15 июля. Строительство туристического кластера Парк "Три вулкана" только начинается, а разговоры вокруг его будущего на Камчатке ведутся оживлённые. Это понятно: проектов такого масштаба на Камчатке ещё не было, и что от него ожидать, представить сложно. Этим летом группу камчатских журналистов и блогеров пригласили на курорт "Роза Хутор", чтобы показать пример успешной реализации подобного проекта в горах Кавказа. У "Роза Хутор" и "Парка "Три вулкана" один инвестор, уже набравшая немалый опыт команда сочинского курорта будет помогать камчатской, и, хотя между Камчаткой и Сочи не просто тысячи километров, но и множество других различий, есть многие параллели. О том, куда могут привести мечты, — в материале корреспондентов ИА KamchatkaMedia.
Курорт "Роза Хутор". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
В начале была дорога
В далёком прошлом по долине реки Мзымта, на которой расположен горный кластер Сочи, проходил торговый путь, связывающий Северный Кавказ с Черноморским побережьем, а в наше время именно дорога стала ключевым сдерживающим фактором для развития поселка. Долгое время этот уникальный регион привлекал своей природой, климатом и местоположением, но попасть сюда было непросто. Тогда с городом кластер связывала единственная трасса с очень узким участком длинной 4 км, вырубленном в скале, который местные жители называли "Пронеси, Господи!". Большие машины по такой дороге проехать не могли, а зимой из-за снега местные поселки неделями был отрезаны от цивилизации.
В начале 2000-х был построен тоннель, который продублировал этот сложный участок, и с этого момента началось освоение горного кластера уже на более серьезном уровне. Сегодня из аэропорта Сочи на курорты горного кластера и саму "Роза Хутор" можно домчаться по хорошей дороге меньше, чем за час. Именно развитие дорожно-транспортной инфраструктуры дало толчок развитию этим территориям.
Курорт "Роза Хутор". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Быстрее, выше, сильнее!
Первоначальный проект курорта "Роза Хутор" был достаточно скромный: шесть подъёмников и несколько гостиниц. На большее не замахивались, потому что отсутствовала необходимая инфраструктура — не хватало мощностей электроэнергии и водоснабжения. Решение МОК о проведении в Сочи в 2014 году Зимней Олимпиады объединило интересы бизнеса, инвестировавшего в курортную и туристическую инфраструктуру, и государства, взявшего на себя прокладку дорог, мостов, тоннелей, строительство электростанций и социальных объектов, и дало толчок интенсивному развитию курорта.
Эта модель государственно-частного партнерства доказала свою эффективность на примере "Роза Хутор", и сейчас на Камчатке при строительстве "Парка "Три вулкана" применяется тот же подход: государство обновляет дорожно-транспортную, социальную инфраструктуру, объекты энергетики и водоснабжения, а частные инвесторы финансируют строительство зданий, сооружений, организацию удобных туристических маршрутов, реализацию экологических проектов. Да, Камчатка не избалована международными соревнованиями и у нас в ближайшее время не планируется проведение Олимпийских Игр, но у команды, построившей "Роза Хутор", была возможность потренироваться на объектах олимпийского уровня и удовлетворить запросы придирчивых членов МОК, так что на Камчатку эта команда приходит с солидным опытом.
Генеральный директор «Роза Хутор» Александр Белокобыльский. Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
"В России специалистов по строительству горных курортов практически не было. За то время, которое мы строили на объект, мы собрали очень мощную толковую команду, которая училась, работала все эти годы. На сегодняшний день это одна из лучших команд, которая может проектировать,строить и развивать природный туризм"
— рассказал генеральный директор "Роза Хутор" Александр Белокобыльский.
На курорте "Роза Хутор" самая большая зона катания в России — 102 км, и 68% трасс расположены выше 1500 метров над уровнем моря. Крупнейшая в Европе система оснежения включает два искусственных озера и 404 снегогенератора — при минусовых температурах она продлевает сезон катания почти до майских праздников.
Курорт "Роза Хутор". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
В ратракисты я б пошёл, пусть меня научат!
Новый курорт — это и новые рабочие места для местного населения. На курорте "Роза Хутор" работает 2500 человек в зимний период и 1850 — летом, но людей не хватает. Как рассказал Александр Белокобыльский, в основном проблема с персоналом в отелях: горничные, клининг, хозяйственная зона, озеленение. Наблюдается дефицит электриков и сантехников, но это связано с тем, что появляются новые объекты.
Да, проблема с кадрами есть, но всему можно научить. Многому пришлось учиться в процессе подготовки курорта к Олимпийским играм. Например, одно из требований для проведения соревнований международного уровня — спортсмены должны соревноваться на искусственном снеге. Он более плотный и стойкий, чем натуральный, и не так быстро разбивается после выступления, что позволяет уравнять шансы всех участников соревнований.
"Нам важно было, во-первых, построить эту систему искусственного оснежения, во-вторых, научить наших людей, как эту процедуру осуществлять, как готовить, как ухаживать. Там огромное количество нюансов"
— рассказал Александр Белокобыльский.
Ещё один важный момент — уметь уплотнять этот снег. У нас в стране на тот момент не было готовых водителей ратраков, поэтому их набирали из местных ребят, которые занимались джип-турами. Они знали горы и не боялись склонов и горных дорог. За годы существования курорта местные ратракисты набрались опыта и готовы делиться им с нами.
"Мы своих ребят на Камчатку пошлём, они обучат ваших людей: с оснежением, со всем... Будем помогать!"
— пообещал гендиректор курота "Роза Хутор".
Директор Сочинского института РУДН Александр Петенко. КА "Главный Советник"
Ещё один положительный эффект — регион стал привлекательным для молодёжи, которая приезжает сюда как работать, так и учиться. Это почувствовал на себе, в частности, Сочинский институт Российского университета дружбы народов. Выросший из Адлерской школы садоводов и овощеводов, он долгое время оставался в тени более известных вузов. В последние годы здесь заметно поменялся контингент студентов. Как рассказал директор Сочинского института РУДН Александр Петенко, сейчас сюда приезжает учится гораздо больше иностранных студентов и студентов с других регионов:
"Мы видим, как изменился город, как изменились все общественные пространства, как изменились студенты. Вот этот культурный обмен, общественная деятельность, вовлечение в волонтерские проекты... Скажу коротко: мультипликативный эффект от всех этих действий является колоссальным и положительным."
Камчатские журналисты на экскурсии в Сочинском институте РУДН. КА "Главный Советник"
Именно студенты и преподаватели института стали первыми официальными волонтёрами в России. Ярчайшей страницей в истории волонтёрского движения стала, конечно же, Олимпиада 2014 года, но движение активно расширяется — глубокая интеграция волонтёрского движения вуза в жизнь города Сочи в настоящее время проявляется, например, в регулярном участии в социальных и экологических благотворительных проектах, а также в акциях по уборке города.
Одним из интересных проектов Сочинского института РУДН является "Мастерская путешествий" — студенты на безвозмездной основе рассказывают гостям и жителям курорта об историко-культурном, фольклорном и этнокультурном наследии города Сочи. Итог реализации этого проекта — 5 новых экскурсионных маршрутов по городу, обучение более 20 гидов-экскурсоводов, десятки публикаций об интересных местах Сочи и его окрестностей.
Парк водопадов "Менделиха". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Двенадцать месяцев
Первоначально "Роза Хутор" задумывался как зимний горнолыжный курорт, хотя с самого начала было понятно, что все олимпийские объекты строятся с расчётом на то, чтобы использовать их по максимуму и после завершения соревнований.
"После проведения игр мы понимали, что зимой у нас всё будет хорошо, но нам было важно привлечь сюда туристов и летом. Задача непростая. Начиная с 2014 года по сегодняшний день, шаг за шагом, мы добавляем то, что нужно нашим гостям"
— рассказал Александр Белокобыльский.
Сейчас в распоряжении гостей "Роза Хутор" большой выбор летних развлечений от спокойных до экстремальных: занятия йогой на свежем воздухе, большой подогретый бассейн под открытым небом, подвесная дорога, высокогорные качели, верёвочный городок "Йети Парк", родельбан, вейк-парк, питомник-антистресс "Хаски-хутор", парк альпак "Пача Мама", многочисленные пешеходные тропы для туристов разного уровня подготовки и многое другое. Летние форматы отдыха настолько полюбились посетителям, что поток туристов летом здесь даже выше, чем зимой, хотя пик по-прежнему приходится на новогодние праздники.
"Летом основные усилия мы направляем на то, чтобы популяризировать горный пеший туризм, — рассказал Александр Белокобыльский. — Раньше здесь были две туристические базы, на которые приезжали люди со всей страны. Один из самых уникальных маршрутов был пятидневный поход на озеро Рица, но это был непростой туризм, потому что надо было пять дней в горах нести на себе все вещи. Как правило, люди, кому тяжело, начинали выбрасывать с первых минут продукты. Сегодня мы понимаем, каким должен быть комфорт, поэтому строим приюты, лагеря, глемпинги."
Парк водопадов "Менделиха". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Несмотря на исхоженность этих мест, окрестности "Роза Хутор" до сих пор преподносят сюрпризы. Один из них — водопады на реке Менделиха. Их открыли случайно сотрудники курорта. Река получила свое название от фамилии служившего во время Кавказских войн армейского фельдшера Бориса Менделя, который проживал здесь со второй половины 19 века. Однажды, гуляя вдоль водопадов, Мендель (тогда ему было уже 78 лет) случайно увидел, как казачье войско переправляет через реку ящики с золотом. Один из ящиков треснул, и монеты полетели в воду. Казаки стали собирать его и заметили Менделя. Тот бросился бежать, но один из офицеров кинулся догонять фельдшера и выстрелил в него. Говорят, что золотые червонцы до сих пор можно найти на дне реки.
Курорт "Роза Хутор". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Эко? Логично!
Парк водопадов "Менделиха" открылся в 2017 году и предлагает три маршрута: 800 метров, 1,5 и 3 километра, и первое, что бросается здесь в глаза — даже не сами водопады, а удивительные дорожки к ним, проложенные по лесу по всем правилам тропостроения. Эти тропы — первый шаг на пути к экотуризму, в котором приставка "эко" не просто набор из трёх букв, а целая философия бережного отношения к окружающей среде.
"Мы находимся в царстве природы. Мы знаем, что одним из ключевых факторов, мотивирующих людей приехать к нам на курорт, является стремление познакомиться с прекраснейшей природой этих мест.
Наша задача заключается не только в том, чтобы предоставить им доступный, комфортный и безопасный вход в эту природу, но и в том, чтобы поддерживать качество природно-антропогенной среды, чтобы они находили её если не в первозданном, то, по крайней мере, в хорошем состоянии, чтобы она формировала у них позитивные впечатления после визита", — рассказал директор по устойчивому развитию курорта "Роза Хутор" Дмитрий Колосов.
Центр восстановления леопарда на Кавказе. Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Можно долго перечислять меры, которые принимает руководство курорта для сохранения природы: запрет снегоходов и квадроциклов в парке — исключение делается только для спасателей; управление отходами и сортировка вторсырья; посадка редких растений и трав; восстановление лесов и защита склонов от эрозии; сеть подкормочных площадок для диких животных; экологическое просвещение молодёжи и многое другое.
Но, наверное, лучше всего результат этой работы наши корреспонденты почувствовали, когда их в первый же день предупредили: "Осторожно, у нас здесь медведи ходят!" И не только медведи — в лесу можно встретить серн, косулей, благородных оленей, множество птиц. Кстати, количество животных в окрестных лесах за время существования курортов увеличилось, поскольку сотрудники и туристы не давали покоя браконьерам, любящим тишину. Это очень напоминает опыт Южно-Камчатского Заказника на Камчатке: здесь в районе Курильского озера в начале 2000-х тоже процветало браконьерство, а сейчас, с развитием туризма, медведей всё-таки чаще рассматривают не через оптический прицел, а через видоискатель фотоаппаратов.
Дмитрий Колосов пообещал, что опыт, который был получен при возведении и эксплуатации курорта "Роза Хутор", в значительной степени транслируется на Парк "Три Вулкана":
"Этот опыт является плодом набитых шишек, полученных новых идей, профильтрованный через многолетнюю практику. У региона свои особенности, но тем не менее принципы зеленого характера в самом начале были положены в основу проекта. Скоро из экспертизы должен выйти анонс, и тогда определенные характеристики проекта будут озвучены, и вы услышите о том, что он в значительной степени является инновационным с точки зрения экологичности тоже."
Курорт "Роза Хутор". Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Справка:
Парк "Три вулкана" — круглогодичный туристский кластер, территория которого объединяет различные достопримечательности полуострова и открывает для своих гостей бальнеологический, горнолыжный виды отдыха, все грани и возможности природного туризма. Кластер ключает в себя сопку Горячая, вулканы Вилючинский и Мутновский, бухту Вилючинская.
Согласно проекту на территории парка будет построена гостиница, 30 километров горнолыжных трасс, три канатные дороги, семь подъёмников, два обустроенных туристических лагеря. Будут созданы туристические маршруты протяженностью 155 километров. На территории кластера работу смогут найти почти 1500 местных жителей. Также, как и в горном кластере Сочи, создание проекта "Парк "Три вулкана" станет стимулом к развитию малого бизнеса, частного предпринимательства Камчатского края. Общий объем инвестиций в строительство оценивается в 61.4 млрд руб.