Камчатка 21 мая: День Тихоокеанского флота ВМФ России и шлюп Сенявин

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
День ВМФ на Камчатке. 2021 год.
Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

День Тихоокеанского флота ВМФ России

День Тихоокеанского флота (или День Тихоокеанского флота ВМФ России, День рождения Тихоокеанского флота ВМФ России) — российский праздник, ежегодно отмечаемый 21 мая в честь состоявшегося 21 мая 1731 года учреждения Охотского военного порта, ставшего первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке.

21 мая 1731 года указом императрицы Анны Иоанновны был учреждён Охотский военный порт. При нём была создана военная флотилия. Создание военного порта преследовало стратегические цели — защиту территории страны, охрану торговых путей и промыслов, отстаивание интересов Российской империи на Дальнем Востоке. До 1849 года Охотск являлся единственным русским портом на тихоокеанском побережье.

День Тихоокеанского флота установлен приказом Главнокомандующего ВМФ России адмиралом флота Ф. Н. Громова № 253, от 15 июля 1996 года, "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности". Празднуется ежегодно 21 мая.

В День Тихоокеанского флота на кораблях проходят торжественные построения личного состава и поднятие флагов расцвечивания. Центром празднования являются главная база флота — Владивосток.

Кульминацией праздника считается торжественный митинг у мемориального комплекса Боевой славы ТОФ во Владивостоке. К Вечному огню возлагают цветы, в расположенной рядом часовне проходит служба.

Одна из традиций праздника — гонка на ялах, победители которой получают кубок командующего Тихоокеанским флотом.


Плавание "Сенявина". Фото: ru.wikipedia.org

Второй заход шлюпа "Сенявин"

С 21 мая по 15 июня 1828 года — второй заход шлюпа "Сенявин" на Камчатку. В начале июня натуралисты экспедиции А. Постельс, Ф. Киттлиц и К. Мертенс поднялись на Авачинскую сопку.

"Сенявин" — шлюп, военно-морское исследовательское судно Российского императорского флота. Построен на Охтенской верфи в 1826 году. Имя получил в честь выдающегося флотоводца адмирала Д. Н. Сенявина.

В 1826-1828 годах под командованием капитана-лейтенанта Ф. П. Литке совершил кругосветное путешествие. При выходе из Кронштадта 24 сентября 1826 года на борту находилась команда из 8 офицеров (в том числе юнкер П. И. Крузенштерн), 7 старшин и 43 матросов. Кроме команды, на судне были 3 учёных: геолог и географ А. Ф. Постельс, ботаник и зоолог А. К. Мертенс, а также зоолог и орнитолог капитан прусской армии в отставке барон Китлиц.

Плавание "Сенявина" принесло немало географических открытий у берегов самой России. Летом 1828 года Ф. П. Литке определил точные координаты важнейших пунктов восточного побережья Камчатки. Были исследованы большой Карагинский остров и пролив, отделяющий его от Камчатки. Теперь этот пролив носит имя Литке.

О своей экспедиции Литке написал в книге "Путешествие вокруг света… на военном шлюпе „Сенявин“ в 1826-1829 годах", которая была издана в 1835-1836 гг. в Петербурге.

В 1835 году переоборудован под брандвахту в Кронштадте. Разобран в 1844 году.


Камчадалка с детьми и в уборном платье. Фото: гравюра из книги С. П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки"

Наведение порядка

В июле 1731 г. вспыхнуло восстание с центром в Нижнекамчатске, охватившее весь полуостров. Повстанцы захватили и сожгли острог. Десять лет после подавления освободительного движения карающий меч казачьих отрядов висел над полуостровом. 

Разгул казачества принял такие размеры, что вынуждено было вмешаться российское правительство. 21 мая 1733 года вышел указ, запрещавший захват рабов и работорговлю. В нём, в частности, говорилось: "…по Камчатке, как от воевод, так и от посланных для сбору с ясачных людей ясаку комиссаров и других сборщиков чиниться как в платеже излишнего ясаку, так и от взятков многое разорение, наипаче ж приметками своими жён и детей отнимают и, развозя, перепродают". Кроме того, местные казаки закабалили в крепостной неволе множество камчадалов. 

Тем временем на полуостров начали прибывать участники Второй Камчатской экспедиции Беринга, которых население обязано было кормить и возить по всему полуострову. Продолжались и буйства казаков. В разных районах Камчатки вспыхивали бунты и восстания. Беринг, будучи во время пребывания здесь главным административным лицом, направил карательные экспедиции против восставших на реках Утхолок и Подкагерной ительменов и осадивших Тигильский острог, и против жителей Тарьинского острожка отряд под командой своих офицеров.


Фото последнего тоена (вождя) православных курильцев Якова Строжева. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Тоёны 

21 мая 1733 года — Указ императрицы Анны Иоанновны "О непричинении обид и притеснений ясачным людям, живущих в Якутском ведомстве и в Камчатке". В данном Указе в каждом селении были назначены тоёны (старшины), обязанные следить за поведением прочих инородцев и за своевременной уплатой ясака.

К середине XVIII века население Якутии и Камчатки представляло собой набор самостоятельных территориальных объединений со своими названиями и диалектами. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин — объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля.

Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.


Японский корабль "КАНТО" в порту Петропавловска. Фото: srcmaterials-hokudai.jp

"Канто" 

21 мая 1923 года в Авачинскую губу пришёл японский транспорт "Канто" в сопровождении отряда миноносцев. Предлог — контроль состояния японских рыбалок на Камчатке, а также осмотр погибшего в районе Озерной крейсера "Ниитака".

Также в этот день

21 мая 1928 года приказом Далькрайоно открыт учебный пункт по слесарно-кузнечному производству в с. Парень Камчатского округа с 1 октября 1928 г.

21 мая 1951 года решением Тигильского райисполкома объединены колхозы "1 Мая" (с. Седанка Оседлая) и "Ленинский путь" в один — "Ленинский путь" (с. Тигиль). 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость