Степан Поликарпович Беляев (1895-1952 гг.) — один из первых капитанов Камчатского морского пароходства.
Степан Беляев родился 10 мая 1895 года в селе Октябрьском Николаевской области. В 1914 году он окончил Николаевскую мореходную школу и уже в 1918 году сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1929 году был направлен на приемку судна "Баклан" в Гамбург. Затем работал на различных судах Дальневосточного пароходства.
25 июня 1941 года на борт "Декабриста", самого большого в то время двухвинтового грузового парохода, поднялся капитан С. П. Беляев. В конце года экипажу был поручен рейс в Америку, затем в Англию, где формировался конвой для сопровождения судов с танками, самолетами и боеприпасами в Мурманск. По пути в советский порт груженное вооружением судно, шедшее без конвоя, было атаковано фашистским самолетом. С пробоинами в борту "Декабрист" вернулся в родной порт. Это было первое судно, пришедшее в Мурманск после начала войны.
Второй рейс "Декабриста", в ноябре 1942 года, закончился трагически. На бесконвойный пароход налетела армада фашистских самолетов. Моряки покинули тонущий корабль. Шлюпка, в которой находился капитан Беляев, причалила к одному из островов Арктики. Шесть месяцев без продуктов, подбирая то, что выбросило море, зимовала группа моряков. Не все выжили. Осталось четверо, когда шлюпка с немецкой подводной лодки забрала их в плен. С. П. Беляев был отправлен в концентрационный лагерь для военнопленных. 9 мая 1945 года советские войска освободили узников. С. П. Беляев вернулся на Родину и снова пошел работать в пароходство.
В 1949 году С. П. Беляева на судне "Бухара" направили работать в образованное Камчатское морское пароходство. Умер С. П. Беляев 4 февраля 1952 года.
Магазин. Фото: novkniga.ru
Холдинговая компания "Новая книга" основана 10 мая 1996 года. Сеть книжных магазинов в Петропавловске — Камчатском, и в городах Елизово и Вилючинске. Холдинг осуществляет издательскую деятельность. Книги компании регулярно участвуют в дальневосточных, и всероссийских конкурсах. Многие издания отмечены дипломами и почетными грамотами.
Дмитрий Петрович Максутов. Фото: ru.wikipedia.org
Князь Дмитрий Петрович Максутов — российский контр-адмирал, главный правитель Российско-американской компании, участник обороны Петропавловска, последний губернатор Аляски.
Родился 10 мая 1832 года в Перми. Крещен 13 мая 1832 года (согласно церковной метрике) в семье управляющего Пермской удельной конторы коллежского асессора князя П. И. Максутова.
20 марта 1843 года, в возрасте 11 лет поступил в Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1847 году стал гардемарином. Окончил Морской корпус с производством 1 июня 1849 года в мичманы. В 1849–1851 годах на корабле "Варна", фрегатах "Кагул" и "Мидия" крейсировал у абхазских берегов.
28 марта 1851 года произведён в лейтенанты с назначением в 46-й Амурский экипаж и выехал через Сибирь на Дальний Восток. Ходил в Тихом океане, Охотском, Японском и Китайском морях.
В середине июня 1854 года прибыл в Петропавловск с целью участия в обороне Петропавловска. Командовал батареей № 2, отличился в бою с англо-французской эскадрой. За боевые отличия награждён Орденом Святого Георгия 4 класса:
"Командуя батареею № 2, из 11 орудий при 127 нижних чинах, подавал пример неустрашимости, в течение 8 часов, в бою 20 Августа 1854 г., при отражении нападения на Петропавловский порт Англо-Французской эскадры, состоявшей из 3 фрегатов с 156 пушками и парохода, вооруженного бомбическими орудиями, причём меткими выстрелами нанёс неприятельским судам значительные повреждения".
В 1859 году князь Дмитрий поступает на службу в Российско-американскую компанию и отправляется на Аляску. Там он сначала был помощником Главного правителя РАК. 1 января 1862 года произведен в капитаны 2-го ранга.
В начале 1863 года Максутов был вызван в Петербург по служебным делам. В декабре 1863 года он получил назначение на пост главного правителя Русской Америки. Перед отъездом на Аляску князь Максутов женился на дочери бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири В. Александровича Марии Владимировне Александрович. 26 мая 1864 года они прибыли в Новоархангельск. 1 января 1866 года был произведен в капитаны 1-го ранга с утверждением в должности.
Весть о продаже Аляски дошла туда лишь в мае 1867 года. Для обитателей Русской Америки новость была и горькой, и неожиданной.
Максутов оставался на Аляске ещё год, исполняя обязанности русского консула в Ситке (бывший Ново-Архангельск) и, занимаясь организацией отправки в Россию соотечественников, решал спорные вопросы, связанные с неоднозначной трактовкой договора. В 1869 году он сдал консульские обязанности Фёдору Коскулю и вернулся на родину.
После возвращения на родину 30 апреля 1869 года служил на коммерческих судах. В 1877 году награжден орденом Св. Анны II степени. 15 июня 1879 года был назначен временным членом военно-морского суда С.-Петербургского порта. 17 мая 1882 года произведён в контр-адмиралы с увольнением от службы.
Умер в Санкт-Петербурге в 1889 году, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга; могила утрачена. Именем Максутова названы улицы в городах Ситка (США) и Петропавловск-Камчатский.
Экипаж Ту-134 после возвращения в Сыктывкар. Командир воздушного судна Владимир Беляев крайний слева. Фото: из фондов КГКУ ГАКК
10 мая 1976 года вечером в Петропавловском аэропорту совершил посадку турбореактивный самолет "ТУ-134". Он выполнял испытательный рейс. Пункты следования — Домодедово, Архангельск, Омск, Братск, Якутск. Вечером экипаж сделал облет над Камчаткой и Тихим океаном.
Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — "Резкий") — советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году. Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.
Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне по сравнению с самолётами предыдущих поколений. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля (Т-образное оперение). Топливо размещено в кессон-баках крыла.
Ту-134 был сертифицирован по международным нормам. Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Использовался также в школах ВВС.
С 10 мая 1935 года городским районным отделом связи были отрыты регулярные рейсы почтового катера по Авачинской бухте. Помимо почты катер принимал 12 пассажиров. Ежедневно в 8 утра катер отходил от Петропавловска по маршруту — Кислые ямы — Стройка № 3 — Петропавловск. В 9.30 катер отходил на Центральную базу (Тарья). В 10.40 от Центральной базы шел в Старую Тарью, откуда в 11.40 отходил в Авачу. В 13 часов катер из Авачи следовал на Моховую, в 13.15 — в Сероглазку, оттуда возвращался в Петропавловск в 13.45.
10 мая 1943 года распространены тексты лозунгов Олюторского района на период путины: "Товарищ, помни! Фронт не только там, где гремят орудия, фронт у вашего невода! Каждый центнер выловленной сельди — тяжёлый снаряд по врагу! Каждая сельдь — пуля по фашисту! Если ты поймал рыбу, ты убил фашиста!"; "Рыбак, трудись вдвойне, трудись втройне, чтоб вдоволь рыбы дать стране!"; "Рыбаки и рыбачки! Сдержим слово, дадим фронту, стране как можно больше рыбы и рыбных продуктов!".
10 мая 1990 года создана камчатская туристическая компания "Камчатинтур" — камчатский туроператор по внутреннему и въездному туризму.