Якоря в Петропавловске: когда и где в городе появились необычные украшения

В морском городе они везде, даже на гербе
Старый и новый якоря возле здания ККОМ
Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

12 января. Изображения якорей, да и сами якоря всегда были не только символом надежды, но и подчеркивали морскую душу Петропавловска. Когда, как и где они появились рассказал Сергей Гаврилов — историк-краевед, редактор исторических сборников, автор книг по истории морского транспорта и рыбопромышленного освоения Охотско-Камчатского побережья. С любезного разрешения автора ИА KamchatkaMedia публикует первую часть его статьи "Якоря и пушки Петропавловска".

Якорь, как символ

Изображения якорей являются составной частью герба нашего славного града Петра и Павла. Это совсем не удивительно: он, единственный приокеанский порт России, был основан военными моряками, ими же строился и развивался, защищался, а сейчас (с окрестностями) является одной из крупнейших стратегических военно-морских баз страны.

Не меньший вклад в жизнь города, в коем, кстати, есть и улица Якорная, внесли и другие моряки — гражданские: рыбаки и транспортники. А давнишним и общепринятым символом мореплавателей всех времён и народов является изображение якоря, вспомним хотя бы пуговицы, кокарды и ленты бескозырок военных моряков разных стран. Так что ничего случайного в их наличии на современном гербе Петропавловска-Камчатского нет.

На территории города в разных местах, как под открытым небом, так и под крышей, мы можем наблюдать некоторое количество якорей, настоящих и стилизованных.

Вот о некоторых из них и пойдёт речь в настоящем очерке. Однако сразу оговорюсь: обо всех рассказать не смогу, как по причине обширности темы, так и из-за отсутствия достаточных сведений, а равно и из-за сомнительной, по мнению автора, ценности некоторых сооружений, в кои зачем-то включены якоря.

Памятник Лаперузу

Похоже, что самым первым якорем в нашем городе, "выставленным публично", стал тот, что входит в композицию памятника великому мореплавателю Лаперузу. Известное нам сооружение появилось, вернее, было восстановлено в 1892 году.


Якорь на памятнике Лаперузу на монолитном цилиндрическом постаменте. Ремонт памятника 1940-е годы. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Вот его описание, сделанное протоиереем Д. Шерстенниковым в 1912 году (орфография частично сохранена): "...команда крейсера "Забияка" поставила памятник на Никольской горе, в узком перешейке, отделяющем Никольскую от Сигнальной горы, где стояла батарея Nº 3.

В тенистой берёзовой роще на берегу моря положен массивный тёмно-краснаго цвета гранит, имеющий в диаметре полтора метра. На нём утверждён второй сераго цвета камень в форме сердца. Это осколок от глыбы застывшей лавы. Камень этот обвит толстыми железными цепями с якорем, лапы которого опираются на гранит.

Надпись гласит: "Памяти Лаперуза 1787 г.".

Прекрасная глубокая идея выражена оригинальною формою памятника. Тёмно-красный гранит не напоминает ли собою волнующуюся пучину океана, на волнах котораго качается судно с горстью отважных моряков, оставивших родину и вверивших себя изменчивым стихиям? Сердца их наполнены сознанием долга, но не чужды им порывы туда, где тихая пристань и радости жизни манят их к себе. Надежда на будущее гармонирует с цепями долга. Вот почему мы видим сочетание трёх эмблем — сердца, якоря и цепи. Или несколько иначе: среди бури сердце просит любви и жизни, долг призывает к мужеству, а якорь спасения — горячая вера в Провидение — окрыляет морехода на великие подвиги, подобные тем, какие совершили незабвенные Беринг и Лаперуз, достигшие теперь своей тихой пристани, навеки закончившие своё земное плавание..."


Памятник Лаперузу на призматическом постаменте, 1950-е годы и его современный вид, 2014 год. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Это уже третий памятник Лаперузу. Одно время считалось, что он единственный в мире. Памятник менял не только свой облик, но и место расположения, подвергаясь переносам, ремонтам и переделкам. Якорь на нём старинный ("забияковцы" привезли его с собой), но скорее стилизованный, чем настоящий. Ещё при создании памятника, дабы суметь "обвить" якорь вокруг камня, его пришлось весьма значительно видоизменить, исказив первоначальную конструкцию, а от времени и ремонтов, а также воздействия окружающей среды он совсем обветшал.

Якорь на Петропавловской кошке

Большой адмиралтейский якорь хорошо заметен на старой фотографии, которой уже больше сотни лет, показывающей размытую штормом портовую кошку, отделявшую внешний рейд Петропавловского порта от его внутренней гавани, так называемого ковша. Фотография сделана со стороны памятника "Слава", установленного в честь героев обороны города в августе 1854 г.

Сейчас эта кошка не существует: её срыли в ходе строительства новых портовых сооружений в годы Великой Отечественной войны, а на основании бывшей кошки ныне стоит старый, построенный в 1959 г., портовый холодильник, некогда носивший номер 30.


Портовая кошка после шторма, до 1910 года. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Якоря краеведческого музея

Уличные

Два старинных якоря установлены возле здания Камчатского краевого объединённого музея (ККОМ). Они относятся к адмиралтейскому типу. Первый (на фото слева) в музейном обиходе называется "старым", он изготовлен, судя по всему, в XVIII в. Происхождение это "артефакта" музейные документы никак не объясняют, сообщая, что "источник и способ поступления предмета неизвестен. Акт приёма-передачи не оформлялся".


Старый и новый якоря возле здания ККОМ. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Якорь состоит из веретена, двух рогов с лапами, соединёнными с веретеном кузнечной сваркой, скобы и штока.

Его высота достигает 215, ширина между концами рогов — 161 см. Веретено внизу оканчивается утолщённой частью — трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными (скорее, в форме сердца, каким его условно принято изображать) лапами с остриями — носками. Некогда имевшийся деревянный шток охватывал веретено и соединялся с ним при помощи орехов, то есть заплечиков. Он располагался перпендикулярно веретену в его верхней части.

Вся поверхность веретена, кольца, рогов сильно повреждена временем, разрушения имеют вид глубоких местных раковин и язвин глубиной до полутора сантиметров. Орехи сильно изношены, лапы сохранились лучше, они не имеют глубоких язвин.

В XVIII в. якоря изготавливались из полосового железа. Отдельные полосы проковывались и соединялись в горячем виде ударами молота. Для якорей разрешалось использовать только полосы, прошедшие предварительные испытания на ударную вязкость. Деревянный шток собирался из двух половин прямоугольного или полукруглого сечения, надевался на веретено в районе орехов и соединялся железными обручами (бугелями).

Второй якорь, так называемый "новый", "свежее" предыдущего примерно на столетие. Его происхождение так же неизвестно. А вдруг он и есть тот самый, некогда лежавший на кошке? Он немного поменьше "старого": высота 185, ширина между концами рогов — 140 см. На утолщении в верхней части веретена предусмотрено сквозное отверстие, в которое вставлялся ныне утраченный стальной шток круглого сечения, изогнутый под углом 90°. Шток устанавливался в рабочем положении перпендикулярно веретену в его верхней части. Выше штока веретено соединялось со скобой посредством болта, проходившего через отверстие в веретене.

При отдаче на судне адмиралтейский якорь соприкасался с морским дном сначала лапой или пяткой. Когда на грунт вытравливалась часть каната, якорь ложился плашмя на обе лапы, а шток упирался одним концом в грунт.

После выборки слабины лежащая на грунте часть каната натягивалась, влекла за собой скобу якоря книзу. Якорь "перекантовывался" на штоке, шток принимал горизонтальное положение, а лапы становились вертикально. Шток при этом действовал как рычаг. Натягивающийся канат заставлял нижнюю лапу, словно плуг, входить в грунт, пока веретено не ложилось на дно всей своей длиной. При этом нижняя лапа зарывалась целиком.

Из-за долгой уборки и сложного крепления по-походному, значительных габаритов, в настоящее время адмиралтейские якоря на крупных судах или кораблях широко не используются несмотря на то, что их способность удерживаться на месте гораздо больше, чем у якорей других типов того же веса.

В экспозиции

В постоянной экспозиции музея представлены ещё несколько старинных якорей. Вот, например, небольшой адмиралтейский с сохранившимся деревянным штоком круглого сечения. Его веретено имеет длину 139, рога — 89, а шток — 240 см. Окружности штока в средней части и по концам составляют 94 и 60 см. Весит этот якорь 200 кг. В отличие от предшественников, у него есть конкретная музейная история: привезён из посёлка Крутогорово Усть-Большерецкого района тогда ещё Камчатской области. Его поднял на поверхность с десятиметровой глубины вместе с орудиями лова экипаж малого рыболовного сейнера Nº 258. Координаты находки: 55° 04,5" северной широты и 155° 32,8" восточной долготы. На постоянное хранение этот якорь зачислен 2 сентября 1999 г.


Адмиралтейские якоря в постоянной экспозиции музея. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Неподалёку лежит якорь и со стальным штоком, изготовленный, ориентировочно, в середине XIX века. Появление таких конструкций относят к 1840 г., их автором считают англичанина Уильяма Паркера. В 1852 г. в ходе сравнительного испытания якорей в Англии предложенная им конструкция была признана лучшей. Она имеет особенности: веретено и рога в сечении — эллиптические, рога изогнуты по окружности, лапы небольших размеров. По величине якорь подходит под вспомогательный — так называемый верп, помогавший судну двигаться против течения и в безветрие.

Длины его характерных частей: веретена — 134, рога — 71, штока — 151 см. История его попадания в музей нам не известна. Обычно в таких случаях в инвентаризационных актах указывают, что предмет "из старых поступлений".

Перейдём к якорям другого типа: четырёхрогим, в обиходе называвшимися кошками. Их две: "большая" и "малая", обе отнесены к XIX в., отличаются не только размерами, но и пропорциями. Эти якоря имеют грубую выделку, что, скорее всего, свидетельствует об их вспомогательном назначении. Длинное веретено "большой" кошки имеет сечение, близкое к квадратному, расширяется книзу, рога короткие, лап нет. Якорная скоба выполнена как кольцо.

Частично сохранилась канатная оплётка на скобе, ухе и веретене. Эта кошка доставлена с западного побережья Камчатки и передана в музей экипажем спасательного судна "Алмаз". Она включена в постоянную экспозицию в 1990 г., выставлена в раздел "Камчатка в период освоения территориальных владений России на Северо-Востоке Азии и в Северной части Тихого океана во второй половине XVIII — начале XIX вв.", зал номер пять. "Малая" кошка принята в музей в 1975 г.

Подобные якоря в первой трети ХХ в. могли применяться для удержания на грунте элементов ставного невода — пассивного орудия лова, использовавшегося русскими и японскими рыбопромышленниками для добычи лосося, реже сельди.

Есть в музее небольшой (длина веретена 50 см) американский шлюпочный якорь системы Болдта, изготовленный в 1940-е гг., — свидетель относительно недавней военной истории Камчатки. Такие якоря широко использовались на малых и вспомогательных судах в США. Подобную конструкцию с шаровым соединением в 1898 г. запатентовал в США бостонец Фредерик Болдт. Испытав её, американское Бюро судоходства утвердило, как типовую для военных кораблей. Втяжные, то есть не имеющие штоков и входящие в корабельные клюзы, якоря малых весов подобного типа, называвшиеся "NAVY" ("военно-морской"), выпускались для небольших судов типа барж, яхт, катеров, буксиров. Веретено прямоугольного сечения, длина рога 24 см.

Надписи на якоре: с одной стороны "NAVY", с обратной стороны — "35"; на одном роге: "Semy steel", на втором — клеймо в виде знака "+", забранного в окружность. Вполне возможно, что он был поставлен на Камчатку вместе со вспомогательными судами (типа десантных барж) по ленд-лизу в 1944-1945 гг., а после окончания Второй мировой войны использовался на побережье полуострова.

Якорь был передан в музей телеоператором Камчатской студии телевидения Сергеем Владимировичем Верченко 4 мая 1995 года. Он нашёл его на берегу Камчатского залива в районе посёлка Усть-Камчатск и хранил в личной коллекции.

Якорь у Музея боевой славы

Один из самых старых якорей недавно украсил территорию бывшего Музея боевой славы, а ныне исторического выставочного центра "Город воинской славы". Его в 2010 году нашли и передали в распоряжение Камчатского морского собрания наши рыбаки. Трудами ныне покойного председателя собрания Анатолия Габбасовича Гафиатулина он был установлен на постамент, на котором предполагалось также разместить доски со сведениями о морских экспедициях XVIII—XIX вв., посещавших Петропавловск и уходивших из него "для приискивания новых землиц".

Из интервью А. Г. Гафиатулина газете "Камчатский край" от 22 июня 2011 года: "В прошлом году камчатские моряки в Беринговом море вместе с уловом подняли со дна большой адмиралтейский якорь. Большое им спасибо за то, что привезли его в город, с пониманием отнеслись к исторической реликвии. Старинный якорь был передан в военно-исторический музей Войск и Сил на северо-востоке, и Морское собрание делает всё возможное для сохранения этого редчайшего экспоната, выделило средства на приобретение консервантов и других материалов, необходимых для его реставрации.

Более того, у нас появился замысел создать мемориал мореплавателям. Через Камчатку прошло очень много мореходов, фамилии которых мы забыли либо не знаем. Сейчас группа энтузиастов из Морского собрания работает с архивными материалами и составляет список моряков, чьи имена и деяния будут вынесены на этот мемориал. Мы видим его как стоящий на постаменте старинный якорь, а за ним — информационная стена с данными с восемнадцатого по двадцатый века. Чтобы осуществить этот замысел, Морское собрание приняло участие в конкурсе общественно-полезных программ, который объявляло правительство Камчатского края, и выиграло небольшие средства. На них мы планируем в этом году начать проектирование и строительство мемориала".


Адмиралтейский якорь на территории исторического центра вскоре после доставки на место, без постамента, 2010 год. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Постамент, как сказано выше, построен, но с памятными досками пока вышла заминка.

Другие якоря

Адмиралтейский якорь вот уже несколько лет лежит на причале туристической компании "Пасифик Нетворк" возле бывшего Петропавловского судоремонтно-механического завода (ПСРМЗ).


Якорь возле бывшего ПСРМЗ и якорь возле входа в КамчатГТУ, улица Ленинградская. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

По словам одного заводчанина, он был найден на базе разделки металлолома и выменян на такое же по весу количество металла, ушедшего на переплавку. Это произошло в середине 2000-х гг. Понятно, что стоимость стали, из которой он сделан, несравнима с его исторической и эстетической ценностью. Да и что может лучше украсить портовый город, да ещё и крупнейшую военно-морскую базу страны на Северо-Востоке, как ни один из символов морской службы и романтики?

Видимо, поэтому в разных местах нашего города можно встретить немало якорей. Как правило, это наиболее распространённые в отечественном флоте втяжные якоря, предложенные английским капитаном Холлом, появившиеся на грани девятнадцатого и двадцатого веков. Более чем уместно их присутствие возле зданий морских и рыбохозяйственных учебных заведений. Вот тому несколько примеров.


Якоря у главного корпуса КамчатГТУ, улица Ключевская и у входа в первый корпус КамчатГТУ, улица Ключевская. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Якорь, размещённый возле входа в здание бывшего судомеханического факультета высшей "мореходки" (сейчас это первый учебный корпус — центр подготовки плавсостава при КамчатГТУ), вкупе с судовым гребным винтом и цепью символизирует отличительный знак, выдававшийся специалистам-судомеханикам, достигшим вершины мастерства в своём деле — получившим первый разряд (так называемая "печень").


Якорь у Камчатского морского и энергетического техникума и адмиралтейский якорь возле дворца культуры КамчатГТУ. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

Якоря Холла можно увидеть на улице Ленинградской, рядом с входом в кадровую службу одной из ведущих рыболовецких компаний нашей страны — Океанрыбфлота.

Они украшают памятную доску в честь сотрудников компании, погибших в море на трудовых постах. Здесь же представлены и небольшие стилизованные якорьки, венчающие цепи, ограждающие мемориал, открытый в 2008 г.


Якоря возле здания Океанрыбфлота. Фото: Из статьи Сергея Гаврилова

27 августа 2012 года местные газеты и радиостанции сообщили об открытии стелы на въезде в посёлок Завойко, лежащий в черте Петропавловска. Возле неё установлены два якоря Холла.

Один якорь этого типа расположен возле пограничного столба у парадного подъезда Северо-Восточного пограничного управления, а ещё два — охраняют вход в развлекательный центр "Фрегат", что расположен возле автобусной остановки на улице Рябиковской.

Последнее соседство, конечно, случайное, разве только по некоей общности понятий "фрегат" и "якорь".

Наверное, именно поэтому возле ресторана "Золотой якорь", что на проспекте Рыбаков, якоря нет, ни из означенного драгметалла, ни даже из простого чёрного. Правда, золотистый якорёк присутствует на вывеске при входе в ресторан. Два якоря с цепями встречают посетителя здания под первым номером на площади Щедрина, напоминая нам, что здесь некогда располагалось, увы, почившее Камчатское морское пароходство.

Смотрите полную версию на сайте >>>