринга на Охотской верфи в 1727 году, участник Первой камчатской экспедиции, экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого и Великой северной экспедиции, выполнял грузовые и почтовые перевозки между Охотском и Камчаткой. Первый корабль под Андреевским флагом на Тихом океане.
В декабре 1724 года по указу Петра I в Главном Адмиралтействе началась подготовка экспедиции для исследования Камчатки и поиска пролива между Азией и Америкой. Начальником экспедиции был назначен капитан 1 ранга Витус Беринг.
В 1726 году первый отряд экспедиции под руководством гардемарина П. А. Чаплина прибыл в Охотск. В том же году на верфи был заложен шитик, строительством которого руководил Чаплин. 8 (19) июля 1727 года щитик был спущен на воду и был назван "Фортуна". Судно представляло собой парусный деревянный одномачтовый шитик с парусным вооружением галиота. Шитик был послан из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции. После доставки груза, 11 августа вернулся в Охотск. Шитик стал первым кораблём под Андреевским флагом на Тихом океане.
21 августа шитик, на борту которого были Беринг и капитан-лейтенант М. П. Шпанберг, а также лодья, построенная в 1720 году поморами в Охотске и отремонтированная Чаплиным, под командованием лейтенанта А. И. Чирикова, вышли с членами экспедиции в море. 4 сентября 1727 года суда прибыли в Большерецк, где и зазимовали. Далее члены экспедиции сухопутным и речными путями продвигалась к Нижнекамчатскому острогу, где решено было строить верфь и бот для морского похода.
6 (17) июня 1728 года из Большерецка в Нижнекамчатский острог прибыл шитик "Фортуна" под командованием морехода Кондратия Мошкова. Это было первое плавание мореходного судна вокруг Камчатского Носа (мыса Лопатка). К этому времени близ острога уже был построен и спущен на воду бот "Святой Гавриил" (спущен на воду 9 (20) июня 1728 года). Шитик доставивший остатки снаряжения экспедиции, планировался Берингом к совместному дальнему морскому плаванию с ботом, но в связи с необходимостью ремонта и недостатком времени для подготовки "Фортуны", решено было шитик в плавание не брать. В 1729 году шитик вернулся в Большерецк, а затем в Охотск.
Бриг «Аякс» задерживает английскую шхуну «Виксен» с контрабандным оружием, 1836 год. Из энциклопедии
В начале позапрошлого века командиры судов по возвращении из кругосветного плавания доводили до сведения правительства, что в последнее время иностранные суда весьма часто стали посещать наши колонии на Восточном океане, производя торговлю с туземцами разными мелочными товарами и хмельными напитками в ущерб торговле русских подданных.
Чтобы положить предел подобным действиям иностранных судов, правительство нашло необходимым составить на этот предмет особые правила, которые 4 сентября 1821 года были Высочайше утверждены. Также по данному Правительственному Указу Петропавловск объявлялся закрытым для иностранцев портом, и по которому строжайше запрещалось заниматься не только "китоловством, но и торговлей у российских берегов Дальнего Востока".
Содержание этих правил в главных чертах заключалось в следующем:
1) производство торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах, заливах и вообще по всему северо-западному берегу Америки, начиная от Берингова пролива до 51о N широты, также на островах Алеутских, по Восточному берегу Сибири и по островам Курильским, то есть начиная от того же Берингова пролива до южного мыса о-ва Урупу и именно до 45о 50" северной широты, предоставлено в пользование единственно российских подданных.
2) Воспрещено всякому иностранному судну не только приставать к берегам и островам, подвластным России, в предыдущей статье означенным, но и приближаться к ним на расстояние менее 100 итальянских миль (итальянская миля равна 1 867 м. Ред.). Нарушающий это запрещение подвергается конфискации со всем грузом.
3) Из этого правила исключаются суда: или бурею занесены, или пришедшие к берегам за недостатком съестных припасов и корабли дружественных держав, пришедшие для ученых целей, причем суда эти должны иметь паспорта от российского морского министерства.
Для охранения же наших прибрежных жителей от грабительства и насилий команд китобойных судов и вообще для наблюдения за исполнением Высочайше утвержденных правил был послан в 1821 г. из Кронштадта военный шлюп "Аполлон" и вместе с ним для доставления грузов в Камчатку бриг "Аякс". Начальство над этим отрядом было вверено командиру шлюпа капитану 1-го ранга Тулубьеву, а командиром шлюпа был назначен лейтенант Филатов.
28 сентября оба судна вышли из Кронштадта, но в Скагераке во время шторма разлучились. На пути к мысу Доброй Надежды Тулубьев умер, и команду над шлюпом принял лейтенант Хрущев. 15 августа 1822 г. шлюп прибыл в Камчатку, где, сдав отправленные на нем грузы из Кронштадта, ушел в колонии для занятия своего поста. Бриг же "Аякс" потерпел крушение у голландских берегов и в 1822 г., по исправлении, возвратился в Кронштадт.
Памятник героям Третьей батареи лейтенанта А. П. Максутова. pkgo.ru
4 и 5 сентября 1954 года состоялось празднование столетия Петропавловской обороны. Открыт памятник героям батареи № 3, которой командовал лейтенант А. П. Максутов.
Многим старожилам памятен сентябрьский день 1954 г. Город отмечал 100-летие победы над англо-французскими захватчиками. Никольская сопка была заполнена людьми, пришедшими на торжественное открытие памятника. В урочный час заиграл духовой оркестр. Медленно сползло покрывало. Все увидели памятник, облицованный цветным бетоном и мрамором. На верхней плоскости четырехгранного цоколя покоилось орудие, развернутое ко входу в Авачинскую губу. По углам массивного кубического основания памятника были установлены четыре тумбы, украшенные бронзовыми медальонами и соединенные якорными цепями. Монумент был сооружен военными моряками по проекту художника Ю. Анилова и старшего лейтенанта М. Толмачева. На четырехгранном постаменте, облицованном мраморными плитами, установлена пушка, отлитая по образцу одной из пушек, стоящих на Братской могиле, рабочими Петропавловской судоремонтной верфи. На врезанных в мраморный цоколь бронзовых щитах — барельефы с символами Победы и надписи: "Героям III батареи лейтенанта Максутова, жизни не пощадившим для разгрома врага. От моряков-тихоокеанцев в день столетия Петропавловской обороны. 1854 — 1954".
От памятника Героям третьей батареи Максутова идет узкая бетонная дорожка, ведущая к бухте и легендарному перешейку, где на краю обрыва стоит, как и в 1854 г., героическая "Смертельная" 3-я батарея лейтенанта Александра Максутова. Позиция батареи восстановлена судоремонтниками Петропавловска. Ее орудия отлиты на верфи в точном соответствии с пушкой времен обороны, хранящейся в Камчатском государственном объединенном музее.
Максутов Александр Петрович (30.01.1830–10.09.1854) — почетный гражданин Петропавловска-Камчатского (2010), князь, лейтенант, участник Петропавловской обороны 1854 года.
А. П. Максутов окончил Морской кадетский корпус и был оставлен при корпусе для занятий в офицерских классах. 19 июня 1854 года прибыл в Петропавловск в составе экипажа фрегата "Аврора".
В период обороны Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года Александр Петрович Максутов был назначен командиром батареи № 3, находившейся на перешейке между мысом Сигнальным и Никольской сопкой. Во время боя 24 августа 1854 года он проявил стойкость и героизм. Тяжело раненный, он продолжал управлять батареей.
Скончался А. П. Максутов от ран и воспаления легких. Похоронен в городе Петропавловске. Могила не сохранилась. В Петропавловске-Камчатском именем Александра Петровича Максутова названа улица. На доме № 44 улицы Максутова 17 октября 1987 года была установлена мемориальная доска.
Вход в парк на Никольской сопке. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
В воскресенье 4 сентября 1966 года городской отдел культуры организовал в летнем театре парка на сопке Любви (Никольской) День поэзии, пригласив Виктора Шевякова и Алексея Власова. Первый охарактеризовал творчество местных стихотворцев и прочёл северный цикл, второй ознакомил собравшихся со своими командорскими стихами. Оба поэта часто публиковались в прессе, в отличие от тогда ещё не признанных молодых поэтов, таких как Владимир Науменков. Несмотря на это одарённые литераторы интенсивно занимались художественным творчеством.
Развитие банковского сектора Камчатского края происходило в несколько этапов. До начала 90-х годов на Камчатке действовала сеть государственных специализированных банков — Областные управления Госбанка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка и Областное управление инкассации.
В ходе перестройки экономики страны они начали переходить на принципы самоокупаемости и акционироваться. Одновременно стали активно регистрироваться новые кредитные организации.
Период с 1990 по 1994 годы был периодом становления банковской системы в регионе, в течение которого появилось абсолютное большинство камчатских банков, создавалась их инфраструктура и развивалась филиальная сеть иногородних коммерческих банков.
В 1990 году возникли сразу шесть местных банков — Акционерный коммерческий банк "Единение", Коммерческий банк "Камчаткомбанк", Камчатский коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса Камчатинбанк, Акционерный Камчатский Коммерческий Агропромбанк "Камчаткомагропромбанк" (созданный на базе Областного управления Агропромбанка), Акционерный Коммерческий банк "Камчатсоцбанк", Открытое акционерное общество "Камчатпромбанк" (возникшее в результате акционирования управления Промстройбанка).
В 1991 году были созданы Закрытое акционерное общество Камчатский акционерный коммерческий банк содействия предпринимательству "Камчатбизнесбанк" (созданный в результате акционирования управления Жилсоцбанка) и Камчатский акционерный коммерческий банк рыбной промышленности и судоремонта "Камчатрыббанк", в начале 1992 года — Коммерческий акционерный банк "ПИКО-БАНК".
4 сентября 1992 года Главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по Камчатской области был зарегистрирован новый банк за №2103 с уставным фондом 10 млн. рублей (до деноминации) и названием "Камчатпрофитбанк".
К этому времени в Камчатской области уже функционировало 12 самостоятельных камчатских банков. Возникновение новой кредитной организации не осталось незамеченным. В прессе появились комментарии о том, что стартовала "серая лошадка". Старт действительно был непростым. Первоначально банк занимал только несколько кабинетов в здании по улице Ленинская, 18. В 1996 году по решению Общего собрания акционеров, состав которых к тому времени был расширен до 50, банк изменил название на: "Муниципальный Камчатпрофитбанк".
4 сентября 1940 года — на основании приказа Наркомзёма СССР № 191 организована единая зоотехническая ветеринарная сеть в округе на базе существовавших 111 зоотехнических, ветеринарных и ветфельдшерских пунктов.
4 сентября 1966 году на трассе Петропавловск — Мильково прошли первые камчатские соревнования велосипедистов. Лучшее время — тридцать девять минут сорок семь секунд.