Венцом полувековой эпохи "обживания" северотихоокеанских пространств стала крупная экспедиция на Алеутские острова и Аляску, организованная грамотным и способным купцом Григорием Ивановичем Шелиховым. Его поддержали богатые иркутские купцы М. С. и И. И. Голиковы и старейший камчатский компанейщик Н. А.Трапезников.
Целью экспедиции было основать постоянное поселение в новых русских владениях, закрепить многочисленные успехи промышленников и мореходов, утвердить там постоянное владычество России.
Было построено три галиота: "Три святителя", "Симеон Богоприимец и Анна Пророчица" и "Архистратиг Михаил". Весной 1784 г. Шелихов со своей супругой Натальей Алексеевной отправился в дальнее плавание. Галиоты взяли курс к Алеутским островам и дальше, к берегам Аляски, куда ещё не отваживались плавать мореходы. 3 августа 1784 г. корабли подошли к острову Кадьяк.
Разослав по всем направлениям артели для промысла, Шелихов занялся устройством селения в Павловской гавани на северном берегу Кадьяка. Этому первому русскому поселению было суждено в течение двадцати лет быть центром Русской Америки.
Лишь в начале XIX в. административный центр переместился в построенный на острове Ситха Ново-Архангельск. По приказу Шелихова на побережье строились крепости, корабли исследовали близлежащие берега. В 1786 г. Шелихов возвратился в Россию с целью добиться от правительства заселения Русской Америки, строительства там крепостей и организации монопольной компании по промыслу морского и пушного зверя.
В начале 1826 года по примеру прежних экспедиций назначены были в Камчатку два военные шлюпа с грузом для Петропавловского порта и Охотска, а также и для крейсерства в колониях Российско-Американской компании. Но так как после соглашения с Северо-американскими Соединенными Штатами, заключенного около этого времени, колонии не имели уже надобности в военных судах, то командирам посылаемых шлюпов было предписано: "Год, назначенный для крейсерства, употребить на съемку и обозрение северо-восточных берегов Азии и северо-западных Америки и на исследование части Великого океана, между теми берегами лежащей".
Православная церковь на острове Уналашка. Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 6.
Отправленные в эту посылку шлюпы "Моллер" и "Сенявин" были построены в С.-Петербурге на Охте и имели одинаковые размерения (длина между перпендикулярами 90 футов, ширина без обшивки 29 футов, глубина интрюма 12½ фута). Первым и вместе обоими командовал капитан-лейтенант М. Н. Станюкович; вторым капитан-лейтенант Ф. П. Литке.
В начале июня 1826 года шлюпы эти были приведены в Кронштадт и вооружены барками. Кроме обыкновенных запасов на три года, они были снабжены всеми средствами для сохранения здоровья экипажей; также инструментами и другими пособиями для гидрографических и ученых работ; некоторые из этих вещей предоставлялось командирам купить в Копенгагене и Лондоне. Сверх полного комплекта людей, на каждом шлюпе находилось по 15 человек нижних чинов, отсылаемых для службы в Охотский и Петропавловский порты.
Командиры судов и натуралисты экспедиции получили от Государственного Адмиралтейского Департамента подробные инструкции. В них предписывалось шлюпам: следовать вместе до Уналашки, откуда уже каждый должен был идти к местам своих работ; по окончании гидрографических занятий соединиться в Петропавловском порте и отсюда вместе идти в Кронштадт.
Капитану Станюковичу было предписано: заняться точнейшим исследованием Алеутской гряды и полуострова Аляски с прилежащими к нему островами; зимние же месяцы он должен был употребить на исследование части океана, простирающейся на восток и на запад от Сандвичевых островов и, особенно, в направлении гряды сих последних. Разыскания в группах Маршалла и Гильберта также были предметом его занятий; а на обратном пути в Россию поставлялось на вид осмотреть острова Бонин-Сима, тогда еще не отысканные.
Приняв на шлюп груз, назначенный для Охотска, Камчатки и Компанейских колоний, капитан Станюкович отправился из Кронштадта 20 августа 1826 года вместе со шлюпом "Сенявин", с которым, однако же, на другой день во время тумана разлучился.
В Петропавловск-Камчатский Станюкович пришел в июне 1827 года.
Сдав часть привезенных грузов и приняв взамен балласт, Станюкович 13 августа направился к острову Уналашка, у которого простоял с 30 августа по 5 сентября. Там Станюкович взял на "Моллер" байдару, необходимую при описи отмелых берегов. Начать свою опись Станюкович хотел с острова Унимак, однако свежие ветры этому препятствовали, и он пошел в Ново-Архангельск для сдачи остального груза. После стоянки в Ново-Архангельске, продолжавшейся с 21 сентября по 21 октября, Станюкович направился к Гавайским островам, откуда вернулся в Петропавловск 11 апреля; 27 апреля он вышел в Уналашку, осматривая по пути некоторые из Алеутских островов.
В Уналашке были проверены хронометры и приняты на борт байдары.
Обойдя затем с севера остров Унимак, Станюкович 3 июня начал опись северных берегов полуострова Аляска, начиная от пролива Исаноцкого и кончая устьем реки Накнек у северо-восточного угла залива Бристоль. В пути он неоднократно становился на якорь и посылал для описи гребные суда и байдары. В частности, за это время были описаны залив Порт-Моллер, названный так в честь судна, и острова Худобина, названные так в честь штурманского помощника на шлюпе Андрея Худобина. 13 июля Станюкович вернулся к острову Амак (острова Худякова), дополнив на пути сделанную им опись. Свежий ветер заставил Станюковича спуститься к южной стороне острова Унимак, у которой "Моллер" простоял в ожидании благоприятной погоды до 22 июля. Недостаток сухарей и усталость команды заставили Станюковича прекратить съемку северного берега Аляски. 26 июля, описав по пути часть северного берега острова Унимак, он вернулся на Уналашку.
Шлюп "Моллер" вернулся в Петропавловск 3 августа 1828 года. В Петропавловске, готовясь к обратному плаванию в Кронштадт, "Моллер" простоял больше двух месяцев.
В статье "Как и чем жил Петропавловск в 1934 году" С. В. Гаврилов писал, что 3 августа 1934 года был объявлен порядок приёма горсоветом жалоб от населения. Все они проходили через секретаря Громову. Председатель горсовета лично принимал бумаги 2, 4, 8, 11, 14, 16, 19, 22 и 29-го числа каждого месяца с двенадцати до часу дня.
Ответственные работники брали их и в выходные дни с четырёх до шести вечера. На предприятиях и в учреждениях жалобы можно было подавать через депутатов. Наблюдение за движением документов возлагалось на секретаря.
Благодаря приёму жалоб от населения в городе после них стали заметны существенные изменения в лучшую сторону, например, на площади Свободы стали заметны первые признаки благоустройства: появились дорожки и стали видны очертания звезды — такую форму придавали будущей клумбе.
3 августа 1917 г., когда проходил Первый Камчатский областной съезд, в зал заседания явился прибывший из Владивостока гр. Каширинов и попросил вне очереди выслушать его заявление и доставленные им из Владивостока от Совета рабочих и солдатских депутатов документы, писал А. А. Пурин, первый демократически избранный руководитель Камчатки (председатель Областного комитета в 1917-1919 гг.), в своём труде "Из прошлого и настоящего Камчатки". Просьба эта была удовлетворена.
А. А. Пурин, первый демократически избранный руководитель Камчатки (председатель Областного комитета в 1917-1919 гг.). Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 3.
Съезд заслушал следующий документ: "Выписка из протокола № 65 заседания исполнительного комитета Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов 24 июля 1917 г. Председатель Михайлов, секретарь Игловская. Слушали: доклад тов. Игловской о положении дел на Камчатке. Все остается там так, как было до переворота. Свободы до сих пор еще фактически нет. Во главе стоят бывшие чиновники губернатора, которые, скрываясь от посылки в войска, отбывают свой военный долг в числе чинов жандармской команды, которая и держит в руках всю камчатскую жизнь, не давая реформировать ее на новых началах свободы. До сих пор идут там полным темпом злоупотребления по службе. Делегат Камчатки просит, чтобы семь чиновников, которые теперь правят на Камчатке, были сменены и заменены комиссарами. Обращались к Приамурскому краевому комиссару А. Н. Русанову о назначении комиссаров, но он ответил отказом, потому Комитет безопасности Петропавловска просит, ввиду своей полной беспомощности, Совет рабочих и солдатских депутатов принять меры и ввести новый строй. Кроме того, делегат просит прислать людей, которые бы объяснили все события русской жизни после переворота 1-го марта.
В силу этого Совет постановил: 1) Составить смешанную комиссию и отправить ее в Петропавловск. 2) Отозвать через А. Н. Русанова группу правительственных чиновников. 3) Отозвать через командующего войсками Камчатскую команду. 4) Демобилизовать в Шкотово призванных камчадалов и от править их обратно на Камчатку".
Все были возмущены вмешательством посторонней организации в дела Камчатской области, и члены съезда высказались за то, чтобы в случае появления из Владивостока комиссии арестовать ее и выслать из области.
Съездом единогласно было высказано следующее:
"А) Съезд полагает, что каждая область имеет неотъемлемое право внутреннего самоуправления и признает за населением Камчатской области право устроения своей общественной жизни внутри своей области сообразно его бытовым и хозяйственным интересам.
Б) Съезд полагает, что только органы общественной власти Камчатской области, созданные сами населением, могут вести общественные свои дела, и что этого права по отношению к Камчатской области лишены органы общественного самоуправления других областей. Органы общественного управления Камчатской областью могут быть контролируемые или центральными государственными учреждениями, или центральными краевыми учреждениями.
В) Съезд утверждает, что население Камчатской области в полном объеме пользуется гражданскими свободами и достаточно ясно представляет себе смысл и значение происшедшего государственного переворота и на пути свободного устроения своей общественной жизни и защиты своих жизненных интересов не встречает препятствий ни со стороны контрреволюционных сил, ни со стороны каких-либо других сил, которые мешали бы его свободному проявлению инициативы. Съезд подтверждает свое решение, что руководство в делах общественной самодеятельности населения Камчатской области впредь до введения земских учреждений принадлежит Камчатскому Областному комитету, организованному из представителей всех волостей области, а на местах — волостным комитетам. Государственный же надзор за закономерностью действий их осуществляется через областного комиссара и его помощника, избранных на съезде и утвержденных Временным правительством.
Г) Съезд указывает, что показателем гражданской и общественной зрелости населения Камчатской области является самый факт съезда представителей всего оседлого населения Камчатской области и его решения, касающиеся всех сторон общественной хозяйственной жизни края. Д) Съезд выражает свое негодование тем из граждан Камчатской области, которые своим односторонним и тенденциозным освещением общественности на Камчатке дали основание вмешиваться во внутренний ход жизни нашей области комитету Совета солдатских и рабочих депутатов Владивостока".
Далее съезд, выслушав сведения о личности гр. Каширинова и разъяснения представителей областной власти, признал, что деятельность его проникнута всецело действиями анархического и контрреволюционного порядка, и в силу этого единогласно постановил подвергнуть гр. Каширинова через прокурора Петропавловского окружного суда личному аресту впредь до расследования его дела следственной комиссией.
Каширинов был арестован тут же в зале заседания присутствовавшим на съезде прокурором окружного суда и передан начальнику милиции. Через несколько дней он был выслан из области без права обратного въезда.
Т. М. Кривоногов в своей статье "Последний стальной ветеран" подробно описал пароход рыбной промышленности Камчатки "Анатолий Серов". Пароход был назван в честь героя-лётчика, отличившегося в боях в небе Испании.
Пароход "Анатолий Серов". Фото: ru.wikipedia.org
Судно было построено в 1926 г. на Ливерпульской судостроительной верфи и получило при "крещении" название "Джон Холдс". Предназначалось оно для перевозки фруктов из тропиков. Ровная палуба имела деревянный настил и оказалась очень удобной для перемещения по ней различных грузов. Судно красиво смотрелось. Кают-компания и курительный салон были отделаны тропическими сортами дерева. Главным двигателем служила паровая машина мощностью 1 200 л. с., позволявшая судну развивать скорость хода девять миль в час. В 1939 г. его приобрел Наркомат рыбной промышленности СССР, который передал его на Дальний Восток новому судовладельцу — АКОфлоту.
Перегнать пароход "Анатолий Серов" на Дальний Восток поручили капитану дальнего плавания Александру Игнатьевичу Дуднику.
Капитан Дудник был знаменитым человеком. В марте 1928 г. он принял в Японии закупленный Дальгосрыбтрестом пароход "Тайя-мару" и в порту Осака переоборудовал его в краболов. Весной и летом 1928 г. первый отечественный краболов успешно выпускал консервы на западном берегу Камчатки. Следом за ним появилось еще несколько подобных судов. Дело это было выгодное: крабовые консервы уходили на Лондонский рынок, принося стране валютную выручку.
В 1936 г. Александра Игнатьевича в числе других работников рыбной промышленности Дальнего Востока наградили орденом Ленина. Но вал репрессий, пронесшийся в 1937-1938 гг., зацепил и его. В июне 1938 г. он оказался в битком набитой владивостокской тюрьме. Причина по тем временам стандартная — "враг народа". Следователь выдвигал дикие обвинения: "Расскажите, как хотели продать китобазу японцам"…
Полтора года Александр Игнатьевич провел в тюрьме. После освобождения он приехал в Москву и был вызван на прием к наркому рыбной промышленности Александру Акимовичу Ишкову. Теперь ему поручалось перегнать на Камчатку недавно купленное судно "Анатолий Серов", погрузить и привезти во Владивосток шесть паровых котлов для рефрижератора "Пищевая индустрия", а еще по просьбе Дальстроя доставить в Николаевск-на-Амуре четыре рейдовых буксира.
"На Вашей кандидатуре наркомат остановился потому, что уверен, что Вы с этой задачей справитесь, — сказал Ишков. — Ведь опыт работы во льдах у Вас есть, да еще с такими известными капитанами, как Павел Георгиевич Миловзоров".
В Петропавловске А. И. Дудник доложил руководству АКО о выполнении рейсового задания. Затем, по приходе во Владивосток, был получен приказ наркома А. А. Ишкова, гласивший, что "за успешное проведение пароходом "Анатолий Серов" арктического рейса из Мурманска во Владивосток и проявленные при этом экипажем настойчивость и энергию наградить знаком "Отличник соцсоревнования Наркомрыбпрома СССР" капитана А. И. Дудника с выдачей премии в размере четырехмесячного оклада". Таким же знаком и окладом за два месяца награждались помполит Ф. С. Гуркин, старший механик С. А. Хвастунов.
Знак "отличника" получили все штурманы, механик, радисты, боцман, три матроса, два машиниста, кочегар, пекарь. "Похвальную грамоту стахановца в борьбе за изобилие рыбных продуктов" вручили одиннадцати членам экипажа. Кроме того, Совнарком СССР 23 ноября 1940 г. выделил в распоряжение капитана Дудника сорок две тысячи рублей для премирования экипажа — это уже за перегон подводной лодки.
С началом войны судно продолжало работать в прежнем режиме: доставляло грузы на побережье Камчатки, вывозило рыбопродукцию в Приморье.
3 августа 1943 г. "Анатолий Серов", возвращаясь из очередного рейса, взял в Усть-Камчатске большую сигару пиломатериала для доставки ее в Петропавловск. Из-за некачественного крепления плота и буксирного троса, до пущенного работниками морской сплотки Усть-камчатской базы снабжения, в пути трос в месте его сращивания ослаб и разорвался. Потерянный плот во время дрейфа сильно деформировался. Его вторично взяли на буксир. Угрозу гибели предотвратили только благодаря энергичным мерам, пред принятым экипажем парохода. В операции отличились капитан А. И. Дудник, помполит В. П. Румянцев, старший механик Н. Р. Домра, старший помощник В. В. Боровский. Экипаж получил благодарность, капитан — месячный оклад в качестве премии и еще 5 000 руб. для поощрения команды.
В 1948 г. в командование пароходом вступил Илья Иосифович Баклаг. На "Серов" он пришел в 1940 г. после окончания Владивостокского моррыбтехникума. Прекрасно знал английский язык, великолепно разбирался в радиотехнике. Начинал с третьего помощника капитана, а проработал на этом пароходе до 1975 г., всего тридцать пять лет! Еще один ветеран "Серова" — старший механик Дмитрий Романович Винтовкин — трудился на этом судне двадцать пять лет.
В августе 1954 г. "Анатолий Серов" под командованием И. И. Баклага пошел на ремонт в Китай, в порт Шанхай. Ремонт продолжался два года. После возвращения в 1956 г., на Камчатке начались изменения: было организовано Управление тралового и рефрижераторного флота. Все чаще транспортные суда стали использоваться как плавбазы. Стал принимать и обрабатывать сельдь в бухте Лаврова и "Серов". Командовал им в это время капитан дальнего плавания Михаил Григорьевич Чекаленко.
С 1978 г. пароход "Анатолий Серов" использовался как учебное судно-тренажер. Здесь обучались матросы и мотористы баз флотов. Моряки слушали лекции по борьбе за живучесть и противопожарной безопасности. В последние дни на палубе стали появляться купцы, занимавшиеся покупкой и продажей металлолома. А через пару лет его отбуксировали на вечную стоянку в бухту Бабия, в район жестянобаночной фабрики. Все эти годы пароход исправно служил флоту…
А. Ф. Пасечник отмечал, что в 20-х гг. прошлого века важным направлением работы органов милиции стала деятельность по реализации декрета об отделении церкви от государства. Работники милиции и уголовного розыска должны были проводить обыски в церквях и монастырях, реквизировать церковные ценности, регистрировать религиозные общества и заключать договоры с целью учёта всего имущества, находящегося в церквях и передаваемого в безвозмездное пользование группам верующих.
Вид камчатских церквей конца XIX — начала XX вв.. Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 4.
В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 3 августа 1922 г., ни одно религиозное общество не могло действовать без регистрации в отделе управления губисполкома. После того как местные власти описывали церковное имущество, верующим было необходимо в кратчайшие сроки зарегистрироваться как религиозной группе. Чтобы сделать своё положение легальным, верующим было необходимо предоставить в милицию значительное количество документов: протокол собрания об организации религиозного имущества, список священнослужителей (если таковые имеются), устав общества, список верующих, договор об использовании церкви и церковного имущества, акт о приёме церковного инвентаря и опись церковного имущества. Все документы предъявлялись в трёх-пяти экземплярах.
Регистрация религиозных групп на территории Камчатки началась в 1923 г. В 1924 г. работники милиции провели выемку метрических книг в Гижигинском уезде, а в Петропавловске и трёх волостях Петропавловского уезда (Елизовской, Дранкинской и Большерецкой) заключили 18 договоров на передачу церковного имущества в пользование верующим.
В 1926-1927 гг. все существовавшие религиозные организации в Камчатском округе были зарегистрированы как 12 обществ и одна группа, где состояло 1 257 чел. Им передали 13 зданий (в губернии имелось 32 православные церкви и 35 часовен), остальные использовались под клубы, избы-читальни, школы и фельдшерские пункты.
На 1 июня 1928 г. в Камчатском округе было зарегистрировано 19 религиозных обществ и девять групп с 1 892 верующими. Им передали 27 зданий.
Успешные полеты гидросамолетов Б. Г. Чухновского, О. А. Кальвицы, Е. М. Кошелева и Э. М. Лухта на ледовую разведку для обеспечения Карских и Колымских перевозок в известной степени способствовали укреплению мнения о необходимости использования самолетов в изучении Арктики.
В начале 1928 года возникла идея снарядить на гидросамолете большую трансарктическую экспедицию. Авторами ее были Президиум Осоавиахима и участники Северовосточной экспедиции 1927 года.
Трансарктическую экспедицию возглавил Г. Д. Красинский. Примечательно, что экспедицию готовили на обычном гидросамолете, в то время как на Западе для проведения исследовательских работ в Арктике считали более приемлемым дирижабль.
Гидросамолёт "Советский Север", 30-е гг. XX в. В Петропавловской гавани. (В белом — И. Е. Ларин). Фото: kamchatka-museum.ru
Для советской трансарктической экспедиции был выбран гидросамолет марки "Дорнье-Валь", получивший название "Советский Север". В экипаж его вошли первый пилот А. А. Волынский, второй пилот Е. М. Кошелев, летчик-наблюдатель Н. Н. Родзевич, старший механик С. И. Борисенко. Предполагалось, что самолет будет стартовать из Владивостока (туда его доставят из Севастополя на пароходе), пройдет над Чукоткой и, следуя вдоль берега Северного Ледовитого океана, посетит Колыму, Лену, побывает в Хатанге, на Таймыре, откуда совершит полет на Северную Землю с геологом на борту, затем проследует в Архангельск и финиширует в Ленинграде.
Для заправки самолета в ряде точек арктического побережья были устроены базы с запасами горючего: в Уэлене, на мысе Северном, в устье Колымы, на Новосибирских островах, в дельте Лены, устье Хатангского залива, на Таймыре, в Мезени и других местах. Главной же целью экспедиции являлось выяснение местных условий для организации северных воздушных путей. По согласованию с Совторгфлотом самолету предстояло посетить остров Врангеля и оказать помощь зимующей группе Г. А. Ушакова, а также совершить полет к северо-востоку от Медвежьих островов в район Земли Андреева.
Экипаж под командованием лётчика Александра Волынского стартовал из Владивостока, пролетел над Сахалином и через 9 часов приземлился на Камчатке. Впервые в истории самолёт пересёк всё Охотское море.
3 августа 1928 года около половины второго дня из Большерецка в Петропавловск прилетел долгожданный гидросамолёт "Советский Север" трансарктической экспедиции.
Примерно в час дня летательный аппарат вынырнул из облаков. "Мощное сооружение человеческой мысли, продукт гигантской деятельности мозговых клеток покорителя природы, завоевателя воздушной стихии человека" сделал несколько кругов и сел на воду.
Отважных лётчиков торжественно встречали на пристани представители всех организаций города и почти всё население. Грянул оркестр. Состоялся "летучий" митинг, а в пять вечера в клубе ССТС начался товарищеский обед, на котором участники рекордного перелёта поделились своими впечатлениями.
На обеде по инициативе лётчиков был организован сбор в фонд обороны страны, давший триста тридцать девять рублей. Сам экипаж внёс двадцать пять рублей. Лётчик-наблюдатель Н. Н. Родзевич рассказал о гидроплане: "Тот поднимал 427 пудов (7 тонн), мог держаться в воздухе до девяти часов, развивал скорость 180 вёрст в час. Из Большерецка в Петропавловск летели малой скоростью 120 вёрст в час, поднимались на высоту 6 875 метров".
После отдыха экипаж намечал отправиться в Усть-Камчатск, затем в Олюторку и далее на север, вдоль берегов Чукотки, но при посадке на воду гидросамолёт попал в жестокий шторм и был повреждён. Летчиков спас оказавшийся поблизости пароход. Несмотря на аварию, были собраны необходимые данные для организации регулярных воздушных рейсов на Камчатку. Но нехватка гидросамолётов и сложные условия воздушной трассы через Охотское море не позволили организовать регулярные полёты на Камчатский полуостров в то время.
В публикации С. В. Гаврилова "Петропавловск. Год 1933-й", отмечено, что в 30-е годы на Камчатке было очень много крыс. Они не давали покоя жителям, также мешали работе предприятий. Поэтому 3 августа 1933 года обращено внимание на необходимость планомерной борьбы с крысами. В столовой № 13 эти вездесущие зверушки нашли обильную поживу. Во многих местах они прогрызли пол и бегали под ногами столующихся.
Вид на центр города Петропавловска-Камчатского в середине 1930-х гг.. Фото: Из фотоархива А. П. Пирагиса.
В озерновских складах АКО наблюдалось настоящее нашествие, от коего особенно страдали товары, хранившиеся в тюках. В мучном складе крыс также хватало, здесь они налегали на муку и тару. То же самое наблюдалось и в складах порта. "Те средства борьбы, которые применяются сейчас в городе, не могут серьёзно повлиять на уменьшение крысиного поголовья. В капканы ловится слишком мало, яд зачастую ненадёжен, не говоря уже о неприятном запахе, который издаёт крыса, сдохшая под полом".
Требовалась организация городского дезинсекторского бюро, долженствующего вести планомерную борьбу с грызунами протравкой или окуриванием газами зданий.
Четырехтрюмный грузовой пароход "Эскимос" был построен в 1919 г. по заказу США в Токио (Япония). Приобретен АКО в 1929 г., первый капитан — Г. Г. Пот. Чистая грузоподъемность судна составляла 3 200 т, дедвейт 4 952,3 т. Осадка в полном грузе 7,07, без груза — 3,84 м. Длина 93, ширина 13,3 м. Пассажировместимость: 24 классных места, до 800 — в твиндеках. Запас угля 1 600, воды — 711 т. Расход угля на ходу до 32 т в сутки. Грузовые операции выполнялись девятью паровыми лебедками и четырехтонными стрелами, а также одной тяжеловесной стрелой. Пароход имел четыре шлюпки. Главная машина тройного расширения мощностью 1 500 л. с. обеспечивала ему скорость хода до 8 узлов. Экипаж по штату насчитывал 50 человек.
Пароход "Эскимос", прибыл на Камчатку в 1929 г.. Фото: из статьи С. В. Гаврилова "Морской транспортный флот АКО в 1928 — 1936 гг."
С 3 августа по 6 декабря 1934 г. "Эскимос" ходил по охотскому побережью. Его первый осенний рейс с полным грузом продовольствия и 200 пассажирами длился до 28 октября. С рейсовым заданием моряки справились на 125 %. Победителем внутрисудового соревнования стал второй механик С. Н. Любимов, добившийся безотказной работы вверенной ему главной машины и "мобилизовавший машинную команду на установку к 17-й годовщине Октября динамо-машины, что было сделано на два дня раньше". Вместе с ним отлично трудились машинисты Лабут и Егоров, а также другие члены экипажа — Васильев, Деев, Турпак, Коновалов.
По результатам рейса 11 человек были награждены денежными премиями. Некоторые моряки получили повышения: третий помощник капитана Пальков стал ревизором, машинный ученик Семенюта был переведен в машинисты, четвертый механик Харламов — в третьи механики. Несколько человек заслужили взыскания в виде наложения трех суточного ареста с исполнением служебных обязанностей за пьянство и дебош в порту, внеочередных нарядов за невыход на вахту и оставления без берега на десять суток за "неуставные" взаимоотношения с машинным учеником. Два моряка были уволены как не справившиеся с работой, среди них — за халатное несение службы — ревизор.
3 августа 1923 г. своим постановлением Дальревком предоставил "туземцам право бесплатного обучения во всех учебных заведениях Дальневосточного округа".
3 августа 1929 г.решением общего собрания граждан Карагинского туземного Совета организована рыболовецкая артель.
3 августа 1946 г. в с. Топаты Олюторского района зарегистрирован Топатский рыбопромышленный комбинат Главкамчатрыбпрома.
3 августа 1958 г. в 21:10 местного времени во время дежурства телефонистки Г. в радиосеть на волне 31 метр была включена радиостанция "Голос Токио" и "на протяжении десяти минут жители п. Оссора и Оссорского рыбокомбината слушали антисоветскую передачу", отмечал В. П. Пустовит.
3 августа 1977 г. решением Камчатского облисполкома № 238 жители с. Култушино переселены в районный центр — с. Тиличики.