Пятикратный чемпион мира по биатлону будет работать пилотом на Камчатке

Игорь Малиновский: о спортивной карьере, новых целях и возвращении домой
Игорь Малиновский
Фото: Архив И. Малиновского, коллаж Анастасии Табачинской

31 мая 2022. Камчатский биатлонист, пятикратный чемпион мира среди юниоров Игорь Малиновский был одной из главных надежд российского биатлона. Но некоторое время назад талантливый парень вдруг пропал с биатлонных радаров. Зато стал чаще появляться на радарах отечественной гражданской авиации: всем, кто следил за спортсменом и его карьерой, хорошо известна любовь Игоря к вертолетам, и вот недавно он, наконец, стал дипломированным пилотом МИ-8 — окончил училище и получил пилотское удостоверение. Вот только у болельщиков остался вопрос — увидим ли мы молодое дарование на биатлонных трассах снова? Об этом и многом другом корреспонденты ИА KamchatkaMedia расспросили чемпиона. 


Чемпион Малиновский. Фото: Архив И. Малиновского

— Игорь, прежде всего, поздравляю тебя с окончанием училища — теперь ты профессиональный пилот! Мы знаем, как для тебя это было важно.

— Да, спасибо! Одна цель достигнута, теперь — новая учеба, на новый вид вертолета. Сейчас вот нахожусь во Владивостоке, в авиационном учебном центре, здесь можно пройти переподготовку на различные типы воздушных судов. Надеюсь, что к началу лета мне удастся закончить здесь все дела.

— В общем, можно сказать, ты сделал свой выбор — выбрал авиацию, а не спорт?

— Долгое время мне удавалось совмещать эти занятия. Целых 8 лет я учился в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации. Конечно, чистой учебы у меня было чуть больше 3 лет, но мне приходилось брать академический отпуск. Многие знакомые, когда узнавали, что я так долго учился, поражались, как мне удалось за это время не сдаться, не бросить, не свернуть с намеченного пути. Честно говоря, я и сам поражаюсь, потому что были моменты, когда я думал, что находясь между этих двух стезей, я в итоге не выберу ни одну из них.

— Но ведь изначально ты улетал с Камчатки в Омск именно учиться? Тогда уже хотел закончить с биатлоном?

— Да, в тот момент я собирался только стать пилотом вертолета, а биатлон хотел оставить себе в качестве хобби. Но так получилось, что на своих первых же выездных соревнованиях я здорово выступил, выполнил мастера спорта и отобрался на первые международные соревнования. Благодаря этому я и продолжил биатлонное дело. Выступал в двойном зачете — за Омск и Камчатку. 


Победы. Фото: Архив И. Малиновского

— …и сумел стать пятикратным чемпионом мира среди юниоров, и привлекался к выступлениям в составе мужской сборной России. Так в какой момент ты все-таки принял решение оставить спорт и сосредоточиться на вертолетах?

— Ну, скажем так… В один из ненастных дней во время учебно-тренировочного сбора я проснулся с желанием летать. Это было видение или что-то вроде того, где мне было сказано: если ты сейчас не успеешь закончить свой лётный колледж, то не успеешь уже никогда. Не сможешь получить свое долгожданное пилотское удостоверение и вообще пилотом вряд ли когда-нибудь уже станешь. Я проснулся и задумался: спорт — это, конечно, классно, но рано или поздно ему приходит конец. А дальше что? А дальше-то я хотел был пилотом. Пилоты, впрочем, как и спортсмены, люди суеверные, поэтому я поддался этому провидению и переключился на авиацию. И оглядываясь назад, понимаю, что сделал все вовремя — сейчас с летным делом у нас в стране большие проблемы. Во-первых, накладывают санкции на вертолеты. И хотя я учился на отечественную модель, но в процессе обучения мы проходили и промежуточный тип, например, "Eurocopter", а он иностранного производства, и сейчас с ним уже проблемы. Так что я сделал этот выбор очень своевременно, сумел в последний вагон запрыгнуть.

— Может быть тебе проще далось решение закончить с большим спортом, потому что у тебя была еще авиация — дело, которым ты хотел заниматься не меньше, чем биатлоном?

— Отчасти да. Но в спорте у меня бывали периоды вынужденных пауз, например, когда я восстанавливался полгода после травмы, и это время без тренировок для меня было сущим кошмаром. Я все равно ходил тренироваться и тогда думал: "Нет, никакой я не пилот, я спортсмен и только биатлоном и хочу заниматься". Чтобы себя успокоить, я пытался вспомнить, как тяжело и изнурительно мы тренировались, что это все трудно, но память услужливо подбрасывала и картинки того, что бывало ведь и весело, классно, здорово. 

— Так ты не жалеешь?

— Однажды, когда на улице был мороз минус 20, я совершал учебный полет на вертолете, и инструктор меня так же спросил — не жалеешь, что выбрал авиацию, а не спорт? И я ответил, что вспоминаю, как однажды бежал Кубок России в Увате при минус 25, когда стоишь на старте, дрожишь от холода и вообще не хочешь никаких гонок, но должен, ибо это спорт, а сейчас я сижу в теплой кабине вертолета, наслаждаюсь видами и кайфую. Вот в такие моменты вообще не жалею (улыбается)

— Какая гонка у тебя была заключительной в карьере?

— У меня еще не было заключительной гонки. Я не собираюсь полностью завязывать со спортом, буду продолжать выступать на местных краевых соревнованиях. Конечно, это уже не будет большой спорт, но совсем со спортом я не завязал.


Игорь не попрощался со спортом — болельщики смогут увидеть его на краевых соревнованиях. Фото: Архив И. Малиновского

"Хочу жить и работать только на Камчатке"

— Любовь к вертолетному делу у тебя от папы — он тоже пилот вертолета, работает на Камчатке. Какое твое первое вертолетное воспоминание?

— Сложно сказать. Я смотрел фотографии, мне там было годика 3-4, наверное, и я сидел в кабине вертолета. А есть видеозапись, где я еще меньше, там мой отец летает на мотопараплане, а я внизу такой радостный бегаю по лужайке, изображаю, что тоже как будто летаю. Папа на все такие мероприятия брал меня с собой. Он рассказывал, что отказать мне было невозможно — я устраивал жуткие концерты, если меня не брали. Так что есть и фото, и видео, где я уже в три года летал на МИ-8 и АН-2. А первое, что я помню сам, это когда меня взяли на патрулирование лесных пожаров на АН-2, и мне тогда впервые дали подержать штурвал. Под контролем пилота, конечно, но я тогда типа летал сам. Мне было лет 10. Вот тот момент я отчетливо помню. 

— То есть опыт управления вертолетом у тебя был с детства? 

— Скорее, самолетом: помимо АН-2 я также летал на мотодельтаплане, автожире — это виды, которые больше относятся к самолетам. А чем отличается управление самолета от вертолета, знаешь? У самолетчиков участвуют две руки, а у вертолетчиков — все четыре конечности, руки и ноги. 

— Пока ты учился, папа делился с тобой профессиональным опытом?

— Конечно! Когда я пришел учиться, уже, в принципе, знал многие вещи. Например, что такое воздушная подушка, авторотация, что такое горы и как с ними бороться и так далее. Так что я пришел на учебу уже с хорошим таким багажом. Не у каждого курсанта летного колледжа есть столько знаний сразу. В этом плане у меня был бонус. 

— А есть какое-то сходство в ощущениях между полетами и биатлонными гонками?

— Нет, это совершенно разные ощущения. Они у меня, скажем так, дополняли друг друга. Гонки — это какой-то адреналин, особенно если это чемпионат мира, и ты его выигрываешь, ты после этого выхолощен в эмоциональном плане и восстанавливаешься потом в течение недели. А полеты — это, в основном, спокойствие, умиротворение, счастье, радость, в общем, одна сплошная романтика. 

— Тебя, наверное, сложно удивить какими-то красотами природы и пейзажами после твоих вертолетных полетов? 

— Меня в принципе после Камчатки всегда было сложно этим удивить. А когда еще у нас были сборы на вулканах, то там просто нереальные виды. Меня сейчас все время пытаются впечатлить Алтаем. Но — не в обиду моим алтайским друзьям — рядом с Камчаткой это всё вообще не стоит. 

— Ты планируешь вернуться на Камчатку и работать там? Это необычное решение — чаще молодежь уезжает в другие регионы, а ты возвращаешься. Почему?

— Потому что я хочу летать и работать именно в родном крае. Где родился, там и пригодился, скажем так. Если честно, я в свое время тоже был среди тех, кто не хочет возвращаться домой. Все-таки, действительно, уровень жизни, инфраструктура на Камчатке очень отличается от материка. Вообще весь Дальний Восток немного отстает в развитии от "остального мира". Но сейчас, в нынешнее время перспектива развития туризма и лётной деятельности на Камчатке очень большая. Грех этим не воспользоваться. Надо пробовать, надо развивать. Тем более, я чувствую, что могу внести свой вклад и принести пользу людям. Много идей, много амбиций, будем пробовать. Завершу сейчас учебу во Владивостоке и вернусь в родное Мильково. 

У спортсменов, как правило, есть конкретные цели и мечты — попасть в сборную, выиграть Олимпиаду. А есть ли такие цели у пилотов? Может быть, налетать определенное количество километров, часов или что-то такое?

— Я только стал пилотом, поэтому для меня что ни полет, то достижение (смеется). Вообще у всех по-разному. Кто-то любит, так сказать, повыпендриваться, освоить какой-то высший пилотаж, но, как правило, большинство пилотов все-таки за безопасность. А если брать МИ-8, то любой второй пилот хочет вырасти в командира воздушного судна. Для этого нужно налетать не одну тысячу часов. А если работать в авиакомпании, то можно стать командиром эскадрильи, директором авиакомпании (смеется)


Пилот Малиновский. Фото: Архив И. Малиновского

— А конкретно у тебя какие ближайшие цели?

— Набираться качественного опыта, переводить это качество в количество, спокойно летать и радоваться. 

— И когда ты планируешь вернуться на Камчатку?

— Как только закончу учебу. Надеюсь, что уже в начале лета смогу это сделать. 

Беседовала Ольга Овсяник

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость