Шла Великая Отечественная война и в этот сложный для страны период Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР П.П. Ширшов издал приказ N 336 "Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР". Эта дата и является днем основания порта.
Порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший № 6 на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы № 1, 2 и 3 на той же стороне севернее и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Приём в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и качеству.
Только в самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики "Студебеккер", компрессоры "Катерпиллер", передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое. На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы даже выше современного уровня. Ленд-лиз потребовал и обеспечил строительство порта. Но на стройплощадке была и отечественная техника.
1 февраля 1945 года в Петропавловске вступил в строй морской торговый порт (первоначально — порт Морфлота). Главной задачей порта стала работа по обработке судов и грузов, идущих из Америки по государственной программе ленд-лиза.
"1 февраля 1945 года заработал порт Наркомморфлота СССР. Он принял от порта АКО (Акционерного Камчатского общества) деревянные причалы на м. Сигнальном и на Кошке, три построенных Камчатморстроем капитальных шпунтовых причала и прилегающую к ним территорию, деревянный и два металлических склада. По проложенным временным подкрановым путям двигались два портальных крана. С этого момента портовое хозяйство Петропавловска разделилось на рыбный и торговый порты".
С момента ввода порта в эксплуатацию порт благоустраивался, увеличивал свой причальный фронт, расширял складскую площадь, увеличивал механическую вооруженность — вводились в эксплуатацию новые портальные краны, строились современные грузовые склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота.
В своей деятельности порту приходилось решать и такие задачи, с которыми не сталкивались другие порты, работающие в более благоприятных условиях. Так до 60-х годов в Петропавловске-Камчатском отсутствовала единая энергетическая система. Каждое предприятие имело собственные карликовые энергостанции, а жилой фонд освещался с большими перебоями маломощной городской электростанцией. В 1948-49 годах на мысе Сигнальном была построена паротурбинная электростанция мощностью 1000 квт, а в начале 90-годов было осуществлено строительство новой, дизельной электростанции, мощность которой была доведена до 3000 квт. Это полностью обеспечивало производственные потребности порта и освещение ведомственного жилого массива.
С 1951 года в порту усиленно началось строительство жилого фонда.
В 1963 году в порту было построено здание пассажирского морского вокзала.
С конца 50-х годов портом начала производиться переработка грузов в пакетах и контейнерах.
В первый послевоенный — 1946 год порт переработал 205,6 тыс. тонн различных народно-хозяйственных грузов. В 1950 году переработка грузов удвоилась, составив 443,5 тыс. тонн, а в 1953 году порт переработал уже 810 тыс. тонн различных грузов. В 1956 году объем переработки грузов впервые превысил проектную мощность — один миллион тонн.
За период с 1966 по 1970 год переработка грузов увеличилась на 46 %. И в 1970 году переработка грузов превысила два миллиона тонн. Переработка грузов в 85-89 годах составила 3,5 — 3,9 млн. тонн.
Нельзя не отметить резко возрастающий уровень механизации погрузо-разгрузочных работ, который с 62,З % в 1956-60 гг. достиг практически 100 % в 90-х. Порт является, пожалуй, самым высокомеханизированным предприятием области.
От работы порта зависело не только жизнеобеспечение города, но и всей Камчатской области. Перевозку и выгрузку народно-хозяйственных грузов в Северо-западные пункты Корякского автономного округа Тигиль, Палану и Манилы первые группы портовиков начали производить в 1957 году. При отсутствии каких-либо перегрузочных механизмов выгрузка груза с плавсредств на берег производилась "вручную" на спине. Уголь, доставляемый на плашкоутах, выгружался лопатами. Объем завоза груза составлял 2-3 тыс. тонн. Но невзирая на тяжелейшие условия труда, при отсутствии элементарных жилищных условий портовики честно и добросовестно выполняли порученное им дело.
С каждым годом рос поток грузов в эти пункты. Постепенно стали обустраиваться рейдовые пункты, поступала новая техника. Для перевозки стали использоваться новые плавсредства, которые с учетом больших приливов могли заходить в устья рек и вверх по реке для разгрузки грузов. Увеличение пропускной способности рейдовых пунктов обеспечило наиболее полное использование природно-экономических условий и местных возможностей для дальнейшего подъема материального благосостояния и культурного уровня народностей Севера Камчатки. Постоянное увеличение объема работ и интенсивности береговых грузовых операций требовало наращивания технической оснащенности экспедиции.
Петропавловский порт сегодня — это многоотраслевое транспортное предприятие. У порта большой парк не имевшихся ранее средств малой механизации — автопогрузчиков, электрокар, трюмных механизмов, разнообразных грузозахватных приспособлений, применяемых для специализированной переработки различных грузов.
10 км. Автостанция, 1980 год. Фото: из фондов Камчатской краевой научно библиотеки им. С. П. Крашенинникова
1 февраля 1967 года в Петропавловске открылась городская автостанция на 10 километре. Отсюда стали отправляться рейсовые автобусы в Елизово, Паратунку, Начики, Коряки и другие населенные пункты полуострова.
Дом быта "Камчатка" был построен в 1977 г., введён в эксплуатацию 1 февраля 1978 года, на тот момент он был самым крупным в Петропавловске.
На первом этаже располагались прачечная-химчистка и мастерская по ремонту часов.
На втором этаже — ремонт обуви, парикмахерская и фотоателье.
На третьем этаже были два ателье — трикотажное и экспериментальное, работал демонстрационный зал.
На четвёртом этаже — фабрика индпошива и фотолаборатория, а также портретный цех, в котором работали художники.
На пятом этаже располагалось телеателье.
Атласов Владимир Владимирович. Фото: ru.wikipedia.org
Атласов Владимир Владимирович (около 1661–1711), землепроходец, казачий голова, первый исследователь Камчатки, один из первооткрывателей Курильских островов.
Службу начал в 1682 году в Якутске. До 1689 года собирал ясак в бассейне реки Алдан и по рекам Уда, Тугур и Амгунь (левый приток Амура), до августа 1694 года — по рекам Индигирка, Колыма и Анадырь. Из похода по восточной части Чукотского полуострова (лето 1692 года) доставил краткие сведения о Чукотке, Аляске и об эскимосах.
В августе 1695 года был назначен приказчиком Анадырского острога. Во время камчатского похода (конец декабря 1696 года — середина июля 1699 года) прошел сушей почти все западное побережье полуострова Камчатка (1100 километров), не дойдя 100 километров до мыса Лопатка. К концу лета 1698 года вышел к побережью Тихого океана у 51° 21′ с. ш. (мыс Инканюш). Собрал первые сведения о вулканах, в том числе о высочайшей в Евразии Ключевской Сопке и о многочисленных минеральных источниках.
В середине 1700 года вернулся в Якутск и был отправлен с докладом в Москву. В Тобольске вместе с С. Ремезовым составил один из первых чертежей Камчатки. В Москве Атласов представил ряд "скасок" (сохранились две) с первыми точными сведениями о природе и населении Камчатки, ее животном и растительном мире, о морях, омывающих полуостров, их ледовом режиме.
За успешный поход, закончившийся присоединением Камчатки к России, Атласову был присвоен чин казачьего головы и выдана награда в размере 100 рублей. Эти деньги он истратил на товары, взятые со склада недавно умершего купца. Наследники покойного подали на Атласова жалобу, и он на четыре года был посажен в тюрьму. После освобождения (1707) был направлен приказчиком на Камчатку. В этой должности он пробыл всего полгода. Взбунтовавшиеся служилые люди посадили Атласова в темницу, из которой он бежал и до января 1711 года находился в Нижнекамчатске. 1 февраля 1711 года в Нижнекамчатском остроге большерецкие казаки А. Постников, Г. Шибанов и А. Петровых убили В. В. Атласова.
Атласов первым из россиян достиг берегов Тихого океана. Именем Атласова названы остров, бухта и вулкан Курильской гряды; населенные пункты на Камчатке и Сахалине; ледник в хребте Черского.
1 февраля 1927 года образован Пенжинский Ламутский (тунгусский) род.
1 февраля 1938 года зарегистрировано Тиличинское отделение заготовки пушнины.
1 февраля 1969 года решением Камчатского облисполкома райтопы, занимающиеся заготовкой и вывозкой древесины, преобразованы в лесопункты Управления топливной промышленности: Паланский, Тигильский, Оссорский, Пенжинский.