23 июля 2022. В Петропавловске-Камчатском прошло совещание под председательством губернатора Владимира Солодова, посвящённое обсуждению правоприменения Федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб непромышленного изготовления", сообщает ИА KamchatkaMedia со ссылкой на краевое правительство.
Федеральный закон ограничивает в порядке эксперимента вывоз с Камчатки более 10 килограммов красной икры непромышленного изготовления физическими лицами. Также на совещании обсудили ввод цифровой маркировки икры лососёвых и осетровых пород рыбы. В частности, речь шла о возможных формах поддержки и субсидии федерального правительства по введению новых технологий на рыбоперерабатывающих предприятиях, а также способы борьбы с контрафактом в отрасли и "теневыми" каналами сбыта.
Участниками заседания стали сенаторы Российской Федерации Борис Невзоров и Алексей Майоров, депутат Госдумы Сергей Лисовский, замглавы Минпромторга Василий Шпак, представители федеральных министерств и ведомств, Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) и Центра развития перспективных технологий. Также активное участие в совещании приняли представители региональных органов власти и руководители предприятий рыбной отрасли Камчатского края.
Открывая совещание, глава региона Владимир Солодов отметил значение Камчатского края, как крупнейшего рыбодобывающего региона России.
"Моя задача, чтобы стратегия, которую совместно с рыбопромышленниками Камчатского края мы проводим при поддержке наших представителей в Совете Федерации и в Госдуме, была нацелена на то, чтобы Камчатский край был не только лидером с точки зрения объёма вылова, объема переработанной продукции, переработки с использованием самых современных технологий, но и был инициатором ряда системных решений, связанных с регуляторной практикой и организационными механизмами, позволяющими повысить эффективность функционирования рыбопромышленного комплекса Камчатского края, а в последующем и Российской Федерации в целом. Именно такого подхода мы придерживаемся, когда инициируем целый ряд предложений, направленных на сокращение так называемого ННН-промысла", — сказал Владимир Солодов.
Отсутствие правовых норм, регламентирующих перевозку лососевой икры авиационным транспортом в личном багаже и (или) в ручной клади, создавало условия для формирования канала транспортировки браконьерской лососевой икры в промышленных масштабах.
По информации Россельхознадзора, ежегодный объем перевозимой в личном багаже пассажиров икры превышает 500 тонн. Для производства такого объема икры браконьерами ежегодно уничтожалось более 15 тысяч тонн сырца лососей. По минимальным оценкам ежегодный ущерб Российской Федерации составляет более 15 миллиардов рублей. Согласно данным Росрыболовства, доля икры нелегального происхождения составляет не менее 10% от общего объема производства такой продукции. В 2021 году было выявлено более 6 250 нарушений, связанных с незаконной добычей лососевых видов рыб, при этом изъято было более 31,2 тонны продукции.
Перекрытие основного канала перевозки красной икры — пассажирского воздушного транспорта, и введение маркировки икры для отслеживания с помощью механизма "Честный знак" позволит снизить объемы незаконной добычи водных биологических ресурсов, избежать подрыва популяций тихоокеанских лососей, а также обеспечить снижение рисков потребления населением рыбной продукции, небезопасной для жизни и здоровья. Указанное будет являться итогом проводимого эксперимента.
"К сожалению, не проработан механизм реального контроля за провозом икры более 10 кг — в законе не удалось прописать меры ответственности за нарушение данного ограничения. Сейчас мы проводим консультации с Министерством внутренних дел, Россельхознадзором и Министерством транспорта по выработке технологий реализации данного закона непосредственно в аэропортах. Но у нас есть время — закон вступает в силу с ноября 2022 года, поэтому, согласовав нашу общую позицию с Правительством, мы будем готовы ввести в сентябре-октябре внести дополнительные поправки для уточнения. В тоже время, сейчас в июле мы приняли закон без четкого определения мер ответственности и процедуры контроля, чтобы дать отрасли сигнал — провоз в личном багаже икры и в перспективе морепродуктов будет ограничен. А главное — благодаря совокупности закона и обсуждаемого эксперимента по цифровой маркировке икры, как итог, произойдет снижение риска потребления населением России некачественной рыбной продукции, представляющей угрозу для жизни и здоровья", — рассказал один из авторов этого закона, депутат Государственной Думы Сергей Лисовский.
Руководитель новых товарных групп ЦРПТ Константин Сереженков отметил, что оператор Национальной системы цифровой маркировки уже провел всесторонний анализ отрасли.
"Участие камчатских производителей в эксперименте позволит учесть все особенности производства икры в регионе и выработать наиболее комфортные условия для бизнеса. В случае, если Правительством России будет принято соответствующее решение, мы готовы начать эксперимент в кратчайшие сроки", — сказал Константин Серженков.