В 1910 году, когда исполняющим обязаности Начальника Камчатки был Василий Власьевич Перфильев, началось строительство телеграфной линии из Петропавловска на Большерецк и Тигиль, дороги на Большерецк, в порту сооружался новый причал, в городе появилось уличное освещение.
В трёх верстах от города у подошвы горы Зеркальце построены первые здания сельхозфермы: жилой дом, скотный сарай, сарай для фуража и инвентаря. При ферме и городском училище устроены опытные огороды, на которых посадили кусты ягоды и фруктовые деревья, доставленные из Южно-Уссурийского края. Из Владивостока завезён племенной скот, заведено пчеловодство.
Станция беспроволочного телеграфа 1910 год. Фото: из фондов КГКУ ГААК
В. Н. Аров отмечает, что 8 августа 1910 года из Владивостока на военном транспорте "Шилка" приехал приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтербергер, совершавший инспекционную поездку. Он остался доволен деятельностью В. В. Перфильева. Местная интеллигенция положила начало областному научнопромышленному музею, который разместился в здании канцелярии губернатора. Также в это время началось сооружение сейсмической станции.
Первое здание Акционерного Камчатского общества. Фото: из фондов КГКУ ГААК
В статье С. В. Гаврилова "Петропавловск. Год 1929-й" отмечалось, что 8 августа 1929 года в АКО шла "чистка" . З
"Тов. Осипскому, кандидату ВКП(б), вопросы сыплют со всех концов скамеек и изо всех углов. "Газету "Правду" выписываешь? Нет. А как политически развит? Слабовато. Что у тебя за история с постройкой дома? Дом строила жена, а не я". Ответы Осипского иногда вызывают смех. По выступлениям ряда товарищей устанавливается, что Осипский для партии человек ненужный, политически неразвит, над собой не работает, пассивен, часто пьянствует, на чистку у него предвзятые, неверные, некоммунистические взгляды. Во время разбора его дела о постройке дома с целью эксплуатации, нагло лгал. Таким в партии не место!
Каширников, член ВКП(б), рабочий, не так давно уволился из армии, в АКОвской ячейке состоит недавно. На вопросы отвечает твёрдо, но в некоторых политических вопросах плавает, старается оправдаться тем, что на новой работе недавно и благодаря перегруженности над своим развитием работает мало. Из газет читает только "Полярную звезду", последние решения партии знает нетвёрдо.
Выступающие товарищи подчёркивают его положительные стороны, одновременно отмечают и отрицательные. Тов. Колоколов, член ВКП(б), рабочий, в партии недавно. Со всеми подробностями рассказывает свою боевую биографию, был шесть раз ранен, шесть раз был в плену. Его биография вызывает ряд недоумённых вопросов. Как удавалось шесть раз уходить из плена? В каких частях был? Где и когда ранен? Почему выбыл из партии? Почему приходил в Окрбюро сдавать кандидатскую карточку? Почему у тебя существует теория "Верхи и низы"? Как насчёт выпивки? Почему жена не участвует в общественной работе? Не то от вопросов, не то от духоты с тов. Колоколова градом катится пот. В выступлениях подмечаются его недостатки выпивки, лень, политическая неразвитость, хвастовство, грубость, неустойчивость, но одновременно подчёркивается, что тов. Колоколов исправляется и исправится, для партии он пользу принесёт".
В целом "чистка" АКО прошла успешно, по общему решению там остались только нужные и верные люди.
Рыбопромысловые суда, принадлежавшие государственным трестам и колхозам Камчатки, до середины 1930-х годов имели разнообразные флаги и вымпелы. Приказ НКПП СССР № 1445 от 8 августа 1935 г. устанавливал единый порядок их ношения, отмечал С. В. Гаврилов.
Вымпелы государственной рыбной промышленности должны были подниматься на всех рыбных судах, принадлежавших трестам, моторыбоцентру и колхозной системе. Суда, имевшие свидетельства на право плавания под флагом СССР, должны были нести его на кормовом флагштоке, гафеле и грот-матче с 8 часов утра до захода солнца.
У пристани Добровольного флота, 1910-1920 гг. Фото: из фондов КГКУ ГААК
С. В. Гаврилов отмечал, что 8 августа 1924 г. в Петропавловске при губревкоме прошло совещание, рассматривавшее вопросы портоустройства и судоходства". Оно выслушало доклад представителя владивостокского торгового порта штурмана А. А. Данилевича. По мнению докладчика, губревкому следовало возбудить перед Дальревкомом ходатайство "об организации местного охотско-камчатского с центральной базой в Петропавловске каботажного судомореходства".
Данилевич полагал, что для оживления экономической жизни в области необходимо сосредоточить в ее наиболее удобном и центральном пункте управление местной промышленностью и "организовать путем учреждения камчатского госсудоводства постоянное местное каботажное, линейное, рейсовое по расписаниям судоходное сообщение всех приморских, как постоянных, так и сезонных промысловых пунктов края с избранным местным центральным базопунктом".
Для этого следовало установить не менее трех местных каботажных линий, связывающих аяно-охотское, гижигинско-камчатское и камчатско-анадырское побережья с главной базой. На линии следовало выставить не менее шести парусно-моторных шхун грузоподъемностью 200-400 т. Этот "особо выработанный тип" судов, как показала практика, оказался наиболее подходящим для условий камчатского побережья.
Предложение Данилевича также не было осуществлено по причинам экономического характера, но многие высказанные в нем идеи впоследствии использовались при разработке более поздних планов устройства камчатского каботажа.
Отдаленным прообразом будущего камчатского судоходного предприятия стал отдел коммунального хозяйства губревкома (губкомхоз). В начале 1924 г. в его составе имелись общий и торговый подотделы. Последнему поручалось снабжение жителей губернии товарами и продуктами. В связи с этим губкомхозу следовало располагать плавсредствами, развозившими их по глубинным пунктам, и мастерскими для ремонта судов. И то, и другое появилось у него во второй половине 1924 г. Об этом свидетельствуют приказы о принятии на работу людей с квалификациями, пригодными для службы на судах и для их технического обслуживания.
Сушка шкур в селении на о. Врангеля, 1926 год. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Отечественное освоение о. Врангеля началось 8 августа 1926 г., когда пароход "Ставрополь" доставил сюда 56 зимовщиков из числа северных народностей и шестерых русских колонистов (начальника острова Г. А. Ушакова, врача Н. П. Савенко, учителя И. М. Павлова с женами).
Остров Врангеля занимает около 7 тыс. кв. км, покрыт горами и тундрой. Его животный мир представлен песцом и белым медведем, воды богаты моржом, лахтаком и нерпой. Добыча за 1929-1932 гг. составила больше двухсот медведей и свыше тысячи песцов. За сезон 1932-1933 гг. добыто 500 песцов и 38 медведей. На острове в 1934 г. было 11 хозяйств. Естественная прибыль населения за 1929-1934 гг. выразилась в 18 детей, причем никто не умер. В значительном количестве добывалась мамонтова кость, составляющая в среднем 1 000 кг в год. На острове были найдены ценные руды, и его определили, как перспективную базу и станцию арктических морских и воздушных линий.
Попытки "Колымы" в 1927 г. и "Ставрополя" в 1928 г. дойти до острова не увенчались успехом из-за тяжелых льдов. Только в 1929 г. ледорез "Ф. Литке" забросил туда радиостанцию, снаряжение, продовольствие и произвел частичную смену зимовщиков. На острове остались все северяне и два русских промысловика с семьями. Г. А. Ушакова сменил А. И. Минеев.
Многие суда Камчатского флота приобретались и строились в Японии. Как отмечал С. В. Гаврилов "Справка о выполнении договора по импортным обязательствам за 1935 г." свидетельствует, что на дрифтёры "Ударник" и "Стахановец" были затрачены: 100 000 руб., 174 000 руб. на два сейнера и 78 300 руб. на три разведчика. Их поступление ожидалось весной 1936 г., но задержалось до конца лета.
Деревянные дрифтеры "Ударник" и "Стахановец" пришли в Авачинскую губу 8 августа 1936 года. Дрифтер — это рыболовное судно, предназначенное для лова рыбы дрифтерными сетями (высотой от 3 до 15 м и длиной до 4500 м свободно плавающими после их постановки). Особенность архитектуры таких судов — низкий надводный борт и свободная палуба в носовой части для механизмов, выбирающих рыболовные сети. Дрифтеры имеют размерения малых или среднетоннажных добывающих судов.
"Удариник" и "Стахановец" имели водоизмещение 179 т., могли принять 30 т. груза, имели главный двигатель мощностью 150 л. с., вспомогательный двигатель "Санио" (15 л. с.), дизель-динамо (2 л. с.) и "мотор-радио Л-3" (2 л. с.). Балансовая стоимость дрифтеров составила 75 900 руб.
Суда не имели никаких рыбопоисковых, электрорадионавигационных и гидроакустических приборов. Их местонахождение в море определялось астрономическим путем и навигационными способами с помощью магнитного компаса, измерения глубины ручным лотом, диплотом или лотом Томсона.
С укомплектованием экипажа данных судов возникли сложности: специалистов просто-напросто не имелось. Вот что вспоминал об этом в вышедшей в 1966 г. брошюре "От Магадана до Америки" — первой популярной работе, воссоздававшей историю рыбопромыслового флота Камчатки, один из ветеранов Управления тралового флота и его руководитель П. И. Анода: "Началось укомплектование судов специалистами. А где их взять? Вербовочная контора АКО не выполнила плана найма механиков с материка. Пришлось набирать их в своем порту. Это были механики, мотористы, случайно отставшие от судов других организаций. Не имелось также и опытных промысловиков, знавших добычу рыбы. Принимали физически крепких ребят, рвущихся в море. Научатся!".
Дрифтёры "Удариник" и "Стахановец" исправно несли службу на протяжении всего времени. Перевыполняли план по добычи рыбы, "Ударник" даже способствовал хорошей работе всей флотилии, являясь ее разведчиком. В начале 1943 г. "Ударник" погиб.
Рыбный промысел на Камчатке. Фото: из фондов КГКУ ГААК
8 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии. В этот же день на территории Камчатской области было введено военное положение. Быстротечная советско-японская война завершилась полным разгромом и капитуляцией Японии.
Одним из следствий победы СССР стала ликвидация японских промыслов на дальневосточном побережье: рыбозаводы, участки и базы на побережьях Камчатки и Курильских островах уже в августе и сентябре 1945 г. вошли в состав АКО. Само АКО с октября 1945 г. прекращало свою деятельность и преобразовывалось в Камчатский государственный рыбопромышленный трест.
Почти полувековое присутствие японцев на полуострове завершилось. Теперь дипломаты НКИД СССР в Петропавловске больше не требовались: сотрудники дипагентства готовились к отъезду, составляли отчеты, подводили итоги.
Дипагент И. С. Бяков попросил начальника Камчатской научной станции ВНИРО И. И. Лагунова подготовить для него справку о сырьевых запасах рыбы и морского зверя. Его интересовали "характерные особенности научных наблюдений текущего года, позволяющие судить о том, какое влияние на сырьевые запасы рыбы и морского зверя произвело ослабление японской рыболовной деятельности на Камчатке за последние годы, и какие открываются перспективы в этом отношении в связи с окончательной ликвидацией японского рыболовства на Камчатке и Курильских островах".
Петропавловск-Камчатский, 1909-1910 гг. Фото: из фондов КГКУ ГААК
В 1909 году вышел новый закон об административном переустройстве Приморской области, в котором было предписано: "Образовать из уездов Петропавловского, Охотского, Гижигинского, Анадырского и Командорских островов Камчатскую область".
8 августа 1909 года Министерство внутренних дел утвердило положение об управлении Камчатской областью.
По временному положению об управлении Камчатской областью она входила в состав Приамурского генерал-губернаторства. В этом же году Петропавловский уезд становится центром Камчатской области, занимающим удобное положение на морских путях вдоль побережий Охотского и Берингова морей, между г. Владивостоком, Командорскими островами и Анадырским краем.
На протяжении долгих лет, вплоть до 1917 года, Камчаткой управляли назначенные свыше воеводы, командиры, начальники, исправники, губернаторы: Магнус фон Бем, И.Д. Рудаков, П. И. Рикорд, Ф.Е. Станицкий, А.В. Голенищев, Я.И. Шахов, Г.С. Шишмарев, Н. Страннолюбский, Р.Г. Машин, В.С. Завойко, В.В. Перфильев, Н.В. Мономахов. Каждый из них внес свой определенный вклад в становление города и области.
8 августа 1920 года в Петропавловск прибыл ледокол "Байкал"
8 августа 1921 года на о. Беринга местные жители задержали по подозрению в браконьерстве шестерых японцев. Для разбирательства их отправили на японском военном транспорте в Петропавловск. Однако спустя месяц нарушителей здесь так и не увидели, по поводу чего высказывалось мнение, что "едва ли это будет сделано, так как известно, что японские транспорты с Камчатки ушли".
8 августа 1946 года — приказом Министерства земледелия РСФСР № 267 организован опытный оленеводческий опорный пункт в с. Палана.
8 августа 1964 года Камчатморгидрострой закончил реконструкцию причала рыбозавода "Океанский". Здесь для выхода в бухту на большую глубину развили существовавшее деревянное сооружение. На расстоянии 38,8 м от деревянного ряжа на свайном основании установили монолитный железобетонный устой, соединенный с берегом пролетами, стоявшими на двух промежуточных опорах. Длина модернизированного причального фронта составила 120 м. Менее чем через год на базе этого рыбозавода, расположенного в семи милях от порта, начал действовать еще один грузовой район порта.
8 августа 1968 года — решением Камчатского облисполкома сс. Дранка, Дранкинские Ключи, Макарьевск, Хайлюля и п. Островной исключены из учётных данных населённых пунктов Карагинского района.
8 августа 1968 года — решением Камчатского облисполкома в сёлах Гека, Красная Сопка, Приметное, Скалистое исключены из учётных данных населённых пунктов Олюторского района.
8 августа 1978 года по случаю приближающегося Дня физкультурника "в целях широкой пропаганды спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы" профком объединения рыбаков постановил провести 11-12 августа личное первенство по настольному теннису. Состязания проходили в Доме культуры рыбаков (ныне ДК КамчатГТУ), начинались в 20.00. Допускались все желающие.
8 августа 1994 года было достроено патрульное судно "Пагелла".