Рашид Шамоян: Конкуренция точечно выбивает тех, кто не готов перестраиваться

Основатель холдинга Шамса видит позитивные перемены для развития бизнеса на Камчатке
Рашид Фероевич Шамоян
Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

5 января 2023. Один из самых успешных предпринимателей Камчатки Рашид Шамоян до 18 лет не видел моря, а потом буквально влюбился в суровый полуостров, ставший для него второй родиной. В интервью ИА KamchatkaMedia бизнесмен и политик рассказал о правилах игры для местного бизнеса, взаимоотношениях с властью, ожиданиях от прихода федеральных игроков, особенностях подбора команды и умении отключаться от бизнес-процессов.

— Рашид Фероевич, какую характеристику вы можете дать камчатскому предпринимателю? Кто сегодня в тренде — молодая "поросль" или "титаны" из 90-х? 

— Говорить о серьезных промышленных предприятиях на Камчатке, увы, пока рано. Да, у нас есть определённый опыт производства. Но практика показывает, что везти сырье с материка и здесь производить конечный продукт в условиях, когда час труда стоит гораздо дороже, чем в других регионах, — просто невозможно. Поэтому основу экономики Камчатки всегда формировал рыбный бизнес. Нам повезло, что есть практически неисчерпаемые водные биоресурсы. Одно из самых рыбных морей мира — Охотское море. 

Но в последнее время, после того как государство с лёгкой руки президента России Владимира Владимировича Путина стало уделять особое внимание развитию Дальнего Востока, мы видим ощутимый интерес федерального бизнеса к инвестированию в проекты на Камчатке. Конечно, рано или поздно, но в Россию вернутся и иностранные инвесторы. На Камчатке для реального бизнеса море возможностей.

Последние несколько лет прямо в разы увеличивается поток туристов. Это громадный потенциал, который нужно развивать. Другой вопрос, что наш край пока не готов принимать большой поток туристов в силу особенностей инфраструктуры. Но мы видим наглядно: гостиницы, мини-отели, кемпинги растут как грибы. Реализуются самые разные проекты, лишь бы принимать туристов. Бизнес видит в этом доходную часть и планомерно занимается развитием. 

Мы гордимся природным богатством Камчатки, это залог успешного процветания территории. Только все новые проекты нужно обязательно вести в определенных рамках, чтобы сохранить уникальность и красоту полуострова.  

Я вспоминаю такой показательный эпизод. Приехали ко мне друзья и я, в качестве принимающей стороны и гида, повез их к красивейшему водопаду. А этот маршрут только-только открылся. Представляете, мы идём по дикому, необустроенному месту. Красота неописуемая. И топчем редкие растения. Мне как укол в сердце: представил, как по этому маршруту будут ходить не пять-десять, а сотни людей в день. Поэтому, я считаю, что нужно не просто открывать новые маршруты и запускать масштабные производства, но параллельно делать сопутствующую инфраструктуру и максимально сохранять территорию, минимизируя ущерб. За таким подходом будущее.

— А есть сегодня бизнес, который начал развиваться в 90-х и до сих пор "правит бал"?

— Таких примеров очень мало. Но это понятно, естественный отбор никто не отменял. Предпринимателю, который работает по тем же принципам и правилам, которые сформировались в 90-х, не выжить сегодня. На смену ему приходит цивилизованный, аккуратный и, главное, законопослушный бизнес. А нерадивые предприниматели при этом уходят из колеи. Конкуренция точечно выбивает тех, кто не готов перестраиваться. 

— Понятно, что туристический бизнес развивается и будет развиваться дальше. Какие тенденции в этой отрасли вы отметите?

— Громадный плюс, что строится много современных туристических объектов по высоким стандартам. Показательно, что на Камчатку заходит компания "Интеррос" с проектом "Три вулкана", который может стать драйвером развития отрасли. Я, кстати, эту компанию называю, как в народе любят, "Роза Хутор". Понятно, что подобные проекты невозможно реализовать без поддержки государства. Если будем преуспевать в туризме, то Камчатка будет известна не только в России, но и во всем мире.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в октябре подписал распоряжение о направлении более 6,3 млрд рублей в Камчатский край и Тверскую область для создания дорожной инфраструктуры и развития туристических кластеров 2022-2024 гг. Из общей суммы 5,5 млрд будет направлено в Камчатский край. Средства позволят построить автомобильную дорогу протяжённостью 32 км, которая соединит посёлок Термальный и туристический кластер "Три вулкана".

— Но только на туризме и рыбе самодостаточный бюджет не сформируешь. 

— Повторюсь, но в ближайшей перспективе говорить о крупном промышленном бизнесе на Камчатке, не приходится. Здесь его никогда не будет, потому что ресурсы запредельно дорогие. Я помню, ещё в середине 90-х американские бизнесмены — бывшие наши соотечественники — часто бывали на Камчатке. Они приезжали, покупали здесь рыбу, доставляли её в Китай, обрабатывали там, потом отвозили в США готовый продукт глубокой переработки. Тогда для меня было непонятно: почему не доставлять в Америку напрямую?  Это же дешевле. Потом понял, что самый дорогой ресурс, на который нужно опереться, это трудовой ресурс, который в Китае обходится гораздо дешевле, чем в Штатах. На Камчатке суровые условия и мало рабочих рук, поэтому мы идём своим путем.


Рашид Фероевич Шамоян. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

— Не кажется ли вам, что приход федеральных игроков последовательно прижимает местный бизнес? 

— Ни в коем случае. Мне кажется, что как раз такие большие предприятия, как "Интеррос" или "НОВАТЭК, дают массу возможностей развиваться местному бизнесу. Крупные игроки же не всё сами делают. Отдают на аутсорсинг многие виды деятельности. Плюс можно открывать кафе и рестораны, отели, организовывать оригинальные туры. Всё это практически непаханое поле для малого бизнеса. Для новых проектов масса предложений, было бы желание. В том числе благодаря приходу крупных инвесторов. Посмотрите, у нас наконец-то строится новый аэропорт. Думаю, десятки предпринимателей там найдут себе площадки для развития. 

Конечно, делая ставку на туризм, мы увеличиваем людские потоки в разы. Есть, конечно, старожилы, которые говорят: "Нельзя Камчатку загрязнять большим потоком". Но если мы на законодательном уровне правильно настроим правила игры, страха нет. Всё получится.  

— Уже несколько лет Камчатское региональное отделение "Деловой России" проводит форум "Бизнес на каблуках". А что такое женский бизнес на Камчатке? 

— В основном, это малый бизнес, сфера услуг. Парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры, детские садики, образовательные учреждения. Есть рестораны, которыми руководят дамы. И все они реально успешны.

— Камчатка — непростой регион в плане климата и оторванности от материка. Насколько важна социальная ответственность бизнеса и в чем она заключается?  

— Мне кажется, социальная ответственность на Камчатке очень ярко выражена, как раз из-за суровых условий. Каждый житель понимает, что если ты хорошо живешь, то надо делать так, чтобы и вокруг все хорошо жили. Ты же не можешь быть красной розой в большом поле белых роз. Социально-ответственный бизнес здесь, у нас, это не пустые слова. И мы во многих сообществах об этом говорим. В какой-то мере это порыв души. 

Да, Камчатка отдалённая, но поэтому и люди здесь другие. На форум "Бизнес на каблуках" мы приглашали эксперта из Санкт-Петербурга, которая на Камчатке прожила большую часть своей жизни и несколько лет назад уехала. Так вот, она сейчас возвращается и говорит, что чувствует местную доброту. Поэтому Камчатка — особенный регион. 

— Люди действительно другие? 

— Они очень отзывчивые. В Краснодаре общался с бывшими камчатскими предпринимателями. Они говорят: "Слушайте, там вы просто живете, как у Христа за пазухой. Здесь (в южных регионах — прим ред.) каждая официальная бумажка стоит каких-то денег. На Камчатке даже понятия такого нет". Действительно, местные власти нацелены на развитие и взаимопонимание. Не зря у нас успешно функционирует Деловой клуб Камчатки. Раз в квартал представители бизнес-сообщества собираются на одной площадке, к ним приходит губернатор и общается напрямую. Это уже о многом говорит.

— И какие проблемы, на ваш взгляд, для бизнеса сегодня самые главные?  

— Если нет проблем, значит, мы ничего не делаем. Любое дело требует определенных решений, компромиссов, поддержки и т.д. Большой плюс — нацеленность властей на развитие экономики, это создает определённую площадку для самореализации и движения вперёд.

Конечно, большие трудности на фоне оттока населения, с кадрами, но это характерно и для остальных дальневосточных территорий. На Камчатке в своё время проживало почти полмиллиона человек, а сейчас едва 300 тысяч наберётся. Да, в последние годы отток вроде бы замер. Но надо думать о том, чтобы к нам начался приток. Это вполне реально, на мой взгляд.

— Наверное. Вот вы же в свое время приехали на Камчатку и почему-то здесь остались? 

— Меня всегда тянула романтика. Я родился в Армении, до 18 лет моря в глаза не видел. Для меня это всегда была загадка, нечто необъяснимое. В нашем роду никогда не было моряков, а я решил переломить эту традицию. Отучился в Астраханской мореходной школе и по направлению попал на Камчатку. В 21 год. Понятно, что полуостров многие рассматривают прежде всего в плане работы вахтовым методом. По большому счёту, приезжают за длинным рублем. Заработали на квартиру, машину, может на образование, и уезжают отсюда. 

Когда я на первый свой пароход попал мотористом, у нас 75% экипажа выходили в море впервые. Все приехали заработать денег! Недавно с друзьями встречались в Санкт-Петербурге. Оказалось, что на Камчатке из того экипажа осталось двое-трое, остальные все уехали. 

А меня вот что-то держит. Наверное, я сильно полюбил Камчатку. И не всё ещё отдал ей для развития.

—  Получается, свой первый бизнес вы начали именно на Камчатке? 

— Да. Меня часто спрашивают: "Откройте секрет успеха". Да нет никакого секрета, просто нужно много работать и соблюдать определённые правила игры. Конечно, важно оказаться в нужное время в нужном месте. Когда разваливался Советский Союз, многие искали для себя площадки для развития. У меня вот получилось на Камчатке.

— На Дальнем Востоке у вас имидж прогрессивного предпринимателя. Скажите, вы больше сторонник ручного управления, либо предпочитаете находить менеджеров, которым можно делегировать полномочия? 

— В бизнесе я проходил несколько этапов. Это мой опыт. Когда ты начинаешь чем-то заниматься самостоятельно, на первом этапе задача — заработать, чтобы кормить семью. Второй этап — это когда начинаешь уже получать неплохие доходы, появляются машина, квартира, возможность ездить на отдых за границу и т.д. Третий этап — когда ты уже можешь позволить себе многое — например, купить яхту. А дальше что? Дальше бизнес встаёт на определённые рельсы — и здесь уже важно, какие правила игры. Да, может быть, в рамках камчатского бизнеса мы достаточно крупные и заметные. 

Учиться всем направлениям, мне кажется, невозможно — всё в одной голове не удержишь. И успех в том, что мы умеем подобрать профессиональную команду. Я горжусь своими сотрудниками. Сейчас я могу себе позволить не погружаться в определенные рабочие процессы. И есть полная уверенность в том, что подобранные нами специалисты по тем или иным направлениям справятся с поставленными задачами. 

Команда — это главное. Один человек не сможет даже двумя руками держать пять-шесть арбузов. В бизнесе очень многое зависит от правильного подбора кадров. Мне пока с людьми везёт. 

— Когда вы подбираете людей на ключевые позиции, на что обращаете внимание? 

— В первую очередь, есть ли желание работать. Понятно, что не бывает идеальных сотрудников, мы все не роботы, живые люди. Есть, например, профессионалы, требующие особого подхода. Поэтому, мы опираемся именно на умение выполнять задачи, которые мы ставим. Хороший человек — не профессия. Но когда хороший человек еще и умный, то это просто большая находка. 

— Вы предпочитаете находить таких людей на Камчатке или привозить издалека? 

— По-разному. У нас много приезжих, но основном команда сложилась из местных жителей. 

— Есть примеры, когда люди реально выросли? 

— Предостаточно. В руководстве нашей компании есть топ-менеджеры, начинавшие в своё время с низов, с кресла секретаря. И многие уже четверть века работают. Средний стаж управленцев в нашей компании — 15 лет.  

— То есть текучки нет? 

— Она есть в рядовом составе. Прежде всего, это продавцы. Но это специфика торговли — самые грамотные и деятельные не засиживаются за прилавком, они быстро растут в карьерном плане. Поэтому постоянно приходится набирать сменщиков.

— Говорят, что вы большое внимание уделяете сплочению коллектива. На вулканы вместе поднимаетесь, идёте в одной группе.  

У нас есть хобби возить людей в походы и на сплавы. Мы никого не заставляем, кидаем клич по компании, кто готов идти. Но мне очень важно, чтобы рядом с топами прошли одной тропой простые сотрудники. Тем самым они получают уникальную возможность прямого общения. Есть хорошие слова, не мной придуманные: "Будь проще — к тебе потянутся люди". Бывает, что мои близкие или друзья укоряют меня, мол, сильно заигрался в демократию. Нет, это не так, это просто мои правила игры. 


Рашид Фероевич Шамоян. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

— Рашид Фероевич, кроме предпринимательства, вы активно участвуете в политической жизни региона, уже не первый созыв являетесь депутатом Законодательного Собрания Камчатского края. Для чего это вообще нужно предпринимателю? Ведь есть устойчивое мнение, что бизнес "любит тишину".

— Сложный вопрос. Изначально мы много времени уделяли благотворительности и социальным вопросам. И до сих пор мне нравится этим заниматься. В определённый момент я понял, что необходим статус, который позволит решать эти вопросы быстрее и эффективнее. 

С гордостью могу сказать, что уже 22 года являюсь депутатом. 

Но чтобы задачи бизнеса решались с использованием моего статуса депутата — такого не было и не будет. Мы стараемся держаться чуть поодаль от политики. Наше дело — бизнес. Но миссия не только в том, чтобы большие деньги зарабатывать. Мы должны стать успешными, но при этом обязательно что-то отдать обществу.

— Исходя из вашего опыта, насколько важна диверсификация бизнеса на Камчатке? 

— Повторюсь, Камчатка — маленькая. Поэтому очень важны разные направления, которые дают в синергии какую-то мощь, которая позволяет развиваться и выходить на новый уровень. Если бы мы двигались только в одном направлении, то рано или поздно достигли бы потолка.

— Сейчас у вас в арсенале — сеть торговых центров, киноконцертный комплекс, развлекательный центр. А есть планы по развитию новых направлений? 

— На данном этапе нет. Пока стараемся развиваться в рамках выбранных ранее направлений. Честно скажу, рыбный бизнес мне никогда не нравился, это точно не наше. Наша история — сделать так, чтобы каждый житель Камчатки получал удовольствие от покупки в магазине.  

— На Камчатке почти все друг друга знают. Это помогает или мешает бизнесу? 

— Безусловно, помогает. Когда идешь к человеку и пытаешься решить какой-то вопрос, то это сложно, если человек тебя не знает. Когда сделал одно хорошее дело, второе, третье, сдержал слово, помог кому-то, это быстро расходится. И люди уже делают выводы, можно ли работать с этим человеком. Так формируется репутация, которая здесь, на Камчатке, очень важна. Нас мало, мы живем в суровом регионе и поддержка друг друга — это не красивые слова, это необходимость. 

— Что делаете, когда не занимаетесь бизнесом? 

— Карты, нарды, шумная компания — это не моё. Мне бы в горы подняться или хорошую книжку почитать. Но сейчас времена непростые, нужно держать предприятия на плаву, чтобы мы могли пережить любую кризисную ситуацию, и даже развиться. Поэтому не до отдыха.

— И все-таки, нужно же как-то переключаться. 

— Я люблю кататься на беговых лыжах. В прошлом году только в апреле я накатал около 290 км. Мне зимние виды спорта безумно нравятся. Кстати, заниматься ими я начал, только попав на Камчатку. В 1996 году первый раз встал на горные лыжи. А сейчас у меня есть свой снегоход. У нас есть то, чего нет во многих других регионах. Этим надо пользоваться. Камчатская лыжня — одна из лучших в России. Погода мягкая, сильных морозов нет, снега много — катайся в удовольствие!  

Шамоян Рашид Фероевич родился 28 декабря 1966 года в городе Вардашен (Армения). Образование: Астраханская мореходная школа (матрос 1 класса, моторист 2 класса), Дальневосточный государственный юридический институт МВД РФ (специальность "Юриспруденция"), Дальневосточная академия государственной службы, специальность "Финансы и кредит"). 1991-94 гг. — директор ИЧП "Шамса" Шамояна Р.Ф.; 1994-98 гг. — гендиректор ООО "Компания Шамса"; с 1998 г. и по настоящее время — генеральный директор ООО "Шамса-Холдинг". 2001-07 гг. — депутат Совета народных депутатов Камчатской области. В 2007 году избран депутатом Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва. 19 сентября 2021 года избран депутатом Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва. Является заместителем председателя постоянного комитета по бюджетной, налоговой, экономической политике, вопросам собственности и предпринимательства. Руководитель Камчатского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия". 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость