Камчатка 13 декабря: командиры Камчатки и закрытие Петропавловского собора

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Селение Паратунка, 1937 г. Слева бывшая церковь
Фото: из фондов КГБУ ККОМ

Командиры Камчатки

В 1780-е гг. в нижнекамчатский округ был послан из Иркутска исправник барон Штенгель. По инструкции, данной Штенгелю, ему предоставлены были отдельные права над округом, с тем только, чтобы он содействовал городничему в делах управления. Обстоятельство это было причиною, что и Штенгель считал себя независимым командиром. Служащие, нередко получая от них противоречащие приказания, не знали, кому и повиноваться, а с туземцев собиралася чащина земскими чиновниками для других начальников. Рейнеке, разобрав дело, сменил Штенгеля и поручил его округ капитану Шмалеву.

После Шмалева стали назначать отдельных командиров в Петропавловскую гавань. Городничим же вместо него определен 15 марта 1791 г. коллежский асессор Воеводский, который вступил в управление Камчаткою 13 декабря 1791 года.

Городничий Воеводский разъезжал для своих выгод по полуострову, выменивая у инородцев на вино, порох, свинец и другие вещи пушных зверей, и не пренебрегал взятками. Воеводский, опасаясь, чтобы Нижнекамчатск не подмыли реки Радуга и Камчатка, перенес город в 1791 и 1792 годах на правый берег р. Радуги.

Начальник Петропавловской гавани майор Василий Шмалев, имея отдельное назначение, не хотел признавать над собою власти Воеводского, который жаловался на Шмалева губернатору Пилю. По этому поводу Пиль 5 июля 1793 г. предписал всем без исключения чинам, находящимся в Камчатке, подчиниться городничему. Обиженный этим распоряжением Шмалев начал писать доносы на Воеводского, вскрывшие все его злоупотребления, а Воеводский, в свою очередь, писал на Шмалева, и ссора их кончилась тем, что обоих их отдали под суд, причем Воеводский 1 мая 1794 г. был вызван в Охотск, а Шмалев оставался в Камчатке, где и умер 18 декабря 1799 года.

Со времени открытия русскими плавания в Камчатке, вместо маяков жгли костры. Городничий Воеводский распорядился, чтобы в Тигиле, Нижнекамчатске, Большерецке и Петропавловской гавани были сделаны для маяков треугольные срубы, обращенные одним углом к морю с двумя прорубленными окнами, в которые за неимением стекол вставлялись выделанные нерпичьи шкуры или пузыри. Освещение же продолжали делать дровами с салом или рыбьим жиром. Шмалев в 1792 г. вставил в окна стекла. Но, не находя удобным такое освещение, приказал уничтожить срубы и жечь по-прежнему большие костры.


Собор в Петропавловске-Камчатском, 1900-е гг.. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Дом обороны в соборе

13 декабря 1931 года закрылся Петропавловский собор. Вскоре бывшее церковное здание передали под оборонный клуб, или, как его ещё называли, Дом обороны. 

Вот что об этом сообщалось в газетной заметке: "Там, где гнусавил поп", опубликованной 30 декабря: "Там, где десяток лет тому назад кучка бывших молилась о ниспослании побед белогвардейскому христолюбивому воинству, там, где еженедельно десяток старух собирается посудачить о своих делах и попросить небо о еже прекратите смуту на земли нашей, там на днях открывается кузница кадров обороны страны. 

По постановлению центральных органов советской власти ликвидирован последний оплот мракобесов. Незаконно занятое ими здание церкви передается горсовету, и последний уже передал здание под Дом обороны. Сотни осоавиахимовцев, занимающиеся на улицах, не имеющие места, где бы погреться во время сильных морозов, не имеющие места, где пройти политучебу, ликвидировать химнеграмотность имеют теперь свой дом, где с утра до вечера будет проводиться широкая политико-просветительная осоавиахимская и физкультурная работа". 


Церковь Богоявления Господня в с. Мильково. Фото: : из фондов КГБУ ККОМ

Закрыта церковь

13 декабря 1930 года— закрыта церковь Богоявления Господня в с. Мильково.

Богоявленская церковь вначале своем была построена в Верхнее-Камчатском остроге в 1746 г. В 1754 г. она была смыта разливом р. Камчатки, и в 1860 г. отстроена заново. К началу XIX века бывшая столица Камчатки, Верхнее-Камчатск, потеряла свое значение, обезлюдела и храм поддерживать стало трудно. И потому "…испрошено у святейшаго Синода дозволение перенести верхнекамчатскую церковь вниз по реке за 12 верст в заимку пашенных крестьян, в значительном количестве переведенных сюда из Сибири, именуему милково, от небольшой сего имени речки, вливающейся в р. Камчатку. Святейший Синод, согласно с ходатайством иркутскаго преосвященного Михаила II утвердив сие предположение, пожаловал на вспоможение 1250 рублей. И первая мильковская церковь освящена протоиереем Никифором 13 января 1823 года, в прежнее наименование Богоявления Господня. В 1850 году она заменена новою…

В Мильковской Богоявленской церкви первое служение совершено первым епископом камчатским [Святителем] Иннокентием 30 ноября 1842 года".

В церкви имелись непреходящего значения реликвии: колокол, отлитый в 1727 г. для первой на Камчатке церкви во имя Святителя Николая Чудотворца (построена в 1713 г.) и два колокола (литья 1763 г. и 1765 г.), предназначенные для часовни Петропавловской гавани во имя свв. апп. Петра и Павла (часовня не построена и колокола переданы в Верхнее-Камчатский острог в Богоявленскую церковь). Все колокола с соответствующими надписями.


Верхнекамчатское селение, 1930-е гг.. Фото: из книги В.П. Маргаритова "Камчатка и ее обитатели"

Центр Камчатской области

Верхнекамчатский острог, Верхнекамчатск — русское поселение на полуострове Камчатка.

С конца XVII в. — острог, в 1803-12 гг — Верхнекамчатск, центр Камчатской области Иркутской губернии, с 1812 — за­штатный город, с начала XX в. — село, в 1956 Верхнекамчатск упразднен, в 1974 исключен из списка населенных пунктов. Насе­ление: до начала XIX в. преимущественно военнослужащие, отстав­ные, мещане, обрусевшие ительмены (камчадалы); в 1738 — около 100 человек, в 1850-х гг. — около 50, в 1893 — 78, в 1925 -123 человек.

Между 1697 и 1699 в районе впадения реки Андриановка в реку Камчатка казаками В. Атласова было основано зимовье, заброшенное в 1699, а в 1703 восстановленное Т. Кобелевым на левом берегу Камчатки напротив устья реки Кавыча. В 1705 обнесено частоколом из жердей, в 1715 — бревенчатым тыном с проезжей башней; размер в плане 36,7x36,7 м. Укрепления исчезли к началу XIX в. При остроге, помимо казенных построек и церкви, стояли в 1728 — 17 жилых дворов, в 1738 — 23, к 1820-м гг. — около 20, в 1852 — 10, в 1890-е гг. — 10. Жители занима­лись скотоводством, огородничеством, рыболовством, охотой. К середине XIX в. Верхнекамчатск пришел в упадок, в начале XX в. лишен статуса города.

Верхнекамчатск исключили из списков населенных пунктов Камчатской области 13 декабря 1974 года. Сегодня на территории бывшего острога находится дачный поселок жителей села Мильково.


Посёлок Усть-Камчатск, 1930-е гг.. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Селение Култук

Слово "култук" по-тюркски значит "залив, лагуна". Самое большое озеро на Камчатке — Нерпичье — соединяется с озером Култучным. На его северном берегу находилось небольшое поселение, получившее название по имени озера — Култук. По данным В. П. Кускова, оно возникло до 1953 г. Старожилы же утверждают, что селение было основано в середине 1930-х гг. как подсобное хозяйство Усть-Камчатского рыбокомбината. 

Климат в селении более благоприятный, чем в Усть-Камчатске. Здесь, на защищенном от холодных ветров горными хребтами месте, имеются прекрасные пастбища, где летом выпасали лошадей и коров. Из молока вручную сбивали сливочное масло. Его, молоко и мясо доставляли в столовую рыбокомбината. 

В 1946 г. в Култуке жили 13 рабочих и служащих. Все селение состояло из нескольких жилых строений и магазина. Профсоюз рыбокомбината организовал здесь Дом отдыха. Рядом с селением располагалось месторождение глины. Ее использовал скульптор Н. Кононенко, имевший здесь мастерскую, в которой он проработал около десяти лет. Здесь же на небольшом кустарном заводике делали кирпич для нужд рыбокомбината. 

В 1960 г. в Култуке имелись всего четыре хозяйства. Они возделывали картофель, посевы которого занимали 5,5 га. Култук исключили из списков населенных пунктов Камчатской области 13 декабря 1974 года.  


Селение Паратунка, 1937 г. Слева бывшая церковь. Фото: из фондов КГБУ ККОМ

Из жизни села Паратунка

Селение Озёрное упоминается в "Списке населенных мест Приморской области Восточной Сибири Петропавловского округа", датированном 1868 г. 

Селение "при озере и речке", откуда до Петропавловска по почтовому тракту считалось 39 верст. Здесь стояли два дома, жили пять мужчин и шесть женщин. В. П. Кусков считал, что оно возникло в 1832 г. и было названо по расположению у озера Дальнего. 

В 1876 г. местное общество было административно объединено с Николаевским, Паратунским и заимкой Микижа. Во всех обществах проживали 229 чел. 

В. Л. Комаров, работавший на Камчатке в 1908-1909 гг., сообщает об имевшихся здесь строениях: "хутор П. Яковлева на истоке Ближнего озера и, само собою разумеется, летовка на Дальнем озере". В Приполярной переписи 1926 г. это селение не упоминается. 

Официально оно исключено из списка населенных пунктов Камчатской области 13 декабря 1974 года


Посёлок Ука, 1960-е гг.. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Селение Ука

Ука — упразднённый посёлок в Камчатском крае. Входил в Карагинский район (до 1 июля 2007 года в составе Корякского автономного округа Камчатской области).

На карте В. Н. Тюшова, датированной концом XIX в., селение Ука обозначено как Укинское и расположено на правом берегу реки Уки. Ближайшее к северу селение Хайлюлинское. 

В. П. Кусков полагал, что селение "возникло до 1852 г.". По списку населенных мест Петропавловского округа 1868 г. отсюда до Петропавловского порта считалось 844 версты. Селение составляли пять дворов, их населяли 13 мужчин и 15 женщин. 

В 1901 г. здесь жили 17 чел. Иеромонах Нестор отмечал: "Селение Ука расположено на восточном берегу Камчатского полуострова. Жители небольшого Укинского селения занимаются охотой и рыболовством".

Побывавший в этих местах в марте 1943 г. вулканолог Б. И. Пийп записал свои впечатления: "Селение Ука одно из самых крупных в районе. Здесь есть почта, телеграф, больница, школа-семилетка, два магазина. Здесь в Уке все очень скудно. Колхозники совершенно заморили собак, многие уже подохли от голода. Занимаются они тем, что удочками ловят навагу и бычков для прокорма собак". 

Лоция Берингова моря 1969 г. указывает: "Селение Ука расположено в одной миле к WSW от устья реки Ука на ее левом берегу. В селении имеется пекарня, магазин, баня, почта, клуб, школа и больница". Местная уроженка, дочь участника событий 1919 г., Зинаида Бурлакова рассказывала: "Ука был большой поселок, много населения. Дома стояли по порядку, улиц не было. Каждый год приезжали сезонники на завод. В Уке был колхоз, ловили рыбу, был рыбоконсервный завод; выращивали картошку, вырастала крупная. Завод в Уке работал только на красной. Был японский завод, стояли японские бараки, хорошие рубленые дома. Когда японцы уехали, они много пооставляли. В лесу начинаешь дрова пилить, смотришь проволочка, а проволочка тянется к месту, где они хранили посуду красивую, ткани. Находили бутылки с соевым маслом, водкой, коньяком. На берег пойдешь что-нибудь найдешь. Каждый день ходи каждый день что-нибудь найдешь, они как раз на берегу зарывали, песок размывает. Однажды пошли мы за ягодой, я нашла бугорок, разрыла его, а там очень много посуды, со мной были подруги, и все растащили. Через несколько лет приходили эти японцы на кавасаки в шубах, полотенцами завязанные. У нас были балаган и бат, мы пластали рыбу и вешали, на костре жарили и с солью ели. Мы ели свежие головки, отрезаешь и с солью ешь. Отец убивал медведя, сало солили, хватало надолго. Охота была хорошая на медведя, оленя, гуся, утку. У нас было восемь собак, с Уки ездили до Ключей, с Ключей к нам дядя Степан Юрьев приезжал. Приезжали корейцы, они съели наших собак. Было много переселенцев из России. Я уехала с Уки в 1956 г., у нас остался там рубленый дом. Всех расселили, кого в Палану, кого в Карагу, многие уехали в Елизово. Мне очень нравилось там жить. В Уке однажды было наводнение с моря, вода наступала". 

В 1960-х гг. здесь базировался полк противовоздушной обороны, впоследствии переведенный в с. Крутоберегово Усть-Камчатского района. Селение Ука исключено из списков населенных пунктов Камчатской области 13 декабря 1974 года.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость