С 14 июня по 13 сентября 1832 года в Петропавловске находился совершавший кругосветное плавание военный транспорт "Америка" под командой капитан-лейтенанта В. С. Хромченко.
Российская империя официально признала страну и установила дипломатические отношения с Североамериканскими Соединенными Штатами лишь в 1807 году. Североамериканские суда не были редкостью в Кронштадтском порту. К 1832 г. Кронштадт ежегодно посещало до 150 американских судов. Но именно United States привлек внимание проезжавшего 12 сентября 1829 г. через Купеческую гавань Императора Всероссийского Николая I.
В те годы Николай Павлович часто посещал Кронштадт, поскольку, имея инженерное образование, лично занимался строительством новых каменных укреплений Кронштадта, которые по сути и спасли столицу империи во время Крымской войны. В ходе очередной инспекционной поездки Император восхитился красотой судна под американским флагом.
Заинтересованное отношение монарха трансформировалось в приказ, о котором начальник Морского штаба князь А.С. Меньшиков рапортовал так: "Государь Император проезжая сего дня через Купеческую гавань в Кронштадт Высочайше повелеть мне соизволили сообщить о покупке [сего] судна…".
Шкипер United States Джеймс Л. Вильсон не мог сам продать корабль, который ко всему прочему уже был зафрактован купцом Луи Боусонетом, загружен и готов к отправке в рейс. Но исполнение "священной воли Государя" изначально является основой жизнедеятельности чиновников и, невзирая на права собственников, морской министр фон Моллер уже 20 сентября своим приказом зачислил United States в состав Российского императорского флота...
Разрешить непростую ситуацию помогли деловые люди из банкирского дома Штиглиц и Ко, которые сумели найти разумный компромисс. За судно было уплачено 10 000 фунтов стерлингов, что существенно превышало стоимость корабля. Помимо этого, шкиперу разрешалось "под личную расписку"(!) совершить еще один рейс с обязательством вернуться и передать судно русской казне весной следующего года. Императорское желание было исполнено!
Американцы сдержали слово. Следующей весной 11 мая 1830 г. United States ошвартовался в Купеческой гавани Кронштадта, и чиновники наконец отрапортовали Императору Всероссийскому, который 20 мая "всемилостевейше соизволил именовать" новый военный транспорт "Америкой". Он был обследован комиссией, которая предписала заменить фок-мачту "имевшую прогиб <…> и гнилость", а также весь "пробегающий такелаж и паруса" как не отвечающие требованиям к оснастке военных судов.
Кроме того, в связи с переходом в ранг военных транспортов на верхней палубе "Америки" были установлены 10 карронад 12-фунтового калибра, для чего потребовалось сделать орудийные порты и усилить крепления палубы. Дополнительно на юте установили два 3-фунтовых фальконета для стрельбы картечью. Ведь транспорт уже был снаряжен для кругосветного плавания в Русскую Америку, где нападения воинственных индейцев на российские фактории являлись обычным делом.
Напомним, что племена тлингитов дважды — в 1799 и 1802 гг. — захватывали даже столицу Русской Америки форт Новоархангельск, поголовно вырезая или уводя в рабство его население. А в феврале 1809 г. индейское племя кунещат захватило лагерь, где размещались команда и пассажиры, спасшиеся с потерпевшей крушение у о-ва Ванкувер русской шхуны "Святой Николай" и увели их в рабство. Лишь через год 13 уцелевших русских моряков освободил капитан американского брига "Лидия" Броун. Он действовал в американской традиции силового давления на партнеров по переговорам: захватил брата вождя племени, а затем обменял его на русских. Так что фальконеты на "Америке" нужны были для отражения возможных нападений.
Сохранившийся формуляр судна сухо фиксирует лишь основные сведения. Построено в Америке. Где и кем? Неизвестно. Материал корпуса — американский дуб. Скрепление подводное — медное, надводное — железное. Шпации не забраны. Корма плоская. Длина между перпендикулярами — 131 фут. Ширина: без обшивки — 30 фут, с обшивкой — 32 фута. Глубина интрюма — 14,5 фута. Водоизмещение — 700 тонн, полагая в одной тонне 60 пудов. Осадка — "в полном грузу 19 футов 6 дюймов в корме и 17 футов 2 дюйма в носу". Водяных бочек: больших –11, средних — 30, малых — 30. По бортам — иллюминаторы. Кнехты обиты листовой медью. Шпигаты — свинцовые.
В фондах Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ) до сих пор хранятся снятые русскими корабельными инженерами чертежи транспорта, поражающие гармоничностью пропорций корпуса. Выбор Николая Павловича оказался удачен. Транспорт "Америка" удивительно красив.
Русских особенно поразили просторные каюты и салон корабля, обеспечивавшие высокий уровень комфорта офицерам и пассажирам. В фондах РГА ВМФ хранится дело, посвященное снятию рисунков внутренних интерьеров американского корабля. Эта работа была организована по личному распоряжению все того же князя А.С. Меньшикова.
Камчатская таможня. Фото: kamgov.ru
История Камчатской таможни неотделима от истории таможенного дела в России. Так, еще в феврале 1972 года в Петропавловске-Камчатском, несмотря на то, что Камчатка в те годы была закрытой зоной, был открыт таможенный пункт, который подчинялся Корсаковской таможне. В связи с увеличением внешнеторгового оборота грузов и учитывая перспективы развития Камчатской области в целом, приказом Министерства Внешней торговли от 14 июня 1973 года № 241 была создана Петропавловск-Камчатская таможня со штатом оперативных работников — 5 человек. Эта дата и считается днем рождения Камчатской таможни.
Основные функции, которые осуществляли сотрудники таможни в то время — это, прежде всего, контроль за пропуском товаров и грузов, ручной клади и багажа лиц, пересекающих государственную границу, а также оформление судов загранплавания.
Сегодня Камчатская таможня — это 200 должностных лиц, ежедневно осуществляющих задачи, поставленные перед ними государством и направленные, в первую очередь, на формирование бюджета Российской Федерации, на неуклонное соблюдение таможенного законодательства, а также на стабильность и экономическую безопасность как в Камчатском крае, так и во всей России в целом. В подчинении Камчатской таможни 3 таможенных поста.
Основными странами-контрагентами являются: Южная Корея, Китайская Народная Республика и Япония.
14 июня 1927 года принято решение Далькрайисполкома об образовании туземных районов (национальных объединений): было создано 5 туземных райисполкомов и один туземный район (Тигильский). На их базе 19-21 августа 1928 года был образован Тигильский корякский кочевой туземный район; в 1928 году Чукотский и Карагинский районы Камчатского округа были преобразованы в Восточно-Корякский (Карагинский) район, который включал в себя территорию современного Олюторского района, Северный (Чукотский) и Западно-Корякский (Пенжинский) туземные районы. В дальнейшем эти административно-национальные объединения послужили основой к созданию Корякского национального округа.
14 июня 1956 года в соответствии с приказом Камчатского областного отдела народного образования № 26 в г. Петропавловске был открыт областной институт усовершенствования учителей.
14 июня 1960 года — решением Камчатского облисполкома № 217 Паланская ремонтно-строительная контора реорганизована в Паланское строительное управление № 5 треста "Камчатскстрой".
14 июня 1968 года на ул. Пограничной г. Петропавловска-Камчатского открылся Детский парк