Александр Павлович Арбузов родился 21 июня 1810 года в с. Борок Холмского уезда Псковской губернии (ныне Торопецкий р-н Тверской обл.) в семье капитана 2 ранга. Отец его, Павел Петрович Арбузов, в 1792 г. окончил Морской кадетский корпус с присвоением чина мичмана, а в 1803—1806 гг. совершил путешествие на шлюпе "Нева" под командованием капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского — первое русское кругосветное плавание.
Александр, как и его братья Алексей, Пётр, Никанор, Иван, пошёл по стопам отца и в 1823 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1825 г. он был произведён в гардемарины, а через два года плавал на корабле "Александр Невский" от Кронштадта до Портсмута, оттуда на корабле "Князь Владимир" возвратился в Кронштадт.
В 1828 г. Александр был произведён в мичманы с назначением на Черноморский флот, в 42-й флотский экипаж. Во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг., командуя канонерскими лодками № 8 и № 9 на Дунае, он участвовал во взятии крепостей Тульчин и Силистрия, за что был награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость". В 1834 г. А.П. Арбузов получил производство в лейтенанты и перевод в 35-й флотский экипаж. В 1834—1838 гг. на шлюпе "Диана", корабле "Варшава", корвете "Месемврия" и фрегате "Агатополь" Арбузов крейсировал у берегов Абхазии, после чего на бриге "Телемак" перешёл из Одессы в Константинополь. В 1838 г. он был награждён орденом Св. Станислава 4-й степени "в воздаяние отличного усердия, оказанного им при содействии к спасению загоревшегося 24 мая 1838 года турецкого военного корвета".
В 1840 г. А.П. Арбузов был переведён в 33-й флотский экипаж и назначен командиром тендера "Спешный", а в следующем году награждён за 18 морских кампаний орденом Св. Георгия 4-го класса. В 1844 г. он назначен командиром шхуны "Вестовой" и через год произведён в капитан-лейтенанты. Командуя бригом "Неарк" и шхуной "Гонец", плавал в 1848—1850 гг. у абхазских берегов, затем состоял помощником капитана над Николаевским портом.
В 1853 г. А.П. Арбузов переведён с Черноморского флота на Балтийский. Здесь он крейсировал на корабле "Император", потом, командуя шхуной "Дождь", плавал также в Финском заливе, затем командовал отрядом канонерских лодок при г. Або (ныне г. Турку, Финляндия). 6 декабря того же года произведён в капитаны 2 ранга.
Новый поворот в судьбе А.П. Арбузова связан с начавшейся Крымской (Восточной) войной 1853—1856 гг., в ходе которой союзный англо-французский флот атаковал летом 1854 г. приморские города России на Чёрном море, на Балтике, на Белом море, на Тихом океане. 16 декабря 1853 г. Арбузов был назначен помощником Камчатского военного губернатора В.С. Завойко, командиром 47-го флотского экипажа и капитаном над Петропавловским портом с производством в капитаны 1 ранга.
По пути на Камчатку, уже в Забайкалье, А.П. Арбузов, встретив отряд солдат, набранных из сибиряков-охотников и направленных для обороны Петропавловска, стал обучать их только что вводимым в войсках военным движениям, которым сам научился в Турции у европейских инструкторов в 1848 г. (во время плавания на бриге "Неарк"). Путешествие на Дальний Восток он совершил по суше и отчасти водным путём, проследовав с генерал-лейтенантом Н.Н. Муравьёвым, будущим графом Амурским, на плотах, барках, лодках и пароходе "Аргунь" по Амуру от впадения в него Шилки до оз. Кизи, а оттуда пешком до залива Де-Кастри с отрядом солдат через тундру и болота Восточной Сибири. От Де-Кастри он пришёл в Петропавловск морем на транспорте "Двина" 24 июля 1854 г., после 35-дневного плавания. Вместе с ним прибыл направленный на Камчатку по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва инженер-поручик К.И. Мровинский (дед известного дирижёра Е.А. Мравинского), сыгравший важную роль в строительстве оборонительных сооружений Петропавловска.
Вскоре после прибытия на Камчатку А.П. Арбузов, будучи по характеру человеком прямым и неуступчивым, испортил свои отношения с губернатором В.С. Завойко, отрешившим его от всех занимаемых должностей. Случилось это перед самым открытием военных действий, когда англо-французская эскадра была уже в Авачинской губе. Верный своему понятию о чести и воинском долге, Арбузов поступил волонтёром на находившийся в Петропавловске фрегат "Аврора".
Как писал впоследствии сам Александр Павлович, "…распоряжением г-на Завойко я лишён права приказывать. Наконец, вполне убедившись, до какой степени плохо делаются распоряжения к обороне, я счёл своим долгом солдата оставить в стороне оскорблённое чувство человека и обратиться к г-ну Завойко с предложением моих услуг при защите порта. Для этого я отправил ему письмо, в котором выразил, что мне более 20-ти раз приходилось быть в делах с неприятелем, а потому из числа офицеров едва ли кто-нибудь в состоянии заменить меня за недостатком боевой опытности. В ответ на это письмо я получил разрешение. Приказ по этому предмету состоялся 23-го августа. Вступив в командование своей частью, я начал с того, что собрал людей и в краткой, одушевлённой речи напомнил им лежащие на них обязанности, причём поставил им на вид их нерешительность во время сбора для отражения неприятеля 18-го августа. Теперь, друзья, я с вами, — прибавил я, клянусь крестом Св. Георгия, который честно ношу 14 лет, не посрамлю имени командира! Если же вы увидите во мне труса, то заколите штыками и на убитого плюйте! Но знайте, что и я потребую точного исполнения присяги — драться до последней капли крови! "Умрём, — не попятимся!" — был единогласный ответ их".
А.П. Арбузов обнаружил отличную распорядительность и храбрость, опрокинув неприятельский десант с Никольской горы к морю, чем и способствовал победе, заставившей неприятеля отступить от Петропавловска. Известный историк, академик Е.В. Тарле образно назвал Петропавловскую победу 1854 г. "лучом света", который вдруг прорвался "сквозь мрачные тучи". Однако В.С. Завойко в своём рапорте умолчал о решающей роли А.П. Арбузова в обороне Петропавловска, как и об истинных заслугах командира фрегата "Аврора" капитан-лейтенанта И.Н. Изыльметьева и инженер-поручика К.И. Мровинского.
Александр Павлович сам попытался исправить эту несправедливость, опубликовав "Замечания на статью г. Фесуна о Петропавловском деле" в "Морском сборнике" (1860. № 10) и воспоминания "Оборона Перопавловского порта в 1854 году против англо-французской эскадры (Из записок очевидца и участника в этом деле)" в "Русской старине" (1870. Т. 1).
"Желание представить дело в более полном и правдивом виде обязывает меня как участника в нём напечатать выдержки из записок, ведённых мною в то время, — писал А.П. Арбузов. — Мне, старому матросу и солдату, не приходилось изощрять своих способностей над научною работою; чужды мне литературные приёмы, слава автора мне не привлекательна. Но я привык уважать факты, честно относиться к истине вот что и заставляет меня писать, чтобы просто и верно, без претензий на литературную обработку, сказать несколько слов правды о событии, славном для чести русского моряка и солдата".
27 июня 1855 г. А.П. Арбузов был переведён на Балтийский флот в прежнем чине капитана 2 ранга и назначен командиром Абовского отряда. 14 августа 1858 г. он назначается командиром форта "Князь Меньшиков" в Кронштадте, а 26 сентября получает производство в капитаны 1 ранга. 22 февраля 1860 г. А.П. Арбузов был зачислен в резервный флот, а 4 ноября 1863 г., отдав флоту без малого сорок лет жизни, был произведён в контр-адмиралы с увольнением от службы.
До 1866 г. он находился на гражданской службе в Пермской губернии. Последние годы жизни Александр Павлович провёл недалеко от родных мест — в городе Осташкове Тверской губернии, где скончался 14 января 1878 г. в возрасте 67 лет и был похоронен на кладбище Осташковского мужского Житенного монастыря. Могила затерялась, но после многолетних поисков автору удалось установить факт захоронения контр-адмирала А.П. Арбузова в Житенном монастыре, что отмечено памятной доской, установленной там в 1996 г. и освящённой наместником монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандритом Вассианом.
До последних дней жизни А.П. Арбузов сохранял любовь к морю и плаваниям. В его личном фонде в Государственном архиве Тверской области, наряду с "Записками о Камчатке", заметками о военных действиях у Петропавловска в 1854 году, письмами сибирского генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского, декабриста Д.И. Завалишина, художника И.К. Айвазовского, находится и договор с осташковским мастером Н.И. Тереховым, который обязывался построить для Александра Павловича лодку к 2 мая 1873 г.
По данным Российского государственного архива ВМФ, ещё четверо его младших братьев, окончив Морской корпус, стали моряками. Сестра Александра Павловича, Александра Павловна, вышла замуж за капитана-геодезиста Николая Емельяновича Куропаткина, преподававшего в Морском корпусе. Один из их сыновей, Алексей Николаевич Куропаткин, унаследовавший от матери имение Шешурино в нынешнем Торопецком районе Тверской области, стал героем русско-турецкой войны 1877—1878 гг, в 1898—1904 гг. был военным министром России, затем членом Государственного Совета, а в Первую мировую войну командовал Северным фронтом.
Анатолий Евгеньевич Карпов, 1979 год. Фото: ru.wikipedia.org
21 июня 1976 года чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов провел в Елизово сеанс одновременной игры на 25 досках.
Анатолий Евгеньевич Карпов (1951) — российский шахматист. В 1970 году Карпов стал самым молодым шахматистом, получившим звание международного гроссмейстера.
В 1975 году в биографии Карпова Анатолия Евгеньевича был выигран титул чемпиона мира. Тогда Бобби Фишера, удерживающий звание, не согласился со сроком проведения матча.
В 1978, 1981 году Карпов успешно защищал титул, победив Виктора Корчного. Однако в 1985 году звание было передано Гари Каспарову. В 1993 году Карпов выиграл чемпионат мира по шахматам по версии Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ). Карпов вновь вернул себе звание чемпиона ФИДЕ в 1998 году, когда победил Ананда Вишванатана.
В следующем году споры со спонсорской организацией привели к тому, что Карпов не участвовал в соревнованиях. Начиная с 2005 года в своей биографии Анатолий Карпов является членом Российской общественной палаты.
Малый ракетный корабль проекта 1234. Фото: ru.wikipedia.org
21 июня 1992 года в состав Камчатской военной флотилии вошел малый ракетный корабль (МРК) "Разлив", построенный во Владивостоке.
МРК "Разлив" — Российский малый ракетный корабль проекта 1234, шифр "Овод", по классификации НАТО — Nanuchka class corvette. Судно предназначено для борьбы с боевыми кораблями и торговыми судами вероятного противника на закрытых морях и в ближней океанской зоне. В процессе боевой службы корабль привлекался к выполнению ряда задач, несвойственных прямому предназначению — обеспечивал боевую подготовку подводных лодок, авиации, войск ПВО; выступал в качестве противолодочного корабля и спасательного судна; охранял морскую границу страны. МРК проекта 1234 поставлялись на вооружение ВМФ/ВМС: России, Алжира, Ливии и Индии.
В ноябре 1986 года на Владивостокском судостроительном заводе прошла закладка МРК "Разлив".
В августе 1991 года во Владивостоке состоялась церемония спуска на воду МРК малого ракетного корабля "Разлив".
В феврале 2020 года в Авачинском заливе у берегов Камчатки малый ракетный корабль "Разлив" отработал практические действия по ведению морского боя. МРК провел учения по отражению атаки средств воздушного нападения условного противника, задействовав артустановки АК-176 и АК-630. Также экипаж Разлива провел артиллерийскую стрельбу по морскому буксируемому щиту, имитирующему неприятельский надводный корабль и поразил макет морской плавающей мины.
21 июня 1910 года принят закон, устанавливающий порядок сдачи в аренду речных рыболовных участков.
21 июня 1938 году пароход "Харьков" и буксир "Тайфун" перегнали первый док для СРВ Южным путем из Одессы в Петропавловск. Транспортировка заняла 2,5 месяца.
21 июня 1961 года приказом по Камчатрыбпрому место базирования Корякского лесхоза перенесено из с. Тигиль в п. Оссора.
21 июня 1987 года решением I сессии 20-го созыва Совета народных депутатов Корякского автономного округа Валентина Тадеевна Броневич избрана председателем исполнительного комитета Совета народных депутатов Корякского автономного округа.