Вулкан Ключевская сопка является одним из самых активных вулканов полуострова Камчатка на Дальнем Востоке Российской Федерации. Ключевская сопка представляет собой вулкан, который является самой высокой горой на Камчатке и самым высоким действующим вулканом во всей Евразии. Его крутые, симметричные башни находятся в 100 км от Берингова моря. На постоянно курящемся кратере находятся 84 побочных кратера. Вулкан Ключевская сопка возвышается среди долины, сливается с соседними вулканами Ближний и Дальний, Плоский (на западе.), и Камень (на юге). На протяжении 270 лет наблюдений известно более 50 сильных извержений, особенно в 1972–74 годах.
Возраст вулкана примерно около 7 тыс. лет. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Ключевская Сопка — высочайшая вершина России за пределами Кавказа. У подножия вулкана, в селении Ключи, расположена вулканологическая станция Института вулканологии.
Название Ключевская дано по расположению близ посёлка Ключи и р. Ключевка, изобилующей ключами.
Первое упоминание извержения Ключевского вулкана произошло в 1697 году. И вулкан был почти непрерывно активным с тех пор, как и многие соседние вулканы. Первыми поднялись на вулкан в 1788 году Даниил Гаусс с двумя другими членами экспедиции Биллингса. С. В. Гаврилов пишет, что 7 августа 1931 года из Ключей на Ключевской вулкан вышла группа туристов под руководством В. Семёнова в составе Гурьянова и Динчеса. Сообщалось, что они обеспечены противогазами, специальными фотографическими аппаратами, палатками, альпийским снаряжением и продуктами питания. Так же в 1931 году при сходе лавы погибло несколько альпинистов, относится ли это событие именно к данному восхождению сказать трудно, так как нет данных. Поскольку подобные опасности продолжают существовать и сегодня, сделано только несколько восхождений.
Ключевская сопка считается священной у некоторых коренных народов и рассматривается ими как место, в котором был создан мир. Другие вулканы в регионе имеют аналогичное духовное значение, но Ключевская сопка является самым священным из них. Они говорят, что, когда бог создал мир, это была точка, в которой он держал его, и поэтому она остается незавершенной, открытой, вулканически активной.
Местные жители рассказывают, что Ключевская сопка — жилище умерших, и утверждают, что вулкан извергается, когда мертвые топят юрты костями китов, которых ловят в подземном море. Ключевская сопка привлекает большое количество альпинистов и туристов, но вулкан же и собрал наибольшее число жертв по сравнению с другими вулканами Камчатки. Главной причиной их являлись неосторожность и несоблюдение правил альпинистской техники безопасности. Известен лишь один случай гибели молодого гляциолога А. Л. Иванова в августе 1978 года не по вине самих людей, когда ночью в палатку, где он спал с товарищами, попала вулканическая бомба, вылетевшая при сильном взрыве.
Содержание собственного домашнего скота, 1930-е годы. Фото: из книги М. А. Сергеева "Народное хозяйство Камчатского края".
7 августа 1932 года было принято постановление ЦИК и Совнаркома СССР, устанавливавшие за хищение государственного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты расстрел с конфискацией всего имущества.
"Камчатская правда" в своём выпуске № 1012 писала по этому поводу: "Разбитые в классовой борьбе кулаки пытаются мстить советскому государству разрушением его имущества. Классовые враги поджигают амбары, стравливают поля, расхищают грузы в пути, раскрадывают кооперативное имущество, тем самым ухудшая снабжение трудящихся. Постановление кладёт предел такому попустительству. Это постановление имеет исключительно важное значение для кооперации. Известно, что кооперативный аппарат, особенно сельская низовка, весьма засорён чуждым элементом".
В рамках данного постановления, писал С. В. Гаврилов, слушалось дело в суде о "кооперативных вредителях". Местное ОГПУ не так давно раскрыло их "крупную организацию". Её участники: главный бухгалтер горинтегралсоюза Морозов, завмагазином Замураев и продавцы Харинов, Бокша и Смолина.
Всем предъявлено обвинение в систематическом и злостном расхищении нормированных товаров и продуктов и незаконном повышении цен. "У преступников была определённая политическая целеустремлённость дезорганизовать снабжение и тем самым вызвать среди служащих и рабочих недовольство и антисоветские настроения". Для этого, по версии следствия, виновные в первую очередь снабжали кулаков и "лишенцев", устраивали кутежи и скандалы в распределителе инженерно-технических работников. Да и сами-то они принадлежали к классово-чуждому элементу: Морозов сын кулака, Харинов и Смолина тоже, Бокша жена лишенца.
"При поступлении на службу в закрытый распределитель ИТР перед работниками ставились особые условия. Завмагазином Харинов, выдвигая на должность помощника заведующего продавца Смолину, заявил: "Смотри, лишнего не болтай!" Другим работникам говорили так: "Болтнёшь, выгоним!". Никакой пощады этим ворам и мародёрам советский суд, как известно, самый справедливый в мире, не обещал.
И как упоминалось выше постановление ЦИК и Совнаркома СССР, устанавливало за хищение государственного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты расстрел с конфискацией всего имущества.
Порт Петропавловска. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Особенностью географического расположения Камчатки является ее отдаленность от основных промышленных и административных центров России. Отсутствие регулярной связи с материком долгое время сдерживало развитие в области торговли и производительных сил, затрудняло охрану ее естественных богатств. Основным средством связи полуострова с метрополией, осуществлявшейся вначале через Охотск, а затем через Николаевск-на-Амуре и Владивосток, являлся морской транспорт.
Одним из первых о важности устойчивой, независящей от прихотей погоды, связи Камчатки с материком посредством паровых судов высказался выдающийся администратор — генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев. В письме министру внутренних дел Л. В. Петровскому 7 августа 1849 г. он рекомендовал "во что бы то ни стало завести пароходное сообщение Камчатки с берегами Охотского моря; каменный уголь есть в Тигиле и около Аяна…".
Многие исследователи, посетившие полуостров на рубеже XIX-ХХ вв., обращали внимание на важность организации между ним и Россией регулярного пароходного сообщения. Так, Н. В. Слюнин утверждал (1900 г.), что "улучшение пароходного сообщения с окраиной и желательное учреждение местного плавания даст толчок к развитию торговли, положение которой всегда было здесь весьма ненормально…".
Г. А. Крамаренко (1907 г.) полагал, что среди мероприятий, могущих способствовать "успешному развитию этой отдаленной, но богатой русской окраины", основными должны были стать установление между полуостровом и материком радио— или телеграфной связи и "расширение пароходно-почтового сообщения метрополии с Камчаткой и Японией".
Работа пароходов на охотско-камчатском побережье осложнялась отсутствием здесь оборудованных стоянок, неустойчивыми метеоусловиями, вызывавшими длительные простои судов в ожидании разгрузки, и короткими сроками навигации, особенно в северных уездах. Журнал "Морской сборник" писал по этому поводу в 1860 г.: "…Вряд ли на всем свете есть моря столь негостеприимные, унылые и мрачные, как моря Камчатское (Берингово. — С. Г.) и Охотское. Зимой они не посещаются никем… Вообще же должно заметить, что на всем протяжении берегов Камчатского и Охотского морей есть единственный надежный порт — это Петропавловск. Об Аяне и Охотске говорить не стоит".
Все громадное охотско-камчатское побережье только в двух пунктах — в Петропавловске и Аяне — имело пристани, к которым могли швартоваться пароходы. Во всех остальных местах их обрабатывали так называемым "рейдовым" способом, при котором грузы и пассажиров вначале размещали на кунгасах, привозимых судами с собой, затем кунгасы буксировали к берегу паровым или моторным катером и там разгружали. Рейдовая выгрузка была невозможна при волнении моря свыше пяти баллов. Ожидание улучшения погоды зачастую сопровождалось значительными простоями судов. Наиболее неблагоприятным местом выгрузки считалась Гижига, где пароходы иногда простаивали до двадцати суток в ожидании начала работ. Их разгрузку вели в открытом море на расстоянии более десяти миль от берега, так как ближе из-за малой глубины подойти было нельзя.
Морской порт Петропавловска, 1940-е годы. Фото: из фондов КГКУ ГААК
7 августа 1943 г. в Петропавловске прошло техническое совещание, на котором присутствовали представители АКО, порта и НКМФ. Совещание решило вести дальнейшие работы с учетом уже выполненного дноуглубления в Петропавловском порту, а в проект внести следующие поправки:
— максимально сдвинуть береговую линию в северо-восточной части Ковша для расширения акватории;
— удлинить глубоководный причал в Ковше, причем из-за невозможности забивки шпунта достраивающуюся часть причала проектировать ряжевой (то есть в виде деревянных клеток, заполненных камнем);
— причал для бункеровки судов жидким топливом вынести из Ковша;
— объединить электрохозяйство порта АКО и будущего порта НКМФ.
Таким образом, основными расхождениями генплана, составленного в Москве, с фактически произведенными работами стали увеличение территории в основании кошки и удаление части берега в районе расположения будущей базы снабжения.
Перемены в генплане свелись к переносу строений, уточнению длины причалов и размеров отдельных сооружений. Работы, проведенные в Ковше в течение 1942-1943 гг., признавались "для удовлетворения потребности грузооборота ближайших лет далеко недостаточными". Для их покрытия требовалось значительное увеличение причального фронта и территории для складирования, механизация причалов и их связь между собой и со складами. Этого можно было достичь сооружением новых районов порта, строительство которых было поручено НКМФ, и временным использованием территории и причалов рыбного района, располагавшихся в Ковше.
Деревянное моторно-парусное судно типа кавасаки. Фото: из энциклопедии
7 августа 1945 г. завершилось строительство кавасаки, которому дали название "Салют" и приписали к Петропавловскому морскому рыбному порту за № П-555. Суденышко тут же отправили обслуживать сенозаготовки базы Моховой. На постройке отличилась бригада судовых плотников Юрченко в составе: Молодова, Труханова, Корягина, Чирова. Все они получили благодарности.
Кавасаки — небольшое японское плоскодонное промыслово-рыболовецкое судно.
Как правило, экипаж кавасаки не превышал 13 человек. Судно располагало одной съёмной мачтой на корме с прямым парусом, который изготавливался из тонкой циновки площадью около 32 м². Полная длина судна составляла около 13 метров, ширина — 3 метра, высота борта — 0,7 метра.
Кроме этого, в дальневосточных регионах Российской Федерации название "кавасаки" употребляется по отношению к деревянным парусно-моторным лодкам с малой осадкой, которые применяются в морском прибрежном промысле. Архитектура такого плавсредства подразумевала плоскую корму, поднятый нос и борта с развалом. Длина таких лодок обычно около 12-15 метров, ширина не превышает 3,0 метров, высота борта — 1 метр, осадка — 0,6 метра, а грузоподъёмность — 10 тонн.
Баркентина "Горизонт". Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки"
7 августа 1958 года в 10:20 учебная баркентина "Горизонт" (капитан Ю. П. Агеенко), шедшая из Владивостока в Петропавловск, потеряла гребной винт с гребным валом "посредством облома". Причиной поломки послужила "внезапно возникшая ударная нагрузка". Убыток составил 26 915 руб. "Виновников со стороны шхуны не усматривается".
Баркентина (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.
Баркентина — сравнительно поздний тип парусного вооружения, появившийся лишь в середине XIX века, когда торговые суда с полным (корабельным) парусным вооружением столкнулись с конкуренцией со стороны пароходов, требовавших намного меньшего по численности и квалификации экипажа.
Баркентина сочетает достаточно хорошую ходкость (то есть высокую скорость) при попутном ветре, обеспечиваемую прямыми парусами на фок-мачте, со сравнительно небольшой численностью экипажа, характерной для шхуны, благодаря чему такое парусное вооружение имели многие из последних торговых парусников. Так, именно как баркентина оснащен был в последние десятилетия своей службы в качестве грузового судна знаменитый клипер "Катти Сарк". Баркентиной были вооружены и некоторые парусно-паровые боевые корабли, например — крейсер "Алабама". Также баркентина была последним типом вспомогательного парусного вооружения, устанавливавшегося на крупные пароходы в конце XIX в. Типичный пассажирский лайнер конца XIX в., оснащенный баркентиной — "Ла Бургонь".
Баркентину довольно сложно отличить на вид от трёхмачтовой шхуны, идущей под брифоком и фор-марселями — по сути единственное заметное не моряку отличие состоит в том, что у баркентины на фок-мачте отсутствует гафель.
Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем, в основном это крупные яхты или учебные суда.
Вилючинская газета. Фото: villib.ru
Газета начала издаваться под названием "Приморская газета". Первый номер увидел свет 7 августа 1991 года. Нынешнее название газета носит с 1993 года. Редактором до 2015 года был В.Г. Киселёв. Учредитель газеты — администрация города Вилючинска. Газета выходит один раз в неделю.
7 августа 1918 года около 100 японских офицеров и матросов с военного судна "Мусасе" осматривали селение Усть-Камчатск.
7 августа 1954 года — решением Карагинского райисполкома ликвидирован Макарьевский рыбокомбинат.
7 августа 1995 года — совхоз "Таловский" Пенжинского района преобразован в государственное племенное хозяйство по выращиванию северных оленей.