Камчатка 9 августа: открытие стадиона Спартак и первая сводка погоды в газете

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Казаки-первопроходцы. Воздвижение креста
Фото: из книги А. А. Смышляева "Популярная история Камчатки от древности до 1917 года".

Восстановление памятного креста Владимира Атласова

В 1959 году краевед В. Воскобойников и Герой Советского Союза, вице-адмирал Г. Щедрин, командующий Камчатской флотилией, проявили инициативу по восстановлению памятного креста Атласова. 9 августа 1959 года ими при участии жителей посёлка Ключи и моряков Петропавловского гарнизона был установлен крест на левом берегу реки Белой. 

Такое название вместо Крестовой (Кануч) появилось на картах в конце XIX столетия по неизвестной причине, возможно, за белый цвет гальки. Крест простоял до мая 1988 г. и был заменён новым. Его поставили школьники города Ключи. 

По некоторым параметрам он не соответствовал первоначальному. Так, вместо восьмиконечного был установлен четырёхконечный крест. С отступлением от исторической была сделана и надпись. Со временем этот крест зарос тальником и совершенно не был виден не только с реки Камчатки, но и с реки Белой. По существу, "он перестал соответствовать своему назначению". 


Адольф Эрман. Фото: из энциклопедии

Путешествие Адольфа Эрмана на Камчатку

В 1828 году немецкий физик и путешественник Адольф Эрман предпринял сухим путем через Россию путешествие на Камчатку для изучения земного магнетизма. Путь его проходил по маршруту Петербург — Москва — Пермь — Иркутск — Якутск — Охотск — Камчатка, с ответвлением на север по рекам Иртыш и Обь. Поздней осенью 1828 г. А. Эрман был в Тюмени и Тобольске, с 19 мая по 28 июня 1829 г. — в Охотске.

9 августа 1829 года А. Эрман высадился на западный берег Камчатки в устье р. Тигиль, в конце месяца перебрался во внутреннюю часть полуострова, в с. Еловка, откуда предпринял восхождение на вулкан Шевелуч. Затем он спустился вниз по реке до с. Ключевское, поднялся по реке Камчатка до ее истоков, перевалил к верховьям р. Быстрая и через села Ганалы и Малки торной дорогой в конце сентября прибыл в Петропавловск, откуда на корабле вернулся в Европу.

Во время путешествия А. Эрман вел дневник, где описывал природу посещенных мест и быт населения, а также собирал растения. Результаты своих наблюдений и исследований он опубликовал в нескольких работах, которые вышли в Берлине. Данные по геомагнитным измерениям впоследствии были использованы известным ученым К. Гауссом для его теории земного магнетизма.

Во время поездок по Камчатке А. Эрманом собрана большая коллекция растений. В ботанической части отчета, выпущенного в 1835 г. в Берлине, натуралист приводит для Камчатки 105 видов высших растений.

По возвращении из путешествия А. Эрман был избран профессором Берлинского университета. В 1841-1847 гг. он издавал специальный журнал “Архив научных сведений о России”.

Имя Адольфа Эрмана носит хребет в Читинской области, по правобережью реки Онон, а также эндемик Дальнего Востока — береза, которую чаще называют “каменной”.


Владимир Зорин, картина "Ительмены". Фото: из фондов ККОМ

Международный день коренных народов мира

9 августа — Международный день коренных народов мира 

Коренные народы проживают во всех регионах мира. Общая площадь территорий, которые им принадлежат, на которых они проживают или которые они используют, составляет около 22% от всей поверхности суши Земли. Коренные народы насчитывают, по меньшей мере, от 370 до 500 миллионов человек, что составляет наибольшую часть мирового культурного разнообразия. Коренные народы также создали и говорят на большинстве из примерно 7000 языков мира. 

Древнейшее население Камчатки составляли ительмены, коряки, чукчи. На самом юге полуострова сохранились топонимы (географические названия) айнского происхождения. Некоторые исследователи предполагают, что айны (айны — народность, населявшая такие острова, как Хоккайдо, Сахалин, Курильские, небольшая часть айнов и сейчас живет на Хоккайдо) с Северных Курил селились на "матёрой земле", то есть на Камчатке. Есть и другое мнение: "курильцы" (айны) как хорошие мореходы, несомненно, появлялись на Камчатке, но на жизнь коренных ее обитателей большого влияния оказать не могли, хотя взаимовлияние ительменов и айнов, безусловно, было.

Со временем на территории Камчатки появились алеуты (на Командорских островах) и эвены.


Стадион "Спартак". Фото: из фондов КГКУ ГААК

Открытие стадиона "Спартак"

Торжественное открытие стадиона состоялось в воскресенье, 9 августа 1959 года в 15:00 и было приурочено к празднованию Всесоюзного дня физкультурника. Днём ранее, в Москве, на центральном стадионе имени В. И. Ленина "посланцы пятнадцати братских республик" открывали Спартакиаду народов СССР. 

В день открытия был дан старт IV летней комплексной спартакиаде Камчатской области. В силе, ловкости и сноровке состязались судоремонтники верфи, моряки, строители, рыбаки, труженики полей и лесозаготовители. 

Пример жителей Петропавловска, соорудивших стадион народными силами, вдохновил на подобные подвиги жителей других населённых пунктов Камчатки. Стадион в южной стороне Большерецка решили построить комсомольцы рыбоконсервного завода № 49. Его спланировали зубной врач Галя Джумайлова, физрук школы Иван Горьев и моторист катера Павел Горбов, строительство решили завершить за 1015 дней. Вечером, после трудового дня 20 июня, тридцать комсомольцев принялись за дело. 

Спортивная арена появилась и в Усть Камчатском районе. Футбольное поле, волейбольные и баскетбольные площадки, гаревая беговая дорожка, легкоатлетический сектор —всё это было построено за один месяц. На строительство потратили около 100 тыс. руб. Стадион возводился силами строительно-монтажного управления, рыбоконсервного завода и торговой базы. 

Летом 1959 г. спортивные городки также появились в селе Елизово, посёлках Козыревск и Корф. Комсомольцы села Эссо отличились больше всех: "там, где соединяются горячие и холодные ключи", в июле 1959 г. строился плавательный бассейн. 

На долгие годы стадион Петропавловска стал точкой притяжения жителей города: учащихся и трудящихся, сдающих нормативы "Готов к труду и обороне" (ГТО), спортсменов, участников спортивных состязаний и, конечно же, зрителей, пришедших на трибуны поддержать любимую команду. 

Правда, многие болельщики не торопились приобретать билеты на трибуны. Они следили за спортивными баталиями со склона Петровской сопки. "Некоторые чрезмерно бережливые наши сограждане устроили себе ложу на Петровской сопке. Не беда, что сыровато, что вытаптывается драгоценная трава, спасающая город от пыли, что после такого посещения повсюду остаётся мусор, зато экономия". 

Отметим, что в 1959-1964 гг. главный стадион Камчатки назывался "Труд". В народе спортивную арену любовно именовали "Камчатскими Лужниками". Новое и ставшее широко известным название "Спартак" начинает упоминаться в газетах с лета 1964 г. 

В Петропавловске середины двадцатого века действовало несколько добровольных спортивных обществ (ДСО), объединявших жителей Петропавловска, ведших здоровый образ жизни. Наиболее массовыми были ДСО "Труд" и "Водник", их названия и давали имена спортивным сооружениям города. 

Летом 1960 г. Президиум ВЦСПС принял постановление "О реорганизации спортивного общества "Спартак". "В нашей области в это добровольное общество войдут работники местной промышленности и коммунального хозяйства, рабочие геологоразведки, связисты, медики, работники культуры, торговли, просвещения, рабочие автомобильного транспорта и шоссейных дорог, работники госучреждений, учащиеся средних специальных учебных заведений", уведомлял главный печатный орган полуострова. 

Возможно, что набирающее силу ДСО стало занимать ведущие позиции в спортивных состязаниях трудящихся, что и привело к изменению названия спортивной арены.


Газета "Камчатская правда".. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Первая сводка погоды в газете

9 августа 1934 года на Камчатке впервые опубликована сводка погоды. Зачем-то описан уже прошедший день, охарактеризован текущий: "Ожидается сегодня температура до шестнадцати градусов. Небольшая облачность без осадков. Утром туман. Ветер из западной половины, умеренный. Видимость средняя".

Вот он, зримый результат реформы гидрометеослужбы! Но прогноз на следующий день пока обнародовать не спешили.


Петропавловский порт, 1800-е годы. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.



Опрометчивое обещание Шахова

9 августа 1837 года прибыл в Авачинскую губу 54-пушечный французский фрегат "Venus" под командою капитана Де-Пети-Туара и пробыл здесь 17 дней, пишет А. С. Сгибнев. На то время Начальников Камчатки был Яков Иванович Шахов (с 17 января 1835 г. по июль 1839 г.) старший адъютант Штаба инспектора Балтийских ластовых экипажей с производством в капитаны первого ранга.

Яков Шахов по происхождению из дворян, в 1799 г. окончил Морской кадетский корпус с производством в гардемарины, в 1801 г. произведён в мичманы, в 1815 году был уволен со службы по болезни в чине капитан-лейтенанта. Был архитектором, надзирателем Казанских соборов, откуда был уволен по болезни в 1826 г. с возвращением военного чина.

Будучи начальником Камчатки, он не нашёл общего языка с притоиереем П. Громовым, со многими чиновниками, которые характеризовали его как человека заносчивого, строптивого. Насколько эта характеристика верна, трудно сказать, всё дело могло быть в том, что Шахов был осторожным и ко всему прочему, больным человеком. Именно осторожностью можно объяснить переписку его по поводу некоторых самоличных распоряжений Голенищева, таких как: "Поднимать на Сигнальном мысу гюйс, как приличествующий пограничному порту, и делать выстрелы при захождении и восхождении солнца из зоревой пушки."

В то время, когда "Venus" зашёл в бухту Петропавловска, Шахов не имел никаких известий об отношениях России и Франции, поэтому он не на шутку струсил от этого неожиданного гостя. С особенною энергией занялся он постройкой временных батарей по чертежам Рикорда и приготовил их к действию. Но тревога была, как оказалось, напрасная, потому что фрегат пришел для географических изысканий. Офицеры фрегата хотели соорудить в гавани памятник Лаперузу; но Шахов вызвался сделать этот памятник за свой счет; однако он выехал из Камчатки, не исполнив этого обещания. 

И только преемник Шахова Страннолюбский поднял этот вопрос, а министр внутренних дел испросил на это разрешение у Государя. Памятник был сооружен Страннолюбским в 1843 году Он выстроен был по чертежу, составленному в Париже, из дерева и обит листовым железом. Деньги же, употребленные на постройку его в количестве 192 рублей, были взысканы с Шахова через морское министерство.


Антиправославная театральная постановка в Петропавловске, конец 1920-х. Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки"

Борьба с церковью

Пик закрытия церквей и часовен пришелся на 1924-1926 гг. В отчете о работе Камчатского губревкома за 1924-1925 гг. значится: "Декрет об отделении церкви от государства проведен в жизнь, за исключением регистрации религиозных обществ и групп. Живоцерковцев (представители организации "Живая церковь") и других сект и религий нет. Церковной литературы не распространялось. Всего зарегистрировано 12 обществ и групп 1. Закрыто и передано на культурно-просветительские и другие цели 12 церквей. Всего по всей губернии имеется 35 церквей и 35 часовен. Всего передано в бесплатное пользование группам и обществам 13 молельных зданий (на каждую группу по одному). В 13 обществах и группе состоят 1 257 человек. Отношение у населения к декрету хорошее. Осложнений нет".

Как отмечает Е. В. Глинчикова, согласно этому постановлению в Большерецке 9 августа 1924 г. церковное помещение вместе с амбаром передали местной школе, богослужебное имущество перешло к группе верующих. В Усть-Большерецке тем же постановлением церковный склад передали под вновь строящуюся школу. В с. Кихчик часовня перешла в распоряжение сельревкома. Местные комсомольцы хотели использовать половину ее под клуб.


Теплоход "Крашенинников" проекта 229, Авачинская бухта. Фото: из собрания Лемачко Б.В.

Теплоходы "Алдома" и "Аджима"

9 августа 1953 года вошли в эксплуатацию по окончании постройки однотипные теплоходы "Алдома" и "Аджима" проекта 229 (длина 46.36 м, ширина 8.07 м, высота борта 3.53 м, осадка 2.56/3.61 м. Валовая вместимость 402 т, дедвейт 442 е, водоизмещение 730 т. Скорость 9.8/10.3 узлов, экипаж 16 человек).

Суда этого проекта строились в Хабаровске в начале 50-х годов прошлого века. Большинство из них трудились в системе МРХ, но несколько теплоходов работали в ММФ и ВМФ.


U.S.C.G.C."MOJAVE", куттер Береговой охраны. Фото: из энциклопедии

История корабля МОХАВЕ

9 августа 1920 года в Петропавловск пришло американское судно береговой охраны "Мохаве", построенное в начале года "по последнему слову мореходного искусства, двигатели его нефтяные". 

Корабль был спущен на воду строительной компанией Union of Oakland, штат Калифорния, при спонсорской поддержке мисс Элизабет Хэске из Окленда. Он был введен в эксплуатацию как один из четырех кораблей нового класса, на которых был введен новый принцип турбоэлектрической трансмиссии.

Назначенный на постоянную станцию ​​в Гонолулу, он служил в Беринговом морском патруле и участвовал в обеспечении соблюдения запрета на глубоководную морскую охоту. По завершении своего путешествия по Беринговому морю "Мохаве" перебрался в Бостон и вместе с катерами "Модок" и "Тампа" приступил к ледовому патрулированию Гранд-Бэнкса. Четвертый корабль класса, "Хайда", провел войну в водах Аляски.

В 1930 году на смену "Мохаве" и ее сестринским кораблям пришел новый класс — 2200-тонные катера, хотя "Мохаве" продолжал работать за пределами Бостона до 1933 года. Кроме того, иногда он принимал участие в операциях береговой охраны против хищников в период с 1925 по 1930 год.

В 1940 году были введены погодные патрули, а в 1941 году Мохаве перешел на смену в качестве одной из станций наблюдения за Атлантическим океаном. Эта служба включала 21-дневное патрулирование в районах площадью 10 миль между Бермудскими островами и Азорскими островами. До 1940 года торговые суда предоставляли отчеты о погодных наблюдениях, но они были сокращены, когда начало войны заставило корабли воюющих стран замолчать.

По этой причине катера, работающие из Бостона, были освобождены от своих обычных обязанностей по патрулированию и крейсерской работе, чтобы взять на себя постоянное погодное патрулирование. Когда 1 ноября 1941 года катера были переданы флоту, графики погодных патрульных кораблей "Мохаве", "Гамильтон", "Спенсер", "Бибб" и "Дуэйн" не изменились.

Только когда военные действия увеличили спрос на эти большие катера в других местах, они были заменены другими, меньшими судами, переданными Береговой охраной для выполнения таких задач, как погодное патрулирование. К концу войны в Атлантическом океане насчитывалось 11 станций береговой охраны, которые выполняли функции авиационной охраны и радиомаяков, а также метеорологических репортеров.

В 1942 году "Мохаве" был направлен ​​в Гренландский патруль, где участвовал в сопровождении конвоев и спасательных операциях. Действуя в качестве сопровождения медленной группы конвоя SG-6, который отправился из Сиднея, Новая Шотландия, 25 августа, он помогла в спасении 570 человек с торпедированного армейского транспорта USAT Chatham. Эскортные и противолодочные достижения катеров были действительно жизненно важны для победы в битве за Атлантику.

Вернувшись в министерство финансов США в январе 1946 года, "Мохаве" был вовлечен в послевоенную демобилизацию. Он был списана в 1947 году и продан в феврале 1948 года.

"Мохаве" получил одну боевую звезду за службу во время Второй мировой войны.

В частной собственности корабль был переименован в "Амелию V", снова переименован в "Machala" в 1950 году и окончательно списан в 1964 году.


Памятная доска Р. Ф. Баширову. Фото: из книги С. В. Гаврилова "Океанская гавань России. История Петропавловск-Камчатского морского торгового порта".

Памяти Радика Баширова

9 августа 2007 года на доме, где многие годы жил руководитель Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Радик Фаттыхович Баширов, в память о нём торжественно в присутствии ветеранов порта была открыта мемориальная доска.

Радик Фатыхович Баширов родился в 1931 году в Татарской ССР, окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В Петропавловск-Камчатском морском торговом порту стал работать с 1954 года. Был сменным механиком, инженером-механизатором, старшим мастером механических мастерских, начальником механизации, начальником конструкторского бюро, главным инженером.С 21 ноября 1979 года по 1995 год был начальником Петропавловск-Камчатского морского торгового порта.  

Заслуженный работник транспорта России, Почетный работник морского флота, начальник Петропавловск-Камчатского морского торгового порта в 1979–1995 годах.

Последние годы жил в Казани. Умер 9 августа 2006 года. 


Обложка "Писем о Камчатке". Фото: из собрания Российской государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина

"Письма о Камчатке" Хлебникова

9 августа 2016 г. на Камчатку пришёл подарок из Канады: факсимильная копия рукописи "Писем о Камчатке", более двух сот лет тому назад подготовленной историческим лицом, одним из исследователей Камчатки и Русской Америки Кириллом Тимофеевичем Хлебниковым. 

Документ объёмом 43 листа (86 страниц) получен от известного канадского историка Джеймса Р. Гибсона, профессора географии Йоркского университета в Торонто. Оригинал рукописи хранится в Российской государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фрагменты "Писем" были опубликованы в 1994 г. в сборнике "Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях. 1740-1990". 

Кирилл Тимофеевич Хлебников путешественник, писатель, директор Российско-Американской компании (РАК), член-корреспондент Петербургской Академии наук. В 1803 г. отправился приказчиком на Камчатку. В 1808 г. именовался "компанейским комиссионером". 

Совершил более десяти поездок по Камчатке, не однажды подвергаясь смертельной опасности. По состоянию здоровья оставил службу и в 1813 г. ухал в Иркутск, где пробыл весь 1814 г. Здесь написал "Письма о Камчатке". Затем был назначен правителем главной конторы РАК вместо престарелого А. А. Баранова. 

Отправился на остров Ситха в сентябре 1816 г. на корабле РАК "Кутузов" под командованием Л. А. Гагемейстера, совершавшего кругосветное плавание. В должности правителя РАК пребывал шестнадцать лет, объездил всю Русскую Америку. Отбыл с Ситхи в ноябре 1832 г. С 1833 г. правитель дел, а с 1835 г. директор РАК. 

Награждён медалью "За усердную службу" на Владимирской ленте (1825), золотой медалью "За усердие" на Александровской ленте (1830), орденом Св. Анны 3-й степени (1837), неоднократно денежными суммами. 

После смерти оставил Кунгурскому городскому обществу 25 тыс. руб. на содержание сирых и убогих и для основания публичной библиотеки. Библиотека была открыта в апреле 1840 г. и сейчас носит его имя. 

Автор книги "Жизнеописание А. А. Баранова", статей и очерков "Взгляд на полвека моей жизни", "Жизнеописание Григория Ивановича Шелехова", "Отрывки из записок русского путешественника в Бразилии", "Записки о Калифорнии" и других. 

Совершил несколько путешествий, изучал быт и культуру народов Дальнего Востока и Северо-Западной Америки. Скончался 15 апреля (ст. ст.) 1838 г. в г. Санкт-Петербурге. Принято считать, что становление К. Т. Хлебникова как писателя произошло на нашем полуострове, а "Письма о Камчатке", всего их восемнадцать на разные темы, обращённые некоему абстрактному "милостивому государю", стали его "пробой пера".

Также в этот день

9 августа 1932 года на рейде Авачинской губы разгружался норвежский пароход "Вулгар", зафрахтованный Совторгфлотом. Затем он должен был пойти в Усть-Камчатск, оттуда в Корф и Карагу. Обратно в Петропавловске судно ожидали к 10 сентября, после чего оно отправлялось во Владивосток. На "Вулгаре" приехал учёный хранитель музея из Ленинграда В. С. Кулаков, имевший задание собрать минералогическую коллекцию.

9 августа 1940 года в Пенжинском районе начала функционировать Красная яранга. Четверо её сотрудников во главе с Шевчуком отправились по маршруту Культбаза — Верхняя Парень — Кэгали — Культбаза общей протяжённостью 1 200 км.

9 августа 2005 года к причалу рыболовецкого колхоза им. В. И. Лени на пришло новое судно типа РС-600, построенное в Китае и на званное "Капитан Муковников" в честь одного из первых колхозных Героев Социалистического Труда. Современный сейнер водоизмещением 242 т. развивал полный ход в 13,5 узла, его экипаж насчитывал 15 чел., размещённых в одно-, двух— и четырёхместных каютах. Судно построили на китайском судостроительном заводе в порту Далянь по китайскому же проекту, но с учётом пожеланий колхозных специалистов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость