24 декабря 1923 года при Петропавловской городской школе создан первый на полуострове пионерский отряд. Руководил учитель-комсомолец П.Могутин. В 1924 году создана областная пионерская организация.
Лагерь Анавгайской партии у горы Чемпуры, 1956 г. Фрагмент фото. Фото: : из фондов Камчатского филиала ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу".
Как и у многих сел края, точную дату основания села Анавгай определить трудно, существующая информация противоречива. История возникновения и развития села Анавгай восходит к началу тридцатых годов прошлого века и неразрывно связана с советскими преобразованиями на территории области.
Восьмого февраля 1926 года на собрании Анавгайского рода было принято решение создать родовой совет (председатель — Инданов Иван Маркович, члены Совета — Гилканов Иннокентий Игнатович и Черканов Сергей Гаврилович) и объединиться с другими родами эвенов: Лаучанского и Кекунайского. В то время села как такого не было, на месте современного стойбища "Мэнэдек" было несколько зимников.
Постановлением ВЦИК от 10 января 1932 года образован Быстринский национальный (Эвенский) район с административным центром в селении Оновгай в существующих границах Быстринского Ламутского туземного района. Позже административным центром стало село Эссо.
24 декабря 1934 года в день выборов в местные Советы депутатов трудящихся Анавгай стал селом. Именно этот день и является Днём Рождения села. Опрометчиво Анавгай конца 30-х годов прошлого века считать селом, то есть населённым пунктом, имеющим постоянное население на определённой территории. Это подтверждают и воспоминания жителей. Эвены жили в юртах, и они потихоньку кочевали по реке Анавгай от истока до устья реки Быстрая.
Решением исполкома Камчатского областного Совета от 25 апреля 1941 года разработан план оседания кочевого населения по Тигильскому и Быстринскому районам. По этому плану Анавгай становится хозяйственным центром товарищества им. Молотова. Отведены участки под строительство магазина, столовой, пекарни, детских яслей, почты, больницы. В военные годы в селе открывается первый медпункт, в 1941 году, в 1943 году в селе была открыта первая начальная школа из 2-х классов с количеством учащихся 24 человека. На 47 километре дороги, на горячих источниках, построили сначала стоянку, а затем базу отдыха. Там же были сенокосные угодья.
В 60-е годы население села увеличивается. В район и село перевезли соболевских коряков. В связи с курсом на укрупнение колхозов, ликвидируются "неперспективные" села Лаучан в 1960 году, Тваян в 1964 год, Быстрая в 1969 году. Население их насильно переселяется в Анавгай.
В 1967 году в селе открыли сад-ясли с круглосуточной группой для детей-эвенов, но были дети, которые находились в табунах. С середины 60-х годов обучение в школе ведётся на русском языке, что негативно отразилось и на успеваемости, и на культуре эвенов. Дети всё больше и больше отрываются от семей. В табуны они попадают только летом. Постепенно утрачивается преемственность в традиционных занятиях.
Посёлок Анавгай приобрёл свой облик в 60-70-е годы XX века. На это время падает пик социально-экономического развития. Жители имели жилье, работу, устойчивые заработки. В Анавгае два фельдшера. Строятся новые дома, в село проводят термальную и холодную воду. В 1978 году в селе открыли сначала восьмилетку, а позже была открыта средняя школа. В 1980 году было построено двухэтажное здание 8-летней школы-интерната, с 1985 года школа преобразована в среднюю школу-интернат. Появился Дом Культуры. Жизнь меняется к лучшему.
Изменения в стране, происшедшие на рубеже веков, отразились и на жизни жителей Анавгая. В 1992 году происходит реорганизация совхоза. Вместо него созданы крестьянско-фермерское хозяйство "Рассвет" и ООО "Анавгай". Сельский совет реорганизован в сельскую администрацию. Произошло резкое снижение занятости населения, безработица, как следствие, пьянство. Поголовье оленей сократилось за 10 лет в 3,5 раза.
В этих условиях очень остро встала проблема выживания. Решение её анавгайцы видят в возвращении к истокам, к своей культуре. Это выражается в возрождении обычаев, обрядов, в деятельности национальных ансамблей. Этим они привлекают туристов. Туризм в перспективе может рассматриваться как самостоятельное экономическое направление. Местная интеллигенция проводит значительную работу по возрождению и сохранению культуры.
С 1989 года в селе регулярно проводится фольклорный праздник "Нургэнэк", который привлекает к себе как сельчан, так и гостей. Он включает в себя целый ряд мероприятий: выставку-продажу сувениров, танцевальный марафон, угощения, детский "марафончик". С 1999 года в селе проводятся Черкановские чтения.
2001—2005 годы характеризуются появлением национального праздника "Дюлипки", восстановлением обрядов празднования Нового года, свадьбы, открытие национального стойбища "Мэнэдек". Приступили анавгайцы к реализации грантов: "Камчатский фиточай", эколого-образовательная программа "Быстринский природный парк" на базе Анавгайской средней школы.
24 декабря 1939 года состоялись выборы в местные Советы депутатов трудящихся.
24 декабря 1952 года — день образования судебно-медицинской службы Камчатки. В 1952 году было создано областное бюро судебно-медицинской экспертизы.
24 декабря 1974 года создан Корякский окружной Совет Всероссийского общества охраны природы.
24 декабря 1979 года создан Окружной научно-методический центр народного творчества (ОНМЦ).
24 декабря 1991 года постановлнием главы администрации Корякского автономного округа в с. Усть-Хайрюзово Тигильского района зарегистрировано ТОО Российско-Австралийского совместного предприятия "Сикор-Вест Ко Лтд".