10 марта 2024. Вот уже почти 50 лет жители и гости Камчатки добираются до Москвы и обратно всего за 8-9 часов полёта. И такое время в пути стало почти привычным. А ведь были времена, когда такое путешествие было очень тяжелым и пассажирам приходилось несколько раз переживать посадки для заправки самолётов. Как всё поменялось — рассказывает ИА KamchatkaMedia.
А поменялось всё 16 июня 1978 года.
В этот день самолет ИЛ-62М совершил первый беспосадочный рейс Москва — Петропавловск-Камчатский. Встречали самолёт торжественно, мало того, его снимало телевидение и сейчас можно посмотреть сюжет.
Приводим расшифровку этого материала, созданного, судя по голосу, собственным корреспондентом центрального телевидения Василием Нефедовичем Плоцким.
"Пролетев почти семь тысяч километров, флагман "Аэрофлота" ИЛ-62М, плавно коснувшись бетонки, совершил посадку в Петропавловском аэропорту. Пилотировал машину экипаж, который возглавляет летчик первого класса Евгений Константинович Северов.
Участников перелёта тепло встретили трудящиеся Камчатки. Крепкие рукопожатия, цветы, улыбки. Если на самолёте ИЛ-18 пассажир, летящий из Петропавловска-Камчатского в Москву, тратил около 18 часов с четырьмя промежуточными посадками, то на самолёте ИЛ-62 он преодолеет это же расстояние всего за 8 с половиной часов.
Евгений Северов и Дмитрий Качин. Фото: Фото: скриншот с видео
На митинге, посвященном успешному завершению рейса, участников перелёта приветствовал первый секретарь Камчатского обкома КПСС Дмитрий Иванович Качин.
Этот полёт — ещё один шаг на пути к внедрению беспосадочных скоростных пассажирских рейсов на авиатрассах большой протяженности. Сейчас авиаторы готовятся к беспосадочным перевозкам пассажиров по маршрутам Москва—Магадан, Москва—Анадырь и в другие города Дальнего Востока".
Первая посадка ИЛ-62M на Камчатке. Фото: Фото: скриншот с видео
ИЛ-62 — первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности. Разработан в ОКБ имени Ильюшина в 1960 году с учётом мировых требований к воздушным суднам такого класса для замены самолётов Ту-114 и Ил-18. Единственный крупносерийный самолёт в своём классе. По уровню технического совершенства соответствует турбореактивным пассажирским самолётам "второго поколения".
На ИЛ-62М установлены более мощные и экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30КУ со створчатым реверсом, новые гондолы двигателей, имеющие лучшие аэродинамические формы. Основные изменения: система запуска двигателей СПЗ-40 — на каждом двигателе установлен воздушный стартер СТВ-3П. Реверс электрогидравлический со створками ковшового типа. Воздух в СКВ отбирается от 11 ступени компрессора каждого двигателя.
Введён так называемый электронный режим спойлеров, который позволяет управлять их подъёмом дифференциально отклонением штурвала или от САУ, что вместе с отклонением элеронов улучшает управляемость по крену в режиме взлёта/посадки (при выпуске закрылков на угол более 2 градусов).
Митинг, посвященный прибытию самолёта. Фото: Фото: скриншот с видео
Самолёт полностью соответствовал мировому технико-экономическому уровню. За создание этого самолёта группе инженеров-конструкторов ОКБ была присуждена Ленинская премия.
Первый полёт совершил 2 января 1963 года. 25 февраля 1965 года в аэропорту Раменское (Жуковский, Московская область) произошла авиационная катастрофа — на взлёте разбился первый лётный прототип Ил-62, при этом погибли 10 человек.
Уже к концу 1967 года — года поступления в эксплуатацию — часть Ил-62 начали использоваться в ленинградском аэропорту "Шоссейная" (с 1973 года — "Пулково"), и вместе с появившимся тогда же Ту-134 вытеснили большую часть турбовинтовых самолётов.
Ил-62 производился серийно в 1966-1995 годах. Всего было выпущено 289 самолётов (с прототипами). Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь, на Кубу.
На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного ("борт № 1") — в СССР, Российской Федерации, Северной Корее.
По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 23 самолёта Ил-62. Самолёты этого типа три раза подвергались угону (без жертв). Всего в чрезвычайных происшествиях погибло 1086 человек.
На сегодняшний день в России в коммерческой авиации не осталось самолётов этого типа, они летают только в ВВС РФ. Кроме того, 4 машины используется КНДР и одна летает под флагом белорусской авиакомпании Rada Airlines, занимающейся грузовыми перевозками.
В аэропорту "Шереметьево" на площади перед зданием ЦПУ рядом с Терминалом "В" установлен памятник Ил-62.