27 июля 1741 года на широте 58 град. 14 мин. моряки "Святого апостола Петра" увидели снежный хребет величественной вершины, которую назвали горой святого Ильи (одной из самых высоких в Северной Америке — 5488 метров). В вахтенном журнале была сделана запись: "С полудни в половине первого часа увидели землю, на которой высокие хребты и над ними высокая сопка, и оны хребты и сопка покрыты снегами…"
"Перед нами находились необычно высокие горы, покрытые снегом, — писал Свен Ваксель. — Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть её ранее, чем 31 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажень на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалёку от материка".
Они достигли Америки! Радость захлёстывала многих членов команды. Кое-кто даже вслух высказал суждение о непременных наградах. А Георгу Стеллеру, который, по его словам, первым заметил землю, "подарили" её во владение. Но общее ликование почему-то не разделял командор. Люди поздравляли, а он оставался грустным и даже безучастным.
Стеллер отмечал: "Он не утаил от меня, пригласив в каюту, сказанное им в мой адрес и в адрес господина Плениснера: "Мы полагаем, что всё открыли, многие из строят воздушные замки на славу, однако никто не задумывается над тем, где мы нашли этот берег, как далеко находимся от нашего дома, и что ещё может случится. Кто знает, не подуют ли пассаты, которые не позволят нам вернуться. Мы этой земли не знаем, и у нас нет провианта, чтобы перезимовать".
Похоже, не горел командор первооткрывательском, больше думал не о героике похода, а о сохранении жизней членов экипажа.
Тем не менее, тут же к берегу была послана лодка с гребцами и мастером Софроном Хитрово. Они должны были найти воду и провести общую разведку.
Высадившийся на остров Каяк группа обнаружила воду. В эту же группу входил Георг Стеллер. За 10 часов он успел обнаружить свежие следы пребывания аборигенов (в том числе, подземный амбар с запасами) и собрать 160 видов местных растений. Острову дали имя Святого Ильи, как и горе, видневшейся на горизонте.
В конце июля уже на обратном курсе Беринг вышел к острову Кадьяк, затем были открыты остров Укамок и группа Шумагинских островов, в районе которых в начале сентября произошла первая встреча с алеутами. Продолжая двигаться на запад, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова) и нанес на карту Алеутский хребет. В начале ноября команда "Святого Петра", страдавшая от цинги, высадилась на небольшом острове в поисках воды, а сам бот спустя несколько дней был выброшен ветром на скалы.
Вынужденную зимовку пережили 45 человек из 76. Витус Беринг скончался в декабре 1741 года и был похоронен на острове, ныне носящем его имя. Выжившие члены экипажа под командой лейтенанта Свена Вакселя собрали из остатков разбитого бота и плавника небольшое судно, на котором в августе 1742 года пришли в Петропавловскую гавань.
Из отчета Второй Камчатской экспедиции стало известно о живущих в прибрежных североамериканских водах морских бобрах — каланах. Высочайшее качество их меха послужило стимулом к освоению Аляски. Уже в 1760-х годах на острове Уналашка был основан русский поселок и порт, через который велась торговля мехами.
В 1784 году купец Григорий Шелихов организовал экспедицию, основавшую поселение на острове Кадьяк. Шелихов же выступил инициатором создания коммерческой колониальной компании для освоения Аляски, по типу Британской Ост-Индской компании. Образованную в 1799 году Российско-американскую компанию (РАК) возглавил Александр Баранов, основавший целый ряд поселений, в том числе, административный центр Русской Америки Новоархангельск (ныне Ситка).
Путь экспедиции Мартына Шпанберга в Японию. Фото: ryazpressa.ru
27 июля 1739 года три корабля экспедиции М. Шпанберга, вышедшие из Камчатки к берегам Японии, подошли к острову Хонсю и шесть дней следовали на юг вдоль его восточного берега. Шпанберг должен был завязать с японцами отношения, но не стал высаживаться и, обогнув Южные курильские острова, повернул обратно на Камчатку.
В. Вальтон и на этот раз отличился: он прошел до юго-восточного выступа Хонсю и выслал на берег за водой восемь человек. Японцы помогли им набрать воду. Оттуда В. Вальтон прошел на юг, мимо каких-то цветущих берегов, и на 33°28" с. ш. бросил якорь у маленького острова (вероятно, из группы Идзуситито), где простоял день. В июле он вернулся в Охотское море.