Камчатка 26 января: запрет вырубать деревья на Никольской сопке

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Никольская сопка, 1950-е годы
Фото: из фондов КГКУ ГААК

Запрет вырубать деревья на Никольской сопке

26 января 1920 года Дума Петропавловска на основании пункта 6 статьи Городового положения запретила сбор валежника и рубку леса на Никольской горе, сославшись на его историческое для народа значение (в память обороны от англо-французской эскадры в 1854 году). 

Тем же обязательным постановлением запрещено вырубать деревья и кусты на Петровской горе от радиостанции до конца Култучного озера, так как "кустарник является естественной одеждой поверхности почвы, уничтожение которой повлечет за собой, во-первых, быстрое таяние снегов, во-вторых, размыв по поверхности горы, и, в-третьих, уменьшение воды, даваемой ключами, до иссякания их в известное время года"…

Нововведения Голенищева

Начальником Камчатки с 28 сентября 1828 г. по 17 января 1836 года был Аркадий Васильевич Голенищев, капитан первого ранга, потомственный дворянин. С 1816 по 1825 год по Высочайшему повелению назначен помощником начальника Камчатки. С 1827 года назначен начальником Камчатки. В июне 1836 г. выехал с Камчатки. В январе 1836 года прибыл в Иркутск "для отдания отчетов по управлению", в Петербург прибыл 25 июля и был причислен к 14 флотскому экипажу. Награжден орденами Св. Анны 2-ой ст. с Императорскою короной (1851), Св. Владимира 3-ей ст. (1853), Св. Станислава 1-ой ст. (1856)

Голенищеву камчадалы обязаны уничтожением тяготевшей над ними зависимости от местного купечества. По заведенному издавна порядку камчадалы приобретали от купцов все необходимые товары в долг с обязательством выплачивать его по окончании звериных промыслов. Но долги эти доходили до таких значительных размеров, что на уплату их недоставало всего годового промысла камчадалов. Голенищев запретил купцам отпускать инородцам в долг товары. Мера эта была полезна еще и в том отношении, что остановила развившуюся между камчадалами роскошь в одежде. 

26 января 1828 года сибирский комитет постановил высылать в Камчатку, согласно с ходатайством Голенищева, через каждые два года разные припасы, необходимые в домашнем быту жителей полуострова, и продавать их беднейшим жителям по тем ценам, по каким обошлись они казне. В 1838 г. морское министерство разрешило продажу эту производить в магазинах Петропавловского порта. 

Голенищев входил с представлением об увеличении числа больниц в Камчатке, где инородцы постоянно страдают язвами, глазными и другими болезнями. При этом он писал в Иркутск, что в Камчатке только две больницы, отстоящие одна от другой на несколько сот верст, при которых только один медик. На этом основании ему разрешено было построить еще три больницы и прислано в Камчатку четыре медика.


Юрты оседлых коряк в селе Каменское зимой. Фото: Николай Слюнин, из фондов КГБУ ККОМ

Охотско-Камчатская горная экспедиция

26 января 1896 года началась Охотско-Камчатская горная экспедиция К. И. Богдановича-Н. В. Слюнина 

Горный инженер К. И. Богданович, уже выделившийся своими геолого-географическими работами в Средней и Центральной Азии, с 1893 по 1895 г. провел геологические исследования вдоль линии Сибирской железной дороги, между 87 и 103° в. д., причем изучил Кузнецкий Алатау, проследил весь северный склон Восточного Саяна от р. Абaкан до границы с Китаем (800 км) и дал первое описание крупного Иркутского (Черемховского) угленосного бассейна.

26 января 1896 года началась Охотско-Камчатская экспедиция, один из многих отрядов возглавил К. И. Богданович, занятых поисками золота на территории Сибири; в ее состав в качестве топографа вошел штурман Николай Николаевич Лелякин.

От Николаевска-на-Амуре в конце ноября на собаках экспедиция добралась до озера Орель, а затем на оленях при сильных морозах (до 45°) прошла к устью Уды (январь 1897 г.).

В апреле, поднявшись по нижнему притоку Уды к ее истокам, Богданович и Лелякин обследовали хребет Джугджур на протяжении 100 км, но вынуждены были прервать маршрут из-за наступления дружной весны. Спуск по речке, впадающей в Охотское море, оказался нелегким: они брели по колено в ледяной воде, погружаясь иногда по пояс. 

В конце июля от устья Уды экспедиция двинулась на северо-восток через многочисленные речки Охотского побережья; в их долинах Богданович обнаружил золото. Он также установил, что у моря параллельно Джугджуру протягивается узкий Прибрежный хребет, отличающийся дикими скалистыми вершинами от расположенных за ним золотоносного хребта и Джугджура с их более мягкими и спокойными формами. 

Богданович и Лелякин проследил и эти горные цепи до Аяна на 225 км. Оттуда пароходом они перешли в Охотск, где разделились. Богданович через вершины речек на нартах вернулся в Аян в январе 1898 г., часть пути проделав на лодках вдоль побережья; результат — изучение почти всего Джугджура (550 км). 

Лелякин на крейсере "Забияка" прибыл к Тауйской губе, описал и точно закартировал ее восточную часть — залив Одян и закрывающий его с юга выступ материка: на карте Лелякина впервые появляется название "полуостров Кони". Затем он прошел далее к востоку и нанес на карту небольшой залив Забияка, а у 155° в. д. описал выступ материка, позже названный полуостровом Пьягина. (Грубые очертания п-овов Кони и Пьягина, а также залива Одян уже имелись на карте 1849 г.; по съемке Лелянина они получили современные контуры.)

Богданович, закончив работы на западном побережье Охотского моря, на "Забияке" перешел к Камчатке, в устье р. Тигиль, для изучения Срединного хребта. Он поднялся к истокам реки и на горе Алней впервые обнаружил ледники висячего типа. 

Пройдя около 250 км гребнем хребта на юго-запад до истоков р. Облуковины, Богданович открыл потухший вулкан Хангар (2000 м) и дважды перевалил Срединный хребет на севере (близ 57°30" с. ш.). Спустившись на плоту по р. Камчатке до устья, он закончил работы к августу 1898 г. По материалам экспедиции Богданович и Лелякин в 1901 г. составили карту побережья Охотского моря от устья Амура до Oхотскa.

В экспедиции участвовал также доктор медицины Николай Васильевич Слюнин, который провёл большую программу исследований. В неё входило историческое и географическое описание края, описание климата, флоры и фауны, состава населения, племенных языков, численности, физического типа, рациона питания, религии, административное и общественное устройство, пути сообщения, занятия жителей, развитие торговли в регионе.

По итогам этой экспедиции и было издано первое фундаментальное исследование Камчатки — обширный труд, содержащий подробное описание экономической жизни края, этнографии местных народов, статистические таблицы, фотографии и карты. 

В I том вошел основной текст, а во II — приложения (статистические таблицы) и карта. В книге собраны, в частности, очень интересные сведения о традиционном рыболовстве народов бассейнов Охотского и Берингова моря. 

Так, например, вылов рыбы для коренных народов, не был ограничен. Более того, в обязанности выборных в каждом инородческом селении старост входил надзор за тем, чтобы население вылавливало в путину и запасало впрок лососевых рыб из расчета не менее одной рыбы на человека в день. 

При весе каждой лососевой рыбы не менее 1 кг, получалось приблизительно по 400 кг рыбы на одного человека. Статистические таблицы показывают, что в реальности бывало и больше. Описывая круглогодичный хозяйственный календарь аборигенов, Слюнин показал, что разные породы рыбы вылавливаются практически круглый год, причем в разных районах существуют разные даты подхода рыбы, которые отлично знает коренное население. Он подробно описывает также орудия и средства лова коренных народов.

Также в этот день

26 января 1927 года — организована Карагинская районная избирательная комиссия.

26 января 1927 года — в с. Каменском прошло совещание, которое рассматривало вопросы: внутреннего районирования селений (Рекинники, Подкагерное, Пусторецк, Каменское, Микино, Парень); об установлении времени и места Чукотской и Апукской ярмарок, о кузнице в с. Парень. Против проведения в жизнь перечисленных вопросов возражали все туземцы: "Мы как жили, так и жить будем, а это всё нам не нужно".

26 января 1927 года — в селе Тиличики открыт интернат.

26 января 1935 года — постановлением бюро Олюторского РК ВКП(б) об итогах проведения колхозных базаров в районе была особо отмечена Апуко-Корякская артель.

26 января 1940 года — решением Тигильского райисполкома ставится вопрос об укреплении колхоза "Восход" и слиянии его с Аманинским оленеводческим колхозом "Новый путь". Хозяйственным центром утверждено с. Воямполка Кочевая.

26 января 1944 года — решением исполкома Камчатского областного Совета депутатов трудящихся № 40 создан Таловский оленеводческий совхоз.

26 января 1946 года — День образования военной комендатуры Петропавловск-Камчатского гарнизона.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость