Илья Гаврилович Вознесенский (19 июня 1816 года, Санкт-Петербург — 18 мая 1871 года, Санкт-Петербург) — русский учёный-путешественник, исследователь Русской Америки и русского Дальнего Востока, натуралист и зоолог. Около 10 лет провёл в исследовательской экспедиции, задачей которой был сбор ботанических, этнографических и зоологических коллекций для музеев Российской академии наук. По её итогам, было открыто более 400 видов ранее неизвестных представителей флоры и фауны, а Российская академия наук получила крупнейшее на тот момент в мире собрание этнографических экспонатов Русской Америки. После экспедиции был назначен на должность хранителя Зоологического музея в Санкт-Петербурге. Вознесенский был одним из учредителей Русского энтомологического общества в 1859 году.
31 июля 1846 г. И. Г. Вознесенский и его бессменный помощник по экспедиции Филат Дружинин отплыли на Камчатку. В Петропавловске тогдашний "начальник Камчатки" капитан II ранга Р. Г. Мишин вручил им "открытый лист" — документ, согласно которому старостам и другим "местным начальникам" предписывалось оказывать ученым всемерную помощь. 27 августа 1846 г. путешественники отчалили на боте "Камчадал" из Авачинской бухты и 30 августа достигли Усть-Камчатска.
И. Г. Вознесенский охватил маршрутами многие районы полуострова. В конце 1846 г. он прошел восточным побережьем на север до Караги, а в начале 1847 г. возвратился в Петропавловск, пройдя через Нижнекамчатск по долине р. Камчатки. Весной 1847 г. И. Г. Вознесенский осуществляет поездку из Петропавловска в Большерецк и до осени работает на западном побережье Камчатки от р. Облуковиной до м. Лопатка. Поздней осенью 1847 г., возвращаясь с Лопатки, И. Г. Вознесенский направляется к верховью р. Камчатки и спускается вниз по реке до вулкана Ключевского. Отсюда он перевалил через горный хребет на западное побережье полуострова к селу Тигиль, а затем вдоль морского побережья прошел на север до Лесной. Вновь перевалив горный хребет, он вышел на восточное побережье к селу Дранка, а оттуда добрался до Нижнекамчатска.
Здание горисполкома, на чердаке которого находился архив, 1936-1939 гг.. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Акт проверки окружного государственного архива окружной Рабочее-Крестьянской инспекцией от 31 июля 1926 г., в котором говорилось, что окружной архив имеет в своем штате всего одного человека — архивариуса; самостоятельной сметы архив не имел и содержался за счеты сметы окрревкома. Архивариус, кроме своих прямых обязанностей, ведал хранением и выдачей отделам окрревкома канцелярских принадлежностей. На день проверки архив насчитывал 15 фондов с количеством 18 тыс. единиц хранения.
В архиве были собраны ценные материалы, характеризующие политико-экономическое состояние Камчатки с первой половины XIX в.: ревизские сказки по переписи 1869 г., статистические сведения по рыбной промышленности, пушному промыслу, сельскому хозяйству, отчетные доклады о Чукотке, материалы по исследованию побережий пролива Дежнева за 1899–1900 гг., отчеты по вопросам развития горного дела на Камчатке, материалы о землетрясениях на Камчатке и другие, не менее интересные документы, характеризующие развитие края. Помимо документальных материалов архив имел свою библиотеку, насчитывающую около 3 тыс. различных книг, брошюр, газет и прочей литературы.
Несмотря на наличие всего одного работника-архивариуса, в архиве в течение октября 1926 — апреля 1927 гг. были разобраны документальные материалы по фондам, на часть дел были составлены описи. Около 4 тыс. дел были приняты на хранение от окружных и городских организаций.
"Всё для фронта! Всё для победы!".. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Обеспечение продовольствием фронта и местного населения являлось важнейшей задачей, от решения которой зависела судьба Отечества. Колхозники и рыбаки трудились очень интенсивно, перевыполняя квартальные и годовые планы.
В статье В.И. Борисова "Из истории населённых пунктов долины реки Камчатки", отмечено, что 31 июля 1944 г. в приказе по Усть-камчатской моторно-рыболовной станции указывалось: "За обеспечение четкой работы звена закидного невода, хорошего ухода за орудиями лова и выполнение квартального плана звена на 157 % звеньевого Лобкова А. А. премировать денежной премией в сумме 500 рублей. За исключительный хороший уход за морским неводом № 5, обеспечивающий бесперебойную работу невода, в результате чего бригада выполнила свой квартальный план на 308 %, премировать Новикова денежной премией в сумме 300 рублей. Стахановцев рыбаков-колхозников Китаева И. и Тарасова П. Н., добившихся выполнения своего квартального плана на 308 %, премировать денежной премией по 250 рублей каждого. За оперативное руководство ловом, обеспечение выполнения квартального плана по добыче рыбы на 150 % председателя колхоза Фомина С. Ф. премировать 500 рублей".
Кругосветное плавание Васильева и Шишмарёва на "Открытии" и "Благонамеренном" (1819-1822 гг.).. Фото: navy.su
А. С. Сгибнев описывает географическую экспедицию в Северном полярном море. Эта экспедиция, совершившая кругосветное плавание с запада на восток, пройдя из Балтийского моря и Атлантического океана вокруг Африки в Тихий, а на обратном пути — из Тихого океана вокруг Огненной Земли, продолжалась более трех лет (1819—1822 гг.).
Она не выполнила основной задачи, т. е. не прошла из Берингова пролива в Атлантический океан, однако географические открытия и исследования, сделанные мореплавателями, стали важными для географической науки. Результаты этой экспедиции не нашли должной оценки в научной литературе, так как не было известно дневников плавания и отчетов экспедиции. Только сравнительно недавно о ней были найдены и опубликованы новые материалы.
В снаряжении экспедиции живейшее участие принимали опытные русские моряки и в особенности Г. А. Сарычев, посвятивший много времени исследованию северной части Тихого океана. Экспедиция получила хорошее научное оборудование и библиотеку. К ней были прикомандированы астроном П. Тарханов, художник Е. Корнеев и врач Ф. Штейн.
Шлюпы "Открытие" и "Благонамеренный"; (первый под командою капитана Васильева, а второй — капитана Шишмарева) вышли 31 июля 1819 г. из Кронштадта.
Шлюп "Благонамеренный" отправился на Уналашку за толмачом для языка северных американцев и прибыл туда 8 июня 1820 г., а шлюп "Открытие" пошел прямо в Петропавловскую гавань, куда и прибыл 4 июня 1820 г.
В конце июня шлюп "Открытие" вышел из Петропавловской гавани и 16-го прибыл в залив Коцебу, где и соединился со шлюпом "Благонамеренный". 18 июля оба шлюпа вышли в море и, следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достигли до широты 71о 6" N, где встретили льды и потому взяли курс к югу и осмотрели острова: Св. Лаврентия, Павла, Георгия и Уналашку.
Прозимовав в порту Франциско, 26 июня "Благонамеренный" отправился для исследования берегов Азии к северу от Берингова пролива, а "Открытие" — для осмотра северного побережья Америки. Кроме того, капитан Васильев послал небольшой бот, построенный в Ситхе, под командою капитан-лейтенанта Авинова для съемки берега между мысами Невенгамом и Дерби. Капитан Васильев, дойдя до шир. 70о 40" N, вернулся в Петропавловскую гавань, где нашел бот, выполнивший только часть предназначенных ему работ по дурному качеству судна и болезни команды.
Капитан же Шишмарев описал северный берег острова Св. Лаврентия и пошел далее к северу, но, встречая постоянно льды, принужден был вернуться в Петропавловскую гавань. Осенью 1821 г. оба шлюпа отправились обратно в Кронштадт.
Экспедиции этой мы обязаны исследованием части берегов Америки от мыса Невенгама до Нортонова залива и от мыса Лисбурна до мыса Ледяного, а также и северо-восточной части Азиатского берега до мыса Сердце-Камень.
Командиры этих судов по возвращении из кругосветного плавания довели до сведения правительства, что в последнее время иностранные суда весьма часто стали посещать наши колонии на Восточном океане, производя торговлю с туземцами разными мелочными товарами и хмельными напитками в ущерб торговле русских подданных.
Уналашка. Фото: Альфред Л. Бродбент
В "Хронологической истории открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества" В. Н. Берха, подробно описано исследование Алеутских островов Емельяном Басовым.
"Первый, покусившийся на отважное предприятие плыть за бобрами, был сержант нижнекамчатской команды Емельян Басов. Предприимчивый воин сей, взирая неравнодушно на богатства, вывезенные сопутниками Беринга и Чирикова, решился, подобно Язону, плыть сам за золотым руном. Вступив в сотоварищество с московским купцом Андреем Серебренниковым, построил он маленький шитик, именовал оный Капитоном и отправился на малом и ненадежном судне сем летом 1743 года в море.
Кто был у него штурманом или, как тогда называли, мореходом, не известно; но по запискам Большерецкой канцелярии видно, что он доходил только до Берингова острова и, проведя там зиму, возвратился на следующий год в Камчатку. Неизвестно, богат ли был груз сего судна.
В 1745 году отправился Басов вторично в море, приняв к себе в товарищи иркутского купца Никифора Трапезникова. На Беринговом острове и двух к нему от онаго лежащих собрали они 1 600 морских бобров, 2 000 котиков и столько же голубых песцов. Басов возвратился 31 июля 1746 года и показал соотечественникам новую дорогу к обширной и богатой промышленности.
Басов умер около 1754 года. После него осталась одна дочь, которую г. Лапин знал лично. Рапорт сей получил я от г. капитан-лейтенанта кн. Шаховского, который отыскал оный в охотском архиве. Видно, что Басов был не токмо предприимчивый человек, но умный и полезный сын своего отечества".
Титульный лист протоколов съезда 1917 года. Фото: из фондов КГКУ ГААК
На первом Камчатском Областном Съезде 31 июля 1917 года обсуждался очень важный для Камчатки вопрос — о путях сообщения Камчатской области.
После всестороннего обсуждения по данному вопросу единогласно съездом принимается резолюция, предложенная председателем Лавровым: "Принимая во внимание, что в отношении путей сообщения Камчатская область является одной из самых отсталых местностей, в то же время пути сообщения являются одним из главнейших факторов развития края в культурно-хозяйственном и промышленном отношениях и способствуют правильному заселению и расселению населения, съезд в деле дорожного строительства в области признаёт необходимым вынести решение о проведении центральной дорожной сети, и в первую очередь ставить целью постройку грунтовой колёсной дороги от г. Петропавловска до пароходной пристани на реке Камчатке, соединив эту центральную линию грунтовой же дорогой с западным берегом по направлению к селениям Большерецк — Мономахово — Тигиль — Палана.
Устройство грунтовых дорог должно вестись центральной общественной властью области через соответствующие государственные учреждения. Признавая первенствующее значение за внутренними водными путями сообщения, съезд находит необходимым поставить на очередь исследование внутренних водных путей сообщения и в первую очередь приступить к расчистке русла реки Камчатки и организовать по ней общественное судоходство.
В целях более полного и правильного обслуживания населения, расположенного по морскому побережью, должно быть установлено правильное расписание рейсов морских пароходов, находящихся в распоряжении Камчатской областной администрации. Расписание должно быть составлено с таким расчётом, чтобы стоянки пароходов в населённых пунктах побережья приурочивались к тому времени, когда туда заходят пароходы Добровольного флота.
Безотлагательно надлежит озаботиться организацией морского пароходного сообщения между Чукотско-Анадырским краем и Петропавловском, а также учредить особые рейсы между населёнными прибрежными пунктами этого края".
Аэропорт села Тиличики, 1960-е годы. Фото: из фондов КГКУ ГААК
31 июля 1940 года — Корякский окрисполком принял решение № 229 о строительстве посадочных площадок и аэродромов в Палане, Тигиле, Оссоре, Тиличиках, бывшей Культбазе с привлечением широкой общественности к работам по устройству аэродромов и служебных зданий при них.
31 июля 1939 года — решением Корякского окрисполкома № 236 Корфский рыбокомбинат разукрупнён на два: Корфский в составе центральной базы № 5, баз № 6–9 и Вывенский с базами № 1–4.