Камчатка 1 августа: поход на Алеуты и рождение гражданской авиабазы

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Нижне-Камчатск и соседи-ительмены. Художник И. П. Пшеничный
Фото: из книги А. А. Смышляева "Популярная история Камчатки от древности до 1917 года"

Экспедиция Санникова

1 августа 1743 г. из Нижне-Камчатска вышла первая промышленная экспедиция, снаряженная на средства московского купца Е. Санникова, посадских людей Паншина и Д. Соснина, крестьян Попова и Холщевникова. 

Результаты плавания промышленников Емельяна Басова и купца Никифора Трапезникова послужили толчком для новых экспедиций на "незнаемые острова", вначале Командорские, а затем Алеутские и Курильские для добычи на них пушнины. 

В период 1743-1783 гг. мореходами, вышедшими из Нижнекамчатска, была открыта и нанесена на карту большая часть Алеутских островов. Русские промышленники начали освоение "матерой" американской земли — Аляски. 

В 1767-1770 гг. в Нижнекамчатске базировалась секретная правительственная экспедиция под руководством П. К Креницына и М. Д. Левашова. Здесь ее участники построили морской катер "Черный орел". В 1768 г. они составили топографический план Нижнекамчатска. На нем изображены:

"А. Нижно камчацкая крепость, которая обнесена деревянным палисадом, и сквозь оной вкруг крепости зделаны для стреляния из ружей маленькие окошечки, которых числом 137.

В. Трои ворота, ис которых к протчих более и над оными башня, на которой вместо калаколны повешены колокола и в нижнем апартаменте для паления ис пушек зделаны четыре окна…

С. Четыре бастиона, и во оных для постановления пушек намощены мосты, а сквозь крепостной полисад зделано по два окна.

В крепости строения казеннаго:

D. Церковь деревянная Успение Пресвятыя Богородицы,

E. Приказная изба,

F. Магазеины,

G. Анбар для поклажи ясажной мяхкой рухляди и слаткой травы.

Строения вокруг крепости:

H. Церковь деревяная Никалая Чудотворца,

I. Казеные лавки зделаны для приезжих купцов,

K. Казеный дом зделан для прежде бывшего на Камчатке архимандрита, ныне пуст,

L. Прядилные сараи,

M. Место, где строятца купеческие суда,

N. Казенной дом для командира крепости,

O. Кабак, по тамошнему названию каштак, а протчеи строения обывательские...". 

История Нижнекамчатска самым тесным образом связана с именами русских мореходов, промышленников и купцов: Е. Басова, Е. Санникова, Л. Наседкина, С. Глотова, А. Толстых, Г. Пушкарева, С. Соловьева, П. Зайкова, И. Коровина, Г. Измайлова, Е. Деларова, Д. Бочарова, М. Чурина, Д. Панкова и многих других. 

Хождение Афанасия Очередина на Алеуты

В.Н. Берх в книге "Хронологическая история открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества" пишет:

1765. Бот "Павел" находился под командою подштурмана Афанасия Очередина и имел 60 человек экипажу. Очередин, вышед 1 августа из Большецкого устья, прошел благополучно Вторым Курильским проливом и достиг 24 числа Лисьих островов. Сентября 1 пришел он к острову Умнаку и расположился там зимовать.

Островитяне сначала приняли россиян очень ласково, но когда Очередин потребовал с них ясак, то они совершенно переменились.

Неприязненное обхождение их было виною, что экипаж от нужды и ежечасного бдения терпел голод и подвергался цинготной болезни. Весеннее время вскоре восстановило здоровье мореплавателей, и когда они совершенно избавились от болезни, то Очередин отрядил несколько человек для собрания ясака на ближний остров. Требование сие, о котором свободные островитяне не имели ни малейшего понятия, произвело весьма дурные следствия. Ни один из посланных не возвратился к судну, и даже неизвестно, каким образом были они убиты.


Алеутские острова. Гавань Илюлюк (водное простронство между Уналашкой и Амакнаком). Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 6

Очередин отправил в августе 28 человек на остров Уналашку для ловли зверей. Жители приняли их весьма благосклонно, и поелику в сей год было там множество лисиц, то и имели они весьма удачный промысел. До декабря месяца жили там люди сии весьма покойно; но 12 числа дикие сделали на них нечаянное нападение. Дабы добрее устрашить промышленников, распустили они слух, что взяли еще два судна и людей всех перебили. Хотя известие сие оказалось впоследствии несправедливым, однако же они действительно истребили две артели, в коих было 11 россиян.

Отважные промышленники, отразив диких весьма удачно, переехали отсюда на другой малый остров, и в мае соединились с Очерединым. Очередин прожил на Умнаке без всякого приключения; ибо как в сие время находилось там судно лальского купца Ивана Попова, то и не смели 153 жители напасть на такое большое число россиян.

В апреле начало судно Попова сбираться к выходу в море и выдало Очередину бывших на оном 40 аманатов. В июле прибыло к Умнаку другое судно лальского же купца Ивана Попова, и передовщики решились соединиться в одну компанию. Оба судна, отошед вскоре к Унимаку, занимались там промыслом зверей до 1770 года.

Мая 22 отправился Очередин в обратный путь и по благополучном плавании прибыл 24 июля в Охотск. Хотя бобров вывезено было на судне сем только 600, но зато лисицы составили очень большой капитал: черных привезено было 960, а сиводушек с лишком 1 000.

Когда известие о несчастиях, претерпенных сими мореплавателями, дошло до сведения премудрой и милосердной Екатерины, то великая монархиня издала именное повеление (в 1779 году) не сбирать ясака ни с алеутских, ни же с Курильских островов.

По возвращении судна сего решились почтенные компанионы онаго явить преданность свою той премудрой монархине, которая, освободив их от всех повинностей, повелела чинить всевозможные пособия при отправлении судов их к островам. Они выбрали 120 лисиц отличной доброты и препроводили оныя к иркутскому губернатору генерал-порутчику Брилю, просили, дабы его превосходительство благоволил доставить оныя от имени их к великой императрице.

Бриль выполнил желание их и в донесении своем представил государыне, сколь полезны граждане сии для отечества и сколь великих выгод можно ожидать от решительной их предприимчивости. Вместе с сими лисицами рассудил г-н Бриль отправить самого Шилова, имевшего уже счастие представляться монархине. Государыня, приняв весьма милостиво знакомого уже ей Шилова, повелела не взыскивать с Орехова, Лапина и Шилова тех 9 000 рублей, коими должны они были казне.

Начало соцстраха


Дети играют возле "косых домов". Фото: из книги С. В. Гаврилова "Такой (не) знакомый Петропавловск".

Система социального страхования на Камчатке начала действовать с 1 августа 1927 г. Выплаты производились по категориям: 

1) "на приданное ребёнку" при рождении сорок пять рублей, 

2) на кормление ребёнка в течение первых девяти месяцев его жизни двенадцать рублей в месяц, 

3) пособие на погребение: старше десяти лет шестьдесят семь, не достигших десятилетнего возраста тридцать три рубля семьдесят пять копеек. Первые два пособия предназначались только лицам, получавшим зарплату не свыше двухсот семидесяти рублей в месяц.

Рождение гражданской авиабазы

В начале 1930-х прибрежные воды Сахалина и Камчатки полностью контролировались японскими кораблями. Чтобы покончить с таким унизительным положением, правительство Советской России решило дислоцировать на этих территориях по одной эскадрильи морской авиации, полк которой базировался во Владивостоке. 


Самолёт Чарльза Линдберга, побывавшего на Камчатке в ходе кругосветного путешествия, 1931 г.. Фото: из telegram-канала "Черно-белая Камчатка"

В ноябре 1933 г. двенадцать самолётов вылетели на Камчатку. После трудного перелёта одиннадцать из них прибыли на место. Так полуостров впервые получил собственную авиацию. Возглавлял прибывшую эскадрилью Михаил Иванович Пармичев. На Камчатке эскадрилья получила наименование 2-го пограничного авиаотряда (1-м отрядом стали называть сахалинский).

"Прибытие наших самолётов на Камчатку было отмечено вручением Красного знамени нашему вновь созданному погранотряду", — писал А. А. Смышляеву из Санкт-Петербурга участник тех событий, бывший лётчик отряда Алексей Владимирович Кувшинников. "Участники перелёта были отмечены почётными грамотами Камчатского областного и Петропавловского горрайонного комитетов ВЛКСМ. Эту свою грамоту я храню как память о том трудном и историческом перелёте. Помимо меня свидетелями тех лет являются: Балясников Виктор Александрович, бывший лётчик отряда, ставший впоследствии командиром авиаполка, сформированного на базе нашего отряда, далее Козлов Григорий Михайлович, который был заместителем начальника штаба отряда". 

Но прибыли тогда сугубо военные самолёты, а жители Камчатки хотели иметь ещё и гражданский флот. А потому чуть раньше, в том же 1933 г., газета "Камчатская правда" предложила приступить к сбору средств для приобретения собственных самолётов. Камчатцы с готовностью откликнулись на этот призыв. 

Президиум облисполкома в своём постановлении № 13 от 1 августа 1933 г. отмечал: 

"1. Одобрить инициативу редакции Камчатской правды по сбору средств на создание собственной гражданской авиабазы на Камчатке. 

2. Учитывая значительную активность масс и организаций в деле помощи созданию авиабазы, считать необходимым организовать общественный комитет по сбору средств и созданию гражданской авиабазы на Камчатке при редакции газеты Камчатская правда. Председателем утвердить редактора Л. С. Никольского.

Предложить комитету немедленно приступить к работе…". 

Через год, 18 августа 1934 года, над Петропавловском закружил долгожданный самолёт. Это был У-2. Имя ему дали "Камчатская правда". Управлял самолётом военный лётчик-пограничник Василий Дмитриев. Его показательный полёт с элементами высшего пилотажа восхитил камчатцев. Буквально сразу же по инициативе первого секретаря обкома ВКП(б) В. А. Орлова в городе был создан аэроклуб, и самолёт "Камчатская правда" был передан ему. 

Освободите мам!

Сергей Гаврилов в своей статье "Предприятия Камчатки в годы Великой Отечественной и советско-японской войн" отмечал, что в 1940 г. Петропавловский горисполком отвел Морлову (базе активного опытного лова) в районе Моховой земельный участок в шесть гектаров для организации подсобного хозяйства. В 1941 г. участок вырос до десяти гектаров. Половину занимал картофель, остальное — капуста, турнепс, редис, лук, морковь и свекла. Животноводческое хозяйство Морлова на первых порах включало по пять коров, лошадей и свиней. 


Лов сельди в Петропавловском ковше. Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 7

Через базу Моховую население Петропавловска снабжалось свежей рыбой. В январе 1941 г. начальник АКО установил Морлову расчетную цену на рейде Моховой для центнера камбалы 70, трески 66 руб. При этом разницу между расчетной ценой и коммерческой себестоимостью следовало "отразить на результатах Морлова и учитывать их особо". 

В 1941 году на базе был организован опытный консервный цех. Его штат составили 17 чел.: мастер, химик-аналитик и 15 рабочих. До 1 октября цех должен был выпустить 165 000 банок закусочных рыбных консервов. Их ассортимент включал корюшку, камбалу и лосось в томате, печень в томате, корюшку и треску, жареные в масле. 

С началом войны значительная часть работников рыбозавода надела солдатские шинели. С их уходом в армию сразу же обнаружилась нехватка рабочих рук. Нагрузка на оставшихся резко выросла. "Ввиду создавшейся обстановки, недостаток на производстве базы Моховая Морлова рабочей силы мужчин требует вовлечения в производство вторых и третьих членов семей (то есть жен и детей-подростков сотрудников, призванных в армию). 

Для этой цели женщины должны быть на время работы освобождены от имеющихся ребят ясельного и дошкольного возраста". Поэтому с 1 августа 1941 г. на базе следовало организовать детский сад с двенадцатичасовой работой двух групп из 25 чел. Под него заняли бывшую контору базы площадью 48 кв. м, представлявшую собой старый барак, требовавший ремонта. Лучшего помещения пока не имелось. В 1942 году предполагалось "поднять вопрос о строительстве специального дома для детсада". В детском саду трудились заведующая, два воспитателя, повар и две няни-уборщицы. Смету на содержание детей из расчета 200 руб. на одного ребенка в месяц утвердил начальник АКО. При этом часть стоимости содержания оплачивали родители.

Также в этот день

С 1 по 12 августа 1909 г. Петропавловск посетили фрахтованные норвежские пароходы "Варг", "Антунг" и "Тунгус".

1 августа 1953 года решением Корякского окрисполкома № 87 выделен земельный участок в с. Усть-Палана для производственного и жилищного строительства Паланской МРС.  

1 августа 1953 года решением Корякского окрисполкома № 91 ликвидирован Паланский промкомбинат. 

1 августа 1968 года прошёл смотр экономии и бережливости на флоте под лозунгом "Экономия и бережливость всех средств по содержанию флота является одним из важнейших условий повышения рентабельной работы и обеспечения годового плана прибыли пароходства". Газета "Моряк Камчатки" (главный редактор П. Я. Сидельников) регулярно освещала ход смотра. 

1 августа 1958 года в 21.30 в устье реки Камчатки произошло кораблекрушение МРС-80 "Мирный" Усть-Камчатского рыбокомбината. Крупная волна в реке накрыла сейнер, на котором был открыт грузовой трюм. Находившийся в трюме улов сместился, сейнер перевернулся. Через четверть часа судно вынесло из бара, из-под него вынырнули два ловца, которые смогли взобраться на перевёрнутый корпус. Их снял дежурный катер "Крым". Через пять минут сейнер внезапно перевернулся, встал на ровный киль и моментально затонул. Больше никто из людей не всплыл.

При этой аварии погибли: Брагин Александр Иванович, капитан Дегтярь Евгений Дмитриевич, тралмастер Кучерявцев Сергей Фёдорович, механик Юрченко Владимир Васильевич, помощник механика Ячменов Анатолий Николаевич, ловец Емцов Константин Зиновьевич, ловец Боленко Иван Александрович, ловец.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость