5 августа (24 июля по старому стилю) 1854 года военный транспорт (бригантина) "Двина" доставил в Петропавловск из залива Де-Кастри 350 солдат Сибирского линейного батальона, 2 двухпудовые мортиры и 14 пушек 36-го калибра. На "Двине" прибыл на Камчатку и остался там военный инженер поручик Константин Мровинский, возглавивший строительство береговых батарей в Петропавловском порту. К исходу июля гарнизон порта вместе с экипажами кораблей насчитывал, согласно позднее поданному В. С. Завойко рапорту о исходе боя, 988 человек (349 человек на кораблях, 368 на батареях и 271 человек — в стрелковых партиях).
В подготовку к обороне включилось и всё население города и его окрестностей (около 1600 человек, включая женщин, детей и стариков). Работы по сооружению семи береговых батарей и установке орудий велись почти два месяца круглые сутки, днём и ночью. Защитники Петропавловска возводили укрепления, в скалах вырубали площадки для батарей, неприступные для морского десанта, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым склонам сопок и устанавливали на берегу.
Фрегат "Аврора" под командованием И. Н. Изыльметьева и транспорт "Двина" были поставлены на якоря левыми бортами к выходу из гавани. Орудия правых бортов сняли с кораблей для усиления береговых батарей. Вход в гавань загородили боном (плавучее заграждение).
Артиллерийские батареи охватывали Петропавловский порт подковой. На правом её конце, в скалах мыса Сигнальный, была расположена батарея № 1. "Сигнальная" батарея вход на внутренний рейд и была вооружена тремя 36-фунтовыми орудиями, двумя бомбическими пушками, её гарнизон составлял 64 человека. Также с правой стороны, на перешейке между Сигнальной сопкой и Никольской сопкой расположили ещё одну батарею. "Перешеечная" батарея (№ 3) была вооружена пятью 24-фунтовым орудиями, её гарнизон составлял 51 человек.
У северного конца Никольской сопки, на самом берегу поставили батарею № 7. Она была предназначена для предотвращения высадки вражеского десанта в тыл и попытки захватить порт с северного направления. Батарея была вооружена пятью 24-фунтовыми орудиями, её защищало 49 человек. Ещё одна батарея располагалась на сгибе воображаемой подковы, у Култушного озера. "Озёрная" батарея (№ 6) имела на вооружении шесть 6-фунтовых орудий, четыре 18-фунтовых орудия, её гарнизон составлял 34 человека. "Озёрная" батарея подкрепляла оборону батареи № 7 и должна была держать под огнём дефиле и дорогу между Никольской сопкой и Култушным озером. Затем шли "Портовая" и "Кладбищенская" батареи (батареи № 5 и № 4). Батарея № 5 была вооружена пятью практически негодными к бою 3-фунтовыми орудиями. Батарея № 4 была вооружена тремя 24-фунтовыми орудиями и имела гарнизон в 24 человека. На песчаной косе Кошка находилась основная батарея № 2. "Кошечная" батарея была вооружена девятью 36-фунтовыми орудиями, одним 24-фунтовым орудием, её гарнизон составлял 127 человек.
К-211 "Петропавловск-Камчатский". Фото: ru.wikipedia.org
К-211 "Петропавловск-Камчатский" — атомная ракетная подводная лодка (РПКСН) проекта 667БДР "Кальмар", входившая в состав Северного, а затем — Тихоокеанского флота ВС Союза ССР и России.
16 марта 1976 года корабль зачислен в списки кораблей ВМФ Вооружённых Сил Союза как К-211. Заложен на стапелях МП "Севмаш" в Северодвинске 19 августа 1976 года, заводской номер 394. Крейсер входил в состав 331-й отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота ВМФ ВС СССР. 23 мая 1981 года К-211, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с подводной лодкой, опознанной по фрагментам корпуса, оставшимся в месте столкновения, как американская АПЛ класса "Стёджен". Столкновение произошло по вине командира американской субмарины, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за советским ракетоносцем. В англоязычных источниках единственное столкновение в этот период произошло у британской HMS Sceptre (S104) класса "Суифтшюр".
После этого происшествия К-211 был поставлен в ДОК в посёлке Чалмпушка, где был произведён ремонт горизонтального кормового стабилизатора и замена повреждённого правого винта. В июне 1982 года во время выполнения автономной боевой службы (БС) со вторым экипажем (командир капитан 1-го ранга Ковалев И. Е.) на РПКСН К-496 из-за конструктивного недостатка парогенераторов типа ПГ-4т, произошла течь первого контура на неотключаемом участке.
В октябре-декабре 1982 года РПКСН К-211 (командир капитан 2-го ранга А. А. Берзин, старший похода капитан 1-го ранга В. М. Бусырев) совершил длительное подводное плавание по периметру Северного Ледовитого океана.
В сентябре 1982 года находящуюся на боевом дежурстве подводную лодку с проверкой посетил НГШ ВС СССР генерал армии Ахромеев С. Ф..
В сентябре-ноябре 1984 года совершил подлёдный, трансарктический переход по маршруту Оленья Губа — Камчатка — бухта Крашенинникова (командир капитан 1-го ранга Захаров Л. В., старший на борту контр-адмирал Агафонов В. П.), вошел в состав 25-й дивизии ПЛ 2-й флотилии ПЛ ТОФ, город Вилючинск.
В 1989-1993 прошёл плановый средний ремонт и модернизацию на ДВЗ "Звезда" (г. Большой Камень, 72 обрСРПЛ ТОФ). В 1996 году совместно с РПКСН К-223 и К-530 произвел групповую стрельбу баллистическими ракетами (БР) по береговой цели.
5 августа 1997 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) "К-211" получил наименование Петропавловск-Камчатский. Находился в составе 25-й дивизии ПЛ 16-й эскадры ПЛ ТОФ. 7 августа 2007 года АПЛ произвела успешный пуск баллистической ракеты. Головная часть ракеты поразила полигон Чижа на севере России в расчётное время. 16 ноября 2010 года, в 18:20, лодка вышла в последний путь, убыла в Приморье.
Специалисты госкорпорации "Росатом" в 2019 году выгрузили отработавшее ядерное топливо из реакторов и подготовили к содержанию на плаву подлежащую утилизации атомную подлодку К-211 или "Петропавловск-Камчатский", более 30 лет входившую в состав советского, а затем российского Военно-морского флота. Утилизировать подлодку должны были в 2021 году. Имя корабля унаследовала новая подводная лодка Б-274, спущенная на воду 28 марта 2019 года.
Виды селения Никольское на острове Беринга. Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки. Выпуск 5"
Емельян Басов — сержант нижнекамчатской команды, первый из русских в 1743 году с московским купцом Серебрянниковым проплыл с исследовательско-промышленными целями до Берингова острова, расположенного в группе Командорских островов, открытых Витусом Берингом, зазимовал там и успешно вернулся на Камчатку в 1744 году.
В 1733 году Емельян был произведен в сержанты и назначен в казачью команду Охотского порта для сбора ясака на Камчатке.
Вскоре Басова послали в Москву, в Сибирский приказ, сопровождать ясак — пушную подать русскому царю от его подданных-камчадалов. Здесь он решил просить в Сибирском приказе разрешение на дальние морские вояжи для отыскания новых земель и привода в ясак инородцев. В итоге получил разрешение на те вояжи к землям незнаемым.
В Иркутске, согласно казенной бумаге, Емельяну выдали подарки для островитян, ружья и порох для похода. Но новый командир порта Девиер — зять князя Александра Меншикова — запретил строить корабль за счёт государства.
Только осенью 1742 года удалось Басову снова попасть на Камчатку — как конвоиру ссыльного князя Александра Долгорукова. В Большерецком остроге Емельян Софронович встретился с одним из руководителей Второй Камчатской экспедиции Мартыном Шпанбергом, и тот согласился отпустить Басова с его братом на казенной байдаре из Большерецка на Курильские острова. Но… с полпути Шпанберг, не объясняя причин, возвращает Басова назад и отбирает байдару.
Но в 1742 году возвращаются на Камчатку после тяжелой зимовки на Командорском острове члены экипажа пакетбота "Святой апостол Петр". Их рассказы о пушных богатствах острова всколыхнули всю Камчатку. И Басов отправился в Нижнекамчатск и начал действовать…
В 1744-1747 годах Басов с иркутским купцом Трапезниковым совершил новые плавания в этом направлении. По его примеру сибиряки стали все дальше и дальше выезжать на промыслы и постепенно открыли всю группу Алеутских островов.
Как отмечал С. В. Гаврилов, 5 августа 1747 года с подачи Е. Басова вышел запрет Большерецкой канцелярии производить промыслы на острове Беринга.
Именем Е. Басова и его судна "Петр", на котором он ходил в 1747 году, были названы две губы Медного острова: Басовская и Петровская.
Самолеты Шаврова в Халактырском аэропорту, 1930-е. Фото: kamchatka-museum.ru
В 1930-х годах на Камчатке решили составить собственную гражданскую авиабазу, так как имелись только военные самолёты. Поэтому в это же время начинается сбор денег в фонд авиастроения на Камчатке. Так 5 августа 1934 года председатель горисполкома В. П. Кравченко сдал в фонд авиастроения на Камчатке сто рублей: "Деньги внесены мной на текущий счёт № 352 в Госбанке".
Его примеру также последовали руководители АКО. Выдвигался лозунг: "Создадим на Камчатке собственную гражданскую авиабазу! В ней будут самолёты Камчатский профсоюзник, Камчатский рыбак!".
Две сотни рабочих и служащих Авачинского промрайона сдали в фонд авиастроения 3 262 руб. Из Хабаровска также сообщали, что, по имеющимся сведениям, в августе состоится первый полёт по вновь открываемой воздушной линии Владивосток — Петропавловск. Над изысканием маршрута работали четыре партии, использовавшие все исследования прошлых лет. В дальнейшем намечали проложить линии до Чукотки. Таким образом, самые отдалённые территории СССР могли соединиться с Москвой по воздуху.
Также 5 августа 1934 года горсовет выяснил, что управление снабжения АКО устанавливало произвольные наценки на ряд товаров и продуктов. В итоге за июнь и июль из-за этого было незаконно получено шестьсот тысяч рублей прибыли. Решением горсовета та сумма перечислена в доход государства, а виновные привлечены к ответственности.
Ремонт парохода "Лиза Чайкина" на СРЗ во Владивостоке. Фото: kamlib.ru
"Heinrich Arp" — стальной одновинтовой двухпалубный сухогрузный пароход судоходной германской компании "Heinrich F C Arp" из Гамбурга, построен в феврале 1924 года.
С 1933 года судно числилось в составе германской судоходной компании "Dampschiffs-Reederei, Heinrich F C Arp". После поражения и капитуляции фашистской Германии в конце второй мировой войны в мае 1945 года судно было захвачено в Гамбурге британскими войсками и передано в качестве транспорта под названием "Empire Connemara" BR "Ministry of Transport". В 1946 году пароход, находящийся в порту на реке Клайд, 3 мая по репарации был передан СССР. Перегонная советская команда повела судно, получившее название "Лиза Чайкина", в Одессу.
По пути с 20 по 25 мая была остановка в Суонси, с 27 по 30 мая в Плимуте, 16 июня прошли Стамбул. В Одессе до начала сентября пароход, включенный в состав Сахалинского государственного морского пароходства (СахГМП) прошел текущий ремонт, получил бункер и вышел на Дальний Восток. 9 сентября он прошел Стамбул, с 15 по 18 сентября Суэцкий канал. "Лиза Чайкина" с 25 по 28 сентября находилась в Адене, с 10 по 18 октября в Коломбо, с 27 по 29 октября в Сингапуре и с 25 по 27 ноября в Гонконге. Прибыв во Владивосток, судно прошло средний ремонт и прибыло в порт приписки Холмск.
28 мая 1949 года судно из СахГМП передали на баланс Камчатско-Чукотского государственного морского пароходства (КЧГМП). Портом приписки стал Петропавловск-Камчатский. Пароход сразу же поставили на ремонт в Петропавловскую судоремонтную верфь.
С 1 октября 1949 года "Лиза Чайкина" вошла в строй. В октябре пароход вышел в первый после ремонта рейс, имея на борту груз для рыбаков. Большая часть экипажа новички, впервые плавающие в море. В первый же день судно попало в шторм, не прекращавшийся в течение нескольких дней. Волны заливали палубу, рвали снасти, но люди не покидали своих постов. Во время шторма было повреждено рулевое управление. Команда тут же на ходу отремонтировала его. На ходу исправлялись и другие неполадки в механизмах. Снабдив северные районы, судно пошло в Оссорский и Укинский комбинаты, где встретили тяжелый сплошной лед. Успешно преодолев его, пароход своевременно прибыл в намеченные пункты. Этим рейсом был досрочно завершен годовой план 1949 года. За отлично проведенный рейс лучшим членам экипажа объявлена благодарность.
В навигацию 1950 года пароход ходил на грузовой линии Петропавловск — восточная Камчатка. С 1 августа его перевели на хозяйственный расчет. И, как отмечал С. В. Гаврилов, уже 5 августа 1950 года в одном из рейсов у побережья пароход обезуглился, потерял ход и управляемость. К концу 1950 года судно находилось в неудовлетворительном техническом состоянии и его поставили на ремонт в Петропавловскую судоверфь. Ремонт занял 175 суток. Да и качество ремонта оказалось низким. К началу октября на нем установили новую радиостанцию СРКС-008, но она тоже требовала замены ввиду недостаточной мощности для дальней связи.
В докладной записке начальника КЧГМП по результатам работы пароходства в 1950 году начальнику Главдальфлота отмечалось, что для улучшения работы КЧГМП в 1951 году необходимо изъять из ведения КЧГМП пароход "ЛизаЧайкина", которому, в связи с его плохим техническим состоянием, запрещено Регистром плавание в районах камчатско-чукотского побережья.
Но судно продолжало работать. В 1951 году при проверке груза на "Лизе Чайкиной" не досчитались шести ящиков спирта и 78 бутылок, а также центнера кондитерских изделий. Зато здесь оказались 34 "лишних" мешка овса и 162 ящика рыбных консервов. В 1954 году пароход, наконец, передали Дальневосточному государственному морскому пароходству (ДВГМП). Он был списан в конце 1963 года.
5 августа 1959 года завершилось строительство жилых домов № 10 и 11 на ул. Океанской.
5 августа 1996 года постановлением главы администрации Корякского автономного округа зарегистрировано ООО "АИРРыба".
5 августа 2004 года рано утром в результате поджога сгорел храм Святой Живоначальной Троицы, который был воздвигнут в Елизове по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память 300-летия присоединения Камчатки к России.