Как строили дороги на Камчатке: свои проектировщики

В 2024 году проектно-сметному бюро Камчатавтодора исполнилось бы 60 лет
Строительство трассы Петропавловск-Камчатский - Мильково, 1960-1964 гг
Фото: Гавриил Гайдукевич

16 июня. История Проектно-сметного бюро "Камчатавтодора" началась в 1964 году. В то время возникла потребность в строительстве новых дорог в районах области. Из-за удалённости региона приглашать проектировщиков с материка было нерентабельно. Тогда при Линейном управлении автомобильных дорог Камчатской области (ЛУАД) была образована Проектно-сметная группа. Начальником группы проектировщиков стал Сергей Андреевич Пушков.

Первыми объектами были автодороги Оссора  — Карага, Соболево — Кировский РКЗ. В 70-е годы объёмы проектных работ возросли, и группа была реорганизована в Проектно-сметное бюро. В штате тогда было 12 человек. Руководителем был назначен Геннадий Вячеславович Серин (время работы с 1966 по 1974 год).

Следующим начальником ПСБ стал Борис Сергеевич Фёдоров (1974-2002 год). Тогда же ПСБ вошло в состав объединения "Камчатавтодор". Борис Сергеевич приехал на Камчатку после окончания лесотехнического факультета Красноярского политехнического института, и всё время проработал в ПСБ. Сначала инженером изыскательского отряда, затем руководителем.

80-е и 90-е годы прошлого века были очень плодотворными для Проектно-сметного бюро. Коллектив насчитывал до 42 человек в пяти подразделениях. Это были изыскательский отряд, проектная группа, сметная группа, отдел промышленного и гражданского строительства (ПГС), и оформительский отдел.

Изыскательский отряд состоял из четырех инженеров-геодезистов, двух техников, двух водителей и рабочего. Руководителем изыскательского отряда в то время был выпускник Киевского автодорожного техникума Леонид Борисович Дзядевич.

Вот как о нем вспоминают коллеги: "Он был душой нашего коллектива. В составе отряда мы выезжали в командировки в различные районы Камчатского края, где выполняли инженерно-геодезические и геологические работы. Вся организация рабочего процесса и бытовых условий была под контролем Леонида Борисовича. Когда налажен быт и питание, работа идет веселее! В свободное время мы играли в футбол и волейбол с коллективами других дорожных организаций".

В межсезонье сотрудники отряда занимались проектированием дорог. В разное время в изыскательском отряде трудились Павел Станиславович Лычёв, Александр Михайлович Филоненко, Алексей Васильевич Лушкин, Олег Михайлович Носов, Олег Павлович Харченко, Андрей Федорович Пономарев.

Инженерно-геологическим обследованием грунтов на объекте занимались геолог и специалист грунтовой лаборатории. В разное время в ПСБ работали такие геологи как Юрий Мигунов, Фадей Андреевич Смазнов, Валерий Васильевич Комиссаров, Станислав Евгеньевич Кублицкий, лаборант Лариса Николаевна Комиссарова.

Руководителем проектной группы была Светлана Александровна Перменева (1971-2003). Отдел в составе 4-5 человек занимался проектированием автомобильных дорог и других объектов. Все чертежи выполнялись вручную, карандашом на листе ватмана или "миллиметровки". Ошибки приходилось исправлять ластиком. Среди работников проектной группы были инженеры проектировщик Надежда Ивановна Налётова, инженер-проектировщик мостовых переходов Римма Ивановна Филоненко, инженер Марина Николаевна Десятова.

Сметная группа, небольшой, но очень нужный отдел, занимался составлением смет на строительные работы. Руководителем была Тамара Васильевна Чичканова, сотрудниками — Галина Ильинична Михайлова и Наталья Викторовна Торопкина.

До 1988 года все сметы выполнялись вручную, процесс был очень долгий и трудоёмкий. Потом автоматизированный расчет смет производили на ЭВМ в "Камчатгражданпроекте" в Петропавловске.

В 1991 году, в связи с кардинальным сокращением штатов (спад производства по всей стране) в группе осталось всего два человека, руководителем стала Тамара Ефимовна Новикова. Она внедрила расчёты смет на персональном компьютере, что значительно увеличило производительность труда в отделе.

Отдел промышленного и гражданского строительства (ПГС) кроме проектов типа "Дом дорожного мастера", занимался проектами достаточно сложных и не простых объектов. Например, асфальтобетонного завода в поселке Апача и в селе Мильково, жилого дома в городе Елизово, свинарника в поселке Апача, тепличного комплекса в селе Эссо.

Оформительский отдел занимался оформлением, копированием чертежей, сшивкой проектов. Длительное время в отделе проработала Любовь Ермолаевна Саламатина.

С 1978 по 2005 год весь автотранспорт был в руках опытного водителя и мастера на все руки — Виктора Петровича Сеничкина. Он обслуживал УАЗ-469, УАЗ-452, вахтовый автомобиль ГАЗ-66, Буровую установку УГБ-50 на базе ГАЗ-66. Всю технику Виктор Петрович содержал в исправном состоянии и всегда был готов к выезду на объект.

За время своего существования Проектно-сметное бюро выполнило более 550 проектов. В среднем за год создавалось по 20-25 проектов, по которым "Камчатавтодор" строил дороги, а МСУ-21 (а впоследствии ЗАО "Автомост") сооружали мостовые переходы через реки по всему Камчатскому краю.


Начало строительства дороги на Усть-Большерецк, октябрь 1968. Фото: из фондов ККОМ

Самыми значимыми объектами можно назвать:

— реконструкцию автодороги Петропавловск — Мильково на участках 111 — 125 км, 125-139 км;

— участки с 0 по 45 км автодороги Начикинский совхоз — поселок Усть-Большерецк;

— подъезд к селу Атласово — 11,5 км, с. Атласово — с. Лазо — 14 км;

— подъезд к с. Таёжный — 10,5 км.

— большое количество участков на автодороге с.Мильково — п.Ключи — п.Усть-Камчатск, протяженностью 150 км;

–участки с мостовыми переходами на автодороге Крапивная — Эссо;

— автодорога п. Нагорный — п. Вулканный (южный объезд г. Елизово), протяжением 13 км;

— технологический проезд вдоль газопровода, от с. Карымай до с. Соболево, протяженностью 102 км.

— реконструкция мостовых переходов через реки Камчатского края.


Остановочный павильон на автодороге Петропавловск — Елизово.jpg. Фото: из фондов ККОМ

Последним директором ПСБ стал Андрей Федорович Пономарев, выпускник автодорожного факультета Хабаровского политехнического института (ныне ТОГУ). Проектно-сметное бюро он возглавлял с 2002 по 2005 год. В это время стали внедряться новейшие программы по автоматизированному проектированию автомобильных дорог. Были закуплены персональные компьютеры, программный комплекс CAD-CREDO. Трудоёмкий процесс — вычерчивание чертежей продольного профиля автомобильной дороги — стал выполняться автоматически, с помощью плоттера.

30 апреля 2005 года Проектно-сметное бюро "Камчатавтодора" было расформировано. В 2008 году было создано ООО "Проектно-сметная контора", организация, которая стала заниматься проектно-изыскательскими работами для строительства.

(По материалам книги О. В. Семёновой "Дороги среди вулканов")

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость