13 октября. В историческом сознании любого народа бытуют легенды, которые не всегда соответствуют истине. Так, в массовом сознании русских повелось считать, что Аляску продала Америке взбалмошная Екатерина II. В реальности все обстояло с точностью до наоборот.
Екатерина Великая если и совершала необдуманные поступки, то они не касались территории Российской империи. Напротив, Екатерина была собирательницей земель русских, и при ней территория России только росла. В ее царствование в составе Российского государства появилась Новороссия, был завоеван Крым, основаны Одесса и Севастополь. При ней была присоединена Аляска и на карте мира появилась Русская Америка. Продал же Аляску Соединенным Штатам правнук Екатерины, император Александр II.
О том, как на карте мира появилась Русская Америка и как она превратилась в американскую Аляску, читайте в очередном увлекательном лонгриде историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской централизованной библиотечной системы Сергея Корнилова.
Екатерина-II. Фото: Взято из открытых источников
Рождение Русской Америки было непростым. Если после похода Ермака, перевалившего Уральский хребет, чтобы добраться до берега Тихого океана казакам потребовалось всего полвека, то переплыть в Америку и укрепиться там, даже не материке, а на ближайших к Северной Америке островах, русским пришлось потратить еще 100 лет.
Считается, что первыми европейцами, увидевшими берега Аляски, были участники экспедиции Семена Дежнева в 1648 году, которые первыми прошли пролив между Евразией и Америкой. В 1732 году геодезист Михаил Гвоздев и штурман Иван Федоров на боте "Святой Гавриил" совершили плавание к берегам Аляски и первыми из европейцев достигли побережья Северной Америки, следуя с запада на восток. В 1741 году экспедиция Беринга на пакетботах "Святой Петр" и "Святой Павел" исследовала Алеутские острова и юго-западный берег Аляски.
Аляска и Алеутские острова привлекали внимание русских охотников и промышленников богатыми ресурсами пушного зверя, прежде всего, морских котиков и морского бобра — так называли калана. В 1745 году группа русских промышленников во главе под предводительством Михаила Неводчикова на судне "Святой Евдоким" высадилась на острове Атту. Здесь произошла первая стычка с алеутами, которые были недовольны появлением на острове чужеземцев. В 1753 году русские промышленники высадились на остров Адак, в 1756 году — на остров Танага. В 1758 году бот "Святой Иулиан" под началом Степана Глотова достиг острова Умнак, входящий в группу Лисьих островов Алеутской гряды. Три года провели промышленники на Умнаке и соседнем большом острове Уналашке, занимаясь промыслом.
Алеуты в традиционной одежде. Худ. Логгин Хорис, 1820. Фото: Взято из открытых источников
Главной трудностью освоения Алеутских островов и близлежащей территории стали воинственные алеуты и другие индейские племена, которые оказали сопротивление колонистам. Деятельность русских пионеров в Америке, слабо регулируемая властями, приводило к злоупотреблениям и вызывала восстания местного населения против иноземцев.
Первое восстание алеутов случилось на Лисьих островах в 1763—1765 гг. Причиной восстания была жесткость, проявленная русскими промышленниками при сборе ясака с местного населения, а поводом к восстанию стало избиение розгами сына одного из алеутских вождей за несвоевременный и малый размер пушнины.
Дождавшись, когда русские разбились на мелкие группы и разбрелись для добычи пушнины по Лисьим островам, алеуты в начале декабря 1763 г. внезапно напали на них и почти всех перебили после чего сожгли русские суда "Св. Иоанн" "Св. Захарий и Елизавета". Спастись удалось лишь группе промышленника Коровина с артелью из 13 человек, которые находились в бухте о. Уналашка на галиоте "Св. Троица". 10 декабря 1763 г. Коровин со товарищи оказался осажденным алеутами в зимовье и четверо суток днём и ночью отбивал ружейным огнём атаки. После этого алеуты целый месяц держали в осаде Коровина и его людей, среди которых начала цинга. Бедственное положение привело русских к решению предпринять отчаянную контратаку, после чего им удалось вырваться и переправиться на "Св. Троицу". Весной 1764 г. они отправились в плавание, но буря выбросила галиот на берег о. Умнак. Остатки судна сожгли алеуты, а Коровин и оставшиеся в живых его спутники построили байдару и на ней отправились вдоль побережья острова. В августе 1764 г. отряд Коровина встретил людей Семена Глотова, пришедшего на Умнак в поисках пропавших соотечественников.
Из четырех русских судов, три были сожжены, а команда четвертого — галиота "Св. Николай" попыталась отомстить за погибших товарищей. Они высадились на о. Умнак и уничтожили четыре посёлка аборигенов, но у пятого поселения были разгромлены большим отрядом алеутов. Промышленники были перебиты, а их корабль сожжен. В результате, из 174 человек, прибывших на русских судах, уцелело лишь 12 человек.
Для усмирения островитян был направлен Семен Глотов на корабле "Св. Андреян и Наталья" с экипажем 40 человек. Он уничтожил все алеутские поселения на южной стороне о. Умнак. В это время к Уналашке подошёл бот "Св. Петр и Св. Павел" с промышленником Иваном Соловьевым и командой в 55 человек. Во время первой стычки погибли до 100 алеутов. Объединившись, две партии русских промышленников продолжили карательные рейды по алеутским селениям, в ходе которых было истреблено от 3 до 5 тыс. туземцев.
Жестокость в истреблении местного населения произвели отрицательный эффект в верхушке русского общества и Екатерина II издала указ, где содержалось требование гуманного обращения с аборигенами Америки. Со временем нравы сгладились, в 1768 году о. Уналашка стала центром пушной коммерции, а в 1772 году здесь было основано первое русское поселение, где с алеутами велась регулярная торговля. В 1778 году его посетила экспедиция Джеймса Кука. Купец Герасим Измайлов подарил Куку русскую карту северной части Тихого океана, которой знаменитый мореплаватель пользовался для похода к Чукотке.
Карта Русской Америки, 1802. Фото: Взято из открытых источников
Несмотря на то, что в 1783 году Екатерина II утвердила Американскую Православную епархию, представители государственной власти на Алеутских остовах и Аляске отсутствовали, за исключений наблюдателей за сбором ясака.
В 1784 году на остров Кадьяк прибыла экспедиция Северо-Восточной компании сибирского купца Григория Шелихова в составе трех галиотов ("Три святителя", "Св. Симеон" и "Св. Михаил"). Компания Шелихова начала осваивать остров, подчиняя местных эскимосов, распространяя православие и внедряя европейские сельскохозяйственные культуры (рожь, свёкла, репа). Поселение на острове Кадьяк получило название Павловская гавань и стала новым центром российской колонии, а с 1799 года — резиденцией губернатора Русской Америки.
Портрет Григория Шелихова. Неизвестный художник, конец XVIII в. Фото: Взято из открытых источников
Григорий Шелихов предложил Екатерине II проект управления Русской Америкой через свою компанию, которой предоставлялись монопольные права на добычу пушнины и торговлю. Екатерина, противница любых монополий, отказалась от проекта, но после ее смерти (и смерти Шелихова) Павел I, делавший все в пику матушке, подхватил идею и реализовал ее с подачи жены Шелихова Натальи, которая оказалась хваткой и деловой женщиной, ничем не уступавшей мужу. В 1799 году указом Павла I была создана Российско-Американская компания (РАК), получившая не только монопольные права на экономическое управление колонией, но и функции государственной власти.
Первым губернатором Русской Америки стал представитель РАК Александр Баранов.
Российско-Американская компания стала уникальным явлением в истории России. Ее необычность заключалась в сочетании торгово-промысловых функций с функциями казённого управления: государство делегировало компании большую часть полномочий. С другой стороны, аналоги подобных отношений существовали заграницей: РАК стала аналогом британской Ост-Индской компании, наделенной правительственными и военными функциями и с помощью которой была осуществлена колонизация Индии.
Первым правителем Русской Америки стал купец Александр Баранов, с 1790 года возглавлявший Северо-восточную кампанию Шелихова. Баранов стал единственным представителем купеческого сословия на этой должности. В 1802 году он получил чин коллежского советника, а в 1806 году — орден Св. Анны 2-й степени и приобрёл право на потомственное дворянство.
Портерт Александра Баранова — первого правителя Русской Америки. Худ. М. Тиханов, 1818. Фото: Взято из открытых источников
25 августа 1816 года Главное правление РАК, при согласии императора, назначило главой колониальной администрации капитан-лейтенанта Леонтия Гагемейстера. С этого времени пост главного правителя стали занимать офицеры военно-морского флота в чине капитанов 1-го и 2-го ранга. Через 20 лет после образования РАК вся полнота власти в Русской Америке была передана в руки морских офицеров, поочередно возглавлявших колонию.
Так, в 1854 году главным правителем был назначен капитан 1-го ранга Степан Воеводский, который в 1856 году был произведён в контр-адмиралы за умелое руководство колонией в годы Крымской войны. Ловкий правитель смог избежать нападения на Русскую Америку англо-французской эскадры, благодаря тому, что заключил сепаратный пакт о нейтралитете с британской Компанией Гудзонова залива, управлявшей английскими колониями в Канаде.
Портрет Степана Воеводского. Худ. Ю.Гаген-Шварц, 1885. Фото: Взято из открытых источников
В Петербурге Главным управлением РАК руководили 4 директора, одного из который назначало Министерство иностранных дел, а остальных избирали на общем собрании акционеров, в состав которых входила царская семья. Постепенно управленческий аппарат РАК превратился в полугосударственную структуру, хотя контрольный пакет акций находился в руках сибирских купцов. В середине XIX века эта структура устарела и исчерпала резервы развития. Руководство РАК не смогло приспособиться к новым веяниям капиталистической эпохи и перевести экономику Русской Америки на капиталистические рельсы. Это повлекло ухудшение финансового положения компании в 1860-е годы и явилось одной из косвенных причин продажи Аляски.
К положительным делам компании следует отметить организацию в 1804—1840 гг. более двадцати экспедиций, в том числе, первой русской кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна.
Первым вопрос о продаже Русской Америки в 1853 году поднял генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв (будущий -Амурский). Произошло это в условиях Крымской войны, когда выяснилась уязвимость дальних колоний России и трудность в их обороне от вражеского нападения. Кроме того, Муравьев учитывал нарастающую мощь США. Он писал:
"…Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши. Нельзя... однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: России если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана".
Муравьев делал вывод о необходимости уступить американскую колонию в пользу укрепления России на азиатских берегах Тихого океана.
Инициатором следующего предложения стал морской министр, великий князь Константин Николаевич (брат Александра II). В 1857 году он озвучил его в письме министру иностранных дел Александру Горчакову. МИД поддержал предложение, но рекомендовал отложить его до истечения срока полномочий РАК в 1862 году. В 1861—1863 гг. в США разразилась Гражданская война и вопрос стал неактуальным.
Вел. князь Константин, морской министр в 1853-1860 гг. Фото: Взято из открытых источников
Вопрос назрел в середине 1860-х гг., когда РАК перестала приносить прибыль. Это было связано с тем, что пушнина из прибрежных районов, где вели добычу русские, постепенно исчезла, а для того, чтобы осваивать новые земли и продвигаться внутрь континента, нужны были огромные средства.
28 декабря 1866 года состоялось секретное совещание с участием Александра II, великого князя Константина, министра финансов и российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, где идея продажи была в целом одобрена. По предложению министерства финансов был определён порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом.
В феврале 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и напомнил государственному секретарю Уильяму Сьюарду "о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний". Посоветовашись с тогдашнего президентом США Эндрю Джонсоном, Сьюард в ходе второй встречи со Стеклем, состоявшейся 14 марта, обговорил главные положения будущего договора. 18 марта президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, а 19 марта состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 млн долл.
Эдуард Стекль. Фото: Взято из открытых источников
Но это была лишь предварительная договоренность о сделке. Дальнейшие события напоминают крепко сколоченный политический детектив. О том, как продавали Аляску, и какие интриги плелись вокруг этой сделки, читайте в следующем материале проекта PrimaMedia "Откуда пошел есть русский Дальний Восток".