16 февраля 2022. Оксана Герасимова отработала в Камчатском Правительстве больше четверти века, порядка 20 лет занималась вопросами развития предпринимательства. Уйти с должности министра инвестиций заставило здоровье — в плотном графике времени на себя не оставалось совсем. Однако наслаждаться вольной жизнью долго не получилось — в сентябре минувшего года Оксана Владимировна была избрана депутатом краевого Заксобрания. Сегодня она, как и прежде, каждое утро приезжает на работу в здание по адресу площадь Ленина, дом 1.
О том, почему бывший министр инвестиций занимается сельским хозяйством; как сама пробовала стать предпринимателем и стояла в очередях; над какими законами сейчас трудится; почему на ее рабочем столе нет ни одной бумаги, и как шоколадный лабрадор повлиял на ее карьеру — Оксана Герасимова рассказала в интервью корреспонденту ИА KamchatkaMedia.
— Оксана Владимировна, такую нестандартную трудовую книжку, как у вас, нечасто встретишь. Первая же запись в ней — "специалист администрации Камчатской области". Как получилось, что вы сразу после окончания вуза пошли работать в правительство?
— Не совсем сразу после вуза, а после декретного отпуска. Пришло время отдавать дочку в сад и хотелось найти работу по душе. Я просто узнала, что есть вакансия, и пошла подавать документы. Не было у меня какого-то благоговения перед правительством, более того, я тогда не очень представляла себе нюансы этой работы… Была юной, а в молодости все кажется по плечу. Тогда это представлялось случайным шагом, но время показало, что я сделала правильный выбор. Оказалась там, где способна была что-то построить и изменить к лучшему. Место работы не меняла более 25 лет. Занималась формированием системы поддержки предпринимательства с самого нуля и разработкой инвестиционной политики региона, создавала и развивала всю инфраструктуру поддержи предпринимательства — фонды и центры поддержки бизнеса, Камчатский выставочный центр. В общем, если обернуться назад, то случайностью это уже совсем не кажется.
— А как вы вообще это направление для себя выбрали? Ведь в советские годы, когда мы учились в школе, никто, мягко говоря, не разбирался в инвестициях… Другая жизнь была — плановая экономика, государственная собственность, никакого рынка... Кем тогда хотели стать?
— Еще в 10 классе я сдала экзамен в институт на кораблестроительный факультет...
— ???
— (Смеется) Это совсем не значит, что я хотела строить корабли! Просто выбора особого тогда здесь не было. Но некоторые материковские институты присылали сюда выездные комиссии. Мы сдавали математику и что-то еще. В итоге по этим предметам я прошла в два вуза, и мне оставалось только на месте написать сочинение. Однако родители, узнав об этом, сказали, что не готовы меня отпустить учиться в другой город. И пришлось мне выбирать из того, что было здесь. Так я поступила в пединститут, по диплому я учитель физики и информатики. А позже, уже работая в правительстве, я получила второе высшее — экономическое, как раз то образование, которое соответствовало моему профилю, и закончила аспирантуру.
— Когда я увидела ваше имя в списке депутатов нового созыва, у меня сомнений не было, что вы и в Заксобрании будете заниматься вашими родными темами — экономикой и предпринимательством. И тут вдруг читаю в новостях, что вы возглавили комитет по природопользованию, аграрной политике и экологии. Почему такой неожиданный выбор?
Фото. Фото: Архив Законодательного собрания Камчатского края
— Это только на первый взгляд кажется неожиданным. На самом деле, все сферы, которые находятся в ведении комитета, мне очень близки. Возглавляя министерство, я курировала инвестиционные проекты по этим же направлениям — рыбопромышленный комплекс, сельское хозяйство, минерально-сырьевой комплекс, туризм... Я понимаю, как эти отрасли проходили становление, каковы перспективы их развития, какие риски есть, какие сегодня решения необходимо принимать на региональном уровне, какие предложения готовить на федеральный уровень.
Я благодарна всем коллегам из правительства за то, что они погружают меня системно в вопросы сельского хозяйства, охраны окружающей среды... Мы с ними выезжали в несколько командировок, встречались с коллективами предприятий. Побывали в Мильковском, Быстринском, Усть-Большерецком районах. Понимаем, какая помощь необходима и что происходит практически в каждом крестьянско-фермерском хозяйстве и на сельхозпредприятиях. Безусловно, сегодня стоит остро вопрос по повышению плодородия земель, по модернизации тех новых направлений, которые планируется реализовать на территории Камчатского края. Например, если с молочным производством у нас в той или иной степени ситуация налажена, то вот по мясному производству (я говорю не о свиноводстве, а именно о КРС) сегодня есть недостаток, но есть уже планы и по развитию этого направления. Есть также интересный проект по зерноводству в Мильковском районе…
Фото. Фото: Архив Законодательного собрания Камчатского края
— А какие у вас сейчас приоритетные законодательные задачи, касающиеся сельского хозяйства?
— Закон о сельском хозяйстве, разработанный в 2006 году, уже морально устарел, он не соответствует тем реалиям, которые сейчас существуют. Сегодня есть и новые механизмы, и инструменты, но, к сожалению, они не прописаны в региональном законодательстве. Совместно с правительством мы будем работать над новой редакцией закона, и уже в этом году планируем его принять.
Также у нас на повестке — закон о северном оленеводстве. К нам уже поступала редакция от правительства Камчатского края. Я изучила законодательство РФ и региональное законодательство других субъектов по оленеводству. Выбрала те "зерна", которые есть в законах других субъектов и у которых обязательно есть хорошая правоприменительная практика. В итоге мы высказали ряд предложений, которые могли бы сделать поддержку отрасли более существенной. К примеру, в нем планируется законодательно закрепить ряд дополнительных гарантий и мер социальной поддержки оленеводов, в том числе в части образования, здравоохранения, транспортной доступности и возможности льготного выезда, как на материковую часть страны, так и до краевого центра. Кроме этого, прорабатываются возможности компенсации доставки в стойбище продуктов питания, комбикормов и.т.д. В документ, помимо этого, предлагается включить такие положения, как льготное кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; предоставления льгот по налогообложению юридическим и физическим лицам, занимающимся северным оленеводством; компенсация фактических расходов на оплату стоимости проезда авиатранспортом один раз в год для медицинского обследования (в том числе, в целях получения медицинской справки для оформления разрешения на хранение и ношение оружия один раз в пять лет), если таких услуг нет в месте фактического проживания и другие. Планируем, что до конца года этот закон уже должен быть принят.
Плюс к тому, сейчас ведется большая работа по реформированию системы господдержки сельского хозяйства. Несколько лет назад был создан консультационный пункт, но сегодня все понимают, что работа этого органа должна быть перестроена в формат специализированного многофункционального центра компетенций в области сельского хозяйства. Чтобы все предприниматели, осуществляющие деятельность в этой сфере, могли прийти и получить поддержку по всем направлениям в одном окне, без волокиты…
Депутат Герасимова. Фото: Архив Законодательного собрания Камчатского края
— Оксана Владимировна, а правда ли, что после ухода из правительства вы сами пробовали себя в предпринимательстве? В какой сфере? И каково это — оказаться по другую сторону? Легко ли на Камчатке заниматься бизнесом?
— Совершенно верно, после ухода с должности министра, ведающего развитием предпринимательства, я сама стала предпринимателем. Это были проекты в сфере туризма и экологии. И все процедуры, все этапы оформления документов я прошла, что называется, ногами…
— Правда? Вам никаких преференций не делали? Так же ходили по инстанциям?
— Да, я хотела пройти все эти ступени сама, именно для того, чтобы взглянуть на систему глазами обычного предпринимателя. И в очередях стояла — к сожалению, не все структуры сделали свои услуги удобными. Например, в Пенсионном Фонде приходилось отстоять в очереди 2-3 часа, чтобы просто подать какой-то документ или получить консультацию.
А информация для клиентов размещена в сложном для прочтения виде: или мелким шрифтом, или один документ нагроможден на другой. А вот с Налоговой инспекцией взаимодействовать — одно удовольствие, работают четко, как часы. Предложения и замечания, накопившиеся за время моего предпринимательского опыта, я передала коллегам. Постаралась корректно все изложить. Задача была — не поругать, не сказать, что все плохо, а донести, что надо сделать, чтобы было хорошо. Возвращаясь к вопросу, легко ли бизнесу на Камчатке. С одной стороны, открывать и вести бизнес, правда, стало гораздо удобнее. Информационные системы, которые сегодня есть у разных федеральных органов власти, позволяют нам очень быстро зарегистрироваться в качестве предпринимателя, вести учет, отчитываться... С другой стороны, ситуация с коронавирусом очень сильно подорвала многие бизнесы. Я говорю прежде всего о туризме, общепите и сфере досуга. И на федеральном, и на региональном уровне были разработаны меры поддержки… Здесь, кстати, власть сработала очень оперативно. Вся эта история с пандемией показала, насколько для законодателей важно мгновенно реагировать на меняющиеся условия. Мы должны лавировать, как сёрферы на волнах стремительно меняющейся ситуации. Однако при этом важно и сохранять баланс, ощущение стабильности, чтобы бизнес мог спокойно планировать свою деятельность.
— Но при всех стараниях и масштабе мер поддержки, масштаб проблем и потерь бизнеса оказался гораздо больше…
— Нужно понимать, что возможности регионального бюджета ограничены… Наверное, здесь было бы кстати расширение федеральных мер. Некоторые меры поддержки, например, оказывались без учета региональных особенностей. Когда мы говорили, что предоставлялась субсидия на сотрудника в размере одного МРОТ, мы понимали, что один МРОТ на Камчатке и в центральной России — это совершенно разные вещи. Но я знаю, что сегодня минэкономразвития Камчатского края совместно с мининвестом постоянно разрабатывают новые антикризисные мероприятия, которые должны помочь нашим предприятиям.
— Ваш большой стаж в исполнительной власти наверняка помогает вам на законодательном поприще?
— Конечно, сегодня я могу проанализировать каждую статью закона с точки зрения практической реализации — будет ли она применяться, будет работать или нет.
— Оксана Владимировна, в ведении вашего комитета находятся и вопросы экологии и туризма. А возможно ли, на ваш взгляд, их мирное сосуществование? Верите ли вы в то, что, развивая туризм, можно не навредить уникальной природе нашего края? Пока что-то гармония чаще встречается в теории, а вот на практике мы видим, как сейчас увеличившийся поток туристов губит наш Халактырский пляж...
— Вопрос этого баланса действительно очень сложный. Прошлым летом я часто сама выезжала на океан и видела, что к концу сезона в разы увеличилось количество съездов прямо к пляжу. Сейчас готовится концепция развития этой территории, и она ставит своей целью, в том числе, ограничение въезда автотранспорта. И деятельность находящихся там туристических объектов тоже будет упорядочена.
Сегодня появляются очень интересные проекты, которые как раз возможность этого правильного баланса хорошо демонстрируют. Например, мне очень нравится новый проект Антона Морозова по созданию сёрф-школы. Ребята выкупили земельный участок — не на берегу, а в отдалении, в паре километров от океана, — планируют построить там школу для сёрферов, гостиницу и кемпинг. Чтобы туристы останавливались там, а на пляж приходили именно заниматься на сёрфе. То есть вся эта инфраструктура не будет оказывать влияния на океан. Наша задача — поддерживать такие экологичные проекты.
Я за экологию болею всей душой и считаю, что мы должны стать тем регионом, где экологией пропитано все, от воспитания детей до инвестиционной политики. Кстати, мы с коллегами в этом вопросе решили начать с себя… Сейчас мы готовим свод правил для органов власти, который позволит сделать и нашу работу более экологичной.
— Интересно, что за правила будут в этом кодексе?
— Это скорее некий стандарт, и в него входят правила, которые мы не только декларируем, но уже применяем.
Законодатели ведь всегда потребляли много бумаги… Когда я только пришла на работу в наш комитет, попросила коллег не распечатывать документы, а стараться максимально взаимодействовать в электронном формате. И вы видите, что на моем столе нет ни одной бумаги!
Есть определённые предложения в сфере госзакупок в части товаров с экосертификатами, отказа от пластиковых стаканов и так далее. Вот такими маленькими шагами, но мы уже начинаем меняться. И надеюсь, что Камчатка действительно будет соответствовать самым высоким экологическим стандартам. И будет привлекательна этим, в том числе, для туристов.
Стол депутата не завален бумагами! Вся работа переведена в электронный формат.. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia
— Какие на сегодня инициативы, связанные с развитием туризма, находятся у вас в работе?
— Развитие туризма на территории Камчатского края необходимо поддерживать и со стороны законотворчества. Иногда требуется вносить изменения не только в региональное законодательство, но и в федеральное. Например, это касается вопросов обеспечения страхования безопасности и жизнедеятельности туристов, путешествующих по опасным маршрутам. Когда мы с вами выезжаем за границу, мы знаем, что обязаны застраховаться. У нас же картина совсем другая.
К нам на Камчатку (и в другие регионы нашей страны, где представлены маршруты с повышенной опасностью) едут незастрахованные туристы. Если что-то случается и человек не имеет страховки, все затраты возлагаются или на него или на субъект. А ведь мы понимаем, что, когда, например, приходится эвакуировать людей с вулканов, расходы получаются огромные. Очень важно, чтобы туристы были застрахованы! Эти и другие предложения уже подготовлены.
— Комитет, который вы возглавляете, занимается еще и вопросами нашей славной и многострадальной отрасли — рыбохозяйственным комплексом. Какие у законодателей здесь первостепенные задачи?
— Здесь приоритетом для нас остается отстоять на федеральном уровне исторический принцип освоения квот. Это очень важно для наших рыбопромышленных предприятий!
Решение по этому вопросу, я думаю, будет приниматься в ближайшие год-два — поэтому нужно объединиться и бить во все колокола всем вместе!
А в ближайшее время с минрыбхозом мы планируем рассматривать стратегию развития рыбохозяйственного комплекса, и здесь нам важно учесть интересы и крупного рыбного бизнеса, и мелких предпринимателей, которые в этой сфере действуют.
— Вы являетесь депутатом по 10 округу. Успели уже познакомиться с проблемами, с людьми своего округа?
— Я была знакома с округом именно через инвестиционную составляющую — через те проекты, которые здесь планировались к реализации. В данном случае этих знаний, конечно, недостаточно. За время предвыборной кампании я прошла весь округ "ногами", мне удалось не только познакомиться с реалиями, но и погрузиться в них. Это довольно значительная территория — Елизовский городской округ, Вулканный, Николаевка, Сосновка, Термальный, Паратунка.
Фото. Фото: Архив Законодательного собрания Камчатского края
Около 80 процентов проблем, которые озвучиваются на встречах с избирателями, связаны с благоустройством. И сейчас совместно с правительством Камчатского края мы понимаем, что необходимо увеличение средств на создание комфортной городской среды примерно на 30-50 миллионов рублей в год, как минимум. Это даст возможность на территории Елизовского района отремонтировать и благоустроить 10-15 домов.
Другие болезненные вопросы — это переселение из ветхого аварийного жилья и обеспечение жильем учителей, врачей и других специалистов.
Вот, например, поступает обращение: стоял человек в очереди на квартиру в течение шести лет, но из-за того, что программа строительства жилья в сельских поселениях (в прежней редакции) прекратила действие, он оказался опять на нулевой отметке решения своей проблемы. И эта ситуация, к сожалению, не уникальная. Соответственно, решена она должна быть в рамках системных мер. Необходимо строить и вводить новое жилье.
Сегодня определенные планы есть — по Елизовскому городскому округу, по Паратунке и Николаевке. Частично эта проблема будет решена, но это в будущем, а различные острые ситуации происходят здесь и сейчас. И я как депутат пытаюсь решить проблему сегодня, для этого приходится идти какими-то сложными путями.
— Одна из таких сложных ситуаций с жильем недавно прогремела в интернете…
— Да, я как раз о ней и говорю. В конце прошлого года в камчатских соцсетях появилось обращение жителя из Николаевского сельского поселения. Он писал о том, что лишается жилья и ему негде жить с малолетними детьми.
Лет 7-8 назад он взял ипотечный кредит, но вот уже два года не мог его оплачивать. Помочь в этой ситуации было очень сложно. Мужчина не стоял ни в каких очередях на улучшение жилищных условий. Но и не помочь было нельзя! Ведь у него двое детей, и жена на тот момент была беременна третьим.
Удалось совместно с Сергеем Николаевичем Тюлькиным и Владимиром Ильичом Никифоровым найти квартиру, которую эта семья сейчас снимает по социальному найму. Это было архисложно и с моральной точки зрения по отношению к другим стоящим на очереди. Там тоже очень непростая история. Я вам рассказываю, а мне не по себе, потому что за всем этим стоят конкретные живые люди. Надеюсь, нам удастся в скором времени помочь и им. Депутатская работа на местах очень важна, потому что у нас есть возможность погрузиться в проблему, разобраться и точечно помочь.
Фото. Фото: Архив Законодательного собрания Камчатского края
Также на округе есть существенные проблемы, связанные со здравоохранением. В первую очередь осенью мы проехали с министром здравоохранения Андреем Кузьминым и провели личные приемы граждан в Сосновке и Паратунке. И я благодарна Андрею Валерьевичу, он принял порядка 30 человек в каждом поселке, и каждую проблемную ситуацию взял на личный контроль. Планируем во всех населенных пунктах округа провести такие же встречи граждан с зампредом правительства Камчатского края Романом Сергеевичем Василевским. Сегодня такое решение проблем на местах — наиболее действенный метод. Каждые две недели вместе с главой я встречаюсь с жителями Елизовского района, и раз в месяц провожу выездные приемы в населенных пунктах.
— А остается ли свободное время у депутата Герасимовой? На что она его тратит?
— Два с половиной года назад я попросила мужа купить мне шоколадного лабрадора. Он меня отговаривал, мол, какая тебе собака, у тебя времени не будет с ней даже гулять. Я пообещала, что буду очень стараться находить это время.
Но, конечно, муж оказался прав: за тот период, когда я работала в правительстве, собакой почти не занималась. Один раз, когда пошла с ней гулять, сломала палец, второй раз — сломала руку. Таким образом, выяснилось, что есть проблемы со здоровьем. И в тот момент мне пришлось принять очень непростое для себя решение — уйти из правительства, чтобы иметь возможность заняться здоровьем.
Теперь, несмотря на большой объем работы в краевом парламенте, все же остается вечернее время и выходные, которые я и посвящаю близким, любимой собаке, восстановлению своего английского, спорту и путешествиям по любимой Камчатке.
Беседовала Лада Калинина