15 мая 1959 года открылось регулярное воздушное сообщение по маршруту Петропавловск — Владивосток. Рейсы на линии выполнялись самолетами "ТУ — 104 А".
Первый советский реактивный лайнер Ту-104 был создан в середине 50-х годов на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Использование готовой армейской машины позволило сократить сроки создания нового самолета. При этом пассажирский самолет имел массу недостатков, полностью устранить которые так и не удалось.
Основной причиной прекращения производства как раз и стали недоработки конструкции. Производили самолет с 1956 до 1960 года. Несмотря на малый срок выпуска, в конце 50-х и начале 60-х годов лайнер Ту-104 считался самым лучшим пассажирским самолетом в СССР.
Возможность создания пассажирской машины рассматривалась в КБ Туполева с самого начала разработки Ту-16. Чертежи будущего Ту-104 прорабатывались с 1952 года, то есть за два года до выхода постановления Совета Министров СССР о создании реактивного лайнера.
Первый полет состоялся летом 1955 года, а уже осенью стартовало серийное производство машин. Регулярная эксплуатация самолета на линиях началась в 1956 году.
На протяжении двух лет машина являлась единственным пассажирским лайнером с турбореактивной силовой установкой.
Лайнер производились на авиационных заводах в Харькове, Казани и Омске. Всего построили 201 экземпляр.
Ту-104 позаимствовал от бомбардировщика компоновку кабины пилотов, конструкцию крыла и хвостового оперения. Шасси состоит из носовой поворотной стойки и основных стоек, оснащенных двумя парами колес. Основные стойки убираются в отдельные гондолы, расположенные на крыле.
Для пассажирского лайнера Ту-104 был создан оригинальный фюзеляж с увеличенным диаметром, который позволял разместить несколько рядов пассажирских сидений. Диаметр фюзеляжа в центральной части составляет 3500 мм.
Установка сидений и боковых иллюминаторов потребовала перемещения крыла на нижнюю часть фюзеляжа. Фюзеляж разбит переборками на три секции — для экипажа, пассажиров и хвостовую, применявшуюся для перевозки багажа. Пассажирский салон разделялся на две части. В передней части располагались пассажиры 1-го класса, за ними был основной салон туристского класса.
В боковой части фюзеляжа выполнены круглые иллюминаторы, причем часть из них смещена вверх.
Эти иллюминаторы установлены в служебных помещениях и санузлах. Пассажирская кабина оснащена системой наддува, позволяющей удерживать нормальное давление до высоты 2500 м. При дальнейшем наборе высоты давление постепенно падало, на высоте 10000 м оно соответствовало значению давления при полете на 2500 м.
Запас топлива расположен в мягких крыльевых баках. На ранних самолетах Ту-104 имелся дополнительный бак, установленный в хвостовой части фюзеляжа. На поздних модификациях он не применялся. Каждый крыльевой бак имел индивидуальную горловину и заправлялся отдельно. Фюзеляжный бак заполнялся перекачкой топлива электронасосом из крыльевых баков.
Самолет Ту-104 оснащался турбореактивными двигателями АМ-3, созданными в КБ Микулина. Для запуска двигателя использовался бензиновый стартер, для которого имелась отдельная топливная система. Двигатели не имели реверса тяги, поэтому для сокращения пробега на самолете применялся вытяжной тормозной парашют.
Самолет послужил основой для большого числа серийных и опытных модификаций. Ниже перечислены некоторые варианты, выпускавшиеся серийно.
1. Ранний вариант под обозначением Ту-104, оснащен салоном на 50 мест. Собрали 29 машин.
2. С 1957 года стартовал выпуск 104А, укомплектованного салоном на 70 мест. Было выпущено 80 машин, многие из которых доработали до стандарта 104В.
3. Версия 104Б с удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить 100 пассажиров. Построено 95 машин.
4. Модификация 104В, предназначенная для перевозки 85, а позднее и 100 пассажиров. Применялись только на внутренних авиалиниях. Несколько машин оснастили салоном на 110 и 115 мест, который отличался тесной установкой кресел.
Вход в старый парк по улице Лазо. Фото: из фондов КГБУ ККОМ
15 мая 1964 года Камчатским облисполкомом было принято решение № 255 об открытии в с. Елизово районного парка культуры и отдыха.
Памятная доска на пограничной заставе "Налычево. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова
На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 319-20 от 15 мая 1975 года пограничной заставе "Налычево" 60-го Виленского, Курильского, орденов Ленина и Александра Невского пограничного отряда Краснознамённого Тихоокеанского пограничного округа КГБ при Совете Министров СССР было присвоено имя Героя Советского Союза младшего лейтенанта Г. Ф. Кирдищева. На заставе установлен его бюст.
Кирдищев Гавриил Федотович родился на северо-востоке Казахстана в селе Приозерное Аккольского района Акмолинской области 20 марта 1919 года в русской крестьянской семье Федота Илларионовича и Елены Ивановны Кирдищевых.
После семилетки окончил ФЗУ в казахстанском Петропавловске железнодорожную школу, где получил квалификацию слесаря. В армию уходил осенью 1938 года из коллектива тружеников железнодорожного депо Петропавловска.
С 1938 года служил в войсках НКВД, Камчатского погранотряда. В 1941 году был переведён в 205-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности (г. Горький). В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов при Саратовском пограничном училище, был направлен в Белорусский погранокруг. В начале 1944 года был назначен заместителем начальника 8-й заставы 13-го пограничного полка, а затем её начальником.
Весной 1944 года 13-й полк охранял тылы 5-й армии 3-го Белорусского фронта. Командовал полком опытный боевой офицерпограничник майор К. П. Петренко. В те дни шли кровопролитные бои за столицу Советской Литвы город Вильнюс. Пограничники действовали вместе с частями Красной армии, освобождали села, хутора, отбивали контратаки противника. Храбро, самоотверженно сражались пограничники и при самом штурме Вильнюса. За этот подвиг Приказом Верховного главнокомандующего от 25 июля 1944 года 13-му пограничному полку было присвоено почетное наименование Виленский.
Летом 1944 года 8-я застава 13-го пограничного полка войск НКВД 3-го Белорусского фронта под командованием младшего лейтенанта Кирдищева Г. Ф. выполняла в прифронтовой полосе задачу по охране тыла действующей армии, участвуя в Белорусской стратегической наступательной операции.
1 июля 1944 года во время проверки постов начальник заставы обнаружил группу фашистов численностью до роты, двигавшуюся в сторону нашего боевого охранения. Кирдищев немедленно поднял заставу (численность личного состава заставы — 30 человек) "в ружьё", и смело вступил в схватку с врагом, несмотря на его численное превосходство. В результате боя пограничниками было уничтожено 34 гитлеровца, в том числе 6 офицеров, и 24 взято в плен.
Младший лейтенант Г. Ф. Кирдищев обессмертил свое имя в боях под Вильнюсом. 13 июля 1944 года застава под его командованием следовала в деревню Пустоваловка и была обстреляна немцами. 33 пограничника смело вступили в бой. В это время из деревни вышло около 300 фашистских офицеров и солдат. Силы были явно неравны. На каждого бойца приходилось до десятка гитлеровцев. Начальник заставы, подпустив врага на близкое расстояние, подал команду: "Огонь!". Пограничники почти в упор стали расстреливать фашистов. Немцы растерялись, не выдержали и начали отходить. Пользуясь замешательством врага, лейтенант поднял заставу и атаковал отступающего противника. В этот момент Гавриил Федотович был тяжело ранен, но не оставил поле боя. Свыше сотни фашистов остались лежать на земле.
После окончания боя Гавриил Федотович без промедления на подводе был доставлен подчинёнными в ближайшее полевое медицинское учреждение Красной Армии — 544-й медсанбат. Военные хирурги немедленно вступили в борьбу за его жизнь, однако, полученное в область живота проникающее пулевое ранение оказалось смертельным. Герой скончался в тот же день — 13 июля 1944 года.
Кирдищев похоронен с воинскими почестями в столице Литвы — городе Вильнюсе на кладбище Антакальнис.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкофашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Кирдищеву Гавриилу Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
15 мая 1928 года камчатским окрбюро ВКП (б) принято решение о создании в Паратунке и Усть-Большерецке двух коллективных бедняцких хозяйств.
15 мая 1942 года решением Олюторского райисполкома открыта швейная и сапожная мастерская при артели "Горняк".
15 мая 1942 года постановлением Корякского окрисполкома принято решение о строительстве радиостанций в сёлах округа: Парень, Рекинники — Пенжинского района; Хаилино, Пахачи — Олюторского района.
15 мая 1948 года решением Корякского окрисполкома районный центр Карагинского района перенесён из с. Карага в с. Оссора.
15 мая 1952 года в связи с объединением колхоза "Тумгутум" с колхозом "Пролетарий" и перемещения всего с. Кахтана на другое место, решением Камчатского облисполкома Кахтанинский сельсовет ликвидирован.
С 13 по 15 мая 1964 года в Петропавловске-Камчатском прошли гастроли одного из крупнейших музыкальных коллективов мира — Государственного симфонического оркестра Советского Союза. Оркестр прибыл на Камчатку после окончания гастролей в Японии в полном составе (114 человек) только на три дня. В Петропавловске состоялось четыре концерта. Как отмечала газета "Камчатская правда" — "концерты прошли в переполненных зрителями залах".
15 мая 1965 года в Тигильском отделении колхоза "Красный Октябрь" на собрании полеводов приняты социалистические обязательства на 1965 г. Был разработан Кодекс полевода, в который вошли 12 заповедей.
15 мая 2007 года распоряжением Комитета государственного имущества Корякского автономного округа ликвидировано государственное унитарное предприятие Корякского автономного округа "Оленеводческо-промысловый совхоз “Тигильский”".