Без глаза,без почки,без прав?Жительнице Камчатки не дают инвалидность и не берут на работу

У Элоны Гордиенко нет своего жилья и средств к существованию 
Элона Петровна Гордиенко
Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia

21 февраля 2022. Наша землячка Элона Гордиенко признается, что находится на грани отчаяния, пытаясь добиться справедливости. Много лет назад в страшной аварии она потеряла один глаз, ее череп был деформирован, переносицу собирали по частям, помимо этого с рождения у нее не разгибаются пальцы на руках и нет одной почки. Устроиться на работу она не может, перебивается случайными заработками и милостью знакомых. Почему же она не получает пенсию по инвалидности? Местные врачи считают, что у Элоны Петровны нет проблем со здоровьем, которые позволили бы признать ее инвалидом. Они шлют красивые бумаги с печатями, в которых черным по белому объясняют женщине, что государство ей помочь ничем не может. А то, что букет этих заболеваний не дает ей возможности найти работу… Ну так бывает, надо лучше искать. Со своей бедой Элона Гордиенко пришла в Центр защиты прав граждан в Камчатском крае, здесь и состоялся откровенный и непростой разговор с корреспондентом ИА KamchatkaMedia


Только не смотри в зеркало… 

В 1991 году Элоне был 21 год. Тонкая, звонкая — вся жизнь впереди. Она недавно вышла замуж, строила планы… Вечером 22 ноября Элона поздно возвращалась с работы, шла в районе Нового рынка. Видимо, водитель КАМАЗа просто не заметил девушку... Удар был такой силы, что отбросил ее на много метров, на другую сторону дороги. Самое ужасное, что при всей этой боли она не потеряла сознание… 


Водителя КАМАЗа, сбившего Элону, так и не нашли. Фото: zen.yandex.ru

— Я не знаю, кто вызвал скорую, — рассказывает Элона. — По реакции врача я не поняла, что со мной случилось что-то страшное, и стала просить, чтобы меня просто отвезли домой. А водитель скорой сказал, мол, какое домой, ты просто не понимаешь, что случилось, только в зеркало ни в коем случае не смотри. А я посмотрела. Я и так была в болевом шоке, но то, что я увидела, привело меня в оцепенение.


Элону на скорой доставили в краевую больницу, врачи пытались сохранить глаз. Фото: Тематическое фото noyabrsk24.ru

Мой глаз просто висел на нервных окончаниях. Очки, которые были на мне, с такой силой врезались в переносицу, что раздробили ее, там просто была дырка. Водитель дал мне носовой платок, и я им придерживала вывалившийся глаз.

Меня привезли в краевую больницу и начали делать операцию. Зрение сохранить не удалось, но глаз все же попытались вернуть на место. Через какое-то время началось нагноение и его пришлось удалить. Потом я летала в Хабаровск, там мне вставили стеклянный протез. 


Такая не нужна 

Помимо потери глаза и раздробленной переносицы, у Элоны было сильное сотрясение, при котором нельзя было вставать несколько недель. Но она признается, что ей было стыдно, когда обед ей носили бабушки… В палате кроме нее были только пожилые женщины. И уже через три дня, превозмогая боль и головокружение, девушка стала сама ходить в столовую. Это, конечно, аукнулось — головные боли практически не отпускают ее на протяжении всей жизни. 

Водителя КАМАЗа, который сбил Элону, так и не нашли. А молодой муж после аварии сказал сакраментальное "такая ты мне не нужна", и девушка вернулась жить к маме. Пока жива была мама, Элона была нужна хоть кому-то. А после ее смерти родственники продали жилье, купив Элоне комнату. Но платить за нее женщине было нечем, постоянной работы она найти не могла. Комнату тоже продали. А Элону приютила сначала одна подруга, а потом другая. 

— Я пыталась устраиваться на работу, — рассказывает Элона. — Пока была молодая, то почтальоном трудилась, то дворником — убирала территории пяти магазинов, руки не слушались, но я умудрялась и снег копать через "не могу". У меня же с рождения пальцы не разгибаются, поэтому вся работа руками плохо дается. А с возрастом только хуже получается. Даже уборщицей не могу сейчас устроиться — тряпку отжать не в силах.


С рождения почки не было, но недавно ее нашли...

Первые пару лет после аварии у Элоны была третья группа инвалидности — так называемая "рабочая", от труда не освобождала, но копеечку государство доплачивало. Потом из-за каких-то бюрократических проволочек женщина не успела вовремя пройти комиссию, которая подтверждала инвалидность каждый год, и потеряла свою льготу. А вскоре и законодательство поменялось — по новым меркам Элона для инвалидности стала слишком здоровая. Отсутствие одного глаза — вовсе не повод рассчитывать на пенсию по инвалидности. Это увечье даже не указано в последнем заключении, которое написали Элоне Петровне в поликлинике. Из проблем с глазами там значится только миопия, другими словами — близорукость. То есть если у вас нет одного глаза, а на втором зрение минус 7, то вы просто немного близорукий, считает закон. И так считают исполняющие этот закон камчатские врачи. 

— С рождения у меня была одна почка, так везде было зафиксировано, — рассказывает Элона. — А потом в новой поликлинике на Индустриальной у меня разглядели вторую почку — она деформированная и недоразвитая, но теперь она по документам у меня есть.

-— То есть и с точки зрения уролога я здорова. При этом единственная нормальная почка тоже больна, у меня хронический пиелонефрит, который не дает о себе забывать. Да и старые травмы постоянно атакуют. Я же после аварии была вся переломанная. Боли в спине становятся такими нестерпимыми, что иногда и встать не могу. Простите за подробности, в туалет приходится ползти на коленках. 


Элона Петровна пришла просить помощи в Центр защиты прав граждан в Камчатском крае. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia


"Ходит песенка по кругу..." 

Отчаявшись самостоятельно найти выход из ситуации, Элона Гордиенко пришла в Центр защиты прав граждан в Камчатском крае. 

— "Элона Петровна обратилась к нам с просьбой помочь ей добиться присвоения группы инвалидности", — рассказывает руководитель Центра Яна Ермилина. — "Мы, конечно, не медики, но даже визуально, без каких-либо сложных исследований увидели, что у нее значительные проблемы со здоровьем: стеклянный глаз, деформирована верхняя часть лица, не разгибаются пальцы рук.

— Мы посоветовали нашей заявительнице набраться терпения, еще раз обратиться в поликлинику№ 2, к которой она приписана, и пройти полное обследование. Элона Петровна так и сделала, прошла всех врачей. Но вот письменного заключения тогда, как рассказала заявительница, ей не дали. По ее словам, руководитель этого медучреждения в грубой форме объяснила ей, что никакой инвалидности ей не полагается, и отказалась выдать ей на руки даже копию ее карты".

Центр защиты прав граждан сделал письменные запросы во вторую поликлинику, в министерство здравоохранения и даже уполномоченному по правам человека в Камчатском крае. Отовсюду пришли вежливые отказы — практически "под копирку". В поликлинике разъяснили, что в ходе обследования не было выявлено стойких расстройств функций организма, и что гражданке Гордиенко была выдана справка — отказ в направлении на Медико-социальную экспертизу. В минздраве ответили, что "из заключения комиссии следует, что по совокупности диагнозов и степени утраты трудоспособности Элона Петровна находится вне группы инвалидности". По поводу того, что с женщиной в поликлинике обошлись грубо, уполномоченный по правам человека ответствовал, что "подтвердить или опровергнуть факт неэтичного поведения главврача не представляется возможным", и в случае оскорбления посоветовал впредь обращаться в полицию. 


По мнению врачей, Элона Петровна слишком здорова. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia

Кто поможет? 

Когда отсылали заявление на очередной адрес, Элона Петровна всякий раз обретала маленькую надежду, что вот здесь-то точно разберутся и помогут. Нигде так и не помогли. Куда писать дальше? В прокуратуру? Президенту? В ООН? Годы идут, здоровье, к сожалению, улучшается только по документам (то почка "отрастёт", то стеклянный глаз станет "близоруким")… На самом же деле старые раны ноют все сильнее день ото дня. А по новому законодательству 51-летняя Элона Гордиенко не только по инвалидности, но и по возрасту пенсии пока не заслужила. Жить женщине не на что. Да и негде — знакомые как приютили, так могут и "попросить". 

— По диплому Элона Петровна — технолог, конечно, ее никто завпроизводством не возьмет на работу, да и ведь она не справится, вы же видите ее состояние, — говорит руководитель Центра защиты прав граждан Яна Ермилина. — Я сама пыталась искать ей по знакомым хоть какие-то заработки. Устраивала на сбор ягод, у нее совок выпадал из рук, не может она его ловко зафиксировать. В другой раз женщине требовался подмастерье — обои помочь поклеить. Элона Петровна даже подержать и поправить не может, потому что руки не слушаются. Пока не удалось решить вопрос с инвалидностью, мы направили нашу подопечную в Центр занятости, чтобы она встала там на биржу. Возможно, эти волшебные профессионалы найдут работу, с которой она совладает. Хотя, признаться, я в это совсем не верю. Есть надежда, что с биржи ее все же отправят в пенсионный фонд и назначат пенсию немного раньше положенного срока. Но это тоже не факт.

Мне по-человечески очень жаль эту женщину… В нашем государстве, которое позиционирует себя как социальное, она не может найти выход, стоит в каком-то тупике, находится в постоянной депрессии… Будем искать этот выход вместе, надеясь на адекватное сотрудничество с нашими социальными службами и правоохранительными органами.

Если вы, дорогие читатели, можете помочь в этой ситуации советом или делом, сделайте это, пожалуйста. Чтобы вам было удобней связаться с героиней нашей статьи, оставляем для вас контакты: 

Элона Петровна Гордиенко — 8-900-441-70-22

Центр защиты прав граждан в Камчатском крае — 30-18-13. 


Яна Щеголихина

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость