Как на Камчатке первый радиотелеграф построили... и сожгли. Часть первая

История о строительном разгильдяйстве и самоотверженных людях
Первая гражданская радиостанция в Петропавловске, 1916 год
Фото: Архив

3 ноября. Сейчас мы не задумываясь заходим в интернет, общаемся по видеосвязи на расстоянии, узнаём новости практически мгновенно. Поэтому так странно представить, что ещё 115 лет назад Камчатка была практически изолирована. Новости, как и все грузы, привозили сюда пароходами. Изменить положение вещей помог радиотелеграф. О немецком следе, строительном разгильдяйстве, суровой камчатской природе и самоотверженных людях — в материале ИА KamchatkaMedia.

"Лишены благодательной помощи телеграфа…"

Отматываем наш маховик времени назад и читаем всеподданейший доклад председателя Совета Министров Петра Столыпина Николаю II от января 1908 года. В нём отмечалось, что весь Охотский край и Камчатка с селениями Удское, Чумукан, Аян, Охотск, Гижига, Петропавловск "лишены благодательной помощи телеграфа" и могли сообщаться с остальными регионами лишь 3–4 дня в году, когда летом приходили пароходы из Владивостока.

Вследствие этого сосредоточенное в Хабаровске центральное управление лишено было возможности распространять своё влияние, и вся эта огромная территория оказывалась предоставленной "на волю Божью и окружных начальников".

Николай II дал отмашку: "На Восточную Сибирь вообще и на Охотско-Камчатский край в особенности следует обратить самое серьезное внимание и приступить к живой деятельности там немедленно". В том числе было решено проложить радиотелеграфное сообщение между Петропавловском-на-Камчатке и Николаевском-на-Амуре. Это позволило соединить полуостров посредством радиотелеграфа со всей страной.

Пара слов о Николаевске. Сейчас это маленький город на 17 тысяч жителей. А было время, когда он считался одним из самых важных городов на Дальнем Востоке. Именно в нём, кстати, зимовали жители Петропавловска, спасаясь от второго пришествия англо-французской эскадры, они же считаются одними из основателей Николаевска. Так что связь между городами была крепкая, но не телеграфная, а эмоциональная, дружеская.


Петропавловск, вид на центр города, 1916 год. Фото: Архив

"Приглашение в конкуренцию"

Главное управление почт и телеграфов России (ГУПиТ), которому поручено было провести радиотелеграфную линию, решило разбить работы на два этапа. В строительный сезон 1909 года предполагалось выбрать место и построить здания станций, а на следующий год доставить приборы и машины, произвести их монтаж, установку, регулировку и не позже октября 1910 года открыть действие радиолинии.

Что же касается самого устройства передатчика, то комиссия ГУПиТ отдала предпочтение "системе искровой передачи с ее видоизменениями".

Требовалось найти подрядчика. В то время на российском рынке радиотехнического оборудования предлагали свою продукцию представители английской компании Маркони, Отделение беспроволочной телеграфии АО Русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске", являющегося филиалом немецкой фирмы Telefunken, а также основанное в 1908 году инженером С. М. Айзенштейном "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов".

Фирмам было направлено "приглашение на конкуренцию". Через два месяца от них ждали документы и расчеты стоимости.

44-ФЗ тогда ещё не было, поэтому руководствовались не только финансовыми соображениями, но и качеством разработки документации, степени соответствия ее назначению станций и условиям их работы "с точки зрения величины передающей энергии, числа и высоты мачт, сложности конструкции воздушной сети и устройства генераторной станции".

При вскрытии пакетов, представленных всеми тремя фирмами в ГУПиТ, выяснилось, что от фирмы Маркони залога не поступило, ни проекта, ни сметы представлено не было; стоимость проекта определялась в 350 тысяч рублей.

Компания Айзенштейна предложила проект без детальной расценки и пояснительной записки, ограничившись общим заявлением о готовности установить станции системы "музыкальной" искры; чертежи мачты не содержали расчета прочности; общая стоимость радиостанций была заявлена в 132 тысячи рублей.

АО Русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске" представило все требуемые документы, причем проект предусматривал четыре варианта комплектации радиостанций, из которых наиболее приемлемым был признан вариант с радиопередатчиками мощностью 8 кВт и мачтами высотой 50 м, общей стоимостью 169 254 руб.

Кроме того, проект предусматривал установку радиостанции в самом Петропавловске, а не в селе Начики, как это предлагалось в проекте Айзенштейна.

Таким образом, в конкурсе с легкостью победила немецкая компания "Сименс и Гальске". Комиссия ГУПиТ заключила с неё контракт, обговорив увеличение мощности радиопередатчиков с 8 до 12 кВт и двигателей с 15 до 20 л. с., высоту мачт с 50 до 75 метров.

АО Русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске" обязывалось "своими средствами устроить радиотелеграфные станции, установить между ними сообщение и предъявить таковые к сдаче в казну в течение четырех месяцев со дня прибытия станций на места установки, но при этом не позже, чем за две недели до последнего обратного рейса из Петропавловска в Приамурский край осенью 1910 года".

Итак, в первую очередь нужно было: 1. определить место строительства станции в Петропавловске; 2. построить станцию; 3. определить штат и обучить работников; 4. изготовить необходимое оборудование.


Реклама АО Сименс и Гальске. Фото: Архив

"Неприятелю доступна вся Камчатка без выстрела"

24 мая 1909 года рейсом Добровольного флота из Владивостока в Петропавловск отправились помощник столоначальника ГУПиТ коллежский секретарь Я. Я. Линтер, а также инженер фирмы АО Русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске" А. А. Савельев.

Изучив природно-климатические и географические особенности окрестностей Петропавловска, Линтер занялся скрупулезным изучением возможных условий для удешевления строительства станции и последующей её эксплуатации. В итоге место под радиостанцию было выбрано в пади реки Поганки на расстоянии одной версты от центра города и 80 метров от Авачинской губы. Это приблизительно место, на котором сейчас стоит Дом офицеров флота.

Участок земли предоставлялся бесплатно, находился близко к центру города и в непосредственной близости от порта, что исключало сложности с доставкой материалов, машин и приборов к местам постройки зданий.

Однако приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтербергер признал место расположения радиостанции в Петропавловске-на-Камчатке неудачным в военно-стратегическом отношении — она легко могла быть разрушена огневым воздействием с моря, в связи с чем станцию, по мнению губернских властей, следовало "удалить вглубь полуострова не менее 40–50 верст".

Последовала оживлённая переписка, в которой Линтер высказался в том духе, что "неприятелю доступна вся Камчатка без выстрела". В результате 27 июля 1909 года генерал-губернатор "ввиду чрезвычайной затруднительности устройства радиотелеграфной станции на горном хребте и, главным образом, доставки грузов, принципиально изъявил согласие" на установку радиостанции в самом Петропавловске.

Интересно, что Линтер после выполненного задания не отправился прямиком в столицу, а отплыл через Владивосток и Японию в Северную Америку и Западную Европу, знакомясь с новейшими достижениями радиотелеграфии, а после опубликовал в России большой доклад. Впрочем, это уже совсем другая история.

Строительство станции

Строительством станционных, жилых и хозяйственно-бытовых зданий занималось руководство Приамурского почтово-телеграфного округа при содействии губернской администрации, а центральный аппарат в лице Технического отделения — наблюдением за заготовкой необходимого для станций технического оборудования, его испытанием и транспортировкой к местам сооружения установок.

Согласно закону от 21 июня 1909 года, из Государственного казначейства на постройку зданий выделялось: 8800 руб. на станционное здание, 16000 руб. на жилой дом, 4500 руб. на хозяйственные и служебные постройки.

Исходя из существовавших на Камчатке расценок на строительные материалы и рабочую силу (одна кубическая сажень деревянной постройки с учетом квадратной сажени пола стоила от 200 до 300 руб., кирпич — от 65 до 100 руб. за тысячу штук, пиломатериалы — от 20 до 25 коп. за вершок, железо листовое — от 5 до 7 руб. за пуд; труд мастеровых оценивался от 3 до 4,5 руб. в день, чернорабочих — от 2 до 2,5 руб.), начальник Приамурского почтово-телеграфного округа Н. И. Рейх заключил соглашение на возведение зданий для радиостанций с областным правлением, выполнявшим постройку сооружений для камчатских учреждений и губернатора.

При этом было отклонено предложение японской строительной фирмы на постройку станционного здания за 5500 руб. Более целесообразным признавалось лесоматериалы приобрести во Владивостоке и доставить их на Камчатку на специально зафрахтованном пароходе; одновременно с этим доставлялись в Петропавловск строительные рабочие и перевозочные средства.

Площадь станционного здания составляла 35 кв. сажен, жилых домов — 60 кв. сажен, это приблизительно 159 и 270 квадратных метров, соответственно.


Первая гражданская радиостанция в Петропавловске, 1916 год. Фото: Архив

Кто будет работать

Для работы радиотелеграфной станции было разработано штатное расписание. В него вошли: старший механик (заведующий радиостанцией) с окладом 1800 руб. в год; два почтово-телеграфных чиновника III разряда (телеграфисты) с окладом 1050 руб. в год; два надсмотрщика (механика) с окладом 840 руб. в год и два сторожа-рабочих с окладом 360 руб. в год.

Однако Почтово-телеграфное ведомство не располагало ни инженерно-техническими кадрами, способными возглавить руководство деятельностью проектируемых радиостанций, ни подготовленными к практической работе радиотелеграфистами.

Решено было воспользоваться услугами увольняемых с военной службы подготовленных и дисциплинированных радиотелеграфистов Военного и Морского министерств, включив их в штат Почтово-телеграфного ведомства. Инженерное ведомство рекомендовало 18 запасных нижних чинов военных радиостанций. Кроме того, еще 4 человека из числа чиновников Почтово-телеграфного ведомства изъявили желание служить на дальневосточных радиостанциях.

Для обслуживания станции в Петропавловске решением ГУПиТ были назначены радиотелеграфисты О. П. Абель, А. Ненсберг, А. А. Пурин, машинисты Гайгалис и Николаев. Возглавил станцию вернувшийся из кругосветного путешествия Линтер.


Примерно в этом месте стояла первая радиотелеграфная станция в Петропавловске. Фото: Архив

Строительство передатчиков в Германии

Тем временем в Германии шло производство радиотеграфного оборудования для Николаевска и Петропавловска. В последний момент вспомнили, что хорошо бы станциям иметь возможность связываться и с судами в море. Для этого комплект оборудования был дополнен передатчиками, работавшими на длинах волн в 300 и 600 метров, мощностью 2 кВт, что соответствовало мощности судовых радиостанций военного флота. Это обеспечивало дальность надежной связи с судами в 250 миль по водной поверхности.

К началу февраля 1910 года на заводе фирмы "Сименс и Гальске" в окрестностях Берлина (станция Фюрстенбруннер) радиотехническое оборудование для дальневосточных радиостанций было изготовлено. Для их освидетельствования в Германию была направлена приемная комиссия.

Стендовое испытание проходило на станции в Науэн (40 верст от Берлина), для приема сигналов использовались радиоприемники станции Военного ведомства в окрестностях Санкт-Петербурга на станции Жерновка Ириновской железной дороги.

В ходе испытаний, проводившихся с 20 до 21 часа 13 февраля, "определились хорошие качества и надежность действия заказанных станций". Второе и окончательное его освидетельствование должно было состояться лишь после полной установки и монтажа всех приборов на местах строительства радиостанций.

Транспортировку из Германии во Владивосток было решено произвести на специально зафрахтованном для этого пароходе "Якут". По намеченному графику груз прибывал во Владивосток к моменту отправления первого рейса в Петропавловск 22 мая.

Однако из-за вынужденной задержки "Якута" в пути он мог прибыть в конечный пункт не ранее 28 мая, и оборудование для камчатской радиостанции могло быть отправлено из Владивостока к месту назначения только рейсом 10 июля, что ставило под угрозу реализацию проекта по сооружению станции в 1910 году. По просьбе начальника ГУПиТ приамурский генерал-губернатор распорядился задержать рейс до прибытия "Якута".

В результате оборудование отправили на транспорте "Колыма" и только 5 июня. Вместе с оборудованием в Петропавловск прибыли представители АО Русские электротехнические заводы "Сименс и Гальске" — инженер Е. Г. Рейнгардт, техник Л. А. Гельвиг и монтер С. И. Лисовский.

Продолжение следует...

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость