Камчатка 18 января: создание института юнг и организация полётов на Чукотку

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Камчатская военная флотилия, 1945 год
Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Создание института юнг

В июне 1944 года на основании постановления Государственного Комитета Обороны от 18 января 1944 года и приказа НКРП СССР от 26 февраля 1944 г. № 146 начальник АКО распорядился "в целях воспитания и подготовки кадров квалифицированных моряков-рыбаков для системы АКО путем практического обучения непосредственно на судах" ввести на судах АКОфлота и Морлова институт юнг. 

Таким способом в будущем можно было покрыть кадровый голод и привлечь к работе на судах не случайных людей, а хорошо подготовленных морально и технически. "Нам нужно, чтобы советская молодежь, наш народ привыкли к морю, любили его, знали его. Это имеет большое значение для поднятия мощи советской страны", — говорил А. И. Микоян, "лучший друг Камчатки", как его называли в то время. 

В число юнг зачислялись несовершеннолетние подростки, отцы которых большей частью служили в армии или уже погибли в боях с фашистами. Юнг следовало обеспечить флотским обмундированием по нормам НКРП, для чего в течение июня и июля нужно было организовать его пошивку из материалов, имевшихся в наличии. 

С 10 июня начальникам АКОфлота и Морлова следовало приступить к приему ребят в соответствии с "Положением о юнгах — юных рыбаках на судах флота Наркомрыбпрома СССР". Они же должны были обратить особое внимание "на подбор лиц, которым на судах и учебных сборах будет доверено воспитание и обучение юнг". Первоначально количество юных моряков устанавливалось равным: для АКОфлота — 30 палубных и 30 машинных, для Морлова — 12 палубных и шесть машинных, всего 78 чел.

Бухта Бабья

18 января 1967 года завершено строительство и введен в эксплуатацию центральный склад ЦС-1 службы материально-технического обеспечения в бухте Бабия. Это небольшое событие даёт нам право немного поговорить о географических названиях. 

Географические названия по всей береговой линии Авачинской губы по состоянию на 1851–1855 годы перечислил исследователь Камчатки в те годы Карл Дитмар. Его сведения заслуживают доверия, так как он руководствовался картами Департамента Морского министерства.

К тому времени практически все большие мысы, бухты, заливы и береговые возвышенности Авачинской губы имели имена. Так, в современных границах Петропавловска-Камчатского и его окрестностей на восточном побережье Авачинской губы — от мыса Маячного до микрорайона "Авача" — Дитмаром приведены названия 36 географических объектов. Он не исследовал происхождение названий и не вдавался в подробности их изменений, а просто зафиксировал названия на период своего пребывания на Камчатке.

Небольшой их анализ показал, что до настоящего времени из них с незначительными изменениями сохранилось только 16. Исчезли, трансформировались в другие названия и переименованы 20. Так, озеро Верхнее стало Култучным, сопка Меженная — Мишенной, сопка Шестаковская Падь — Петровской, бухта Бабья Пристань — Бабьей бухтой.

Название бухта Бабья берет свое начало еще со времен Степана Крашенинникова, первым давшего описание этой акватории. Он описывал её примерно так "бухта эта неглубока, баба вброд перейдет, не намочив подол".

Потом картограф Бабий переименовал названную С.П. Крашенинниковым бухту Бабью в Бухту Бабия — таким образом он решил увековечить свое имя. Произошло это в 70-х годах прошлого века, и просуществовало в топонимике города до 90-х годов. Потом власть поменялась, и вернулось изначальное название — бухта Бабья.


Портрет капитана 1-го ранга В. М. Головнина. Фото: из энциклопедии

Путешествие Василия Головина по Камчатке

18 января 1810 года Василий Михайлович Головнин отправился из порта в путешествие по Камчатке. Возвратился 10 марта.

Василии Михайлович Головнин (1776—1831) был военным моряком. До того, как отправиться в кругосветное плавание, он приобрел большие навыки в кораблевождении, совершал походы на английских кораблях и участвовал в военных сражениях. Он совершил два плавания: полукругосветное на шлюпе "Диана" (1807—1809) и кругосветное на "Камчатке" (1817 — 1819).

Обе экспедиции, так же, как и многие последующие, должны были доставить для восточных русских поселенцев необходимые материалы и продовольствие, оградить осваиваемые русскими земли от внешних посягательств и произвести в этих районах научные исследования: в первое плавание — описать Курильские острова, во второе — районы Русской Америки.

Плавание на "Диане" происходило в весьма неблагоприятных условиях. В начале путешествия вся команда судна была пленена в Саймонстауне (мыс Доброй Надежды) вследствие начавшейся воины между Россией и Англией. Только почти через тринадцать месяцев команда вырвалась из плена, воспользовавшись крепкими шквальными северо-восточными ветрами и дождливой погодой; 19 мая 1809 г. "Диана" вышла из бухты и скрылась в океане.

Опасаясь погони, "Диана" шла на юг до 40° ю. ш., а затем повернула на восток и совершила безостановочный переход от мыса Доброй Надежды до острова Танна в архипелаге Новые Гебриды. Русские мореплаватели определили географические координаты гавани Резолюшин (19°32"17" ю. ш. и 169°19"00" в. д.), сделали промеры ее глубин и гидрографическое описание.

Эти острова были посещены ранее лишь экспедицией Кука и, несомненно, представляли большой интерес для русских мореплавателей.

Жители гостеприимно встретили путешественников и снабдили их необходимыми продуктами питания и водой. Головнин дал весьма подробную характеристику образа жизни островитян, их обычаев и занятий.

В сентябре 1809 года шлюп "Диана" бросил якорь у Петропавловска, где Головнин провел две зимовки и совершил в это время поездку по Камчатке: сначала по восточному побережью — до Нижнекамчатска, а затем, пройдя поперек Тигильского хребта в районе Ключевской и Талбачинской сопок, и по западному побережью — до Большерецка. Это позволило ему глубже познакомиться с природой края и местным населением (камчадалами и коряками).

Именем Головнина названы вулкан Головнина на Кунашире, посёлок и порт Головнино там же, пролив Головнина между Курильскими островами, река Головнина, гора Головнина на Камчатке, залив, лагуна и город Головин (ранее Головнин) на Аляске, а также ряд более мелких объектов.

Памятники Головнину установлены в Старожилове Рязанской области и в столице республики Вануату — городе Порт-Вила. В 1992 году в России выпущена почтовая марка, посвящённая Головнину.

Организовано воздушное движение Петропавловск — Чукотка

18 января 1930 года подписано Соглашение между "Трансавиацией" ("Добролетом") и АКО об организации воздушной линии Петропавловск — Чукотка. 15 марта этого года первая экспедиция Трансавиации по изысканию Восточно-Камчатской аэрогидролинии выехала из Москвы. Основные работы были проведены в кратчайший срок — за два месяца.

Российское (акционерное) общество добровольного воздушного флота "Добролёт" — существовавшая в 1923—1930 гг. в Советском Союзе авиатранспортная организация.

Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — "Добролёт" было создано в СССР 17 марта 1923 года для содействия развитию воздушного флота страны. Уставной капитал составил 2 млн руб. золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решение задач народного хозяйства, связанных с авиацией (например, аэрофотосъёмка местности), а также развитие советской авиационной промышленности. Территориально деятельность этой организации охватывала Россию и Среднюю Азию.

Общество создано, как отмечалось в его уставе, "для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путём организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэросъёмки и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности…". Оно охватывало своим влиянием не только РСФСР, но и территорию среднеазиатских республик. Одним из учредителей Общества друзей воздушного флота и председателем правления "Добролёт", был председатель правления Российского торгово-промышленного банка Александр Михайлович Краснощеков. В деле создания самолетного парка гражданской авиации большой проблемой являлось изыскание материальных средств. Большую роль тут сыграли общественные организации, организовавшие сбор денег для строительства самолетов. 8 марта 1923 г. было создано "Российское общество друзей воздушного флота". Одними из первых вступили в общество и внесли свои сбережения В.И. Ленин и Н.К. Крупская — 6 червонцев. Только за два года в фонд строительства воздушного флота было собрано 6 млн. руб. золотом.

29 октября 1930 года образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ). Общество "Добролёт", Общество "Укрвоздухпуть" и Главная Инспекция воздушного флота (учрежденная 1 декабря 1922 года Приказом Революционного Военного Совета Республики при Главном управлении Рабоче — Крестьянского Красного Воздушного Флота — Главвоздухофлот) — упразднены, на их базе и было создано новое объединение — "Добролёт СССР".

 К этому моменту общая протяжённость линий Общества составляла 26 тысяч километров; было перевезено 47 тысяч пассажиров и 408 тонн грузов. В конце 20-х годов компания занималась так же сборкой по лицензии грузопассажирских самолетов Junkers F.13. 

25 февраля 1932 года ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Первым начальником ГУГВФ назначен А. З. Гольцман. Ровно через месяц оно получило имя "Аэрофлот".

Также в этот день

18 января 1923 года — из Петропавловска-Камчатского начался поход двух разведывательных партий по 10 человек под общим командованием Григория Ивановича Чубарова и комиссара Андрея Чернова против есаула Бочкарёва, который закончился 13 апреля 1923 г. в Наяхане. 

18 января 1947 года — решением Пенжинского райисполкома № 12 рассмотрен вопрос о переселении жителей с. Рекинники на новое место жительства.

18 января 1948 года — родился Леонид Тихонович Баташев — фотохудожник, член Союзов журналистов и фотохудожников России, Творческого союза фотохудожников России, руководитель народного фотоклуба "Камчатка" (с 1998). Скончался в 2015 году. 

Леонид Тихонович работал в Камчатском центре народного творчества в качестве руководителя фотоклуба "Камчатка". Также он работал фотожурналистом в камчатских газетах, на телевидении, в комитете по охране природы, участвовал в камчатских фотовыставках и становился их призёром. Также его снимки экспонировались на Аляске, в Канаде, Болгарии, Югославии, Польше.

18 января 1974 года — решением Тигильского райисполкома № 23 в с. Белоголовом закрыты библиотека, клуб, киноустановка.

18 января 1990 года — решением № 8 Корякского окрисполкома рассмотрен вопрос о проведении в п. Палана окружного съезда коренных жителей Корякского автономного округа.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость