И. о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга: образование на Камчатке не хуже, чем на материке!

Интервью ИА KamchatkaMedia с Евгением Меркуловым
Евгений Меркулов
Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

22 июля 2022. Абитуриенты всей страны сейчас заняты подачей документов в вузы и ссузы — у приемных комиссий образовательных учреждений горячая пора. Как поступить в ведущий вуз края — Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, какие планы у руководства и когда появится собственное общежитие, корреспонденты ИА KamchatkaMedia узнали у исполняющегого обязанности ректора КамГУ Евгения Меркулова.

— Евгений Сергеевич, как вы себя чувствуете в новой должности? Расскажите о переменах в вашей жизни.

— Должность уже относительно не новая, второй год я и.о. ректора. До прихода в КамГУ у меня был опыт работы преподавателем, я прошел путь от ассистента кафедры до заведующего кафедрой и руководителя программы по одному из направлений. Конечно, тот опыт, который я получил на предыдущей работе, мне помог, но здесь я окунулся в совершенно новую среду.

Потому что сфера образования за 20 лет претерпела изменения, и современные правила и условия уже другие. Пришлось быстро перестраиваться, переучиваться, но это очень интересно.

Даже в ситуации, когда в нашей жизни все стремительно меняется, и из одних условий мы попадаем в другие, это заставляет нас постоянно быть в тонусе, изучать, погружаться. Работа чрезвычайно интересная, очень напряженная и практически ни на минуту не отпускает — мысли о работе никогда не покидают меня.

— А вы либеральный руководитель?

— Я думаю, что не мне судить, но оглядываясь назад, оценивая мою работу здесь, сказал бы, что я больше либеральный. Хотя, может, у моих коллег другое мнение (смеется).

— Изменился ли ваш подход к руководству? К постановке задач?

— С момента начала моей работы в вузе задач стало в несколько раз больше. Мы не просто вписываемся в изменения реалий, а делаем рывок. Мы входим в различные программы, проекты, в которых вуз ранее не участвовал, а это заставляет нас всех работать несколько иначе, напряженнее, и даже, я бы сказал, в чем-то иногда вхолостую. Речь идет о таких вопросах, которые, может, и не получают в данный момент выраженный результат, но мы надеемся, что наши усилия скажутся на нашей будущей работе. Уже несколько месяцев коллектив вуза вовлечен в главную идею, которой мы сейчас живем — это подготовка к подаче заявки в программу "Приоритет — 2030. Дальний Восток".

— Расскажите об этой программе подробнее.

— Развитие вуза зависит во многом от участия в подобных проектах, потому что мы можем обосновать те изменения, которые предполагаем провести в вузе, и получить под это финансирование. Сегодня главная проблема, наверное, всех учреждений, образовательных и научных — это нехватка денег. Та система финансирования, которая есть, позволяет вузу существовать, но она недостаточна для того, чтобы развиваться вузу прорывными темпами. Сегодня содержание зданий, материально-техническая база, хороший уровень преподавания требуют существеннно больших денег, нежели есть у вуза. Поэтому эта подготовка к заявке на конкурс — наше стремление сделать вуз гораздо лучше. И сейчас неплохо, но всегда хочется еще и еще лучше.

— Приоткройте завесу тайны для абитуриентов и будущих студентов, которые будут учиться до 2026-27 года, что нового появится в университете?

— С точки зрения инфраструктуры, я думаю нет смысла замахиваться и говорить, что у нас будут новые корпуса и общежитие. К сожалению, объемы финансирования, даже программы "Приоритет — 2030. Дальний восток", все-таки не позволят решать эти проблемы, но помогут региональным вузам решить текущие проблемы и сделать некий задел на будущее. Поэтому мы сегодня думаем не столько о строительстве общежития, сколько об обновлении лабораторной базы, материально-техническом оснащении, академической мобильности наших преподавателей и студентов и открытии сетевых программ с ведущими вузами России.

Уже могу сказать, что до разработки заявки за этот год много сделано в плане установления связей, контактов университета. Университет всегда использовал различные формы сотрудничества не только с российскими, но и зарубежными вузами. Студентов направляли в том числе и для прохождения стажировок, особенно студентов языковых направлений.

Пандемия внесла свои коррективы, и все ушло в дистанционный формат, но сейчас мы возобновляем отношения с крупными российскими и зарубежными вузами.

У нас устанавливаются серьезные связи с Дальневосточным федеральным университетом, и мы в предстоящем учебном году реализуем свои планы по целому ряду направлений. Предполагаются выезды отдельных групп студентов на базу федерального университета с проживанием в кампусе. Это будут краткосрочные выезды — на месяц, на два, для прохождения практик, посещения занятий преподавателей ДВФУ.

— В мае этого года большая делегация ученых из "Объединенного института ядерных исследований" посетила Камчатский край. Расскажите про ваше сотрудничество с этой организацией.

— У нас сложились довольно интересные связи с этой международной организацией. Одной из главных целей визита было открытие информационного центра на базе КамГУ им. Витуса Беринга. Это наша гордость — этот центр третий, который открыт в России, и первый на Дальнем Востоке. Наше знакомство с ОИЯИ состоялось несколько лет назад, когда здесь на Камчатке проводилось научное мероприятие, и после на протяжении двух лет вынашивалась идея нашего сотрудничества.

"Объединенный институт ядерных исследований" несмотря на такое, казалось бы, страшное название — крупная международная организация, 19 государств-членов, и там реально проводятся серьезнейшие исследования, но при этом одна из миссий организации — просветительская деятельность. Организация приобщает к науке школьников, школьных учителей, которые будут выступать проводниками этой идеи и заражать интересом к физике, химии, биологии, для того чтобы ребята приходили в эту сферу не только учиться, но и оставались работать.

Такие информационные центры открываются не только в России, но и в других странах. Мы свой интерес видим в том, что на базу университета привлекаем школьников, знакомим их не только с ОИЯИ, но и с нашим университетом, и ребята понимают, что обучаясь в будущем в КамГУ, они могут пользоваться теми возможностями, которое им даст партнерство вуза с такими организациями.

— Двое студентов ездили на практику в ОИЯИ в город Дубна Московской области. Каких результатов они достигли? 

— Это была серьезная работа, они месяц пробыли на территории института, у них был определен руководитель практики и они реально принимали участие в проектах организации под руководством этих ученых. Ребята были, конечно, в восторге, потому что им удалось не просто посмотреть на научную и исследовательскую деятельность мирового уровня, но и приобщиться к этой работе. Это те возможности, которые здесь на Камчатке на данном этапе они вряд ли могли бы получить.

Следует отметить, что это студенты направления "Прикладная математика и информатика", а не "Физика", как можно было подумать. Студенты различных направлений, например, "IT”, “Биология" и, естественно, специалисты в математике и физике найдут себе применение в программах исследований ОИЯИ.

— Как организована работа информационного центра ОИЯИ на базе КамГУ им. Витуса Беринга?

— Сам центр функционировал несколько месяцев еще до визита делегации, к этому моменту мы провели больше 20 мероприятий с привлечением школьников и школьных учителей города Петропавловска-Камчатского и Елизова. Сейчас наша площадка становится все более известной — здесь мы проводим тематические олимпиады, открытые лекции, виртуальные экскурсии по московскому ОИЯИ. Это на самом деле очень интересно!

Мы пересмотрели и скорректировали профили подготовки на этот учебный год, например, программу бакалавриата "Прикладная информатика и математика". Это будет новая образовательная программа, которая не реализуется больше ни в одном из вузов Камчатского края — "Прикладная информатика в автоматике и робототехнике".

Если говорить о новых программах вуза, то совместно с одним из крупных российских банков в этом учебном году будет реализована программа, которая заинтересует экономистов — "Менеджмент продаж", она полностью практикоориентирована.


Студенты на экскурсии на ГТРК-Камчатка. Пресс-служба КамГУ им.Витуса Беринга

Продолжая тему, скажу, что мы создали "Центр компетенций, развития карьеры и трудоустройства" — он будет содействовать трудоустройству выпускников университета. Помимо этого центра и центра ОИЯИ, ранее у нас был создан "Центр межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований", который занимается исследованиями, прежде всего, коренных малочисленных народов, населяющих Камчатку, и реализует задачи университета, которые связаны с нашим участием в НОЦ "Север". Благодаря созданию этого центра, мы определили второе направление работы помимо изучения жизнедеятельности коренных малочисленных народов севера — языки стран Азии. В этом году возобновляем набор студентов на направление "Лингвистика" по профилю "Переводоведение (английский язык и японский язык), несколько лет такие наборы не осуществлялись. Также в этом году наш университет предоставил площадку для сдачи экзамена на уровень знания японского языка для всех желающих. 

— Как выглядят эти вновь созданные центры? Может ли студент другого вуза и школьник прийти и получить там информацию?

— Центр ОИЯИ работает в режиме организации и проведения мероприятий, но участниками становятся не только наши студенты, даже не столько они, сколько школьники. В период нахождения здесь ученых из московского ОИЯИ в мае у нас на протяжении трех дней работала естественно-научная школа — это был комплекс мероприятий и лекций по актуальным вопросам науки, куда мы приглашали студентов других вузов, школьников, учителей и преподавателей, представителей научных организаций Камчатского края. 

Мы сегодня ставим перед собой задачу сделать университет максимально открытым городу, его жителям, поэтому пересматриваем подходы к организации работы.

Мы — университет не только ради обучения студентов, мы университет, который должен быть вписан в жизнь города и края. Поэтом мы планируем распахнуть двери для жителей края и привлечь сюда младших братьев и сестер, родителей наших студентов, бабушек и дедушек, и организовывать для них различные формы участия в просветительских, образовательных, культурных, творческих мероприятиях.

Что касается "Центра межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований", мы в перспективе, конечно, хотели бы, чтобы он стал своеобразным культурным центром, чтобы в нем во внеучебное время проводились мероприятия не только для студентов, но и для жителей края.

Есть и другие новшества, очень интересные. В этом году мы открываем магистратуру по вулканологии и сейсмологии. На мой взгляд, эта программа вызовет интерес и привлечет внимание тех, кто мечтает работать на вулканах и изучать происходящие вулканические и сейсмические процессы. Сейчас мы запустили активную рекламную кампанию, и, конечно, мы понимаем, что за полгода быстро запустить такую программу сложно, поэтому рассчитываем на содействие наших партнеров, с которыми совместно будем осуществлять образовательную деятельность. Это Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова.


Абитуриенты на экскурсии в КамГУ им. Витуса Беринга. Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

— Давайте пройдем путем абитуриента, который смотрит на сайте программы и цены на обучение и думает остаться на Камчатке или поехать учиться на материк. Что университет предлагает будущему студенту КамГУ и что в перспективе выпускник может здесь реализовать?

— Что касается стоимости обучения, мы в прошлом году применяли этот подход и в этом году продолжили практику предоставления очень серьезных скидок на оплату выпускникам камчатских школ. Скидка на обучение составляет 30%. Такую же скидку получают выпускники-бакалавры КамГу, поступающие к нам в магистратуру.

Стоимость обучения действительно достаточно высокая, она объективно высокая, не потому что вуз ее произвольно сам устанавливает, а потому что есть определенные нормативы и методики расчета затрат на подготовку специалиста с высшим образованием.

К сожалению, это проблема всех образовательных учреждений на Камчатке — стоимость зачастую гораздо выше, чем стоимость обучения в вузах в средней полосе или европейской части России. Скидку мы гарантируем на весь период обучения, мы прописываем ее в договоре. Родителям абитуриентов, которые по каким-то причинам не смогли поступить на бюджетные места, мы предлагаем все-таки рассмотреть возможность обучать платно своих детей, при этом остаться учиться на Камчатке. 

Большая часть студентов у нас, конечно, обучается бесплатно, у нас много бюджетных мест. В этом учебном году их 296, при этом 237 на бакалавриат и 59 на магистратуру. Если посмотреть структуру — значительная часть этих мест на педагогическом направлении. Это, с одной стороны, соответствует традициям нашего университета, потому что Камчатский государственный университет трансформировался в классический университет из педагогического. С другой стороны, мы четко понимаем, что подготовка педагогических кадров — это серьезная государственная задача, и потребность в учителях сохраняется. 


Лекция Валерии Касамара, руководителя олимпиады "Я-профессионал". Пресс-служба КамГУ им.Витуса Беринга

Надо сказать, что трудоустройство наших выпускников — это наша приоритетная задача, и мы неплохо с ней справляемся. Среди вузов Дальнего Востока норма трудоустройства — 70%, мы стремимся достичь 80% и выше и дойти до 100%. Может быть, эти цифры звучат достаточно скучно, отмечу — практически все наши выпускники трудоустроены и значительная часть устроена именно по специальности. Зачастую наши студенты устраиваются еще до окончания вуза и получения диплома, например, студенты педагогических специальностей на 4 курсе уже активно работают в школах еще до выпуска — они успешно прошли практики, хорошо себя зарекомендовали, и школы с удовольствием их приглашают на работу.

У наших выпускников не возникает вопроса "Куда пойти работать?".

Понятно, что значительная часть наших студентов учится на педагогических направлениях, но это совершенно не означает, что единственный путь для трудоустройства — это школа. 

— Могут ли студенты, обучаясь в КамГУ, одновременно получить дополнительную специальность?

— Да, мы сегодня создаем возможности, которые на момент окончания вуза позволят им сделать осознанный выбор, куда пойти работать. Например, студенты педагогических направлений могут получить еще одну специальность по другому направлению и при отсутствии четкого желания пойти работать в школу найти себе применение в другом месте, а студенты-биологи имеют возможность получить допобразование по педагогике, что позволяет им после окончания вуза пойти работать в школу учителем биологии. На наш взгляд, это расширяет горизонты для выпускников. 


Лекция доцента кафедры истории и философии, кандидата философских наук Елены Александровны Кормочи. Пресс-служба КамГУ им.Витуса Беринга

— Вопрос о педагогических кадрах. Преподавателей в вузе становится с каждым годом меньше, есть ли вероятность, что их станет вскоре больше, может быть, кто-то вернется? Что предпринимает КамГУ для возвращения или привлечения новых преподавателей?

— Те, кто уехал, вряд ли вернутся, люди же уезжают жить на материк... Вопрос это сложный, на первый взгляд кажется, что можно всегда привлечь преподавателей. Есть хорошие преподаватели — молодые и перспективные в других регионах, которые, может быть, с удовольствием приехали бы сюда, как когда-то приезжали на Камчатку жить и работать наши родители.

Привлекая сюда новых преподавателей, мы должны обеспечить их достойным заработком и работой, а это напрямую зависит от количества студентов, которые обучаются в вузе.

Поэтому мы ставим себе задачу конечно привлечения новых преподавателей, может не на постоянной основе, а на отдельные дисциплины и направления подготовки. С одной стороны, мы не можем это делать в ущерб своим преподавателям, а с другой стороны, мы должны привлечь в вуз больше студентов. Чем больше студентов, тем больше потребность в преподавателях.

— Предоставляет ли университет возможность проживания студентам из районов?

— Да, но одна из проблем, многолетняя наша проблема — отсутствие общежития. Возможно, это затрудняет приток студентов не только из районов, но и из близлежащих регионов России. К нам периодически обращаются абитуриенты, проживающие в других субъектах, которые слышали про наш университет, знают про его традиции, прежде всего, подготовки тех же педагогических кадров, и хотели бы учиться у нас. А отсутствие общежития многих останавливает. Хочу сказать, что на протяжении многих лет руководство университета решает этот вопрос, хотя бы частично. У нас есть различные договоренности, соглашения с другими образовательными организациями о размещении в их общежитиях особо нуждающихся наших студентов. У нас есть сегодня такая возможность.

— Еще один бытовой вопрос. В знаменитой столовой в 3 корпусе часто сменяются подрядчики, многие студенты жалуются на качество еды. Какая дальнейшая судьба у столовой и какие пути решения проблем вы видите как руководитель вуза?

— Сегодня вуз своими силами обеспечить приготовление пищи и ее реализацию студентам не может, поэтому мы уже долгое время вынуждены прибегать к услугам предпринимателей, которые берут на себя часть забот, связанных с организацией питания. За последние годы мы поработали с несколькими предпринимателями, и те, которые сегодня обеспечивают питание, я думаю, с этой задачей вполне справляются. Я знаю, что каких-то существенных жалоб на качество питания нет. Что касается организации питания, да, здесь действительно есть проблемы, но мы понимаем, что они во многом инфраструктурные. Чтобы организовать хорошую столовую, нужно иметь подготовленное для этого помещение, соответствующее всем нормам и требованиям.

А мы все прекрасно понимаем, что здания университета 60-х годов постройки, к сожалению, не вполне соответствуют современным требованиям и требуют серьезного ремонта.

Мы со своей стороны предпринимаем все возможные усилия — например, заявляемся на программы капитального ремонта. В этом году мы подавали заявку в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на финансирование мероприятий по капремонту, одним из мероприятий был как раз ремонт помещения столовой, но, к сожалению, финансирование на эти цели не получили. Главным условием для предпринимателей, с которыми мы сотрудничаем, была их готовность приобрести и установить за свой счет в помещениях современное оборудование, которое повысит качество обслуживания студентов, но без ремонта помещения и коммуникаций это невозможно. Мы продолжаем работу, как только те или иные возможности у нас появятся, мы обязательно этот вопрос решим. Питание студентов — это важная задача в организации учебного процесса. 

— Евгений Сергеевич, может быть, у вас есть какое-то пожелание, напутствие абитуриентам и будущим студентам вуза?

— Пожелание только одно: абитуриентам и прежде всего родителям абитуриентов не нужно думать, что образование на Камчатке хуже, нежели образование за пределами края. Это подтверждается опытом и, к сожалению, не всегда положительным. У нас есть студенты, которые, уехав в свое время и поступив в вуз за пределами Камчатского края, разочаровавшись, вернулись на Камчатку и продолжают учебу в КамГУ. Они отмечают, что качество образования здесь ничуть не хуже, а зачастую и лучше, нежели в вузах других регионов. Во многом, наверное, это обусловлено тем, что у нас небольшой контингент студентов, небольшие группы, а это практически всегда позволяет применять преподавателям индивидуальную форму работы.

Индивидуальный подход к каждому студенту — то, чего никогда не получится в больших группах, университетах, где поточные занятия, где сотни студентов сидят в одной аудитории и все на одно лицо для преподавателя.

Поэтому родителям абитуриентов не стоит бояться рассматривать камчатские вузы, в том числе Камчатский государственный университет, в качестве места учебы своих детей. Вуз развивается, вуз стремится к улучшениям, и я думаю, что в самое ближайшее время жизнь студентов в стенах нашего университета станет еще лучше и еще интереснее . 


Александра Новичкова — победитель конкурса "Твой Ход". Пресс-служба КамГУ им.Витуса Беринга

Отмечу, что наши студенты участвуют во многих всероссийских проектах и становятся их победителями. Например, наша студентка Александра Новичкова выиграла миллион рублей в предыдущем сезоне конкурса "Твой ход". В этом году уже 33 наших студента зарегистрировались на этой площадке. У каждого из них есть шикарные проекты, которые они могут презентовать, и эти идеи потом воплощаются в реальной практике. И, самое главное, они получают одобрение на федеральном уровне. Наш студент Данил Яницкий стал победителем второго сезона "Лиги лекторов" Российского общества "Знание". Это говорит о том, что подготовка наших студентов хорошая, фундаментальная и конкурирует со студентами московских вузов в том числе. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость