3 марта 2024. Трасса Петропавловск — Елизово — это всего 30 километров, которые многие на Камчатке проезжают, практически не замечая. В своё же время попасть из Петропавловска в село Завойко (так раньше назывался нынешний город Елизово), можно было с огромным трудом. Населённые пункты соединяла тропа, вившаяся по сопкам, пересекавшая ручьи и речки и упиравшаяся в реку Авача, через которую нужно было перебираться на батах — местных лодках. Когда же там появилась первыя дорога? С этим вопросм разбиралось ИА KamchatkaMedia.
Но начнём мы чуть раньше, с губернатора Перфильева.
Василий Перфильев. Фото: Фото: Из собрания "Скрижали Камчатки"
В 1909 году было решено выделить Камчатскую область из Приамурского генерал-губернаторства в отдельную административную единицу. Губернатором далекой окраины стал Василий Перфильев, бывший до этого начальником канцелярии Приамурского генерал-губернатора.
Вместе с ним на Камчатку прибыл доктор Федоров, который описал Петропавловск так:
Такой богатый рыбою и зверьми район совершенно не используется местным населением, и везде ютится юркий японец, собирающий обильную дань от наших богатств. Рыбно-консервный завод в Тарьинской бухте, на который затрачено больше миллиона, стоит без действия, как памятник безделья. Часть местного населения, отвыкшая от труда, по целым дням валяется на Никольской и Сигнальной горах и не желает приняться за работу, которой теперь благодаря новым постройкам — масса и которые очень хорошо оплачиваются.
Зимний Петропавловск, 1916 год. Фото: Фото: ГАКК
При Василии Перфильеве Петропавловск начал перестраиваться, появились новые дома для канцелярии губернатора, под квартиры чиновников и учителей, для почтово-телеграфных учреждений, для больницы, интернат для учащихся — всего 22 здания.
Из Владивостока доставили лошадей, телеги, вагонетки и рельсы для дековильки (узкоколейной железной дороги). В городе появились Научно-промышленный музей, Литературно-музыкально-драматическое общество, Православное Камчатское братство, Педагогические двухгодичные курсы, радиотелеграфная станция, в Петропавловске ставили спектакли и показывали кинофильмы.
В 1910 году у северной подошвы сопки Зеркальной в трех верстах от Петропавловска заложили опытную сельскохозяйственную ферму. Дорога к ней пролегала вокруг Култушного озера.
Снега были большими, а дороги непроезжими. Фото: Фото: ГАКК
Кроме строительных материалов (канадский кедр, ель, огнеупорный кирпич, железо, цемент), на полуостров завозили русских, японских и китайских рабочих "законтрактированных для постройки". В договорах говорилось: "Все означенные рабочие должны быть вполне опытны в своем мастерстве, должны иметь все необходимые для работы инструменты, должны быть здоровы и иметь установленные паспорта". Летом 1911 года за счет прибывающих людей население города поднялось до 1200 человек (против обычных 924).
В 1911-м году был составлен вариант дороги от села Завойко (нынешний город Елизово) до села Мильково протяжением 312 верст, которым связывались следующее селения: Завойко, Коряки, Малки, Ганалы, Пущино, Шаромы, Верхне-Камчатское, Мильково.
Как ни странно, первой из сохранившихся до нашего времени дорог, Камчатка обязана... Почтово-телеграфному ведомству. В конце 1909 года вышел высочайший приказ о строительстве на Камчатке телеграфной линии Петропавловск — Большерецк — Тигиль. В материковой части страны столбы устанавливались вдоль дорог. На Камчатке дорогу проложили вдоль телеграфных столбов.
В 1910 году сотрудники Почтово-телеграфного ведомства построили временную дорогу от Петропавловска до Большерецка — 200 верст по лесам, сопкам, болотам и рекам.
Собачьи упряжки в селе Завойко, 1910-е годы. Фото: Фото: ГАКК
Работы были грандиозными.
К месту установки нужно было доставить столбы, провода, изоляторы (кстати, некоторые из этих изоляторов с царскими гербами до сих пор находят на Камчатке). Где можно, грузы подвозились конными подводами. Через большие реки, включая Авачу около села Завойко, строились канатные дороги.
Той же осенью времянка Завойко — Коряки — Начики была размыта дождями до такой степени, что проезд по ней стал невозможен, а местами она была смыта вовсе.
Заслуга в том, что участок времянки между Петропавловском и Завойко после распутицы остался проезжим, принадлежит губернатору. Как писал известный историк Борис Полевой в очерке "Десять лет перед революцией. Из истории города Петропавловска-Камчатского":
Если раньше на строительство дорог правительство выделяло ежегодно только полторы тысячи рублей, то Перфильеву удалось добиться ежегодных ассигнований на дорожное строительство на Камчатке в 10 тысяч рублей и дополнительно использовать часть денег по другим статьям петропавловского бюджета. По существу, именно Перфильев положил начало регулярному дорожному строительству на Камчатке. До него для поездок в глубь страны использовались только лодки и вьючные лошади, а зимой собаки.
Фарфоровый изолятор ТФ-2 , найденный в окрестностях Усть-Большерецка. Фото: Фото: Из книги "Дороги среди вулканов"
В 1911 году на средства, отпущенные Областному Камчатскому управлению, 30 верст дороги были ремонтированы настолько, чтобы по трассе продолжилось движение. В последующие годы производились уже более капитальные работы по улучшению проезжей части, мостов, водоотводных канав, гатей (тогда же была установлена паромная переправа через реку Авача к селу Завойко). Дорога была достроена в ноябре 1914 года уже при другом губернаторе — Николае Мономахове.
Трасса Петропавловск — Завойко (до реки Авача) была шириной в 4 метра, сужалась в болотистых местах, где были проложены гати трехметровой ширины, и на всем своем протяжении имела множество мостиков, труб и 50 мостов длиной до 12 метров. Стоимость проведения этой дороги по отчетным документам составила 26500 рублей, а на её ремонт с 1915 по 1917 год было отпущено 4500 рублей.
К 1913 году телеграфная линия дошла до Тигиля. Она связала все населенные пункты западного побережья Камчатки, позже линию провели на восточное побережье, до Усть-Камчатска. Времянкой Почтово-телеграфного ведомства Завойко — Коряки — Начики протяженностью около 66 вёрст, а также временными дорогами по долине реки Камчатки население полуострова продолжало худо-бедно пользоваться еще десятки лет.
Паромная переправа через реку Авачу у елизова, 1936. Фото: Фото: ГАКК