26 января. Являясь из-за своего географического положения глубочайшим тылом, Камчатка, когда началась Вторая Мировая война, тем не менее, не могла чувствовать себя в безопасности. Здесь еще прекрасно помнили японские военные суда, когда-то годами стоявшие в порту Петропавловска.
А Япония не только входила в нацистский блок, но и базировала свою флотилию недалеко от берегов полуострова, на Северных Курилах. О том, какие решения были приняты, чтобы защитить Петропавловск — в материале ИА KamchatkaMedia.
К 1942 году советские моряки заминировали все подходы к горловине Авачинской губы от Халактырского пляжа на севере и до бухты Русской на юге.
Петропавловск необходимо было защитить. И, как во времена Завойко, подготовку к будущему нападению, в котором никто не сомневался, начали со строительства стратегически важной дороги.
В случае атаки японцев жителей Петропавловска нужно было бы быстро эвакуировать, а также перебросить в город войсковые подразделения, которые дислоцировались недалеко от областного центра.
Однако к началу войны из Петропавловска вела только одна дорога по Озерновской косе между Култучным озером и Авачинской губой. Она была настолько узкой, что одной — двух авиабомб хватило бы, чтобы движение надолго остановилось.
О том, что вторая дорога необходима, задумывались еще до войны. Решение было принято в мае 1941 года. Но лишь нападение Германии на СССР заставило ударными темпами взяться за работу.
В июле 1941 года бюро Петропавловского горкома ВКП(б) постановило: "Начать строительство дороги вокруг Култучного озера силами общественности с 20 июля сего года".
Каждому предприятию, организации и учреждению, независимо от количества работников, определялся отрезок будущей дороги по восточному берегу озера.
Сразу после окончания своих рабочих смен сотни людей приходили на дорожное строительство, работы шли и в выходные дни.
.. Фото: Из фондов Камчатского краевого объединенного музея
Из газеты "Камчатская правда": "Коллектив одной из строек города делом отвечает на боевой призыв вождя народов товарища Сталина. Рабочих, не выполняющих нормы выработки, на стройке с первых же дней отечественной войны нет. Стахановцы, землекопы товарищи Мишустин, Панин, Кушаков, печник товарищ Коломак значительно перевыполняют нормы выработки. Работать по-боевому — быстро и чётко — стало девизом строителей. Землекоп товарищ Кушаков заявил, что если понадобится, то он готов встать на защиту Родины, сменить лопату на винтовку. Товарищ Кушаков высказал единую мысль всех работающих на строительстве. Строгая напряженность военного времени чувствуется в работе и в жизни строителей. В свободное от работы время они готовятся к обороне своего объекта от воздушного нападения. Благодушному настроению мирного времени положен конец".
Практически вся дорога была построена вручную: из инструментов были только ломы, кирки, лопаты и тачки. Скальный склон сопки разрушали, из обломков породы и земли устраивали террасу. Мелкие камни для подсыпки насыпи набирали у Никольской сопки.
Строительство было окончено к осени. 28 сентября был проведён всеобщий воскресник по окончательной достройке дороги.
С городской дорогой, переходящей в Елизовскую трассу, новый путь соединил мост, переброшенный через северо-восточную оконечность озера. Эта часть Култучного озера была засыпана вскоре после войны, сейчас на этом месте улица Набережная поворачивает к улице Ленинградской.
Японцы Камчатку не атаковали, а проложенный путь пригодился для перевозки грузов, прибывающих из США по ленд-лизу, а затем и просто для горожан, которые получили первую дублирующую дорогу в Петропавловске, а по сути, первую дорожную развязку на Камчатке.