Первая половина уже далёкого 1934 года в нашем городе прошла в тревожном напряжении, затем сменившимся радостным ликованием. В это время в недоступных полярных водах разыгрывалась трагедия: погиб, раздавленный льдами, пароход "Челюскин", а члены его экипажа и экспедиции боролись с грозной стихией за жизнь.
Петропавловск в силу своего географического положения совсем недавно, а именно в 1932 г., превратился в конечную точку ранее небывалого маршрута Северного морского пути. Он являлся центром Камчатской области, к которой по тогдашнему территориально-административному устройству страны относился Чукотский полуостров, у берегов которого разворачивалась челюскинская эпопея. Одновременно Петропавловск являлся и ближайшим сравнительно оборудованным портом, из которого можно было оказать помощь терпящим бедствие. Он же и стал первым крупным городом СССР, торжественно встречавшим спасённых.
Пароходе "Челюскин" построили в 1933 г. в Дании, в порту Копенгаген, на верфях знаменитой фирмы "Бурмейстер и Вайн" по заказу советских внешнеторговых организаций. Так как судно предполагалось использовать на направлении Владивосток устье реки Лены, то вначале его назвали "Лена". Пароход, имевший водоизмещение семь с половиной тысяч тонн, мог совершать плавания во льдах. Его спустили на воду 11 марта, завершили испытания 6 мая, а в первый рейс отправили 3 июня 1933 г. Через пару дней, 5 июня "Лена" пришла в Ленинград, здесь спустя две недели получила новое название в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Ивановича Челюскина.
В июле 1933 г. "Челюскин" под командованием перегонного капитана П. Безайса и начальника полярной экспедиции члена-корреспондента Академии наук СССР профессора Отто Юльевича Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя на завод-строитель. Здесь отремонтировали обнаруженные неисправности. 27 июля в Дании в должность капитана вступил известный полярный моряк Владимир Иванович Воронин. 2 августа 1933 г., имея на борту сто двенадцать человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток. Цель плавания подтверждение возможности прохождения по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию, принципиально показанной в прошлом, 1932 г., пароходом "Александр Сибиряков". Предполагалось, что на наиболее тяжёлых участках пути ему будут помогать ледоколы.
26 марта 1934 года главный источник новостей для жителей нашего полуострова газета "Камчатская правда" опубликовала письмо Отто Шмидта, озаглавленное "Как погиб Челюскин и как живут челюскинцы", полученное по радио. Адресом отправителя значилось "Полярное море, лагерь Шмидта". В это время члены экипажа и экспедиции после гибели судна располагались на льдине. Вот что сообщал профессор: "Рейс Челюскина, кроме сбора разносортного научного материала, должен был послужить проверкой возможности прохода Северным морским путём грузовых пароходов-неледоколов, кроме специально приспособленных. Предполагалось, что в случае тяжёлых льдов впереди Челюскина пойдёт ледокол Красин. Льды оказались тяжёлыми в обеих половинах пути, западной и восточной. Однако Красиным (краснознамённый ледокол) мы воспользоваться не могли. Он сам частично пострадал в Карском море и должен был целиком отдаться проводке судов по льду. Челюскин пошёл один, без посторонней помощи. Дошёл до Берингова пролива, даже вошёл в него (4 ноября 1933 г.), то есть прошёл весь Северный морской путь. В Беринговом проливе он оказался зажатым льдами, которые затем отнесли его далеко на север и после длительного зигзагообразного дрейфа, 13 февраля 1934 г. довершили своё дело, раздавив пароход.
Первый рейс Челюскина, особенно его дрейф, дали колоссальный материал, расширяющий наш путь для нового плавания. Из этого опыта можно сделать два совершенно несомненных вывода. Во-первых, переход Северным морским путём для хороших грузовых судов возможен, навигация должна развиваться. Во-вторых, на трудных участках, каковы район Северной Земли, Чукотское море, надо иметь дежурные мощные ледоколы. Дежурный ледокол всегда выколол бы Челюскина или любой другой пароход в октябре или ноябре из Берингова пролива или Чукотского моря. Зимовка парохода обходится дорого, задерживает нужный хозяйству флот и может привести к катастрофе. Наличие ледокола, обязательно достаточно мощного, это сделает зимовки пароходов явлением исторического прошлого. Несомненно, такой дежурный ледокол у нас будет, но пионерские рейсы Челюскина, в прошлом году Сибирякова, должны были обойтись ещё без него".
км в городе Петропавловск-Камчатский. Фото: telegram-канал "Чёрно-белая Камчатка"
26 марта 1934 года стало известно, что на последнем заседании президиума облисполкома утверждён титульный список коммунального строительства, предусматривавший возведение двух двухэтажных жилых домов и гостиницы.
Предполагалась реконструкция городской электростанции, строительство банно-прачечного комбината, пожарного депо, водопровода. По разделу культурно-просветительного строительства в списке значилась постройка интерната, совпартшколы, достройка детсада и сооружение здания школы фабрично-заводского обучения.
Больничное строительство выражалось в возведении "заразного", то есть инфекционного, и хирургического корпусов горбольницы.
Городской сад в Петропавловске, 1882 год. Фото: из фондов КГБУ ККОМ
Начальником Камчатки с 28 сентября 1828 г. по 17 января 1836 года был Аркадий Васильевич Голенищев, капитан первого ранга, потомственный дворянин. С 1816 по 1825 год по Высочайшему повелению назначен помощником начальника Камчатки. С 1827 года назначен начальником Камчатки.
Отлично узнав условия жизни и положение Камчатки за довольно длительный срок проживания на полуострове, Голенищев подаёт на Высочайшее рассмотрение две записки: "Об улучшении Петропавловского порта и положении служащих" и "О преобразовании Камчатского края". По рассмотрению этих "Записок" работал особый комитет, и, к сожалению, предложения Голенищева, за редким исключением, не были приняты. Но по его ходатайству создаётся Камчатская земледельческая компания, основной целью которой было "…увеличение хлебопашества, лесоводства, скотоводства, производство огородных овощей".
6 декабря 1829 года Голенищев был произведен в чин капитана 1-го ранга. В период его правления были построены оранжереи с теплицами, создана библиотека, построены три больницы, наведен порядок в торговых делах, уничтожена зависимость местного населения от купечества.
По его же распоряжению в 1830 году была сделана опись восточного берега Камчатки от Авачи до мыса Лопатки штабс-капитаном корпуса штурманов флота Ильиным, и в 1831 году он же описал Авачинскую губу и берег от неё до мыса Шипунского.
Голенищев ввёл порядок поднятия на Сигнальном мысу гюйса и приказал делать выстрелы "при захождении и восхождении солнца из зарёвой пушки, как это приличествует пограничному порту, согласно Указа Правительствующего Сената от 26 марта 1831 года.
17 января 1836 года уволен от должности начальника Камчатки. 30 ноября 1837 года пожалован ежегодной пенсией в 3 тыс. рублей за службу на Камчатке.
Петропавловск-Камчатский, 1920-е гг.. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова
26 марта 1928 года Петропавловск-Камчатский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов второго созыва принял обязательное постановления № 3 "О санитарной охране бань, парикмахерских, торговых магазинов, лавок, мест общественных собраний, столовых, пекарен". В соответствии с ним, содержателям бань, например, полагалось: поддерживать помещение в чистоте, удалять слизь с полы и скамей, красить последние, устанавливать в достаточном количестве плевательницы и ящики для окурков. Содержатели должны следить за недопущением нетрезвых посетителей, а также с сыпью и язвами на теле и лице. Стирка белья "как в общих банях, так и в номерах" запрещалась. При бане полагалось иметь жалобную книгу, куда посетители могли вписывать "санитарную неисправность".
В этот же день было принято обязательное постановление № 4 "О прекращении стрельбы в городе Петропавловске". Его нарушителям полагался штраф до ста рублей или отправка на принудительные работы на срок до месяца. В это же день принято ещё одно обязательное постановление № 5: "О борьбе с хулиганством". Согласно документу, "лиц, появившихся в пьяном виде в общественных местах, органы милиции немедленно удаляют как по собственной инициативе, так и по заявлению администрации общественных мест. За неподчинение распоряжению милиции нарушители препровождаются в милицию для составления протокола. Воспрещается производить на улицах, в публичных и общественных местах шум и крик, произнесение бранных и нецензурных слов, отправление естественных надобностей в неустановленных для того местах, приставание, бесцельные озорные действия, как-то: стрельба и пугание оружием". Виновные подлежали штрафу до двадцати пяти рублей или принудительными работам до двух недель.
50-е гг. Петропавловск-Камчатский. Фото: telegram-канал "Чёрно-белая Камчатка"
26 марта 1933 года опубликовано обязательное постановление горсовета об урегулировании уличного движения. Для предупреждения несчастных случаев воспрещалась быстрая езда на лошадях, собаках и машинах по улице Ленинской, за исключением пожарных тревог, когда та допускалась со своевременным предупреждением сиреной, окликами шоферов или возниц. "Быстрота езды определена не более семи-восьми километров в час". Домовладельцам вменялось в обязанность расчистить примыкавшую часть Ленинской на ширину не менее пяти метров, чтобы вполне гарантировать беспрепятственный разъезд встречных подвод и проходившей публики. Не допускалось устройство горок для катания на лыжах и санках с переулков на Ленинскую. За нарушение налагался штраф до ста рублей или назначались принудработы до месяца.
26 марта 1918 года Областной комитет общественной безопасности преобразован в Областной Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
26 марта 1926 года эвены-кочевники собрались на свой первый родовой съезд. Было 19 делегатов: 7 человек из Анавгая, 7 — от Лаучанского и 5 — от Кекукнайского родов. На этом съезде было решено объединиться в один род — Быстринский.
26 марта 1928 года организована Утхолокская жировая артель "Нерпа" в составе 28 человек, из них 19 ительменов, 2 русских, 2 коряка.
26–27 марта 1931 года на правом берегу р. Тылговаям Апукским районным туземным съездом зарегистрирован первый оленеводческий совхоз "Корфский" Олюторского района в системе АКО.
26 марта 1943 года решением Пенжинского райисполкома изба-читальня из с. Микино переведена в с. Тайгонос.
26 марта 1955 года решением Камчатского облисполкома открыты больницы в Таловском, Карагинском совхозах, колхозе "Полярная звезда".