13 мая 2022. В апреле наш земляк, депутат Гордумы Петропавловска — Камчатского, волонтер регионального отделения "Единой России" Борис Лесков сопровождал фуру с продуктами и вещами до пункта приема гуманитарной помощи жителям ДНР, который находится в Ростовской области. Вернувшись обратно, он пробыл дома всего пару дней и вновь отправился в дорогу. На сей раз он поехал уже под Мариуполь помогать принимать беженцев. Борис стал первым волонтером с Камчатки, которому довелось поработать в эти непростые дни на Донбассе. О том, как проходила эта миссия, он рассказал в интервью ИА KamchatkaMedia.
— Борис, не можем не спросить. Здесь у вас семья, ответственная должность… Как решились на такую небезопасную поездку?
— Все началось с моей первой поездки в Ростовскую область. Тогда по инициативе Камчатского отделения партии "Единая Россия" был объявлен сбор средств на приобретение гуманитарной помощи для беженцев. Было принято решение закупить детское питание, подгузники, пеленки в рамках партийного проекта "Чужих детей не бывает". Коллеги доверили эту миссию мне. Созванивался с пунктами, узнавал, в чем есть острая необходимость, составлял заявки.
Гуманитарная помощь от жителей Камчатки. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
Логистика была непростая — мы закупали все на материке, с разных складов и фабрик, и чтобы все дошло в целости и сохранности, мне пришлось выехать и данный груз сопровождать лично. Когда я доставил наш 20-тонный груз в село Кулешовка, где располагался пункт приема гуманитарной помощи, я разговорился с ребятами, которые там работают. И они рассказали мне, что в пунктах временного размещения беженцев на Донбассе не хватает волонтерских рук. Люди из горячих точек постоянно прибывают, и им необходимо помогать… Пока я возвращался домой, решение у меня уже созрело. Я понял, что должен туда поехать…
— Как родные отпустили?
— Непростой это был момент. У нас большая семья, и я честно скажу, что не все обрадовались моему решению. Услышав, что я собираюсь в Мариуполь, зная, как там небезопасно, пытались отговорить меня сначала. Но я смог объяснить, насколько важна там сейчас помощь, и меня поняли. Считаю, чувство патриотизма глубоко сидит, на генном уровне в каждом из нас.
Гуманитарная помощь от жителей Камчатки. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
— А кто организовывает эту волонтерскую работу там на Донбассе?
— Это инициатива "Единой России", а реализуется она при помощи таких общественных организаций, как "Волонтерская рота" и "Молодая Гвардия". Я вылетел в Москву, добрался до штаба "Молодой Гвардии", и мы с волонтерами из разных городов России (там было порядка 40 человек — из Бурятии, из Приморья, из Вязьмы, из Подмосковья и др.) выдвинулись на автобусе сначала в Ростовскую область, потом пересекли границу ДНР… Распределились по точкам, там действует три пункта приема беженцев — в селе Володарское, в селе Безыменное и в Мариуполе. Именно через них проходят гуманитарные коридоры. Я был направлен в Безыменное, оно находится в 25 километрах от Мариуполя. В этом пункте нас работало 15 волонтеров.
Волонтеры. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
— Какова была ваша миссия? Как там построена работа с беженцами?
— Люди к нам приезжали, мы их регистрировали — это очень важная часть работы, она в последствии помогает найти родных… Люди часто приезжают в пункт и спрашивают, проходили ли через него их родственники и куда отправились. После прибытия мы предоставляли беженцам возможность помыться, кормили, приводили в чувство, оказывали моральную поддержку и первую медпомощь. Наша задача была — помочь людям восстановиться для дальнейшего пути. Потом их отправляли на фильтрацию, и далее они разъезжались по регионам нашей страны. Некоторые принимали решение вернуться обратно или в Украину, но все же подавляющее большинство уезжало в Россию. Конечно, все стараются попасть в те края, где у них есть родственники. Но были и те, кто отправлялся в те регионы, где у них никого нет из родных, лишь бы уехать подальше. А потом сразу новые люди приезжали к нам. И все заново, и опять по кругу... Этот живой поток там постоянный, не прекращающийся ни на час. Всего за эти две недели, которые я там работал, официально через наш ПВР прошло более 1, 5 тысяч человек.
— В каких условиях вы там жили? Тяжелее было морально или физически?
— Условия были спартанские. Наш палаточный лагерь был разбит между военной частью и одним из ПВР, который находился в Доме культуры. Второй ПВР, в котором размещалась основная часть беженцев, был обустроен в школе. Мы, волонтеры, жили в палатках, спали в спальниках, сами себе есть готовили, за дровами ходили, топили печь, воду брали у военных. Морально или физически было тяжелее? Да, одинаково, наверное. Было много раненых, которых приходилось таскать на себе. Там мы освоили какие-то базовые навыки медпомощи, например, перевязки. Но и морально было непросто, потому что новых прибывших надо было обязательно выслушать, а их рассказы были полны боли за родину, за то, что их предали… Но самое главное у людей в глазах появилась большая надежда. Они говорили, что ждали нас с 14 года. И, слава богу, что мы пришли. Спрашивали, будет ли у них так же безопасно, как в России.
Перевязать, накормить, выслушать.... Фото: Фото: Архив Б. Лескова
Пришлось научиться и медпомощь оказывать. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
Помощь беженцам. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
— Наверняка и у вас там были опасные ситуации, страшно не было?
— Когда мы из своего села Безыменного поехали помогать в Мариуполь на двое суток, я в полной мере понял, что такое страх и риск. Нам надо было оказать помощь людям, которые прятались долгое время в подвалах пятиэтажек, находящихся рядом с заводом "Азовсталь", там, где азовцы удерживали в заложниках больше двух тысяч человек. Остальной город уже начинал потихоньку возвращаться к обычной жизни, а в районе "Азовстали" шли бои. И вот мы зашли туда, с едой и водой, накормили, напоили людей, которые голодали уже много дней. И несколько человек, пожелавших уехать оттуда, мы взяли с собой в наш ПВР в Безыменном. В городе жители уже начали наводить порядок. Приятно было встретить там наших эмчээсников, которые помогают вывозить бетонные блоки и прочий строительный мусор.
— Несмотря на плотный поток беженцев, были ли человеческие истории, которые больше всего тронули?
— Там простых историй и не было. Когда видишь детей, которые голодали две недели… Когда слушаешь, как азовцы прикрывались людьми, как живым щитом… Когда рассказывают, как к их домам подъезжали и стреляли в упор по первым этажам… Все это ужасно. Но, наверное, больше всего запомнилась пожилая женщина, которая приехала в наш пункт с большими сумками, полными детских вещей. Это были вещи ее внучек, которых больше не было в живых. Бабушку только вытащили из-под завала, следующими шли ее дочь с внучками и зятем, и их привалило бетонной плитой. Навсегда. Эта пожилая женщина рассказала мне, что сама воспитывалась в детдоме и мечтала о семье. И вот она создала свою семью, были дети, внуки… И в один миг она опять осталась одна … с этими сумками с детскими вещами. И как бы ни было тяжело нам в тех условиях, мы не имели права раскисать, ведь нам необходимо было поддержать психологически тех людей, которым тяжелее в сотни раз. Многие потеряли не только дом, но и самых близких. Знаете, мы там взяли за привычку ходить с полными конфет карманами. Постоянно раздавали их детям. Оголодавшие, они радовались шоколадке, как какому-то чуду!
Помощь беженцам. Фото: Фото: Архив Б. Лескова
— Люди в этих страшных условиях забыли, какая она — нормальная жизнь…
— Да, мы старались всеми силами поскорее вернуть людей к жизни. Дело в том, что в Безыменном уже пять лет не устраивали никакие массовые праздники. Потому что в 2017 году, когда в их школе проводили мероприятия ко Дню Победы, прилетел снаряд! Он чудом не попал в школу и не взорвался. Но с тех пор, чтобы не накликать беду, о праздниках здесь забыли. А мы к майским дням подготовили и провели очень насыщенную программу. Устроили соревнования по футболу — для детей и взрослых, эстафету с призами провели, показ советских фильмов организовали. А еще мы сделали большой концерт живых песен, сами вышли с волонтерами и спели "Смуглянку", подали пример, так сказать. А потом люди стали петь свои любимые песни! Это было так душевно. Очень хочется, чтобы праздники здесь больше не боялись проводить. И чтобы нормальная жизнь наладилась.
Волонтеры. Фото: Фото: Архив Б. Лескова