22 ноября 2023. После ударной работы камчатских политиков в Китае, а затем и в Москве на масштабных выставках, настала пора и дома побыть. Но лежать на печи некогда. Тут и стройки требуют внимания, и газ закончился, и интернет сломался… Подробности — в политобзоре ИА KamchatkaMedia
Локдаун. Фото: kamgov.ru
На минувшей неделе, вечером 15 ноября, Камчатка и Чукотка остались без интернета на долгие 13 с половиной часов. Радовало одно: большая часть "локдауна" пришлась на ночные часы. Ведь спать без интернета мы пока умеем. Однако в вечерние часы и утром справляться без него было все же сложновато.
В затруднительном положении оказались те, кому пришлось добираться домой или до работы без налички в кармане. Оплатить проезд картой в автобусах было невозможно, а возить людей бесплатно водители, за редким исключением, отказывались.
Проблемы возникли и с вызовом такси — практически все фирмы сейчас работают при помощи сервисов, которые без интернета тоже, к сожалению, ну никак не действуют. Многим в поздние часы пришлось ловить попутку прямо на дороге, как в старые (добрые?) времена.
А вот обладатели своих личных авто, у которых бензин оказался на нуле как раз в часы поломки интернета, не смогли заправиться на АЗС.
Покупка продуктов для многих камчацев тоже стала настоящим квестом. В магазинах также расплатиться можно было только наличными. У кого в кошельке кроме карточек ничего не нашлось, те покидали торговые точки несолоно хлебавши. Кому-то, чтобы поужинать, пришлось сходить домой и разбить свои копилки.
Интернет, вернись!. Фото: kamgov.ru
От полной блокады камчатцев спасло то, что "Ростелеком" переключил часть услуг на резервный спутниковый канал. Правда, его пропускная способность была ограниченной — на интернет ее не хватило. А вот сотовая связь довольно быстро заработала вновь, у разных операторов — в разные периоды и с разным же успехом.
На интерактивном телевидении "Ростелекома" продолжали работать каналы первого и второго мультиплексов. Кроме того, в регионе была доступна телефония и номера экстренных служб.
Из-за чего же случился коллапс? Некоторые земляки даже всерьез обсуждали возможность перекусывания кабеля акулой, запутавшейся в коммуникациях. Были версии и попроще: от сноса оптоволокна лавиной до повреждения наводнением.
Но оказалось, что животные и природа здесь совсем ни при чем, люди тоже неплохо справляются. Вот и в этот раз опять сработал человеческий фактор. Нашему информагентству, практически единственному из камчатских, удалось связаться с "Ростелекомом" еще поздним вечером 15 ноября и, благодаря коллегам из Приморья, опубликовать-таки новость о причинах отключения — в компании нам пояснили, что волоконно-оптический кабель был поврежден в ходе земляных работ.
Губернатор края Солодов по счастливой случайности назначил свой плановый прямой эфир на вечер 16 ноября. К этому времени все уже удалось починить. Отвечая на вопросы камчатцев, Владимир Викторович добавил подробностей по эпизоду с рухнувшим интернетом.
Прямой эфир губернатора Солодова. Фото: Скрин ИА KamchatkaMedia
— Связано это было с порывом кабеля, который произошёл в 22 километрах от Усть-Большерецка, в лесу. Удалось быстро найти экскаватор, которым был повреждён кабель, по нему определить собственника, найти этого владельца, с его помощью найти конкретное место порыва. А после этого была бессонная ночь, которую спасатели из "Ростелекома" провели, восстанавливая связь и интернет на Камчатке. Это позволило нам с 9:05 снова вернуться к нормальной жизни,
— рассказал губернатор.
Напомним, интернет на Камчатке "ломают полностью" уже не в первый раз. Такие же глобальные аварии случались до этого дважды: в 2017 и в 2021 году. Оба раза — тоже по вине экскаваторщиков. В 2017 году кабель порвали в Хабаровском крае, а в 2021 году — уже на самой Камчатке, и все в том же Усть-Большерецком районе. Многим тот случай запомнился еще и очень экспрессивным видеороликом, в котором дочь того самого горе-экскаваторщика, оборвавшего кабель, отнюдь не выбирала слов, описывая проступок папеньки.
Понять и простить. Фото: Шедеврум
Зная об особенностях климата и рельефа местности, о не везде сильной заглубленности магистрального кабеля и о привычке некоторых экскаваторщиков рыть там, где им захочется, можно предположить, что и нынешний случай — не последний. От аварий, конечно, никто не застрахован. Однако цена этих аварий может быть очень дорогой: в современном мире практически вся жизнь завязана на интернете — не только работа такси ведь, но и регистрация на авиарейсы и телемедицина, например, и все банковские операции. Так что подстраховаться все же стоит попробовать.
Возможно, власти полуострова, обжегшись уже три раза, найдут способы предупредить такие масштабные "локдауны"? Как оказалось, руководство региона уже всецело озадачено решением этой проблемы.
— Авария 15 ноября показала, как Камчатка уязвима с точки зрения нарушения работы линии связи, Чукотке и Камчатке необходима резервная линия, которая могла бы идти от Магадана к Палане, закольцовывая ПВОЛС, — отметил Владимир Солодов в прямом эфире. — Это дорогостоящая работа, но необходимая для нашей безопасности. Я буду продолжать на федеральном уровне этот вопрос ставить. Сегодняшний инцидент показывает, насколько важны не только удобство, скорость и доступность интернета, но и надежность и устойчивость к вызовам.
Такого же мнения придерживается и Владислав Кузнецов, губернатор Чукотского автономного округа, пострадавшего за компанию с Камчаткой от порыва кабеля в этот раз. Комментируя недавнее отключение, он заявил, что для предотвращения подобных ситуаций власти запрашивают у Минцифры выделение дополнительных спутниковых резервных каналов, а также предлагают возобновить федеральное субсидирование компенсации стоимости тарифов.
— Уверен, что получим в этом вопросе поддержку, ведь задача поставлена президентом России Владимиром Владимировичем Путиным,
— добавил начальник Чукотки.
Ну раз самим Путиным, тогда верим и ждем.
Хит-парад "Золотая каска". Фото: Шедеврум
Стройки на Камчатке не сходят с первых полос. В эти дни власти поделились новостями сразу о нескольких важных объектах. Мы позволили себе сконструировать из строительного "плей-листа" минувшей недели условный хит-парад.
Театр кукол достроят когда-нибудь. Фото: kamgov.ru
Итак, на последнее место мы поставили сообщения о продолжении строительства театра кукол. Ну потому что сколько можно… продолжать?
Новость-то сама по себе хорошая. Вроде. Стройка не заморожена, она движется, но настолько медленно, что уже давно попала в список антирекордов.
Жди меня. Фото: Юлианна Южная irecommended.ru
Напомним, впервые о том, что на Камчатке планируется построить новый театр кукол, заговорил еще губернатор Кузьмицкий — в далеком 2010 году. К 2012 году был готов проект. Еще спустя два года, летом 2014-го, следующий губернатор Владимир Илюхин провел на площадке торжественную церемонию начала строительства. И... потянулись суды, тяжбы с подрядчиками, вечные проблемы с нехваткой средств.
Очень медленная стройка "ползет" уже почти десяток лет, в следующем году у нее как раз юбилей — к нему-то власти и обещают закончить возведение театра. Декабрь 2024 года — так по новым документам выглядит срок сдачи этого объекта. Есть ли шансы, что в этот раз все свершится по плану? Уж и не знаем, потому что на данный момент стройка опять не поспевает за графиком.
Стройка продолжается. Фото: kamgov.ru
В общем, получается, что долго строят, потому что долго строят. Все логично.
Вот таким театр должен быть по плану. Фото: Камчатский театр кукол
Такие автовокзалы мы уже научились строить. Фото: ПКГО
Вот говорят, что ломать не строить. Но на Камчатке, чтобы сломать ветхое здание, тоже потребовалось несколько лет. Снесли автостанцию на 10 километре лишь в 2018 году. На ее месте возвели остановочные павильоны, к их качеству, кстати, у земляков сразу возникло много претензий.
От мысли строить новый автовокзал с нуля отказался еще прежний губернатор. Власти сочли, что дешевле и логичнее будет приспособить для этих целей уже существующий объект. Глаз Илюхина упал на здание гаража краевого филиала Банка России на улице Ломоносова.
Экс-губернатор Владимир Илюхин. Фото: kamgov.ru
Владимир Иванович прикинул, что переделать его под автостанцию можно будет всего за пару лет. Но наступил 2020 год, а автостанцией в Петропавловске-Камчатском даже не пахло. И в 2021 году у нее все еще не было проекта. Да и денег на ее строительство у края тоже не было. Нет их там и до сих пор.
Вот это здание после реконструкции станет новым автовокзалом. Фото: kamgov.ru
— На автостанцию выделено финансирование по линии инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета. Общая стоимость автостанции порядка 800 миллионов рублей. До конца этого года мы должны будем пройти экспертизу, а финансирование уже будет позже. Понятно, что мы не уложимся в 2024 год. Связано это, в первую очередь, с источниками. Сумма в 800 миллионов рублей — неподъемная для краевого бюджета. Мы занимались с федеральными министерствами, и спасибо им за поддержку в трудной бюджетной ситуации. Камчатский край получил её, но на 2024-25 годы. В полном объеме работы будут выполнены, и в 2025 году ввод будет обеспечен, — заявил Владимир Солодов.
Каким будет кампус?. Фото: kamgov.ru
Четвертое место нашего строительного чарта мы отдаем студенческому кампусу.
Все началось с общежития. Ни у одного вуза на Камчатке нет своей полноценной, отвечающей нынешним запросам, общаги. Да, в общем, никакой нет. Колледжам полуострова повезло чуть больше.
Во времена, когда региональным учебным заведениям ставят задачи привлекать как можно больше студентов, без общежитий конкурировать с другими городами становится все сложней. Поэтому, опять же, еще при Илюхине этот вопрос ставили ребром — но, в основном, в разговорах. Наконец, дошли и до дела. И на общаге решили не останавливаться — придумали целый кампус.
На минувшей неделе в столице Камчатки анонсировали публичные слушания по вопросу строительства межвузовского кампуса.
Межвузовский кампус, который планируют построить в центре краевой столицы в рамках реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского, станет своего рода большим студенческим городком. Он будет размещён между улицами Ленинградская, Ключевская и Вилюйская и объединит территории, на которых расположено сразу несколько образовательных учреждений. Резидентами кампуса, как планируется, станут: КамГУ имени Витуса Беринга и КамчатГТУ, а также колледжи региона — педагогический, политехнический, медицинский, колледж искусств и другие.
На минувшей неделе зампред правительства Камчатского края Александра Лебедева сообщила в СМИ, что команда проектировщиков завершила работу над архитектурно-планировочными решениями будущего кампуса. Кроме того, совместно с сотрудниками администрации Петропавловска-Камчатского рассматривается проект межевания территории. На публичные слушания, которые прошли в начале уже новой недели, приглашали всех неравнодушных жителей, чтобы те озвучили своё мнение по поводу разработанных архитектурных решений кампуса и проекта границ земельного участка.
— Предполагаем, что будущие студенты и резиденты кампуса также будут заниматься научной деятельностью. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с научными организациями Камчатки, с которыми у нас есть ряд совместных проектов. Кроме того, кампус станет открытой территорией для горожан, где каждый из них сможет найти занятия по душе, участвуя в образовательных программах, посещая кружки и общественные пространства будущего объекта.Так на территории кампуса мы планируем построить концертный зал, места для проведения досуга, прогулочные зоны и многое другое,
— поделилась зампред.
Планируется, что застройка будет осуществляться в несколько этапов, предусматривающих постепенный переход студентов в новые учебные корпуса. Освобождённые земельные участки будут задействованы при реализации первого этапа строительства кампуса, который предусматривает наличие отвечающих современным требованиям общежитий для студентов и сотрудников образовательных организаций.
Проектирование кампуса запланировано на 2024 год. Скрестим пальцы!
Халактырский пляж. Фото: kamgov.ru
А вот дорога на Халактырский пляж, по планам камчатских властей, должна быть к концу 2024 года уже готова полностью. Именно этот объект открывает тройку нашего хит-парада.
На минувшей неделе правительство края сообщило, что обустройство дороги на Халактырку уже стартовало! Подрядная организация получила разрешение на строительство и развернула работы на объекте.
Работы по строительству дороги на Халактырку уже начались. Фото: kamgov.ru
— Сейчас производятся инженерные, геодезические работы по разбивке оси дороги. По краям дороги будет идти ограждение от сельскохозяйственных полей. Также в настоящее время ведется разработка документации по производству работ. Техника и люди готовы. Строительство завершим к концу 2024 года,
— сообщил представитель подрядной организации Анатолий Клюев.
Губернатор проводит совещание на Халактырском пляже. Фото: kamgov.ru
Протяженность дороги до Халактырского пляжа составит 4,5 километра. На протяжении всего участка установят водопропускные трубы. Будет произведена замена слабого грунта на материалы, необходимые для формирования дорожного полотна. Затем произведут асфальтирование. На объекте предполагается одно мостовое сооружение. В конце дороги будет обустроена парковочная площадка.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов поручил главе Петропавловска-Камчатского Константину Брызгину тщательно продумать конфигурацию парковочной зоны.
Мэр ПКГО Константин Брызгин на Халактырском пляже. Фото: kamgov.ru
Ну что ж, затаимся и будем ждать. Чем черт не шутит, может, уже в следующий Новый год прокатимся до океана с ветерком по новой дороге?!
Набережная Озерновской косы. Фото: kamgov.ru
Есть еще один объект, который обещают сдать в конце грядущего года, номер два нашего списка — набережная Озерновской косы в краевой столице.
Проект набережной Озерновской косы в 2022 году стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов благоустройства малых городов и исторических поселений, который был организован по поручению Президента РФ.
В 2022 году Петропавловск-Камчатский участвовал в этом конкурсе впервые, потому что были изменены правила, что позволило заявляться и городам с населением свыше 100 000 человек.
— За 2023 год мы подготовили проектную документацию. Поскольку благоустройство набережной является частью проекта мастер-плана, у нас стояла задача сделать композицию будущей набережной единообразной с проектом реконструкции центральной площади и проектом общественного центра. Это нельзя было делать отдельно и в ускоренном режиме, чтобы потом не пришлось подстраивать остальные объекты под дизайнерские решения набережной. Для нас принципиально важно создавать пространство в едином комплексе, подготовить проекты площади, набережной, и прилегающих территорий в едином ансамбле,
— рассказал на минувшей неделе главный архитектор края, заместитель министра строительства Михаил Кудряшов.
Набережная Озерновской косы. Фото: kamgov.ru
Согласно проекту, здесь будет реконструирован настил прогулочной зоны. На обновленной набережной появятся малые архитектурные и игровые формы, уличная мебель. Вертикальные воздушные линии электропередач будут убраны под землю — чтобы не портили пейзаж. По плану также должны реконструировать существующие твердые покрытия набережной. Будет сделано освещение территории и озеленение.
— Здесь не будет каких-то сложных дизайнерских мотивов или громоздких объектов, решения будут минималистичны, — отметил Михаил Кудряшов. — Все будет сделано для того, чтобы оставить созерцательную и прогулочную функцию, то есть то, чем привлекательна и дорога набережная для людей.
За благоустройство набережной брались уже не раз. Но результат работы человека всегда очень сильно уступал тому, как природа потрудилась над красотами этого благословенного места. Рассыпающаяся плитка, неустойчивые деревянные настилы и забор, перекрывающий весь вид — нельзя назвать достойным обрамлением. Надеемся, что в этот раз все будет именно так красиво и ладно, как анонсировал главный архитектор, и эта попытка благоустроить набережную станет удачной.
Новая дорога в новый аэропорт. Фото: kamgov.ru
А мы подобрались с вами к лидеру нашего строительного чарта. Им стала дорога к строящемуся аэропорту. Знаете, почему именно ее мы поставили на 1 место? Потому, что это уже не будущее, а настоящее. Реальное и осязаемое. Потому, что дорога почти готова. А завершенному делу всегда больший почет, чем самым красивым анонсам.
Дорога к новому аэропорту будет сдана в конце ноября. Ура, товарищи! Строительство трассы было проведено в рамках краевого проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги". Текущая готовность объекта — 98 %. Строителям осталось завершить установку знаков и части барьерного ограждения. А потом уже сделать главное — достоить аэропорт, чтобы дорога имела смысл.
Дорога практически готова. Фото: kamgov.ru
Строительство началось в 2021 году. Общая протяженность участка составляет чуть более трёх километров, площадь покрытия — более 35 тысяч квадратных метров, тип покрытия — ЩМА-16, дорога четырёхполосная. На протяжении трассы оборудованы четыре пешеходных перехода, установлены два автобусных павильона и светофор. Также обустроена пешеходная дорожка длиной 2,7 тысяч погонных метров.
— Этот объект крайне важен для нас, потому что дорога ведет к строящимся главным воздушным воротам Камчатки. И первое, что будут видеть жители региона и туристы, выходя из аэропорта, — качественную дорогу со всей необходимой инфраструктурой. Также важно, что в проект был заложен заезд к памятнику “Здесь начинается Россия”, на фоне которого фотографируются все, кто прибывает к нам в регион,
— сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Отличная новость, но мы порадуемся завершенной дороге еще больше, когда будет готов столь ценный объект, к которому ее, собственно, и строили.
На этой радужной ноте и закончить бы. Но нет. Обязательно хотим отметить еще два события в жизни региона, которым, как нам кажется, уделили на минувшей неделе совсем немного внимания. А зря. Оба они важные. Только одно — со знаком плюс, другое — с очень жирным минусом. Начнем с плохого?
Камчатский газ R.I.P. Фото: Шедеврум
На минувшей неделе в правительстве края прошли публичные слушания по вопросу формирования бюджета Камчатки в 2024 году. И вот какую интересную вещь там сообщили чиновники. Не совсем новость, конечно, но…
Когда председатель правительства Евгений Чекин рассказывал, из-за чего серьезно увеличится нагрузка на бюджет в грядущем году, одним из главных факторов он назвал растущие топливные расходы. А почему расходы на топливо увеличатся? А потому, что на Камчатке закончился газ. Вот так буднично, между делом, камчатцам сообщили, что бешеные деньги, вбуханные когда-то в строительство газопровода, вылетели в трубу.
Напомним, газопровод Соболево — Петропавловск-Камчатский, протяженностью 400 километров, строили 10 лет и запустили в 2010 году.
Наверное, вы еще не забыли, как на открытие трубы на полуостров прилетел сам Дмитрий Медведев (на тот момент Президент РФ, между прочим). Именно ему была доверена почетная миссия дать Камчатке газу — нажать на кнопку, которая запустит газопровод.
Дмитрий Медведев дал Камчатке газу. Фото: tomsk-tr.gazprom.ru
Тогда на открытии много говорили о том, что, наконец-то, мазут уйдет в прошлое. А Дмитрий Анатольевич лично поручил тогдашнему губернатору Кузьмицкому довести газ до каждого камчатского дома. Власти обещали, что своей проектной мощности газопровод достигнет к 2020 году. И к чему мы пришли? В 2020 году собственного газа полуострову уже катастрофически не хватало, а спустя три года он и вовсе закончился. Запасов месторождения хватило всего на 13 лет.
В связи с тем, что собственные запасы газа на Камчатке иссякли, котельные и ТЭЦ в регионе были переведены на топочный мазут, сообщили краевые власти. Цена на этот энергоноситель продолжит расти и в 2024 году. Но правительство региона сохраняет взятые обязательства по ограничению тарифов на ресурсы для граждан. Поэтому расходы бюджета на компенсацию разницы реальной стоимости в 2024 году будут еще больше.
Кузьмицкий давно не губернатор, Медведев — не президент. Газа нет, но вы держитесь!
Да, собираются у нас на Камчатке строить перегрузочный терминал сжиженного газа, и часть газа пойдёт на нужды полуострова, но когда это ещё?
Наша рыба. Фото: kamgov.ru
Ну а чтобы держаться было веселее, расскажем вам и о хорошей новости. Ею на минувшей неделе поделилась зампред правительства Камчатского края — Юлия Морозова. Оказывается, экспорт рыбы и рыбной продукции с Камчатки в 2023 году по сравнению с прошлым годом вырос почти в два раза.
Зампред Юлия Морозова. Фото: kamgov.ru
— Камчатский край взял курс на активизацию внешнеэкономических связей с дружественными нам странами. Прежде всего, это страны, которые располагаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За девять месяцев 2023 года экспорт рыбы и рыбопродукции вырос, в натуральном выражении, практически в два раза, а в денежном — примерно в 1, 5 раза. Хочу отметить, что в этом году происходит не только увеличение объёма экспорта, но и изменение структуры в составе стран-партнеров. Впервые среди стран-партнеров Камчатского края в экспортно-импортной деятельности в лидеры вышла Китайская Народная Республика.
Порадуемся и за рыбу, и за китайцев, и за наши компании, а когда эти рыбные рекорды станут заметно отражаться на качестве жизни камчатцев, порадуемся и за себя.