5 марта 1977 года начались полёты самолёта Ту-154 по маршруту Петропавловск — Москва.
Ту-154 — советский, позднее российский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый реактивный авиалайнер в СССР. Вплоть до конца 2000-х годов — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в РФ.
Самолет был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156 (с 1966 года — Московский машиностроительный завод, ММЗ "Опыт", с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева, ныне ПАО "Туполев" в составе "Объединенной авиастроительной корпорации", ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы в разные годы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин.
Новый самолет создавался на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года по маршруту "Аэрофлота" Москва — Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации РФ Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой заключительный рейс с пассажирами 28 октября 2020 года: машина авиакомпании "Алроса" перевезла 140 человек из города Мирный (Якутия) в новосибирский аэропорт Толмачево.
Крупносерийное производство Ту-154 велось с 1970 года по 2013 год на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года — ОАО, затем АО "Авиакор — авиационный завод", Самара). По данным ПАО "Туполев", всего построено не менее 930 единиц разных модификаций. 166 из них были поставлены за рубеж.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным килевым оперением. Имеет три турбовентиляторных двигателя: два — по бокам в хвостовой части фюзеляжа на пилонах и один — внутри хвостовой части, с воздухозаборником в форкиле.
Первоначально на серийных машинах устанавливали двухконтурные турбовентиляторные двигатели НК-8-2У Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО "Кузнецов", Самара), позднее — Д-30КУ-154 разработки ОКБ-19 Павла Соловьёва (ныне АО "ОДК-Авиадвигатель", Пермь). Шасси трехосное, с передней стойкой. Крылья — с высокой степенью механизации, снабженные предкрылками, трехзвеньевыми закрылками и интерцепторами.
Ту-154 стал первым самолетом туполевского КБ, на котором устанавливалась вспомогательная силовая установка, обеспечивающая автономность лайнера на земле. Также впервые в практике бюро был применен реверс тяги двигателей, значительно улучшивший посадочные характеристики самолета.
Петрашева Виктория Васильевна. Фото: aborigen-kamchatki.ru
5 марта 1942 года родилась Петрашева Виктория Васильевна (1942 — 28 января 2021) — этнолог, этнограф, доцент, кандидат философских наук. Уроженка с. Утхолок Тигильского района Корякского округа, по национальности ительменка.
Выпускница историко-филологического факультета Камчатского государственного педагогического института (1959–1964), аспирантуры МГУ им. Ломоносова (кафедра философии, 1976-1980). Защитила кандидатскую диссертацию "Традиционный образ жизни народов Севера Тихоокеанского региона", посвятив изучению этой темы более 35 лет своей деятельности: старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, заведующая лабораторией этнологии человека Севера Народной Академии при НИИ региональных проблем Камчатского края, первый президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатки.
Являлась активным популяризатором ительменского языка, организатором и участником международных экспедиций и проектов, входила в рабочую группу ООН по вопросам коренных малочисленных народов мира (1993–1994).
Автор книг "Формирование социалистического образа жизни у народностей Севера", "Кутхины забавы", "Старые и новые легенды" (в соавторстве с Т. Дегай и Д. Герки) и других.
г. Петропавловск, 1920-е г. Фото: из фондов КГБУ ККОМ
В марте в селении Завойко (ныне Елизово) состоялся волостной съезд с участием представителей областного комитета и ПГД, потребовавший роспуска совдепа и закрытия его газеты. Это едва не привело к вооруженному столкновению.
5 марта 1918 года часть членов областного комитета общественной безопасности провозгласила в селе Сероглазка автономию Камчатской области. Заговор "автономистов" был ликвидирован. Проведены перевыборы областного Совета (бывшего облкома). Его руководителями избраны И. Е. Ларин, И. Ф. Голованов, П. И. Дудко, сторонники РСДРП(б).
5 марта 1929 года состоялась первая женская конференция Тигильского района. В ее работе участвовало 17 делегаток.
5 марта 1958 года решением Корякского окрисполкома в пос. Палана Тигильского р-на при газете "Корякский коммунист" организована редакция местного радиовещания, впоследствии — Корякская окружная радиоредакция (1 января 1964 года).
5 марта 1993 года подписан Договор на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа.