7 сентября 2022. Восточный экономический форум (6+) идет всего второй день, но можно сказать, что Камчатка уже получила определенные результаты. Какие именно — рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА KamchatkaMedia глава региона Владимир Солодов.
— Владимир Викторович, сегодня второй день ВЭФ, но, тем не менее, прошу вас, может быть, подвести какие-то промежуточные итоги. В каких секциях вы принимали участие, что подписывали, какие результаты деятельности на ВЭФ вы видите?
— Для меня главный результат, безусловно, это презентация мастер-плана города Петропавловска-Камчатского. Это задача, которой мы занимались год, с прошлого Восточного экономического форума, когда президент дал это поручение. И вот годичная работа завершилась презентацией на уровне президента, принципиальным согласованием ключевых руководителей Правительства Российской Федерации и консенсусом бизнеса: они верят в этот мастер-план и будут его реализовывать.
Мастер-план — это комплексный документ. Почему он так важен для меня, почему именно город. Здесь живет 80% населения Камчатки, поэтому я осознанно концентрируюсь на том, чтобы решить проблемы. А город это самая, пожалуй, как говорят, "фонящая" проблема среди молодежи — тех, кто сейчас принимает решение оставаться или уезжать, среди туристов… Поэтому это главная тема. Утвердив мастер-план принципиально на уровне президента, мы здесь, на Восточном экономическом форуме, расшиваем его на отдельные направления привлечения инвестиций.
— В каких именно направлениях?
— Это жилая и нежилая недвижимость, возможности инвестирования в туризм, энергетические проекты, транспортные, это проекты, которые касаются наших базовых отраслей: рыбопереработка, туристическая, судоремонт и энергетика. По каждой из них существенные подвижки есть. Например, вчера был запущен седьмой из восьми рыбоперерабатывающих заводов "Командор", флагманский завод на Камчатке. И мы достраиваем сейчас в городе из действующих производств и смежных отраслей кластер глубокой рыбопереработки. То есть мы увязываем работу отдельных элементов этого комплекса. Каждый элемент сам по себе уже достаточно продвинутый: наши заводы современные, суда новые строятся... Но вместе они не до конца собраны. Возникает дефицит рефрижераторных мощностей, портовой инфраструктуры, судоремонт вот сейчас проваливается — а он является важной составляющей функционирования рыбоперерабатывающего флота.
Также важны вопросы нормативного регулирования, которое, в частности, будет обеспечивать развитие биржевой торговли отдельными видами водных биоресурсов, в первую очередь, икрой минтая и замороженной икрой лососевых рыб. Также нужно науку вовлечь, из отходов делать субпродукты и, например, БАДы, в лекарственных препаратах использовать. Это все нужно собрать в комплекс и, главное, подчеркну, сделать это в городе, где сосредоточен основной человеческий капитал, ресурсы, возможности и инфраструктура.
— Владимир Викторович, регион подписал два соглашения — с Хабаровском и Татарстаном. Что это даст жителям Камчатки и региону?
— Мы дружим со всеми регионами, и когда понимаем, что это не просто товарищеские отношения, а есть практическая почва для реализации, зачастую это фиксируется соглашением. В случае с Татарстаном мы активно сотрудничаем на уровне бизнеса: строительного, бизнеса, связанного с переработкой, машиностроением, производством вертолетной техники и информационных технологий. Встречно, конечно, Камчатка будет рада принимать жителей Татарстана в большем количестве в качестве туристов и эти возможности продвигать.
— Давайте поговорим о развитии Севморпути. Какое место займет в этом процессе Камчатка и даст ли это какой-то импульс развития краю?
— Камчатка занимает в этом процессе ключевое место. Более того, я могу сказать, что уже в финальной стадии реализации ключевой флагманский проект Севморпути — это перевалка сжиженного природного газа на Камчатке. Компания "Новатэк" в следующем году начинает тестовые перегрузки СПГ, и это проект мирового уровня, который делает Камчатку одним из топовых энергетических хабов мира. Безусловно, это будет означать активную навигацию, и развитие инфраструктуры, и все остальное. Это самый крупный проект. Есть более, так скажем, нишевые, например, перевозка водных биоресурсов Северным морским путем. Но мы стопроцентно видим Камчатку как хаб, как минимум, по двум этим направлениям: энергетика и энергетические ресурсы и рыба и морепродукты.
— Спасибо за беседу!
Справка:
VII Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 5–8 сентября 2022 года на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета. Традиционно в программу Форума включены деловые мероприятия, в том числе пленарное заседание, панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги. Главная тема форума этого года — "На пути к многополярному миру".
Восточный экономический форум учрежден Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19 мая 2015 г. в целях содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соответствии с указом Восточный экономический форум ежегодно проводится в городе Владивостоке.