1 мая 2022. Санкции, введенные против России в 2022, назвали самыми жесткими и беспрецедентными. Их влияние и нестабильность на рынке валют заставляют нашу экономику не только переживать стресс, но и искать пути выхода из этого состояния, а, значит, меняться. Один из очевидных эффектов — рост импортозамещения: где-то это уже реальные шаги, где-то пока красивые планы на бумаге. Отечественные производители намереваются занять освободившиеся от заграничных товаров полки. Насколько это получится? На этот вопрос ответит время.
Однако в нашей истории есть примеры, когда напор бизнеса и воля государства позволяли делать заметные прорывы в этом направлении. И даже, заметьте, без страшных санкций.
Есть тому подтверждения и на нашей родной Камчатке. Еще не так давно, лет 15 назад, практически всю мясную продукцию у нас производили из замороженного мяса, привезенного из-за границы. Когда компания "Агротек" делала на рынке свои первые шаги, Камчатка обеспечивала себя собственным мясом лишь на 12 %. Руководство компании уже тогда било в колокола: необходимо создавать условия для производства продуктов здесь, на месте, обеспечивать продовольственную безопасность полуострова! Государство откликнулось — ввело квоты на завоз сырья из-за рубежа и разработало программу по развитию свиноводства. Сегодня, благодаря "Агротеку", Камчатка обеспечивает себя свининой на 70 %. И, кажется, работоспособность именно этого сегмента на фоне санкций вызывает сейчас меньше всего опасений. Так ли это? О том, как эти непростые времена переживают пионеры импортозамещения на Камчатке, корреспонденты ИА KamchatkaMedia побеседовали с генеральным директором ГК "Агротек" Владимиром Рубахиным.
Владимир Рубахин. Фото: Архив ГК Агротек
— Владимир Ильич, вы помогаете экономике региона спокойнее переносить санкции. Камчатка ведь сама себя прокормит мясом?
— Да, когда-то мы тоже начинали с того, что производили колбасу из привозной импортной свинины. Но предыдущую 10-летку мы провели под флагом импортозамещения. Строили, строили и, наконец, построили! Сегодня у нас работает экоферма "Сокоч" и свинокомплекс "Лесной". Собственной свинины нам теперь хватает, как на производство колбас, деликатесов и полуфабрикатов, так и на то, чтобы снабжать жителей Камчатки свежим охлажденным мясом. На сегодняшний день край своей свининой обеспечен на 70 %. Это довольно серьезная цифра! И, пожалуй, ни один регион на Дальнем Востоке не обеспечен так, как мы. Приморье, возможно, в перспективе, когда там достроят свинокомплексы, составит нам конкуренцию. Но больше никто в ДФО и близко не подошел пока к нашим показателям.
— А по вашей компании санкции ударили? Каким импортом вы пользуетесь на производстве?
— Санкции и нестабильность валют, конечно, и нас затронули. Техника и оборудование, на котором мы работаем — это все импорт. Оно лучше работает, чем отечественное. К сожалению, это так, и это объективно. Так вот, запчасти на эту технику очень подорожали. Возросло в цене и топливо: сегодня на колонках оно стоит дешевле, чем для тех, кто его покупает оптом — вот такие странные реалии.
— А ваши поросята ценных датских и канадских пород? Вы же постоянно обновляете производителей… Они тоже подорожали?
— Это, пожалуй, то немногое, что не подорожало. Породы зарубежные, но производят их в генетическом центре города Воронежа. Именно там мы закупаем производителей. Это прекрасные породы, которые дают нам такое мраморное мясо и такое нежное сало!
Но в нашем производстве нет мелочей. Качество конечного продукта зависит не только от генофонда, но и от многих других факторов. Например, от того, чем мы кормим наших поросят. Когда-то мы покупали корма на рынке, но уже почти 10 лет мы выращиваем их сами. На Камчатке, естественно, погода не позволит нам возделывать ячмень, кукурузу и сою, тем более, в промышленных объемах — поэтому мы открыли хозяйство по выращиванию зернобобовых в соседнем Приморье, в селе Черниговка.
То, что происходит с ценой на мясо в "Агротеке", закладывается в Приморском крае…Наша конкурентоспособность — это стоимость зерновых, которые мы там выращиваем.
-— В прошлом году там была засуха. Редкий год, когда в Приморье засуха! Мы старались, удобрения хорошие внесли, вовремя посеяли, ну, думали, сейчас … Соя стояла уже в июле высоченная, по пояс, а потом она такая же осталась, а бобы перестали расти, семечко не завязывалось. В итоге, сои мы собрали 12 центнеров с гектара, а обычно собираем 25. Половину потеряли! Но, при хорошем раскладе, корма, выращенные самостоятельно, дают нам возможности существенно удешевить нашу продукцию. Поэтому мы будем развивать это направление. Засуха ведь в Приморье бывает раз в 50 лет. И сегодня у нас вовсю уже идет посевная. Надеемся на новый урожай!
Семена, которые мы приобретаем в Краснодарском крае, хоть и российские, но тоже подорожали. Сильно поднялись цены на средства защиты растений, чтобы сохранить качество урожая мы должны обработать его вовремя от жучков-паучков. Это как раз импортная продукция, и стоимость ее скаканула вслед за курсом евро. Также, в кормах для животных есть такие обязательные составляющие, как витамины и аминокислоты. Это тоже импорт. Большая часть сырья для витаминов производится в Китае. Здесь кое-где возник рост на 23-25%. Это много! Но без этих ингредиентов хороший корм не получится, мясо качественным не будет.
– А замены нет на российском рынке?
— Пока в нужных объемах нет. Но есть программа импортозамещения… И я, учитывая те усилия, которые сегодня прикладывает правительство, надеюсь, что она в этом направлении заработает! Ну что, Россия, например, не сможет производить лизин? Это выжимка из зерна, концентрированный белок… Думаю, такие заводы у нас обязательно построят. А пока что мы имеем очень дорогое импортное сырье.
— То есть, цены на вашу продукцию соответственно тоже поднялись значительно? А по-обывательски если взглянуть на ваше производство, то кажется, что если вы выращиваете свинину здесь, то и причин для ее удорожания совсем нет…
— Если не вникать в сложности производства, то, возможно, людям так и кажется… Но это далеко от реального положения дел. И ведь я назвал еще не все составляющие, которые формируют рост цен. Главная составляющая — финансовая. Мы ведь вернули еще не все кредиты, которые брали на наши большие стройки. Как нам говорили? Занимайте в рублях, а не в долларах… Мы заняли в рублях. И что?
Ставка рефинансирования в этот кризис выросла до 20%. Это значительное повышение! Если объяснять предметно, то надбавка на эту ставку составила 10 рублей на килограмм свинины. Все остальное, что я перечислил выше — подорожало на 20-25%. А цена на мясо от "Агротек" с начала года выросла всего на 8%.
-— Я все же считаю, что это определенный фактор сдерживания с нашей стороны. То есть, мы, мягко говоря, не в топе повышения цен. Если килограмм мяса в отрубе у нас раньше стоил 290 рублей, то теперь 315 рублей. А вот цена за килограмм макарон, например, нынче доходит до 500 рублей! Сопоставимо это?
— История вашей компании показывает, как, постоянно вкладывая в развитие, можно вырасти из небольшого семейного бизнеса в лидера отрасли в дальневосточном регионе. Та ситуация, которая сегодня складывается в экономике, в мире в целом… она оставляет вам силы думать о развитии? Поддерживаете ли вы оптимизм тех, кто сегодня говорит о санкциях, как о факторе роста отечественного производства?
— Обратной стороной санкций, при определенных усилиях, действительно может стать развитие нашего российского производства. Опустевшие ниши надо занимать. Что же касается планов "Агротека", то тут требуется время. С момента начала спецоперации, введения санкций и валютного скачка еще и квартала не прошло… В сельском хозяйстве результаты приходят медленно. Чтобы более-менее оценить степень влияния обозначенных явлений, должен пройти, как минимум, сезон. Тогда мы увидим, какие последствия для нашей конкурентной среды проявились. Этот сезон нужно прожить, потом взвешивать и оценивать, какое развитие мы можем себе позволить. Но то, что оно будет продолжаться, у меня нет сомнений. Мы хотим развиваться в разных направлениях — не колбасой единой! Магазины "Агротек" — это интересный ассортимент, во многом уникальный — у нас есть товары, которые вы больше на Камчатке нигде не купите, я имею в виду и завозную продукцию, и наши продукты. Мы, например, развиваем кондитерское направление — готовим легкие эксклюзивные десерты.
Поскольку одной из главных точек роста Камчатки является туризм, мы делаем ставку и на развитие производства специальных наборов питания для туристических компаний. Также открываем свои кафе… Помимо этого, замечая тенденцию к уменьшению желающих заниматься готовкой дома, мы работаем над домашним меню. Мы также хотим развиваться в направлении доставки продуктов, причем, не только из магазинов, но и с наших складов, в любую точку края. Уже прорабатываем с партнерами эти схемы.
— А есть ли у вас амбиции занять дальневосточный рынок?
— Наша продукция, кроме Камчатки, уже присутствует на прилавках Сахалина, Магадана, Хабаровска и Приморья. В небольших объемах, но она там есть. У нас нет сверхзадачи захватить Дальний Восток. Одна из наших задач — не сдавать на Камчатке позиции конкурентам, которые возят к нам мясную продукцию из других регионов. Для этого необходимо держать качество и цены. А покупатель выберет, что лучше — продукт, накачанный солевым раствором, или свежее мясо, в составе которого единственный ингредиент — собственно, свежее мясо.
У "Агротека", кстати, есть "Служба качества". В нее посредством телефонного звонка или через интернет может обратиться любой покупатель, у которого возникли нарекания. И мы обязуемся продукт заменить (если, конечно, он еще находится в рамках сроков годности). Если вы купили этот продукт в торговой сети, то не продавец вам заменит его, а мы — производители.
— Владимир Ильич, вы являетесь еще и общественным представителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Камчатском крае — той структуры, которая, в том числе, прикладывает усилия для создания плодотворного инвестиционного климата в регионе… По вашему мнению, стала ли Камчатка за последние годы привлекательнее для инвесторов?
— Во-первых, при участии АСИ появились организационные инструменты. Такие как, например, инвест-стандарт, которым теперь можно и нужно пользоваться. Также на Камчатке заработал инвест-совет (который, кстати, был признан лучшей в России практикой в этом направлении). Помимо этого, появилось "одно окно" для инвесторов, постучавшись в которое с любой идеей, ты уйдешь с ясным планом действий, как и что тебе предпринимать далее. Во-вторых, Камчатка благодаря усилиям, прежде всего, полпреда в ДФО Юрия Трутнева, обрела новый фокус в развитии.
Мы уже сейчас не сырьевой придаток, а интереснейшее туристическое направление. И это нынче особенно актуально, когда практически все двери за границу закрыты… Очень бурно начал развиваться внутренний туризм. И все увидели, что на Камчатке-то как красиво, оказывается!
И все, что сейчас делается — и парк "Три вулкана", и строительство нового аэропорта — способствует тому, что инвестиционная движуха на Камчатке чувствуется! Есть для инвестора, куда приложить силы. И, кстати, исполняя поручение полпреда, все дальневосточные регионы вошли в 30-ку лучших в России в национальном рейтинге инвест-климата. И Камчатка, конечно, тоже. Но останавливаться региону на этом не стоит, необходимо создавать красивые, комфортные площадки, на которые бизнес будет заходить и работать.
— А что вы скажете о перспективах инвестирования в вашу родную отрасль?
— Скажу, что сегодня есть достаточно свободных ниш, к которым стоит присмотреться. Это растениеводство открытого и закрытого грунта, например.
— А скотоводство? Вот, чтобы Камчатку обеспечивать собственной говядиной, как и вы свининой, на 70 %…
— Чтобы зайти и такой значимый, крупный объем поднять — это очень сложная задача, даже не знаю, кому она сегодня по плечу… С точки зрения небольших фермерских хозяйств, наверное, целесообразней было бы. Где говядина пошла бы, как "шлейф" от молочного производства. Доращивать бычков и сдавать на мясо — это было бы фермерской задачей номер один. Травы много, комбикормовый завод есть... Заходите, работайте!
— Что-то не выстраивается очередь из инвесторов в этом направлении…
— Да, нужны горячие сердца и буйные головы… Потому что сельское хозяйство — это не сфера быстрых прибылей. В сельском хозяйстве ты не станешь богатым через два года, и через пять не станешь. Тут нужно понимать, если ты всерьез за это возьмешься, то это — забег на всю жизнь!
Беседовала Яна Щеголихина
Смотрите полную версию на сайте >>>