Камчатка 14 февраля: открытие международного аэропорта и швейной фабрики

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Аэропорт им. Витуса Беринга в городе Елизово, 1963 год
Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Прием иностранных воздушных судов

14 февраля 1992 года Камчатский областной совет народных депутатов принял решение об открытии аэропорта Елизово для приема иностранных воздушных судов.

История аэропорта началась в 1930-х годах после появления первых самолетов над Камчаткой. Вначале использовались в основном гидросамолеты.

В 1940-х годах гидросамолеты вытесняются самолетами Ил-12, Ли-2, Ил-14. Прием и отправку самолетов осуществлял аэропорт Елизово. После войны аэропорт вышел из состава Камчатского авиаотряда. В первый день1948 года предприятие ОАО "КАП" стало самостоятельным. Штат аэропорта составил 62 человека, а задачи по развитию сети перевозок, учитывая особенности региона, стояли колоссальные.

Открытие аэропорта произошло в далеком 1948 году. 

В 1958 году на баланс предприятия были получены самолеты Ту-104, которые приступили к выполнению рейсов на Москву и Хабаровск. В этом году началось строительство аэропортового комплекса сооружений.

В 1961 году предприятие было доукомплектовано звеном самолетов Ли-2, которые вместе с инженерным составом были переведены из аэропорта Халактырка.

В 1963 году на базе аэропорта Петропавловск-Камчатский был образован объединенный авиаотряд, который включил в себя все аэропорты Камчатки.

Позже на базу прибыли самолеты Як-40, которые проделали титаническую работу в авиаперевозках Камчатки.

В июне 1978 года на Московском направлении начал работать самолет Ил-62. Для возможности приема такого судна пришлось построить новую ВПП и компоненты летного поля.

С 1979 года на маршрутах появился самолет Л-410.

Вследствие всех доработок и модернизаций аэропорт получил возможность принимать самолеты Ил-96, Ан-124, "Аэробус", "Боинг".

В 1992 году аэропорт Петропавловска-Камчатского получил статус международного и начал выполнять чартерные рейсы.


Строительство Камчатской швейной фабрики на улице Зеркальной (пятый километр) в городе Петропавловске-Камчатском. Фото: www.piragis.ru

Петропавловская швейная фабрика

14 февраля 1964 года была введена в эксплуатацию Петропавловская швейная фабрика (ныне — ООО "Надежда-Новинка").

Из жизни поселка Шубертово

Шубертово, поселок рыбокомбината. Находился южнее Усть-Камчатска. Название получил от мыса Шуберта, который был так наименован в 1900 г. мореплавателем Ф. Геком. Расстояние от Шубертово до Петропавловска определялось в 275 морских миль. Ближайшие населенные пункты: на север японский рыбоконсервный завод фирмы "Ничиро", с 1945 г. именовавшийся "Крюгер", на юг поселок геологов Кроноки. 

До советизации Камчатки здесь находился частный завод фирмы "Торговый дом бр. Люри". В 1933 г. завод перешел в ведение Акционерного Камчатского общества. Первоначально он входил в состав Усть-Камчатского рыбокомбината, но в 1934 г. обрел самостоятельность. Комбинат имел две рыбообрабатывающие базы, расположенные друг от друга на расстоянии 35 км. Общая протяженность береговой полосы комбината в Камчатском заливе составляла 96 км. 

В 1936 г. начал выходить "орган политотдела Шубертовского рыбокомбината" газета "Коммунист". В это время в поселке имелась небольшая больница на шесть коек. Во время войны руководителям и рабочим приходилось работать в крайне сложных условиях. Так, в 1944 г. на комбинате имелась всего одна энергоустановка мощностью 10 кВт при потребности в электроэнергии 50 кВт. В 1944 г. комбинат имел единственный автомобиль ГАЗ-42. 

По состоянию на 1 января 1946 г. Шубертово характеризовалось следующими данными. "Поселок находится в 50 км от сельского совета. Связь сельсовета с поселком осуществляется крайне недостаточно. Средствами живой связи служат в навигационный период мелкие промысловые мотоединицы (катера, кавасаки), а в другое время через обмен пешеходами по труднопроходимой тропе морского берега. На протяжении 17 км этот путь нередко бывает непроходимым, так как здесь скалы близки к морю, и во время прилива, зыби, не говоря уже о морском шторме, на тропе бушуют волны. Таким образом, поселок Шубертово и сельский совет регулярной связи между собой не имеют. В поселке расположены рыбоконсервный завод, неполная средняя школа, больница, детские ясли, почтовое отделение, сберкасса, рыбный кооператив и другое. Рабочих в поселке 750 чел. В 9 км от поселка Шубертово находится вновь переданный Шубертовскому комбинату рыбоконсервный завод № 150, где также в 1946 г. будет строиться рабочий поселок, рассчитанный на 800 чел. взрослого населения. Поселок необходим для производственной деятельности рыбоконсервного завода. Вместе с этим здесь будет разворачиваться и сеть социально-культурных учреждений, призванных обслуживать трудящихся предприятия". 

Молодежь поселка занималась его благоустройством. Вот что рассказывала об этом 30 июля 1950 г. "Камчатская правда": "Комсомольцы и молодежь Шубертовского рыбокомбината под руководством секретаря комбината Раисы Молодцевой посадили много деревьев на улицах поселка консервного завода № 64. Все посадки огорожены". 

Из-за уменьшения подходов лосося к берегам Камчатки в начале 1950-х гг. обострилась проблема обеспечения сырьем мощностей комбината. К тому же неподалеку действовали рыбаки Усть-Камчатского комбината. В итоге было принято решение о закрытии Шубертовского комбината. В 1957 г. на Усть-Камчатском рыбокомбинате была создана комиссия, в задачу которой входила ликвидация предприятия. Часть жителей переселилась в Усть-Камчатск, часть уехала в другие места полуострова. Шубертово было исключено из списков населенных пунктов Камчатской области 14 февраля 1964 года. 

Орден Дружбы народов

14 февраля 1974 года состоялось торжественное вручение Корякскому национальному округу Камчатской области (ныне Корякский округ Камчатского края) ордена Дружбы народов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1972 года).

В 1972 году, 17 декабря, в ознаменование пятидесятилетия образования СССР был учрежден один из наиболее ярких и редких послевоенных орденов — Дружбы Народов. Знак ордена отличается сложным исполнением и красивым, оригинальным дизайном.

Автором эскиза является российский художник, заслуженный работник культуры РСФСР — Александр Борисович Жук. (Он известен в России и за рубежом также своими справочниками по стрелковому оружию. Кроме того, Александр Борисович автор дизайна револьвера "Марс", предназначавшегося для космонавтов).

Статут предполагал награждение граждан Советского союза, иностранных граждан, а также различные общественные организации и предприятия. К числу награждаемых относились союзные и автономные республики. Награждение орденом Дружбы Народов производилось за развитие и укрепление дружественных отношений между народами социалистических государств, а также за активное личное или коллективное (в масштабах республики, края, области, либо города) участие в социально — политическом и экономическом развитии СССР и его союзных республик.

Основой знака ордена является пятиконечная звезда со штралами, пучками расходящихся, сияющих лучей, покрытая красной эмалью. В центре звезды расположен медальон, на который наложен позолоченный Государственный герб. Над гербом — Дружба Народов. Герб и надпись окаймлены лавровыми ветвями зеленого цвета и ободком, выполненный в виде рукопожатий. В нижней части ободка — накладная, темно — красная лента с позолоченной надписью "СССР". Медальон с гербом, надписи, ободок и лента крепились к основе ордена штифтами. Верхний луч звезды ордена имеет в своей конструкции ушко для крепления к пятиугольной колодке. Крепление осуществляется посредством соединительного кольца. Колодка обтянута муаровой лентой, окаймленной зеленой и синей полосами. Между ними расположена полоса красного цвета с двумя продольными, узкими желтыми полосками. Края ленты — белого цвета. Ширина белых полосок — полтора миллиметра. Знак ордена надлежало носить на левой стороне груди после ордена Трудового Красного Знамени.

Также в этот день

14 февраля 1835 года в Сибирский комитет начальником Камчатки Голенищевым составлено представление "Об учреждении в Петропавловске иностранной конторы с агентом продажи товаров из Англии, Америки, Китая и других мест".

14–16 февраля 1932 года в с. Карага прошёл Первый районный съезд Советов. Съезд избрал райисполком в составе 15 человек, председателем его стал М. М. Обухов. 

14 февраля 1933 года Вторая экспедиция "Трансавиации" завершила изыскательные работы по выявлению мест для постройки аэропортов и аэродромов в области и положила начало развитию авиалиний внутри Камчатки.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость