В августе 1937 года самолёт У-2, получивший название "Камчатская правда", имевший два места и летавший со скоростью сто пятьдесят километров в час, в первый день своих полётов "покатал" тридцать лучших ударников области. К концу года поступило ещё два самолёта У-2, получивших названия "Камчатский профсоюзник" и "Советская Камчатка". Заработала школа пилотов камчатского Осоавиахима.
16 марта 1937 года над Култучным озером начались практические полёты учеников аэроклуба. Каждый совершил по сорок вылетов. К декабрю авиаотряд АКО насчитывал шесть самолётов. Аэродром площадью сто на двести метров был сооружён в районе современного фонтана против ЦУМа на 6-м километре.
Александр Николаевич Гилев. Фото: kammusic.ru
Александр Николаевич Гилев — заслуженный артист России, художественный руководитель Камчатского камерного оркестра.
Родился 16 марта 1963 года в п. Усть-Камчатск Камчатской области.
Гилев Александр Николаевич окончил музыкальный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (г. Владивосток). Работает в должности художественного руководителя Камчатского камерного оркестра с 1999 года. С 1990 по 1999 г. являлся концертмейстером и солистом оркестра. За этот период прошел великолепную школу у дирижера и педагога Г.А.Аввакумова, возглавлявшего оркестр до момента своей кончины. Известный камчатский скрипач.
При непосредственном участии А. Н. Гилева Камчатский камерный оркестр за многолетний период своего существования завоевал известность и признание далеко за пределами Камчатки. В составе оркестра Александр Николаевич, как концертмейстер и солист участвовал на Всесоюзном конкурсе симфонических и камерных оркестров, проходившем в 1991 году в г. Новосибирске, где Камчатскому оркестру было присвоено 1 место и звание Лауреата, участвовал во всех гастрольных поездках коллектива, выступал в лучших концертных залах Европы.
В 1999 году, уже будучи художественным руководителем оркестра, А.Н.Гилев с группой музыкантов оркестра выехал в концертное турне по Югославии (г.Белград) по приглашению концертной организации "Югоконцерт". Его мастерство как солиста-исполнителя получило высокую оценку музыкальной критики Белграда.
В 2009 году под руководством А.Н. Гилёва была поставлена опера по мотивам произведений камчатского писателя Георгия Поротова "Гамулы", которая прозвучала в исполнении Камчатского камерного оркестра им. Георгия Аввакумова, хора и солистов детской музыкальной школы № 7 г.Петропавловска-Камчатского.
В 2001 году Александр Николаевич Гилев получил звание "Заслуженного артиста России".
Камчатка, 1943 год. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова
Проведенная в феврале 1943 г. сектором местной противовоздушной обороны (МПВО) АКО проверка состояния оборонной работы показала, что на некоторых судах она почти отсутствовала. Посты МПВО здесь не были организованы, занятия и тревоги с моряками не проводились. В феврале 1943 г. заместитель начальника АКО Гусев распорядился в трехдневный срок дать указания всем капитанам организовать подготовку к сдаче норм противовоздушной и химической обороны (ПВХО) в соответствии с постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 г., а на каждом судне создать комиссии по приемке норм.
16 марта 1943 года вышел приказ № 07 по Управлению военизированного флота (УВФ) Камчатского бассейна (так стала называться организационная структура, руководившая первым и вторым дивизионами, то есть АКОфлотом и Морловом) об улучшении боевой подготовки на судах. Командирам дивизионов А. Я. Каменецкому и Г. Я. Ермошкину с приходом судов в Петропавловск совместно с их капитанами и представителями ПВМБ следовало укомплектовать все посты, установленные боевыми расписаниями судов. Занятия с личным составом проводились по особому распорядку, составлявшемуся перед выходом из Петропавловска или Владивостока. Для них устанавливалось следующее обязательное время: один час в течение рабочего дня во время плавания и два часа ежедневно во время стоянки в порту или на ремонте.
На судах, несших вооружение, для ухода за ним боевым расчетам ежедневно отводилось не менее получаса. Отделу кадров АКОфлота запрещалось перемещать без согласования с ОБП АКО личный состав, обученный пользоваться вооружением, и других специалистов, изучивших какую-либо военно-морскую специальность.
Приказами по дивизионам на каждом судне из числа командного состава назначался помощник командира корабля (то есть капитана судна) по военной части. В течение второго квартала 1943 г. ими стали: на "Орочоне" — третий помощник капитана Алексей Никифорович Бурлуцкий, на "Симе" — старший помощник капитана Иван Дмитриевич Кадет, на "Максиме Горьком" — политрук Василий Григорьевич Швецов, на "Щорсе" — второй помощник капитана Геннадий Александрович Козырев, на "Анатолии Серове" — второй помощник капитана В. В. Скробот, на "Якуте" — второй помощник капитана А. И. Гречищев.
Яков Маркович Драбкин, 1962 год. Фото: из фондов КГКУ ГАКК
Драбкин Яков Маркович (1909 — 1965 гг.) — один из первых капитанов Камчатского морского пароходства.
Яков Маркович родился 16 марта 1909 года в Днепропетровске. Двенадцатилетним подростком начал плавать на судах Каспийского пароходства. В 1924 г. поступил учиться в морской техникум и в 1928 г. сдал экзамены на штурмана малого плавания. В 1929 г. закончил Ленинградский морской техникум, став штурманом дальнего плавания.
В 1938 г. приехал на Дальний Восток, начал работать на Камчатке сначала в должности старшего штурмана, а затем — начальника Акофлота (впоследствии — начальника управления флота Камчатрыбпрома). С 1942 по 1951 гг. работал в Главамуррыбпроме, Дальневосточном государственном морском пароходстве, Балтийском государственном морском пароходстве.
В 1951 г. вернулся работать на Камчатку, капитаном на судах Камчатско-Чукотского государственного морского пароходства. Автор книги "Перевозка грузов морем", опубликованной в 1951 г. (под псевдонимом Я. М. Калачев).
В 1959 г. награжден значком "Почетный работник морского флота", в 1960 г. — орденом Трудового Красного Знамени.
Умер 22 мая 1965 г. в Ленинграде. В 1968 г. решением Петропавловск — Камчатского горисполкома именем капитана Драбкина была названа одна из улиц города.
Семенов Владимир Иванович. Фото: duma.pkgo.ru
Семенов Владимир Иванович родился 16 марта 1905 года в г. Витебске. Учился в г. Санкт-Петербурге. На Камчатку приехал 25 декабря 1938 г. и начал трудовую деятельность в должности инженер-механика "Камчатрыбспецстроя". В период с 1939 по 1994 год совершил около 40 восхождений на вулканы. Организовал и повел 42 путешествия по Камчатке. В 1970 году стал первым на Камчатке мастером спорта СССР по туризму. Написал 5 книг о Камчатке: "В краю заоблачных вершин" (1970); "В краю вулканов и гейзеров" (1973); "По вулканам и горячим источникам" (1983); "В краю горячих источников" (1988); "Камчатка — край лечебный" (1993).
Патриарх камчатского туризма, воспитатель и наставник камчатских туристов, путешественников и краеведов. Организатор Клуба туристов (1965) и первый председатель Камчатской областного совета по туризму и экскурсиям. В 70-е годы начал процесс экологизации туризма и написал серию статей в защиту природы Камчатки. Умер 23 октября 1996 г. Один из перевалов в Китхойском хребте и туристический приют под перевалом названы именем В.И. Семенова.
Действительный член Камчатского отделения Всесоюзного Географического общества, знаток и популяризатор Камчатки, исследователь камчатской природы, писатель, краевед.
В 1945 г. награжден медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г."
За активную многогранную работу в области туризма, краеведения, исследовательскую деятельность, экологическую пропаганду и воспитание, бескорыстное служение природе и Отечеству награжден орденом Знак почета, медалями.
Похоронен в г. Петропавловске — Камчатском.
Звание почетный Гражданин города Петропавловска-Камчатского присвоено решением президиума горсовета народных депутатов №1/2 от 01.08.1990 г.
16 марта 1933 года в с.Эссо открылась Быстринская районная больница на 5 коек. В ней работали один врач, две санитарки и две ученицы медсестер.
16 марта 1938 года приказом по АКО Корфский оленеводческий совхоз разукрупнён на два: Корфский и Карагинский.
16 марта 1942 года решением Пенжинского райисполкома Окланский колхоз "Север" реорганизован в кооперативно-промысловую производственную артель "Север" Окланского сельсовета.
16 марта 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 300 "О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера", в котором предусматривался обязательный завоз грузов в районы Крайнего Севера, в том числе в населённые пункты Корякского автономного округа. Камчатское морское пароходство завозило грузы в Тигиль, Палану, Манилы. В другие населённые пункты — рыбодобывающие предприятия, имеющие свои плавсредства. Во всех населённых пунктах открыты детские сады-ясли.
16 марта 1962 года решением Тигильского райисполкома колхозы "Красный партизан" (с. Напана), им. Кирова (с. Седанка Кочевая) объединены с колхозом "Ленинский путь" (с. Тигиль).
16 марта 1972 года решением Тигильского райисполкома имущество районного краеведческого музея передано Тигильской средней школе-интернату, здание–райкому ВЛКСМ.
16 марта 1995 года в с. Тигиль создан клуб для ветеранов и пожилых людей "Земляки" по инициативе Н. Медведициной, Н.Ю. Толман, Н.В. Тимошиной.