15 декабря 2022. 2022 год выдался непростым для всей России в целом и для Камчатки в частности. Санкции недружественных стран оказали определенное влияние на экономику разных отраслей. Но неожиданно сыграли в "плюс" на развитие камчатского туризма: спрос на путешествия по нашему полуострову вырос в разы. Что делается для того, чтобы Камчатка справилась с возросшим турпотоком и повлияло ли изменение политической ситуации на реализуемые в крае амбициозные турпроекты, корреспондентам ИА KamchatkaMedia рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
— Юлия Сергеевна, недавно министр туризма Камчатского края Владимир Русанов провел прямой эфир, в котором рассказал, что туротрасль региона пережила в этом году крайние перегрузки, и отметил, что повышающийся спрос рождает необходимость увеличивать темп развития. Что необходимо сделать правительству региона, чтобы предложение поспевало за спросом?
— Действительно, Камчатка — уникальное место, которое позволяет нам развивать совершенно разные виды туризма. Во-первых, важное направление — это развитие локаций, которые близки к Петропавловску-Камчатскому, столице края. Сам город должен стать точкой притяжения туристов — а он, к сожалению, на данный момент не является таковым. Очень важная задача, чтобы туриста везли к нам в город, а не только подальше от города, и чтобы он здесь проводил у нас хотя бы 1-2 ночи. Кроме того, не хватает локаций и рядом с городом — ведь говоря о развитии туризма, мы не должны забывать и о наших местных жителях, они наши первые туристы. И в сезон, и в межсезонье они обеспечивают нам турпоток. Я бы даже сказала, что мы работаем для жителей Камчатского края в первую очередь.
Поэтому, конечно, в планах у нас Халактырский пляж, который тоже нужно приводить в порядок — построить комфортную дорогу до него и в целом создать на пляже инфраструктуру. У нас там замечательная серф-школа работает, стоят глэмпинги, в которые уже не пробьешься сегодня — сезон расписан, а это тоже большой потенциал. У нас сейчас в разработке программа развития туристических троп, маршрутов — и мы хотели бы начать с тех, что находятся в доступности к городу, чтобы такие маршруты не требовали бы наличия какого-то специального сверхпроходимого транспорта… Чтобы простые люди могли себе позволить отдых — на том же Синичкином озере, например.
Туристы на вулкане Горелом. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Мне кажется, сегодня существуют общие тенденции к здоровому образу жизни, к спорту, они формируют и запрос на пеший туризм. А мы должны обеспечить хорошую инфраструктуру — удобную тропу обустроить, чтобы люди себя комфортно чувствовали, хорошо дошли, где-то перекусили. И, конечно, очень важна безопасность.
Еще в этом году мы констатировали возросший интерес к событийному туризму: это "Берингия", которая становится все более популярной — мы ждем февраля и понимаем, что к нам приедут люди из разных регионов. Летом впервые состоялся экологический форум, который тоже привлек большой поток гостей. В этом году были первые ласточки по развитию гастрономического туризма — у нас прошел гастрокэмп, а это тоже перспективное направление. И такими событиями можно заполнить межсезонье, чтобы этот турпоток не иссякал. Но, конечно, тут тоже нужна поддержка.
— Вы имеете в виду инвесторов? Насколько им сегодня интересен наш регион? Можно ли надеяться на развитие туротрасли исключительно за счет привлечения частного капитала?
— На самом деле, Камчатка инвесторам интересна, но понятно, что любой инвестор хочет прийти и сказать: мне нужно, чтобы у меня было все — и дорога, и свет, и газ, а я тогда построю объект. Поэтому сегодня очень важна инфраструктурная поддержка туротрасли, и такие программы есть. Например, по ТОРам, в том числе по приоритетной площадке ТРК Паратунка — есть специальные программы по развитию инфраструктуры, их реализует Министерство развития Дальнего Востока и Корпорация развития Дальнего Востока, выделяются существенные средства. Пока что в приоритете Елизовский район, но в будущем хотелось бы и в других районах активно развивать туризм, потому что я считаю, что не только Елизовский район обладает у нас туристическим потенциалом. Мильковский район, наверняка, станет следующей точкой развития. Наш замечательный поселок Эссо просто создан для того, чтобы стать центром развития туризма в Быстринском районе...
— Говоря об инвестициях в камчатский туризм, невозможно обойти вниманием, пожалуй, самый амбициозный проект, который реализуется с привлечением инвесторов — строительство Парка "Три вулкана". Все ли идет по плану или санкции как-то повлияли на сроки реализации проекта?
— Весной мы переживали, что будет сдвиг сроков, потому что встал вопрос, где брать оборудование для строительства дороги к будущему парку. Но, к счастью, ситуация разрешилась — как мы уже поняли, всегда можно найти варианты. Сегодня проект остается в тех рамках, которые мы запланировали, и мы даже ставим амбициозные задачи — может быть, немного пораньше его закончить. Проект реализуется по плану, в этом году началось строительство дороги.
Это очень важный проект, мы должны понимать, что необходимо сохранять баланс между поддержкой наших камчатских предпринимателей, малого туристического бизнеса, но и, конечно, нам нужны и такие большие якорные проекты.
Потому что — простите за то, что говорю очевидные вещи, — наши "малыши" просто не потянули бы строительство такой мощной инфраструктуры. Также нужно понимать, что инфраструктура, которая создается парком "Три вулкана", создается для всех, а не только для парка. По дороге будут ездить все туристы. Этот проект включает несколько объектов — и большой гостиничный комплекс, и спортивные объекты, и глэмпинг, и тропы. К 2026 году уже будет сдана Сопка Горячая — горнолыжный курорт. По крайней мере, на сегодняшний день эти сроки подтверждают владельцы и руководители проекта. А к концу 2027 года ожидается запуск всего проекта "Три вулкана".
— А пока соцсети бурлят недовольством по поводу закрытия дороги на Мутновку...
— Об этом уже говорил Владимир Викторович Солодов, повторю и я: это вынужденные неудобства и временные меры. Дорога строится, и я хочу сказать как человек, который находится внутри процесса: прилагаются неимоверные усилия для того, чтобы ее построить в срок. Потому что действительно в какой-то момент была опасность, что из-за нехватки оборудования (это было иностранное оборудование) сроки сдвинутся, но сегодня эта проблема снята. Мы остаемся в пределах установленного срока. Но мы должны понимать, что когда мы реализуем такие крупные проекты и создаем инфраструктуру не только под этого инвестора, а для всех, определенные неудобства будут, нужно перетерпеть какой-то период. На сегодняшний день у нас есть договоренности со строительной организацией — график передвижения для организованных туристов утвержден, достаточно подать заявку в "Устой М" и получить пропуск на организованное движение по этой дороге. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы у нас появилась еще и объездная дорога.
И это же дальнейшее развитие отрасли, больше возможностей двигаться дальше, и плюс это развитие придорожной инфраструктуры. Мы все же знаем, что когда появляется такая трасса, сразу вокруг нее новый бизнес возникает. Поэтому, конечно, здесь будет колоссальный мультипликативный эффект. Появятся новые инвесторы и новые проекты.
— Юлия Сергеевна, к чему готовиться туристическому бизнесу в наступающем году?
— У нас большая сетка событийного туризма, на который мы очень рассчитываем. Мы будем расширять гонку "Берингия" и ждем уже в середине февраля гостей форума "Дальний восток — зима открытий". В новом году опять состоится Экологический форум — по поручению Президента он теперь будет проходить на Камчатке каждое лето, и мы планируем под него приглашать не только профессиональных участников, но и туристов. Эта сетка у нас уже готова. Отдельно мы будем продолжать поддерживать малый бизнес с прицелом на создание номерного фонда. И есть еще отдельное поручение президента — мы будем разрабатывать сетку туристических маршрутов и создавать на них инфраструктуру.
Берингия-2022. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Вспомним известные мировые горнолыжные курорты. Неужели вы думаете, что на эти швейцарские, французские комфортабельные курорты приезжают исключительно спортсмены? Вовсе нет! С ними едет целый набор гостей, которые сидят, попивают коктейли и наблюдают через окна шикарных отелей, как другие катаются на лыжах, и.. тратят деньги! Это тоже наш сегмент.
— Юлия Сергеевна, с туризмом все понятно. А что нужно в целом Камчатке сделать в сфере экономики, для того чтобы она демонстрировала уверенный рост?
— Сейчас мы переживаем очень непростой период. И, как бы мы ни бодрились, понятно, что и экономика России, и Камчатка, конечно, столкнулась с беспрецедентным противодействием по всем фронтам. Поэтому я считаю, что это такой период, когда нужно собирать все, что есть.
Ко всему нужно бережно относиться — ко всем сферам экономики, даже к тем, которые на первый взгляд кажутся маленькими.
Если масштабно и макроэкономически говорить, понятно, что рыбохозяйственный комплекс будет оставаться опорой нашей экономики — на ближайшее десятилетие точно, а, возможно, и больше. И здесь защита интересов наших рыбопромышленников — это задача номер один в рыбохозяйственном комплексе.
Нам не нужно забывать о горнорудной промышленности, она тоже поддерживает бюджет. Просто мы должны ее развивать так, чтобы она ни в коем случае не наносила никакого экологического вреда. Локализовать ее в соответствующих территориях и обеспечивать высокую экологическую эффективность... Очень перспективная отрасль — судоремонт, ведь он же практически умер на Камчатке после распада СССР. И мне радостно видеть, как уже второй год растет физический объем судоремонтных работ. И здесь у нас есть якорные инвесторы, которые столкнулись с теми же проблемами, что и все. К сожалению, у нас на сегодня базовые отрасли зависят на 80 процентов точно от иностранного оборудования, но эта проблема сейчас решается.
Я также верю в транспортно-логистический комплекс. Терминал "Сероглазка" откроется через год, это будет существенное увеличение мощностей. Атомоход “Севморпуть” дважды в этом году зашел в порт Петропавловска-Камчатского, мы потихонечку втягиваем наше рыбацкое сообщество в коммерческую эксплуатацию Северного морского пути. Скоро заработает терминал для перегрузки СПГ, 2024 год не за горами — посмотрите, как "Новатек" реализует свой проект. И, конечно, мы не должны забывать про малый и средний бизнес. Да, его может быть не сильно видно в макроэкономических масштабах с точки зрения отдачи, но малый бизнес — это очень важное направление! Мало того, что это социальная сторона — создание рабочих мест, это то, внутри чего мы живем и чем пользуемся ежедневно — тот же туризм, торговля, сфера обслуживания… И нам нужно соблюдать баланс между крупными якорными проектами и поддержкой малого бизнеса.