Камчатка 21 августа: Первый окружной съезд и открытие берегов Аляски

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Вид города Петропавловска. Рисунок из книги В. К. Войта, 1855 год
Фото: Из книги С. В. Гаврилова "Океанская гавань России. История Петропавловск-Камчатского морского торгового порта"

Прибытие нового начальника Камчатки Ростислава Машина

21 августа 1845 года прибыл последний начальник Камчатского приморского управления капитан 2-го ранга Ростислав Григорьевич Машин, отмечает В. Н. Аров. 

Р. Г. Машин по происхождению дворянин. В 1820 г окончил Морской кадетский корпус, в 1827 г. произведён в мичманы, в 1833г. — в лейтенанты. Плавал на шлюпе "Диана" под командованием капитан-лейтенанта Станюковича, фрегате "Эммануил", корвете "Львица". В 1835 году поступил на службу в Российско-Американскую компанию. В 1855г. был произведён в контр-адмиралы.

По вступлению в должность, он объехал полуостров, отметил наличие огородов почти во всех селениях, но особой надежды на развитие сельского хозяйства не возлагал. Он добился устройства в Петропавловске маяка с настоящим осветительным аппаратом, доставленным из Кронштадта. Раньше маяками служили большие костры. 

Он просил ассигновать средства на заведение школ для обучения камчадалов. О тогдашнем уровне их грамотности свидетельствует такой факт. Камчадальским старшинам, получавшим какое-либо предписание начальства, приходилось для его прочтения ехать к грамотному человеку за триста верст. На это представление ответа Машин не получил, но учредил одно училище в Мильковском селении. Сюда с согласия родителей поступили двадцать три камчатских мальчика восьми-пятнадцати лет из разных селений. Их обучали чтению, письму, Закону Божьему, арифметике и отчасти ведению сельского хозяйства. "Ученики жили у крестьян на условиях, сделанных с их родителями, на счет которых содержалась и самая школа"

При Машине в августе 1849 г. Петропавловск посетил генерал губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв. Он первым из иркутских губернаторов совершил такое дальнее путешествие, побывав в Охотске, Аяне и Петропавловске. В результате этой поездки было принято решение о переносе главного российского порта на Тихом океане из Охотска в Петропавловск. 

Н. Н. Муравьёв писал: "Камчатка представляет все условия, необходимые для увеличения народонаселения и для распространения хлебопашества и скотоводства в такой степени, что и десять тысяч человек служащих будут иметь местное продовольствие, а снабжение порта всеми потребностями будет продолжаться из Якутска без всяких новых расходов. Ижигинский округ может быть причислен к камчатскому управлению, но вместе с этими изменениями управление Камчаткой должно быть возвышено, и назначен туда военный губернатор из морских офицеров, подчинённый прямо генерал-губернатору, а не иркутскому губернатору, как ныне". 

Это предложение Н. Н. Муравьёва легло в основу указа императора Николая I от 2 декабря 1849 г.: "1. Из частей, подведомственных Камчатскому приморскому управлению, и Ижигинского округа, состоящих в ведомстве Охотского приморского управления, образовать особую область, которой именоваться Камчатской областью. 2. Управление этой областью по всем вообще частям вверить военному губернатору, назначаемому из чинов морского ведомства, которого и подчинить непосредственно генерал-губернатору Восточной Сибири 3. находящийся же в Охотске окружной суд перевести в Камчатку".

В 1848 г., по отчету Машина, в Петропавловске жили около 370 чел., среди них имелись двадцать семь ремесленников различных специальностей. Из числа последних для судостроения и обслуживания флота могли быть пригодны двое слесарей и шестнадцать плотников. Кстати, из того же отчета следует, что ремесленная школа в Петропавловске не работала. Закрыта она была, видимо, в 1844 или 1845 гг. Как видно, со своим назначением это учебное заведение явно не справилось.


Вид на Петропавловск и озеро Култучное. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Первый Камчатский окружной съезд Советов

В семь часов вечера во вторник 21 августа 1928 года в Петропавловске в клубе Союза советских торговых служащих открылся Первый Камчатский окружной съезд Советов. 

Его значение заключалось в том, что он должен был "ознакомиться со всей той работой, которой на протяжении пяти лет своего существования занимался окружной революционный комитет", и наметить задачи на ближайшие годы. Ещё 30 июля выяснилось, что съезд может сорваться из-за задержки подхода парохода Совторгфлота "Индигирка", на котором ожидалась значительная часть делегатов с Крайнего Севера. 

Утром 21 августа КОИК решил объявить благодарности капитанам пароходов "Индигирка" И. М. Успенскому и "Монгугай" П. Л. Безансу, а также всем их морякам. "Несмотря на значительное опоздание отхода из Петропавловска пароходов Монгугай и Индигирка и трудности плавания в водах Камчатки, что создавало большую угрозу не только запозданию открытия съезда, но и срыву самого съезда Советов, делегаты с мест доставлены своевременно. Отнести это за счёт исключительной энергии и стараний капитанов и команды означенных пароходов". 

В четыре часа дня 21 августа у здания окружного бюро ВКП(б) прошёл "летучий" митинг, посвящённый открытию съезда. С приветствиями выступили партийцы и некоторые делегаты. Затем состоялась демонстрация с участием пограничников, кружковцев Осоавиахима (Общества содействия авиации, оборонному и химическому строительству, одной из самых массовых советских организаций), санитарного кружка и членов профсоюзов. Собралось множество людей, по меньшей мере, половина городского населения. Демонстрация проследовала мимо клуба, где её приветствовали делегаты, свернула на площадь Свободы, после чего вернулась обратно. 

Вот одно из стихотворных приветствий в адрес съезда:

Опоясаны дома и улицы в плакаты, 

Голубое небо пронизал знамённый красный цвет 

Город ждёт приедут делегаты 

На Камчатский Первый Съезд 

Юрты знают, знают сёла, что сегодня 

Это праздник многих страдных лет. 

Оттого потоком бурно-стройным буйно-водным 

Льётся Съезду пламенный привет.

Резолюция по отчётному докладу окрревкома "целиком и полностью" одобряла деятельность Съезда. 

Съезд предлагал обратить особое внимание: в области советского строительства на углубление авторитета сельсовета в деревне и большее вовлечение в его работу бедняцко-середняцкой массы, укрепление и большее развёртывание деятельности крестьянских комитетов и других общественных организаций. 

В области школьного строительства на расширение сети интернатов за счёт сокращения "карликовых" школ, на необходимость большего охвата "туземного" населения, на "систематическое углубление выращивания культурных" сил из местных жителей и особенно аборигенов. 

В области здравоохранения: на правильное и своевременное снабжение медикаментами, усиление санитарно-просветительной работы на селе. 

"В области животноводства, оленеводства и собаководства необходимо устройство показательных пунктов по выращиванию, уходу и содержанию скота в некоторых районах с организацией при последних агрономической и ветеринарной помощи". 

Следует повести решительную борьбу с вредителями оленьих стад (волками), "поставив вопрос о премировании за уничтожение этих вредителей", взять курс на организацию коллективных хозяйств в оленеводческих районах, их расширение, создать несколько собачьих питомников и случных пунктов, обеспечив последние "хорошим материалом", повести решительную борьбу по изготовлению более дешёвого собачьего корма. 

В области рыбного и пушного промыслов введение решительного запрета лова рыбы запорами (традиционный способ, заключавшийся в перегораживании реки деревянным "забором") там, где это не вызывается исключительными условиями, определение рек, где запоры допускаются, опубликование списка нерестовых и запретных мест и организация охраны последних силами сельсоветов, усиление организационной и материальной помощи рыболовецкой кооперации. В области торговли своевременное и более правильное снабжение мест товарами и продуктами, проведение "политики единых цен" по всему округу, установление в северных районах развозного торга, своевременное и полное обслуживание туземных ярмарок.


Замёрзшее озеро. Видна зимняя дорога, Связывавшая Петропавловск с другими населёнными пунктами полуострова. Середина 1920-х. Из фондов из фондов КГБУ ККОМ

Култучное озеро

Култучное озеро — небольшое озеро в центре Петропавловска-Камчатского. Расположено между Мишенной, Зеркальной и Никольской сопками, отделено от Авачинской бухты узким перешейком. Размеры озера — 815 на 283 метра. Глубина достигает 7 метров (по другим данным — 4,5 метра), на дне находится слой ила мощностью до 3 метров.

Территорию в 1920-х годах в районе култука — родникового поля, питавшего озеро водой, постепенно стали осваивать военные, писал С. В. Гаврилов. В конце 1920-х гг. здесь появились первые сооружения оборонного назначения, стала формироваться так называемая "маневренная группа Камчатского пограничного отряда". 

Так, неподалеку от дороги к селению Халактырка, шедшей между Петровской и Зеркальной сопками, был разбит гарнизонный полигон. Утром 21 августа 1931 года на нём прошли состязания по стрельбе из гладкоствольных и нарезных ружей между членами спортивного общества "Динамо" и товарищества охотников. Палили "по тарелочкам и движущимся изображениям зверей". 

А 26 августа командование Петропавловского гарнизона сообщило, что, начиная с этого дня и по 1 октября, на полигоне ежедневно будет вестись стрельба боевыми патронами. Поэтому для предупреждения несчастных случаев здесь запрещались всякое хождение и выпас скота. 

Военные "осваивали" озеро и так. Зимой оно служило местом для проведения парадов, показательных учений и маневров, в которых были задействованы и члены оборонных кружков из числа гражданского населения. 23 февраля 1932 г. в честь четырнадцатой годовщины Красной Армии состоялся парад частей Петропавловского гарнизона. К десяти часам утра они выстроились на заснеженном льду, "имея правый фланг у Никольской горы и левый — к АКОграду, фронтом — на озеро".


Карта экспедиции русских мореплавателей И. Фёдорова и М. С. Гвоздева, 1732 год. Из журнала «Вопросы истории Камчатки. Выпуск 1»

Открытие тихоокеанских берегов Северной Америки и Аляски

21 августа 1732 года русские мореплаватели И. Фёдоров и М. С. Гвоздев открыли берега Северо-Западной Америки и Аляски. 

Одновременно с Первой Камчатской экспедицией В. Беринга под руководством якутского казачьего головы А. Ф. Шестакова для освоения северо-востока Азии и берегов Тихого океана была сформирована Дальневосточная экспедиция. 

Сухопутный отряд экспедиции насчитывал 400 казаков во главе с капитаном Тобольского драгунского полка Д. И. Павлуцким. Морскую часть составляли: штурман Я. Генс, подштурман Федоров, геодезист Гвоздев, мореходы А. Я. Буш, К. Ф. Мошков, И. Бутин, Н. М. Треска, ботовых дел подмастерье И. Г. Спешнев и 10 матросов. Для мореходов были переданы суда Беринга "Св. Гавриил" и "Фортуна", а также построены в Охотске боты "Восточный Гавриил" и "Лев". 

Выступление морского отряда к "Большой Земле" (Америке) предполагалось совершить летом 1730 г., но планы нарушила смерть Шестакова. Он погиб при столкновении с чукчами. Руководителем экспедиции стал Павлуцкий. 26 апреля 1730 г. он приказал собрать все суда на Камчатке и готовиться к отплытию. 

Осенью 1730 г. начальник морского отряда Генс на судне "Восточный Гавриил" в сопровождении бота "Св. Гавриил" вышел из Охотска в Большерецк. До места назначения корабль не дошел. Штормом его выбросило на берег в 30 верстах от Большерецка. Команда перешла на "Св. Гавриил" и на нем прибыла в Большерецкий острог, где осталась зимовать. 

23 июня 1731 г. "Св. Гавриил" обогнул м. Лопатку и 9 июля достиг устья р. Камчатки. Намечалось идти к Анадырскому устью и далее к "Большой Земле", но восстание ительменов в Нижнекамчатском остроге задержало плавание на год. 

Летом 1732 г. Генс из-за тяжелой болезни передал командование "Св. Гавриилом" Федорову. Но и Федоров тоже был не здоров, поэтому основная тяжесть в выполнении исследований и управлении судном легла на Гвоздева. 

23 июля экспедиция в составе 40 человек вышла из устья р. Камчатки. 13 августа "Св. Гавриил" подошел к восточной оконечности Чукотки (ныне мыс Дежнева). Осмотрев азиатский берег, экспедиция направилась к ранее открытому Берингом о. Св. Диомида и обнаружила острова, позднее получившие названия Ратманова и Крузенштерна. Увидев оттуда "Большой остров", мореплаватели 21 августа достигли северо-западного побережья Америки в районе мыса Принца Уэльского, но из-за плохой погоды не смогли высадиться на берег. Затем "Св. Гавриил" "подошел подле земли к южному концу". 

Гвоздев так описывал событие: "От южного конца к западной стороне видели юрты— жилья версты на полторы, и к оным де юртам за ветром блиско подойтить было нельзя, и пошли подле земли на южную сторону, и стало де быть мелкое место, бросили лоты, глубины 7-6 сажен, и с того места возвратились назад и стали лаверить подле Большой Земли, чтоб к земле подотить, и стал де быть ветр велик от земли противной… И от оной Большой Земли таким великим ветром отнесло… А с четвертого де острова (Кинга) пригреб к борту чукча в малом ялыче… и он де Гвоздев, его чрез толмача спрашивал о Большой Земли: какая земля, и какие на ней живут люди, и есть ли лес, также и реки, и какой зверь. И он де, чюкча, сказывал толмачу и назовал Большой Землей, и на ней де живут их же чукчи, и ле де имеетца, также и реки, а про зверей сказывал, что имеетца алень дикой, куницы и лисицы, и бобры решные". 

Таким образом, мореплаватели первыми из европейцев достигли берегов Аляски, описали берега и острова Берингова пролива. В связи с поздним временем, нехваткой продуктов и течью бота продолжать плавание оказалось невозможным, и "с обсчего согласия" было принято решение о возвращении. 

В конце сентября экспедиция благополучно добралась до устья р. Камчатки. В 1743 г. по распоряжению М. П. Шпанберга была составлена карта, на которой указана часть побережья, обследованная на боте "Св. Гавриил" Федоровым и Гвоздевым. В "Атласе географических открытий XVII–XVIII вв." она дана как "Карта Шпанберга с показанием пути Федорова и Гвоздева к Америке". На самой карте у берегов "Большой Земли" имеется надпись: "Здесь был геодезист Гвоздев 1732 года". В 1781 г. академик П. Паллас оценил карту Гвоздева так: "…достойно примечания, что означенный на наших старых картах по открытиям геодезиста Гвоздева берег матерой Американской земли против Чукотскаго носу нарочито сходствует положением длина и ширина с тем, какое определяет капитан Кук".


Ирина Васильевна Витер. duma.pkgo.ru

День рождения Ирины Витер

Ирина Васильевна Витер родилась 21 августа 1944 года в Комсомольске-на-Амуре. На Камчатке живет с 1954 года.

Окончила Камчатский государственный педагогический институт (1966). С 1967 года работала в Камчатском областном краеведческом музее научным сотрудником, заведующей фондами и отделом дореволюционной истории Камчатки. С 1995 года по 2004 год трудилась в культурном центре Камчатской областной научной библиотеки имени С. П. Крашенинникова. В 2004–2006 годах работала в Камчатском государственном объединенном музее. С 2006 года вновь работала в Камчатской краевой научной библиотеке имени С. П. Крашенинникова.

И. В. Витер — историк, краевед, заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин г. Петропавловска-Камчатского (2011), лауреат премии им. С.П. Крашенинникова (1998), им. П.Т. Новограбленова (1998), Б.П. Полевого (2005). 

Автор многочисленных публикаций и ряда книг по истории Камчатки: "Хроника строительства города Петропавловска (1740 — 1923)" (1997), "Город над Авачинской губой" (в соавторстве с А. А. Смышляевым, 2000), "Мода от природы: традиционная корякская одежда, изготовленная в конце XX века" (в соавторстве с Ю.О. Новик, 2004), один из составителей сборника документов КГКУ "Государственный архив Камчатского края" "Камчатка в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939 — 1945 гг.)" (2010).

Также в этот день

21 августа 2015 года — в с. Тигиль епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил чин освящения храма в честь Рождества Христова, строительство которого начато по инициативе Юрия Герасимовича Попова. 

21 августа 1996 года — зарегистрировано ЗАО "Иянин Кутх" в с. Усть-Хайрюзово Тигильского района.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость