Как на Камчатке была построена первая дорога до села Мильково. Часть вторая

История о том, что гладко бывает только на бумаге
Строительство Мильковской трассы, соединение двух концов трассы, 1966 год
Фото: ГАКК

19 ноября 2023. В первой части нашего рассказа мы говорили о дороге до Мильково — как её безуспешно пыталась построить советская власть. Несмотря на все усилия, за сорок лет были открыты лишь небольшие участки трассы. О том, как дорогу всё-таки открыли — в новом материале ИА KamchatkaMedia.

Организация машинно-дорожной станции в селе Мильково

Наконец, лёд тронулся. В 1958 году в селе Мильково была организована МДС-6 (МДС — машинно-дорожная станция) с авторемонтными мастерскими. Её задачей была прокладка дороги от Мильково в сторону Петропавловска навстречу уже существующей к тому времени МДС-78, созданной в Елизове в 1951 году.

Доставлять грузы для дорожных строителей в Мильково было очень сложно. Завоз водным путем по реке Камчатка был возможен лишь в весенний паводок, который длится в верховьях реки не более 3-4 недель. В сухую летнюю погоду до Мильково с трудом можно было провести машины и тракторы по лесным дорогам с большим расходом горючего и износом механизмов.

Поэтому чаще всего для перевозки технических материалов и оборудования приходилось использовать воздушный транспорт. Так же было и с топливом. Бочки емкостью 200 кг грузили на ЗИС-585, везли на самолет, перегружали, а в Мильково выгружали и доставляли уже в МДС-6. Наценка на каждый килограмм груза составляла 2 рубля 44 копейки. Это резко поднимало стоимость перевозок, и, как следствие, строительно-ремонтных работ.

Из воспоминаний одного из первых дипломированных инженеров-дорожников, приехавших на полуостров, Г. Ф. Дементьева: "Прибыл на Камчатку в 1956 году, отправили в село Мильково. Тракторный обоз 300 км двигался две недели. По тем временам в селе у дорожников был мощный парк техники: пара бульдозеров, трактор с прицепным грейдером, ленд-лизовский грузовик "Студебекер". Зимой бензин доставляли по воздуху на самолёте Ан-2, с которого на "бреющем" полёте сбрасывали двухсотлитровые бочки в сугробы снега…".


Дорога Елизово — Коряки, 44 км, 1966 год. Фото: ГАКК

И, наконец, строительство

К 1962 году на территории Камчатской области находилось в эксплуатации 127 км дорог республиканского значения (Петропавловск — Начики и Елизово — Паратунка), 397 км дорог областного значения и 757 км дорог местного значения.

К областным относились две трассы. Первая, Начики — Мильково, обеспечивала движение на двух участках: 26,5 км Ничики — Малки (был сдан в эксплуатацию в октябре 1962 г.) и 35 км от Мильково до Шаром. Вторая дорога, Начики — Усть-Большерецк — п. Октябрьский, была открыта постоянно лишь на трех участках: 26 км от Усть-Большерецка до п. Октябрьский, 3 км от Усть-Большерецка до пристани Косоево и 27 км от Усть-Большерецка до Большерецкого совхоза.

Продолжалось строительство дорог до Усть-Большерецка и Мильково, началось строительство трассы Мильково — село Кирганик.

1 января 1963 г. открылась дорога до поселка Малки. Начальник ДУ № 1061 Максим Филиппович Науменко организовал специальную дорожную дистанцию для постоянного ремонта и содержания этого участка. 15 октября 1963 принято еще 16 км трассы, 27 октября 1964 были сданы 32 км дороги, 30 октября 1965 года — еще 27 км.


Строительство насыпи, 1966 год. Фото: ГАКК

Одним из тех, кто работал на строительстве трассы, был уроженец Петропавловска, молодой выпускник Хабаровского дорожного института Эдуард Петрович Осетров. Вскоре стал начальником ДСУ-1, а впоследствии главным инженером "Камчатавтодора". А в 1964 г. работал в головном отряде строительства трассы Петропавловск — Мильково.

"Мы приходим к изыскательским вешкам и дальше сметаем все со своего пути, оставляя готовое земляное полотно, за которым идут наши отряды покрытия и отряд отделки. А наш отряд авангард. А там идут, если можно так выразиться, тылы и обозы, — цитировала в ноябре 1964 г. его рассказ газета "Камчатский комсомолец". — Вот сейчас мы вышли в район пущинских бугров. Самую точную характеристику пущинским буграм вам даст любой шофер, кто хоть раз прошел от города до Милькова. Здесь сильно пересеченные участки с непроточными озерами, с очень трудной проходимостью".

Жили дорожники в вагончиках на 12 человек, новости слушали по радио, в отдельном вагончике была баня, там же и кинотеатр. На строящуюся трассу привозили по 6-7 фильмов в месяц, заскучать в отрыве от цивилизации не давали.


Строительство трассы Петропавловск — Мильково, 1961-1964 гг. Фото: ГАКК

29 октября 1966 года принят в эксплуатацию весь участок Малки — 110 км протяжением 83,6 км (110 км — это примерно 205 км нынешней трассы, отсчет километров при строительстве шел от Начикинского совхоза, кроме того, трасса потом неоднократно спрямлялась). Его строили с июня 1962 года по сентябрь 1966 по проекту Горьковского отделения Гипроавтотранса.

На этом участке были возведены мосты через реки Вахтан Малкинский (145 км), Вахтан Ганальский (150 км), Кижучонок (181 км), Кедровка (сейчас Кедровая, 194 км) и Быстрая (201 км).


Строительство моста на трассе Петропавловск — Мильково, 1966 год. Фото: ГАКК

Со стороны Мильково продолжались работы на участке Шаромы — Верхне-Камчатск. В газете "Знамя труда" 21 апреля 1979 года начальник Мильковского дорожно-эксплуатационного участка Максим Филиппович Науменко так вспоминал это время: "Тогда основную роль играла людская сила, потому что многие работы приходилось выполнять вручную. Организовали четыре участка на базе нашего парка, распределили технику, за каждой единицей закрепили не менее 30 рабочих.

Ну, а нужда, сами понимаете, порождает новые идеи. Так было и у нас. К примеру, землю на засыпку дороги возили на обычной грузовой машине ГАЗ-63 — вручную загружали её, и затем таким же образом разгружали на участке. Дело нелегкое, да и времени уходило много. Вот и придумали угол из досок, обили его металлом для прочности и установили на кузове. Теперь машину только загружали вручную, а при разгрузке открывали все борта кузова и грунт высыпался под уклоном сам.

Но по-настоящему трудными были встречи с водными преградами. Нужно было строить мосты, а приспособлений и механизмов — никаких. Сваи в берега речек забивали "бабой". Так называют в народе простейшее приспособление из бревна. Труд тяжелый, и темпы, сами понимаете, какие. Считай, семь лет продвигали трассу навстречу елизовчанам".


Деревянно-балочный мост через реку Андриановка, 1963 год. Фото: ГАКК

Со стороны Петропавловска достраивался участок 110 км — Шаромы. Два строительно-дорожных коллектива шли навстречу друг другу. Наконец, они встретились на правом притоке реки Камчатки реке Грешной между Пущино и Шаромами. Это был праздник для коллектива, но не меньше дорожных строителей радовались водители. Пусть еще и не полностью открыта была дорога, но по ней уже можно было ездить.

Дорога открыта 

В 1966 году газета "Камчатская правда" писала: "Мильковчане отправили в город более полутора тысяч тонн картофеля, около полутора сотен тонн свеклы и моркови, свыше трехсот тонн капусты. Много разных машин, механизмов, станков, строительных материалов завезено из города в Мильково. Молоко и мясо, ранее перевозимые самолетами, теперь отправляются в город на автомобилях.

Стоимость перевозки одной тонны груза самолетами равнялась 120 рублям. Стоимость же перевозки тонны груза автомобилями на расстояние 320 километров равна 21 рублю 76 копейкам. Доставка 3.000 тонн комбинированных кормов, 1.200 тонн горюче-смазочных материалов, 1.000 тонн минеральных удобрений воздушным транспортом обошлась бы в 60.000 рублей. Стоимость перевозки такого количества грузов автомобильным транспортом будет почти в пять раз дешевле. По этим цифрам можно судить, как нужна была дорога в Мильково".

В Петропавловске и Елизово готовились к началу пассажирских перевозок в Мильково. На десятом километре Елизовского шоссе и в самом поселке Елизово строились автобусные станции. Всего через год, 2 августа 1967 года в газете "Камчатская правда" на первой полосе будет опубликовано маленькое сообщение: "Вчера из Петропавловска в Мильково ушел первый пассажирский автобус. Этим рейсом будет положено начало регулярному сообщению между областным центром и долиной реки Камчатки".

Остановки были в Елизово, Коряках, Начиках, Ганалах, Малках, Пущине и Шаромах. Продолжительность рейса в идеале — 6 часов. Но не всегда автобусу удавалось проходить трассу по графику. Особенно на грунтовом участке от Шаром до Мильково.

Итак, между Петропавловском и Мильково, наконец, после десятков лет обсуждений и мечтаний, открылась проезжая дорога. Вспомним автопробег 1936 года. Много дней с большим трудом экспедиция шла до села Мильково, а потом пробивалась обратно в Петропавловск. Теперь, 30 лет спустя, этот путь можно было одолеть за несколько часов, а при желании за день съездить в областной центр и обратно.

Ремонт, достройка, модернизация этой трассы продолжались и в последующие годы. Ведь изначально большинство искусственных сооружений было деревянными. К 1974 году значительная часть таких мостов была заменена на железобетонные, включая большие мосты через реки Авача, Андриановка и Камчатка (на 292 км). Сама дорога неоднократно ремонтировалась, а на отдельных участках и реконструировалась, спрямлялась. А к концу октября 2021 года её всю, наконец, заасфальтировали, и теперь кажется, что всё так всегда и было…


Строительство Мильковской трассы, соединение двух концов трассы, 1966 год. Фото: ГАКК

Смотрите полную версию на сайте >>>