22 июня 2022. Цены на отдых в Приморье взлетели в стратосферу, в Хабаровском крае наблюдается реставрация туров времен СССР, а дальневосточный турист пока, хоть и скрепя зубами, но готов терпеть отсутствие условий, инфраструктуры и укусы гнуса. Почему все происходящее лишь разные лица одного и того же процесса и почему полмиллиона за один тур хоть и дорогая, но справедливая цена в интервью вице-президента некоммерческой организации "Дальневосточная региональная ассоциация туризма" Валентины Асеевой руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову.
— Валентина, до туризма ли сегодня россиянам?
— Скорее, нет, чем да. С одной стороны, 2022-й год себя позиционирует как год восстановления активности в туротрасли. С другой, в туротрасли наблюдается период турбулентности. Но тем не менее есть и плюсы. Например, ранее для льготной категории граждан, пенсионеров и молодежи до 23 лет, никогда не было таких субсидированных билетов: Хабаровск — Москва — Хабаровск за 10 800 рублей. Причем, на период высокого сезона. Или для дальневосточников — 15 300 до Москвы, откуда и на западные направления можно, и за границу. К сожалению, на сегодняшний день из Хабаровска, и в целом с Дальнего Востока, для туриста никаких заграничных направлений нет. Конечно, тут и объективные и субъективные факторы, они многим известны. Надежда есть на осенний период, но пока только из Владивостока и из Москвы. Даже в наш любимый Таиланд, к которому привыкли наши путешественники. Из Хабаровска этот вопрос пока не решается.
— А что мешает?
— Есть сложности в бортах самолетов и в безопасности, то есть какие перевозчики смогут летать беспрепятственно за рубеж с гарантией того, что самолет, воздушное судно не будет арестовано. Некоторые близ находящиеся наши соседи, та же Южная Корея, к сожалению, поддерживают антироссийские санкции. У нас желающих много полететь не только в Южную Корею, но и транзитом через Южную Корею. Это очень удобные маршруты, удобная транспортная логистика. Но они не планируют принимать российские борты непосредственно с Дальнего Востока, и вообще из России в целом.
— Туристическая отрасль сильно изменилась за последнее время?
— Я бы сказала, что период легкой работы, когда просто нажимая на кнопочку, заключали договора с туроператором и продавали туры, уже ушел. Сегодня мало только логически мыслить. Информация быстро меняется — вводятся и снимаются ограничения, открываются и закрываются направления, изменения в транспортной логистике, в правилах въезда. Причем не только за рубежом, но и внутри России. Все эти правила необходимо предусмотреть обязательно.
— Раз есть сложности с отдыхом за рубежом, наверняка, вырос спрос на внутренний туризм в нашем регионе и в целом по стране? Насколько?
— Вообще ситуация в какой-то степени мне даже нравится. Возрождено очень много туров, популярных в СССР. Но если говорить о Дальнем Востоке, не секрет, что мы, дальневосточники, особенно в летний период, желали бы посетить теплое море. Это нормально. А для нас ближе всего Японское море, правда, оно не настолько теплое и сезон довольно короток. И в этот короткий период на море едут отдыхать и отпускники, и школьники, и студенты, и семьи выезжают на выходные, все хотят на море. А когда растет спрос, то и цены иногда оказываются не по карману потребителю. Например, таких цен, как в 2022 году, в Приморском крае не было никогда. Очень высокие тарифы на обслуживание, на гостинично-сервисный бизнес. А если говорить о маршрутах выходного дня, то это, конечно, Хабаровский край и близлежащие регионы.
— Коль уж мы заговорили о внутреннем туризме, какой маршрут может проложить турист по Хабаровскому краю? Всем известные Шантары довольно дороги — цена доходит до полумиллиона за одного человека… Чем более доступным можно заинтересовать местного туриста, да, пожалуй, и не местного?
— Радует, что ряд компаний, которые ранее работали по выезду отправке туристов за рубеж, очень быстро смогли переориентироваться на туры внутри Хабаровского края. Такие компании надо поддерживать, возможно давать им какие-то преференции, всё-таки они не только развивают регион в целом, они дают возможность узнать и полюбить наш край, и привлекать инвестиции в том числе. У нас может быть много того, что могло бы заинтересовать местного туриста. Например, круизы на теплоходе по реке Амур. По полноводности наша река занимает четвертое место в России, и седьмое в мире. Но круизов, к сожалению, на сегодняшний день нет. На мой взгляд, пришло время для административного корпуса решить эту проблему.
Или отдых в санаторно-курортной зоне, как в Хабаровском крае, так и в соседних регионах. Спрос значительный. А что мы можем предложить? У нас почти нет вариантов.
Мы ведь турагентская и туроператорская сеть, мы все торговые точки. У нас нет задачи развивать, строить гостиницы или какие-то базы. Вот, например, есть магазин, который продает хлеб. Его же не заставляют сеять пшеницу, рожь, ячмень, выпекать этот хлеб и прочее. А почему вы нас заставляете этим заниматься? Мы этого не будем делать. Мы продаем услуги.
— Это надо тоже понимать. То есть все-таки задача развивать регион — это задача других структур, на это они должны обратить внимание.
Руководитель ИА AmurMedia Андрей Швецов и вице-президент некоммерческой организации "Дальневосточная региональная ассоциация туризма" Валентина Асеева. Фото: ИА AmurMedia
— То есть остаются только Шантары…
— Это место, действительно, интерес вызывает. Но когда потребитель сталкивается со стоимостью поездки, тут интерес, конечно, резко пропадает. И это понятно. Это не для каждого. И с другой стороны, чтобы сохранить первозданную природу Шантарских островов, туда большого потока туристов и не должно быть. Мне кажется, что это место больше для профессионалов или для любителей, которые действительно могут себе позволить посещение Шантар. Это нормально. Чтобы сохранить что-то надо, наверное, не переусердствовать в этих маршрутах.
— А где же инвесторы? Они готовы вкладываться в туристическую инфраструктуру в Хабаровском крае?
— Пока это не очень выгодно. Практика прошлых лет показала, что вложения либо не окупились, либо не были поддержаны со стороны административного корпуса. Не было помощи в получении грантов, в оказании какого-то содействия бизнесу. Например, в Китае любая компания, которая участвует в развитии региона, три года не оплачивает никаких налогов. А почему бы и не перенять эту практику?
— Но разве интерес к внутреннему туризму и спрос на него не может обеспечивать рентабельность?
— Но это временный спрос. Когда начнет восстанавливаться связь с заграницей, потребитель выберет где дешевле, есть сервис и качество. Мы ж не сможем его заставить идти в лес, где нет услуг, элементарных бытовых условий, инфраструктуры и летает гнус. Сейчас либо краткосрочные туры, либо это временно.
— Переориентация на внутренний поток сказалась на экономике турбизнеса в регионе?
— Если при продаже туров за рубеж есть определенная прибыль, то при продаже туров внутри России эта прибыль уменьшается. И даже участвуя в развитии региона, предприятие не сможет больше зарабатывать. Потому что потребитель, приобретая туры внутри региона или по России, планирует его приобрести по минимальной стоимости. И зачастую мы слышим "почему так дорого, почему такое дорогое питание, почему такие дорогие транспортные услуги?" и так далее. Работать на зарубежных направлениях проще и легче. Цена выше, прибыль выше. А сейчас усердно работаешь больше, а зарабатываешь меньше.
— Тогда вопрос про туристическую инфраструктуру. Что может предложить российский турбизнес взамен четырех-пятизвездочных гостиниц, которые нас встречают в зарубежных странах?
— Я могу так сказать — подтягивается. Сегодня и в Сочи, и в Анапе, и в Геленджике, и в Крыму уже хороший уровень гостиниц, где все включено, есть сервис и хорошие условия. Не для каждого потребителя, но, тем не менее, для того, который уже избалован, мы можем предложить. Есть такие варианты. Сегодня большой плюс в отношении кэшбека, который государство выделяет непосредственно для тех, кто покупает туры в период этой программы. Все-таки это подспорье 20%, те же 20 000 рублей.
— Кстати, как Вы считаете, кешбек — это больше приятный бонус или все-таки механизм увеличения спроса?
— Приятный бонус и, тем не менее, увеличивает спрос. Когда была первая программа по кэшбеку, не все в этом разобрались, а многие не особо верили. Сегодня уже эта программа на слуху и все больше повышается активность. И это чувствуется на продажах, особенно по турам в Казань, Санкт-Петербург, Калининград.
— По Вашему мнению, туристические продукты достаточно разрекламированы в Хабаровском крае? Кто должен заниматься продвижением наших, региональных, туристических продуктов?
— Этим обязательно должно заниматься государство в первую очередь, а подвигнуть к этому должно министерство туризма, которое образовано в Хабаровском крае. Почему? Во-первых, для турагентской сети реклама — это не дешевое мероприятие. Во-вторых, мы занимаемся оказанием услуг. Мы, туристические фирмы, туроператоры, рассчитывали при создании ТИЦ, что турпродукты будут двигать в первую очередь, объединять турагентскую сеть, продвигать наш рынок не только для дальневосточников, но и для жителей других регионов. Сейчас много информации размещается в соцсетях, но должны в первую очередь работать профессионалы. Люди, которые знают, чем они занимаются, знают, что им делать и как делать, и привлекать именно бизнес. Бизнесу и так достается, особенно туротрасли. Это отрасль, которая страдает от всего — от вируса, от каких-то чрезвычайных ситуаций, погоды, климата или еще чего-то.
— Действительно, в катаклизмах разного рода в последние годы недостатка не было… За счет чего в таких нестабильных условиях выживали туристические компании?
— Те, кто временно пришел на рынок и открыли компании, когда было легко работать, они практически все ушли, или перепрофилировались, сказали, что это не выгодно. А те, кто уже давно работает, привык стабилизировать экономику своего предприятия. Уменьшать затраты, объединяться с коллегами для решения вопросов. Наверное, мы определенную закалку уже прошли и начинаем понимать, как и что необходимо делать в этих условиях.
— В завершении беседы я хотел бы услышать от вас, как от профессионала, прогноз развития туристического рынка в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке. Лето уже идет, путевки у многих куплены, гостиницы забронированы. Но к чему готовиться в следующем году?
— Нужно создавать условия для отдыха наших жителей на местном уровне. Тогда нам не страшна никакая ситуация. Это самое первое и основная задача. Чтобы дальневосточники не ехали куда-то за границу или еще куда-то, а отдыхали здесь, на территории нашего региона либо макрорегиона. А для этого надо создать минимальные условия транспортной логистики, чтобы наши дальневосточники изучили свой регион, край. Эта работа ведется, но хотелось бы, чтоб были какие-то не временные акции, а на регулярной основе. Чем больше будем знать свой край, тем больше мы его будем любить и продвигать. И тогда будет действительно меньше оттока населения из нашего региона.
Большое значение в этом году имеет транспортная логистика из Хабаровска, но пока только в Москву. Например, если у нас пока нет хороших условий для занятия горнолыжным видом спорта, было возможно поехать на Сахалин, и не только для пенсионеров и молодежи за 2000 в оба конца, но и для работающих граждан.
А почему нет в Санкт-Петербург рейсов? С чем связано это? А где прямые рейсы в Сочи? 17 июля должен прийти перевозчик и выполнять прямые рейсы из Хабаровска в Сочи. Но простите, сезон уже начался. Уже сегодня перевалило за вторую половину июня. А мы только узнаем, что с 17 июля вроде как полетит какой-то перевозчик и то под вопросом. Еще и продажи нет. Сможет ли он заполнить борт до той рентабельности, при которой он будет выполнять рейсы? Нет никакой гарантии. При 50% наполненности рейса будет нерентабельно, и перевозчик возьмет и отменит рейс. А людей гостиницы уже забронированные, а условия бронирования разные — с возвратом, без возврата, с какими-то штрафными санкциями. Самостоятельно тем лицам, которые принимают решение, на мой взгляд, эти вопросы не решить, давайте всё-таки вкупе с профессиональным сообществом решать. Давайте создадим условия в первую очередь для себя, для проживающих. Возможности есть. Наверное, надо желание и чтоб каждый на своем месте отвечал за свою функцию.